№ 2-2528/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2018 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя
в составе:
председательствующего судьи Полякова О.А.,
при секретарях Алиевой, О.К.,Шахпазовой О.Т., Айбазове М.Д.,
с участием:
истца Тимошенко А.Г.,
представителя ответчика Лешан Т.П. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Тимошенко А. Г. к Частному учреждению «Центр образовательной и клинической стоматологии профессора Брагина» о взыскании неполученной заработной платы, компенсации за несвоевременную выдачу заработной платы, компенсации морального вреда, компенсаций за медицинский осмотр и медицинскую одежду,
у с т а н о в и л:
Тимошенко А.Г. обратилась в суд с исковым заявлением (впоследствии уточнённым в порядке ст.39 ГПК РФ) к ЧУ «Центр образовательной и клинической стоматологии профессора Брагина» с требованиями о взыскании неполученной заработной платы, компенсации за несвоевременную выдачу заработной платы, компенсации морального вреда, компенсаций за медицинский осмотр и медицинскую одежду.
В обоснование заявленных требований указала, что работала в Частном учреждении «Центра образовательной и клинической стоматологии профессора Брагина» с 2011 года по 15 ноября 2017 года в должности врача-стоматолога общей практики.
На основании трудового договора с 2011 года между мною и работодателем Брагиным Е.А. оплата труда была гарантирована в виде выплаты должностного оклада. Должностной оклад повышается в зависимости от индекса стоимости жизни, определяемого законодательством РФ.
Однако в день увольнения на основании приказа 15 ноября 2017г. не
была выплачена заработная плата за июнь, июль, август,
сентябрь, октябрь, ноябрь 2017 года, всего в сумме 52800 рублей.
19 декабря 2017 года была выплачена сумма отпускных в размере 9083 рублей.
На основании ст. 392 ТК РФ просила суд взыскать компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в соответствии с представленным расчётом в сумме 1177,84 рублей.
Считает, что действиями ответчика по несвоевременной выдаче ей трудовой книжки ей был причинён моральный вред, размер которого она оценивает в 50000 рублей, данную компенсацию просила взыскать с ответчика в её пользу.
Также просила суд взыскать в её пользу компенсацию за самостоятельное приобретение медицинской одежды в сумме 6150 рублей, и взыскать понесённые ею расходы по оплате прохождения обязательного ежегодного медицинского осмотра в 2015 году в сумме 1600 рублей.
В связи с изложенным, просила удовлетворить ее требования в полном объеме.
Истец Тимошенко А.Г. поддержала уточнённые исковые требования по основаниям, изложенным выше, и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Лешан Т.П. по доверенности исковые требования признала в части требований о возмещении расходов истца на покупку медицинской одежды, в остальной части исковых требований просила суд отказать. Пояснила также, что зарплата Тимошенко А.Г. была выплачена своевременно и в полном объёме, однако в ведомостях на получение заработной платы Тимошенко А.Г. расписываться отказалась, о чём имеются составленные акты, приобщённые к материалам дела. Во взыскании компенсации морального вреда также просила отказать, поскольку трудовая книжка истцу была возвращена, сведений о том, что отсутствие у истца трудовой книжки создало для неё препятствия в реальном трудоустройстве в указываемый истцом период времени, не представлены. Что касается заявленного требования о взыскании расходов истца на прохождение медицинского осмотра в 2017 году, то оплата данного осмотра производится и производилась всегда ответчиком.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно ч. 1 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим кодексом.
Как установлено судом из пояснений сторон и материалов гражданского дела Тимошенко А.Г. работала в частном учреждении «Центр образовательной и клинической стоматологии профессора Брагина» с 2011 года.
01.06.2011 года между Тимошенко А.Г. и частным учреждением «Центр образовательной и клинической стоматологии профессора Брагина» был заключён трудовой договор, согласно которому Тимошенко А.Г. принималась на работу на 0,25 ставки врача стоматолога, с установленной заработной платой в размере 1175 рублей с последующим повышением в зависимости от индекса стоимости жизни.
Согласно приказа <номер обезличен> от 01.04.2015 года Тимошенко А.Г. была назначена на 0,5 ставки заместителя главного врача по лечебной работе, с оплатой согласно штатного расписания. Какие-либо изменения в трудовой договор, заключённый с Тимошенко А.Г., не вносились, ответчиком данное обстоятельство не оспаривалось. В соответствии с приказом <номер обезличен> от 01.10.2015 года Тимошенко А.Г. была переведена на 0,25 ставки заместителя главного врача по лечебной работе с оплатой согласно штатного расписания. Какие-либо изменения в трудовой договор, заключённый с Тимошенко А.Г., вновь не вносились, ответчиком данное обстоятельство также не оспаривалось не оспаривалось. Согласия Тимошенко А.Г. либо письменного заявления на перевод и изменения условий трудового договора суду не представлено.
Согласно справки о заработной плате Тимошенко А.Г.. представленной ответчиком, заработная плата истца за июнь – ноябрь 2017 года составила 60215 рублей, июнь – 9840 рублей, июль – 9048 рублей, август – 9500 рублей, сентябрь – 9500 рублей, октябрь – 9500 рублей, ноябрь – 12827 рублей, в том числе отпускные.
Согласно п. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
На основании ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Заработная плата наличными денежными средствами выплачивается в месте выполнения работы (ч. 3 ст. 136 ТК). Для выплаты заработной платы наличными денежными средствами работодатель обеспечивает их наличие в кассе организации в день выплаты зарплаты.
Заработная плата из кассы может выплачиваться по:
§ расходным кассовым ордерам (форма №КО-2)
§ расчетно-платежным ведомостям (форма №Т-49)
§ платежным ведомостям (форма №Т-53)
Для учета личного состава, начисления и выплат заработной платы организация должна использовать унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".
Платежная (расчетно-платежная) ведомость действует в течение срока, определенного руководителем организации, но не более 5 рабочих дней, включая день получения наличных в банке (п.6.5 Указания ЦБ от 11.03.2014 г. №3210-У).
Положениями ст. ст. 21, 22, 132 ТК РФ закреплено право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а также соответствующая обязанность работодателя выплачивать заработную плату в полном размере.
Согласно положениям ст. 136 ТК РФ работодатель обязан при выплате заработной платы в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, о размерах и об основаниях произведенных удержаний, об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику.
Из пояснений истца следует, что с июня 2017 года заработная плата ей не выплачивалась. Доказательств обратного ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ представлено не было.
Суд критически относится к представленным ответчиком актам, удостоверяющим отказ истца Тимошенко А.Г. от росписи в зарплатной ведомости после получения заработной платы, и полагает, что данные акты были составлены ответчиком с целью ухода от ответственности за невыполнение обязанности по выплате заработной платы, исходя из того, что кассовая дисциплина в ЧУ «Центр образовательной и клинической стоматологии профессора Брагина» должным образом не соблюдается и доказательств, свидетельствующих о том, что заработная плата за указанный в исковом заявлении период была выплачена работнику Тимошенко А.Г. в полном объеме, не имеется. В платежных ведомостях отсутствует подпись работника Тимошенко А.Г. в графе "подпись в получении денег (запись о депонировании суммы)". При этом суд учитывает то обстоятельство, что перечисление обязательных платежей в Пенсионный фонд РФ не подтверждает факт выдачи заработной платы работнику своевременно и в полном размере.
В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (ред. от 10.12.2016) "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат, к которым, в частности, относятся премии и вознаграждения, включая единовременные вознаграждения.
Исходя из представленного расчёта Тимошенко А.Г. согласно уточнённых исковых требований просила суд взыскать в её пользу неполученную заработную плату за июнь – ноябрь 2017 года в сумме 52800 рублей.
Суд, проверив представленный расчёт истца, признаёт его неверным. Согласно имеющихся в материалах дела сведений, Тимошенко А.Г. за июнь – ноябрь 2017 года было всего начислено заработной платы в размере 60215 рублей. Данное обстоятельство истцом не оспаривалось. Из них сумма отпускных в размере 7150 рублей ею была получена 30.11.2017 года, что сторонами также не оспаривалось. С учётом налоговых отчислений сумма составила 7827,95 рублей. Таким образом, сумма невыплаченной заработной платы работнику Тимошенко А.Г., подлежащей взысканию в её пользу с ответчика, составляет 52387, 05 рублей. Согласно абзацу 2 ст. 211 ГПК РФ, решение суда в части выплаты работнику заработной платы в течение трех месяцев ( июнь, июль, август) подлежит немедленному исполнению.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере 1177,84 рублей. Данный расчёт ответчиком не оспаривался. На этом основании, принимая во внимание положения ч.3 ст.196 ГПК РФ суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика в её пользу компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в сумме 1177, 84 рублей.
Заявленное истцом требование о взыскании в её пользу с ответчика понесённые расходы по оплате обязательного м медицинского осмотра в 2017 году с получением медицинской книжки в сумме 6150 рублей также подлежат удовлетворению, поскольку истцом в доказательство несения заявленных расходов предоставлены договор об оказании платных медицинских услуг от 04.08.2017 года, кассовый чек на сумму 1600 рублей, а также заключение предварительного медицинского осмотра. При этом представленный ответчиком договор возмездного оказания медицинских услуг от 31.03.2017 года с ООО «Центр медицинских книжек и справок» организацию прохождения обязательного медицинского осмотра своими сотрудниками не подтверждает. На этом основании с ответчика подлежит взысканию заявленная истцом сумма в размере 1600 рублей.
Согласно ч. 4 ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда в день прекращения трудового договора выдать книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.
Данные положения закона согласуются также с разъяснениями, данными в пункте 36 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года N 225 "О трудовых книжках".
Судом установлено, что в день прекращения трудового договора работодатель трудовую книжку Тимошенко А.Г. не выдал.
Трудовую книжку Тимошенко А.Г. получила согласно расписке 19.06.2018 г. Суду ответчиком была представлена опись почтового вложения и почтовая квитанция об отправке в адрес Тимошенко А.Г. трудовой книжки и справки <номер обезличен> от 08.11.2017 года 05.03.2018 года. Сведений о получении согласия на отправку трудовой книжки от Тимошенко А.Г. почтовым отправлением не имеется, равно как и сведений о получении почтового отправления адресатом, более того, проживающим по иному адресу. Кроме того, по общему правилу направление работнику извещения после невыполнения работодателем обязанности выдать работнику трудовую книжку в последний день работы от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки работодателя не освобождает.
Довод ответчика о недоказанности истцом обстоятельств того, что задержка работодателем выдачи истице трудовой книжки препятствовала ее трудоустройству к другому работодателю, судом отклоняется, поскольку данное обстоятельство не влияет на существо спора, по смыслу ч. 1 ст. 65, ст. 234 ТК отсутствие трудовой книжки у работника, с которым прекращены трудовые отношения, свидетельствует о невыполнении работодателем установленных трудовым законодательством обязанностей, является препятствием к трудоустройству и свидетельствует о незаконном лишении гражданина возможности трудиться.
В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, приняв во внимание степень вины работодателя в нарушении трудовых прав работника, с учетом принципов разумности и справедливости суд полагает возможным взыскать компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, в остальной части заявленного требования надлежит отказать.
Заявленное истцом требование о компенсации понесённых расходов на приобретение медицинской одежды в сумме 6150 рублей ответчиком признано, несение расходов в указанном истцом размере подтверждается товарным чеком от 13.10.2015 года, на этом основании с ответчика в пользу истца подлежит взысканию заявленная сумма.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1771,61 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Тимошенко А. Г. к Частному учреждению «Центр образовательной и клинической стоматологии профессора Брагина» о взыскании неполученной заработной платы, компенсации за несвоевременную выдачу заработной платы, компенсации морального вреда, компенсаций за медицинский осмотр и медицинскую одежду – удовлетворить частично.
Взыскать с Частного учреждения «Центр образовательной и клинической стоматологии профессора Брагина» в пользу Тимошенко А. Г. неполученную заработную плату в сумме 52387, 05 рублей.
Взыскать с Частного учреждения «Центр образовательной и клинической стоматологии профессора Брагина» в пользу Тимошенко А. Г. компенсацию за несвоевременную выдачу заработной платы в сумме 1177, 84 рублей.
Взыскать с Частного учреждения «Центр образовательной и клинической стоматологии профессора Брагина» в пользу Тимошенко А. Г. компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Взыскать с Частного учреждения «Центр образовательной и клинической стоматологии профессора Брагина» в пользу Тимошенко А. Г. компенсацию за медицинский осмотр в сумме 1600 рублей.
Взыскать с Частного учреждения «Центр образовательной и клинической стоматологии профессора Брагина» в пользу Тимошенко А. Г. компенсацию за приобретение медицинской одежды в размере 6150 рублей.
Решение суда в части взыскания заработной платы в течение трех месяцев (июнь, июль, август) согласно абзацу 2 ст. 211 ГПК РФ в сумме 20244 рубля подлежит немедленному исполнению.
В остальной части требований о взыскании неполученной заработной платы в размере 412,95 рублей, компенсации морального вреда в размере 47000 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 24 июля 2018 года.
Судья О.А. Поляков