50RS0039-01-2020-007761-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2020 года г. Раменское
Раменский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Кочетковой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Бажановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску ФИО1 к Администрации Раменского городского округа Московской области о признании права собственности на земельный участок, установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Раменского городского округа <адрес>, которым просит признать право
собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 800 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> и установить границы данного земельного участка в координатах, представленных кадастровым инженером ФИО4
В обоснование заявленных требований истец указал, что постановлением Главы администрации Малышевского с/с Раменского района Московской области от <дата> <номер> и свидетельством о праве собственности на землю от <дата> <номер> подтверждается факт принадлежности ему земельного участка. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер: <номер>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Споров и разногласий по границам земельного участка не имеется, права землепользователей не нарушены, однако границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В связи с тем, что в архивный фонд администрации Раменского муниципального района Московской области постановление от <дата> <номер> на хранение не поступало, истец не может оформить земельный участок в ином порядке. На основании изложенного ФИО1 просит признать за ним право собственности на вышеуказанный земельный участок и установить границы земельного участка в координатах, представленных кадастровым инженером ФИО4
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, его представитель по ордеру № <номер> <номер> ФИО3 (<...>) поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить, пояснила, что земельный участок стоит на кадастровом учете и не затрагивает интересы третьих лиц.
Представитель ответчика Администрации Раменского городского округа Московской области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещался надлежащим образом (<...>), просил рассмотреть дело в его отсутствие (<...>), представил письменное мнение, в котором указал, что в удовлетворении искового заявления необходимо отказать, поскольку не представлено сведений, являющихся основанием для возникновения права собственности, поскольку постановление Главы администрации Малышевского с/с Раменского района Московской области от <дата> <номер> в Архивный фонд администрации Раменского муниципального района не поступало, не представлен акт согласования границ земельного участка со смежными землепользователями и органом местного самоуправления, отсутствует уникальные характеристики земельного участка и сведения об уплате налогов за землю за весь период пользования земельным участком. На основании изложенного, просил в заявленных требованиях отказать в полном объеме (л<...>).
Суд, выслушав представителя истца и исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №137-ФЗ) если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона №137-ФЗ оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.
Из материалов дела, а именно из архивных копий лицевого счета из похозяйственной книги администрации Ганусовского с/о д. Нестерово за <дата> г.г. (<...>) и свидетельства о праве собственности на землю от <дата> <номер> (<...>) усматривается, что ФИО1 принадлежит земельный участок, площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Как следует из выписки из ЕГРН земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый <номер>, адрес: <адрес>, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (<...>).
Таким образом, земельный участок предоставлен для целей, указанных в пункте 9.1 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ, до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (до <дата>). Земельный участок не относится к категориям, указанным в статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации (документов, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется), следовательно, не ограничен для предоставления в частную собственность.
С доводом представителя ответчика о том, что сведениями для подтверждения предоставления истцу органом местного самоуправления земельного участка площадью 800 кв.м. и издания правоустанавливающих документов, являющихся основанием для возникновения права собственности на него, ответчик не располагает, суд относится критически, так как он опровергается представленными стороной истца доказательствами.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
В силу части 7 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд вправе считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые копией документа, если содержание документа не оспаривается сторонами. В своих письменных возражениях ответчик ссылается на то, что постановление Главы администрации Малышевского с/с Раменского района Московской области от <дата> <номер> в Архивный фонд администрации Раменского городского округа не поступало, соответственно не может являться доказательством наличия права.
Кроме того, ответчик возражал против удовлетворения иска, поскольку в материалы дела не представлены акт согласования границ земельного участка со смежными землепользователями и органом местного самоуправления, однако кадастровым инженером ФИО4 дано заключение, согласно которому споров и разногласий по границам данного земельного участка заявлено не было, права землепользователей не нарушены (<...>).
За земельный участок истцом оплачиваются налоги (л.д. 58-62), следовательно довод представителя ответчика о том, что сведения об уплате налога за землю в материалах дела отсутствуют, также не нашел своего подтверждения. В настоящее время лиц, претендующих на данный земельный участок, не установлено, требований со стороны Администрации о незаконном использовании земельного участка истцу не направлялось, следовательно, истцом представлены доказательства правомерного владения и пользования земельным участком.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер>, подлежат удовлетворению.
Статьей 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ указано, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
На основании п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ описание местоположения объекта недвижимости является одним из основных сведений об объекте недвижимости. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: описание местоположения объекта недвижимости.
В ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ указано, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ).
Пункт 10 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ предусматривает, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ст. 68 ЗК РФ землеустройство включает в себя, в том числе, описание местоположения и (или) установление на местности границ объектов землеустройства.
Положениями ст. 304 ГК РФ установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Истцом в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера ФИО4 с приложением межевого плана земельного участка от <дата> (<...>).
Учитывая, что споров и разногласий по границам данного земельного участка не заявлено, права землепользователей смежных земельных участков не нарушены, суд приходит к выводу также об удовлетворении требований ФИО1 об установлении границ земельного участка в границах, описанных в межевом плане кадастровым инженером ФИО4 от <дата>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Администрации Раменского городского округа Московской области о признании права собственности на земельный участок, установлении границ земельного участка – удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 800 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, в границах, описанных в межевом плане кадастровым инженером ФИО4 от <дата>:
Обозначение характерных точек границ |
Х, м |
Y, м |
н1 |
425434.00 |
2229044.03 |
н2 |
425420.85 |
2229055.86 |
н3 |
425393.36 |
2229017.90 |
н4 |
425405.94 |
2229006.90 |
н1 |
425434.00 |
2229044.03 |
Решение суда является основанием для внесения сведений в ЕГРН.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья Е.В. Кочеткова
Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2020 года