Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3676/2016 ~ М-4275/2016 от 13.10.2016

копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2016 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего –

судьи Советского районного суда г. Томска Васильковской О.В.,

при секретаре Тимофеевой М.А.,

с участием

законного представителя истца Анисимовой С.Н., её представителя Мартыновой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску ФИО2 действующей в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1 к администрации г. Томска о предоставлении ему вне очереди жилого помещения в по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Анисимова С.Н. с учетом уточнений обратилась в суд в интересах своего несовершеннолетнего сына Анисимова А.Н. к администрации г. Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение, не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 50 кв.м. находящееся в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом права сына на дополнительную жилую площадь.

В обоснование требований, сославшись на положения ст. ст. 51, 57 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995, постановления Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 и № 817 от 21.12.2004, другие правовые акты, Анисимова С.Н. указала, что ее сын Анисимов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ., является инвалидом и ввиду наличия тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, имеет право на получение вне очереди жилого помещения и право на дополнительную жилую площадь. Анисимов А.Н включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. В судебном заседании законный представитель истца Анисимова С.Н. и её представитель Мартынова О.Н. уточненные исковые требования поддержали.

Представитель ответчика - администрации г. Томска просил в иске отказать, представил письменные возражения, сводящиеся к тому, что администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Согласно абз.10 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131 ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество (пункт 1 части 1 статьи 50 Закона № 131-ФЗ).

Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14, ч. 2 п. 3 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Указанная правовая позиция выражена в определении Конституционного суда Российской Федерации, выраженной от 17.12.2009 № 1563-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в силу которой «указанные выше полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определения от 15 февраля 2005 года №17-О, от 5 марта 2009 года № 376-О-П)».

Содержащееся в пункте 3 ч.2 ст.57 ЖК РФ условие о предоставлении категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления, в связи с чем, данное законоположение, направленное на реализацию положений статьей 1 (часть 1), 7, 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права органов местного самоуправления. Часть 3 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», являясь по своему характеру отсылочной нормой, должна применяться в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.

На основании изложенного, суд полагает, что администрация г. Томска является надлежащим ответчиком, на которую может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения.

В силу ч. 3 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии ч. 2 п. 3 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти

В соответствии с п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378, заболевания с кодом F 71.09 ; F80.88 входят в данный перечень и свидетельствует о невозможности совместного проживания больного с другими гражданами в одной квартире.

Согласно ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения, входят в перечень заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь по п. 2 данного Перечня, утв. постановлением правительства РФ № 817 от 21.12.2004.

Таким образом, из изложенных положений нормативных актов следует, что законодателем в отношении лиц, имеющих заболевание с кодом F 71.09 и F80.88, закреплена совокупность специальных правовых норм: во-первых, о невозможности их совместного проживания с другими гражданами, во-вторых, о праве на получение дополнительной жилой площади, в третьих, о праве на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма.

Изложенные стороной истца фактические обстоятельства дела, заболевание ребенка по коду F 71.09 и F80.88, наличие родственных и семейных отношений с ним, состав семьи (и т.п.) ответчиком не оспаривались.

Судом установлено, что несовершеннолетний Анисимов А.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р., страдает заболеванием, имеющим код F 71.09 и F80.88, следовательно, имеет право на получение вышеуказанных льгот. Данное обстоятельство подтверждается медицинской справкой ВК № 326 от 25.10.2016.

Суд учитывает, что положения п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ устанавливают особый льготный порядок реализации жилищных прав указанных категорий граждан исходя из необходимости оградить их и проживающих с ними лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.

К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится Анисимов А.Н. ДД.ММ.ГГГГ. Иные члены семьи таким правом не обладают, в связи, с чем выводы суда о внеочередном предоставлении и внеочередном порядке обеспечения жилым помещением не могут распространяться на иных членов его семьи.

При обеспечении во внеочередном порядке жилищных прав Анисимова А.Н., 2004 г.р., суд учитывает требования ч. 5 ст. 17 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995, а именно: состояние здоровья, другие заслуживающие внимание обстоятельства, к которым относится, в том числе, несовершеннолетний возраст Анисимова А.Н., нуждаемость в постоянном постороннем уходе, неспособность к самообслуживанию и передвижению, невозможность совместного проживания в силу категории заболевания и т.д.

Из объяснений Анисимовой С.Н. следует, что преимущественно уход за сыном осуществляет она, однако, старший сын оказывает содействие в случае, если требуется применение физической силы, например, если требуется поднять ребенка, занести инвалидную коляску и т.п.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предоставление несовершеннолетнему Анисимову А.Н. вне очереди жилого помещения на условиях договора социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь и состоящего из двух комнат будет в полной мере соответствовать закону, исключая внеочередное получение льгот по обеспечению жилым помещением со стороны членов его семьи, не имеющих такого права.

Решением Думы г. Томска 2 февраля 2016 г. N 136 установлены:

- учетная норма площади жилого помещения для определения уровня обеспеченности граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории муниципального образования "Город Томск", общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 12,0 квадратных метров общей площади на одного члена семьи (п.1);

- норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере:

1) 13,0 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек;

2) 29,0 квадратных метров общей площади на семью, состоящую из 2-х человек;

3) 25,0 квадратных метров общей площади на одиноко проживающего гражданина.

Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (п. 2).

Определяя предоставляемую Анисимову А.Н. площадь жилого помещения, суд исходит из нормы предоставления 25, 0 кв.м, как указано в п. 2 решения Думы г. Томска, в силу постановления Правительства № 378 от 16.06.2006, имеющееся у Анисимова А.Н. заболевание исключает его совместное проживание с другими гражданами, к которым относятся, в том числе, члены его семьи.

В свою очередь, по мнению суда, невозможность совместного проживания и предоставление Анисимову А.Н. жилого помещения по норме 25,0 кв.м., как на одиноко проживающего гражданина, не означает прекращение семейных отношений и не может свидетельствовать о разрыве сложившейся семьи.

Законные представители Анисимова А.Н. и другие члены семьи, при наличии предоставленного жилого помещения, не будут лишены возможности самостоятельно определить порядок ухода, общения, совместного нахождения, оказания медицинской помощи и обеспечения иных форм поддержки Анисимову А.Н., как члену своей семьи, нуждающемуся в постоянном постороннем уходе.

По мнению суда, невозможность совместного проживания в силу заболевания не означает невозможность обеспечения Анисимова А.Н. постоянного постороннего ухода, в котором он нуждается.

Следовательно, расчет предоставляемой Анисимову А.Н. площади жилого помещения по норме 25, 00 кв.м. не нарушает каких-либо прав Анисимова А.Н. и членов его семьи.

Согласно ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Расчет площади предоставляемого жилого помещения следующий: 25 кв.м. + 25 кв.м. (дополнительная площадь) = 50 кв.м.

Таким образом, суд считает необходимым предоставить Анисимову А.Н. жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 50 кв.м., в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 50 ░░.░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░

...

...

...

...

2-3676/2016 ~ М-4275/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Анисимова Светлана Николаевна
Ответчики
Администрация г. Томска
Другие
Мартынова ольга Николаевна
Бирюкова Ксения Андреевна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Васильковская О. В.
Дело на сайте суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
13.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2016Передача материалов судье
14.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2016Подготовка дела (собеседование)
11.11.2016Подготовка дела (собеседование)
11.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2016Судебное заседание
29.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2017Дело оформлено
10.08.2017Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее