Решение по делу № 12-26/2019 от 02.04.2019

Дело № 12-26/2019

11RS0009-01-2018-001010-35

РЕШЕНИЕ

г.Емва Республики Коми                         13 мая 2019 года

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Мишиной О.Н.

при секретаре судебного заседания Гариповой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу филиала ПАО «ФСК ЕЭС» на постановление начальника отдела федерального лесного надзора (лесной охраны) федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса № 97от 11 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением начальника отдела федерального лесного надзора (лесной охраны) федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса № 97от 11 марта 2019 года юридическое лицо ПАО «ФСК ЕЭС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, ПАО «ФСК ЕЭС» обратилось в суд с жалобой, в обоснование которой указано, что протокол составлен с нарушением процессуальных норм, установленных КоАП РФ, а именно: дело об административном правонарушении возбуждено до проведения мероприятий; протокол составлен лицом, которое не осуществляло мероприятия по контролю в лесах, без составления акта, выдачи предписания и организации мероприятий по контролю за его исполнением.

В дальнейшем представлены уточнения, в которых указано, что не отрицают факт нарушения требований п.п. 19, 34 Правил пожарной безопасности в лесах, однако просят отменить постановление в части назначенного наказания в виде штрафа, заменив наказание, на предупреждение.

В судебном заседании представитель ПАО «ФСК ЕЭС» по доверенности Сельков М.В. доводы жалобы поддержал с учетом уточнения. Суду пояснил, что при вынесении Постановления не установлены смягчающие обстоятельства, а именно, что правонарушение совершено впервые; что рубка лесных насаждений осуществлена в рамках исполнения требований Предписания Печорского управления Ростехнадзора; Общество начало предпринимать действия, направленные на устранение последствий, до возбуждения дела об административном правонарушении; велась претензионная работа с подрядчиком по невыполнению условий договора подряда по выполнению работ по уборке лесных участков, предприняты все возможные меры для уменьшения негативных последствий. Дополнил, что не может представить доказательства, подтверждающие, что с момента выявления данного правонарушения до установления покрова снега часть выявленных нарушений устранено.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела. В представленных возражения указано, что просит рассмотреть дело в его отсутствие, считает постановление законным и обоснованным, просит жалобу оставить без удовлетворения.

Суд определил рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы жалобы, письменные возражения Минприроды Республики Коми, выслушав доводы представителя ПАО «ФСК ЕЭС», изучив материалы данного дела и представленного административного дела, суд приходит к следующему.

Статьей 8.32 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение предупреждения, административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В силу пункта 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Кроме того, пункт 23 «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 160 от 24 февраля 2009 г., обязывает сетевые организации обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах.

Из материалов дела следует, что 31.08.2018 государственным инспектором по охране леса - государственным лесным инспектором Республики Коми ФИО3 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неустановленного лица по факту наличия события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ.

В результате административного расследования установлено, что высоковольтная линия электропередач ВЛ 220 №204, протяженность 109,8 км, инв.№40, адрес объекта: Республика Коми, Княжпогостский район, Синдор-Микунь принадлежит открытому акционерному обществу «Федеральная сетевая компания Единой Энергетической системы» (далее - ОАО «ФСК ЕЭС») на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 11 АА №580284 от 23.12.2008.

Государственным инспектором по охране леса — государственным лесным инспектором Республики Коми ГУ «Желехнодорожное лесничество» ФИО3 07.11.2018. составлен протокол об административном правонарушении № 36, 11.03.2019 начальником отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса.

Заместителем главного государственного лесного инспектора РК ФИО4 вынесено постановление №97 о привлечении ПАО «ФСК ЕЭС» к административной ответственности по ч. 1 ст.8.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Основанием для привлечения ПАО «ФСК ЕЭС» послужило невыполнение юридическим лицом пунктов 19, 34 Правил пожарной безопасности в лесах в кв. 137 выд. 24, 26, 37, 57, 39, 29, 30, 31, 11, 12, 13, 14, в кв. 138 выд. 17, 22, 28, 18, 2, 9, в кв. 118 выд. 40, 6, 7, 9, 10, 5, 6, в кв. 111 выд. 21, 23, 16, 12 Княжпогостского участкового лесничества ГУ «Железнодорожное лесничество» выразившееся в не очистке от сучьев, в складировании в сплошные штабеля на расстоянии 20 м от стены леса и не отделении противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м, оставление горючих материалов.

Субъектом указанного правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность по надлежащему использованию и содержанию лесного участка как собственника линии электропередачи.

Из представленного ПАО «ФСК ЕЭС» договора подряда от 25.01.2016 № 407968 на выполнение работ по оформлению исходно-разрешительной документации и строительно-монтажным работам по расширению просек ВЛ на объектах филиала ОАО «ФСК ЕЭС» - Северном ПМЭС (ВЛ 220 кВ Микунь - Синдор, заключенного между ОАО «ФСК ЕЭС» (Заказчик) и ООО «ЭлектроСетьПриборМонтаж» (Подрядчик), возникла договоренность на выполнение комплекса работ. В соответствии с условиями Договора Подрядчик обязан выполнить работу, обусловленные настоящим договором.

Таким образом, ПАО «ФСК ЕЭС», являясь собственником линии электропередачи, расположенной на спорном лесном участке при заключении гражданско-правовых договоров с иными юридическими лицами, выполняющими подрядные работы, обязано осуществлять контроль за соблюдением требований лесного законодательства при выполнении подрядчиком (субподрядчиком) работ, и, следовательно, именно указанный субъект (собственник, заказчик) несет ответственность в случае нарушения им требований лесного законодательства. При этом неисполнение либо ненадлежащее исполнение публично-правовой обязанности, в том числе определение субъекта этой обязанности и административной ответственности за их неисполнение (ненадлежащее исполнение), не может зависеть от содержания договора (при отсутствии указания в законе на такой способ определения обязанного лица - субъекта административной ответственности). В том случае если такая обязанность законом возложена на одно лицо, то оно не может переложить исполнение этой обязанности на другое лицо путем включения в договор соответствующего условия.

Согласно оспариваемому постановлению ПАО «ФСК ЕЭС» при использовании лесов допущено нарушение пунктов 19, 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах).

При вынесении постановления № 97 от 11.03.2019 должностным лицом установлено в действиях юридического лица совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждается нарушение юридическим лицом пунктов 19, 34 Правил пожарной безопасности в лесах, а именно:

протоколом об административном правонарушении № 36 от 07.11.2018, где отражено, что в квартале 137, выделов 24, 26, 37, 57, 39, 29, 30, 31, 11, 12, 13, 14, квартале 138, выделов 17, 22, 28, 18, 2, 9, квартале 118, выделов 40, 6, 7, 9, 10, 5, 6, квартале 119 выделов 9, 10, 5, 6, 2, квартале 111 выделов 21, 23, 16, 12, квартале 112 выделе 2 Княжпогостского участкового лесничества ГУ РК «Железнодорожное лесничество» допущены нарушения, выразившиеся в неочистке мест рубок, где вырубленная древесина не очищена от сучьев, плотно не прижата к земле, вместе с порубочными остатками складирована в один сплошной штабель на расстоянии 20 метров от стены леса и не отделена противопожарной полосой шириной не менее 1,4 м; штабеля располагаются по обе стороны от опор на протяженности всего участка в кварталах 137, 138 и с правой стороны от опор в кварталах 118, 111 по направлению Микунь-Синдор;приказом ГУ РК «Железнодорожное лесничество» о проведении плановых осмотров, обследовании лесных участков № 62-П от 23.07.2018;

плановым рейдовым заданием на проведение плановых осмотров № 9ав/2018 от 28.08.2018;

отчетом о выполнении планового рейдового задания с приложением к нему от 28.08.2018, где отражено выявленное на обследованном лесном участке нарушение лесного законодательства;

актом осмотра, обследования лесного участка от 28.08.2018 № 22, где зафиксированы результаты указанного осмотра, приложены фотографии;

договором на выполнение строительно-монтажных работ по расширению просек от 25.01.2016 между ПАО «ФСК ЕЭС» и ООО «ЭСПМ» на проведение работ по расширению просек;

Уставом ПАО «ФСК ЕЭС» предусмотрено несение ответственности Обществом по всему принадлежащему имуществу.

Учитывая вышеприведенные положения нормативных правовых актов и установленные по делу обстоятельства, должностное лицо административного органа пришло к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае действия общества, являющегося арендатором лесных участков, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Таким образом, обоснованность привлечения общества к административной ответственности сомнений не вызывает.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае общество не представило доказательств невозможности своевременного выполнения п.19, п.34 Правил пожарной безопасности в лесах в <адрес> выд. 24,26,37,57,39,29,30,31,11,12,13,14, в кв. 138 выд. 17,22,28,18,2,9, в кв. 118 выд.40,6,7,9,10,5,6, в кв. 111 выд. 21,23,16,12 Княжпогостского лесничества ГУ «Железнодорожное лесничество, а также доказательств принятия мер по соблюдению действующего законодательства.

Суд критически относится к доводам заявителя, о том, что при назначении наказания не учтено, что работа в спорных лесных участках проводилась на основании предписания; что проводится необходимая работа для его исполнения, поскольку Предписание Печорского управления Ростехнадзора № 25-07/0-8 вынесено 10.10.2014, договор подряда на выполнение работ заключен 25.01.2016, претензионная работа с Подрядчиком ведется с 30.08.2017, время обнаружения правонарушения 28.08.2018 года, следовательно, ПАО «ФСК ЕЭС» имело достаточное время для исполнения Правил пожарной безопасности в лесах.

Довод заявителя о нарушении должностным лицом, не принимавшим участия в плановом осмотре и не осуществляющем мероприятия по контролю лесов, последовательности по осуществлению производства по административному делу на стадии возбуждения, суд считает не состоятельным, поскольку, как следует из материалов дела, должностными лицами ГУ РК «Железнодорожное лесничество» в соответствии с приказом Минприроды России от 31.08.2015 № 373 проводился плановый (рейдовый) осмотр лесного участка по плановому (рейдовому) заданию от 28.08.2018 № 9-ав/2018 на основании приказа ГУ РК «Железнодорожное лесничество» от 23.07.2018 № 62-П «О проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков».

Согласно статье 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.

В соответствии с пунктом 5 Порядка оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядок оформления результатов таких осмотров, обследований, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.08.2015 № 373, плановые (рейдовые) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков оформляются на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, подведомственных им государственных учреждений, в функции которых входит осуществление лесного надзора (далее - уполномоченные органы), и утверждаются указанными должностными лицами (далее - Порядок).

Согласно пунктам 7 и 8 Порядка, о результатах плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, на обороте планового (рейдового) задания уполномоченным должностным лицом составляется отчет о выполнении планового (рейдового) задания.

Отчет о выполнении планового (рейдового) задания содержит информацию о результатах проведения каждого планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков в соответствии с плановым (рейдовым) заданием, включающую краткие сведения о выявленных нарушениях лесного законодательства или их отсутствии.

Исходя из положений законодательства о проведении плановых (рейдовых) осмотров, не требуется взаимодействие лиц, уполномоченных на проведение плановых (рейдовых) осмотров с представителями лица, в отношении которого проводится данный осмотр, а также не требуется согласования проведения плановых (рейдовых) осмотров с органами прокуратуры.

Основными условиями проведения планового (рейдового) осмотра является наличие планового задания и приказа уполномоченного органа, соблюдение порядка оформления и содержания таких заданий, порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров.

Основанием для проведения на территории ГУ «Железнодорожное лесничество» планового осмотра лесных участков послужил приказ ГУ «Железнодорожное лесничество» от 23.07.2018 № 62-П «О проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследования лесных участков».

Правонарушение выявлено не в ходе проверки, а в результате текущего патрулирования лесов, являющегося самостоятельным мероприятием по контролю в лесах, что соответствует статье 96 Лесного кодекса РФ, пункту 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394, статье 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ.

В силу положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По смыслу ст.2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В данном случае правонарушение является формальным, что не предполагает оценку размера вредных последствий.

С учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного обществом деяния, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения к рассматриваемому правонарушению положений ст. 2.9 КоАП РФ

Наказание юридическому лицу назначено в соответствии с санкцией статьи части 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При назначении наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей должностным лицом учтен характер совершенного правонарушения при отсутствии смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств.

Нарушений норм процессуального права не допущено, всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства дела, лицам, участвующим в деле, были созданы необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановлением начальника отдела федерального лесного надзора (лесной охраны) федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса № 97от 11 марта 2019 года о привлечении юридического лица ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток с момента его получения, путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд.

Судья - подпись

Копия верна. Судья                     О.Н. Мишина

12-26/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ПАО "ФСК ЕЭС"
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Судья
Мишина Ольга Николаевна
Статьи

КоАП: ст. 8.32 ч.1

Дело на странице суда
knsud--komi.sudrf.ru
02.04.2019Материалы переданы в производство судье
24.04.2019Судебное заседание
13.05.2019Судебное заседание
13.05.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
16.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2019Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
19.06.2019Вступило в законную силу
01.07.2019Дело оформлено
19.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее