№ 2-2318/2020
УИД 22RS0068-01-2020-001913-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2020 г. г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Сергеевой И.В.,
при секретаре Жильниковой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2318/2020 по иску Кишицкой ФИО12 к комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Кишицкая О.В. обратилась в суд с иском к Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула с иском о возложении обязанности, в котором указала, что она проживает в частном .... в ..... На участке ул.Чернышевского от пер.Трудового до ул.Промышленной отсутствует асфальтовое покрытие, не оборудованы пешеходные дорожки и бордюр. Данная автомобильная дорога относится к автомобильной дороге общего пользования местного значения городского округа, обязанность по асфальтированию на участке ул.Чернышевского от пер.Трудового до ул.Промышленной возложена на ответчика.
На основании изложенного, с учетом уточнения в соответствии с выводами проведенной судебной экспертизы, истец просила возложить на Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула обязанность выполнить в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на ул.Чернышевского от пер.Трудового до ул.Промышленной следующие работы: обустройство дорожной конструкции проезжей части, обустройство тротуаров вдоль проезжей части, обустройство водоотводных систем вдоль проезжей части в соответствии с требованиями, изложенными в ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, СП 78.13330.2012, СП 34.13330.2012, СП 42.13330.2016; взыскать судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб., судебные расходы по оплате проведения экспертизы в размере 32960 руб.
В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнений.
Представитель ответчика Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула Енушевская А.В. возражала против удовлетворения исковых требований, указывая, что ремонт данного участка дороги не запланирован, финансирования на 2020 год не имеется. В случае удовлетворения иска, просила установить срок два года для исполнения решения суда.
Истец Кишицкая О.В., третьи лица администрация г.Барнаула, администрация Центрального района г.Барнаула в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представитель администрации г.Барнаула представила в материалы дела письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении иска отказать, поскольку действующим законодательством не предусмотрено строительство органами местного самоуправления автомобильной дороги к каждому конкретному жилому дому. Устройство подъездного пути будет обеспечивать проезд ограниченного круга лиц, Строительство дороги приведет к нарушению баланса интересов жителей города, поскольку перераспределение бюджетных расходов в связи со строительством подъездного пути к земельному участку истца повлечет ущемление имущественных интересов других граждан.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В силу ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (п.2 ст.17 ФЗ № 257-ФЗ).
Согласно ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населённых пунктов установлены Государственным стандартом ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст).
Все требования указанного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Стандартом установлено, что покрытие проезжей части дороги не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 3 августа 2018 года), владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление.
Согласно п.п. 11 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (п.3 ст.15 ФЗ № 257-ФЗ).
Как установлено ст.13 ФЗ № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществлении муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации,
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 13 Устава городского округа - город Барнаул Алтайского края, принятого Решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года № 71 к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 67 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере организации дорожного движения, исполнения полномочий муниципального заказчика на выполнение работ по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, который, в том числе, осуществляет полномочия муниципального заказчика на выполнение работ по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, по содержанию, эксплуатации и ремонту объектов благоустройства, городских лесов и озеленения.Положением о Комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской Думы № 284 от 28 марта 2014 года предусмотрено, что основной целью Комитета является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2.1).
Комитет организует деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, разрабатывает нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований бюджета города на указанные цели (п.п. 3.3, 3. 39).
В силу п. 1.3 Положения, Комитет является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь лицевой счет, бюджетную смету, печать, штампы и бланки установленного образца с официальными символами города Барнаула.
Правилами благоустройства территории городского округа - города Барнаула, утвержденных Решением Барнаульской городской Думы от 27 октября 2017 года №15, действующими с 27 октября 2017 года, содержание дорог так же возложено на комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.
Таким образом, Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула является органом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Кишицкая О.В. является собственником жилого дома по адресу .... (выписка ЕГРН).
На участке улицы Чернышевского от пер.Трудового до ул.Промышленная отсутствует асфальтовое покрытие, не оборудованы пешеходные дорожки и бордюр, что подтверждается представленными фотографиями. Ответчиком данное обстоятельство не оспаривается.
Стороной истца в материалы дела представлены копии обращений в различные органы за значительный период времени, поданные с целью устранения указанных в иске нарушений, однако обустройство дороги так и не произведено.
Согласно акту осмотра Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула от 23 июля 2020 года, участок дороги по ул. Чернышевского, от пер. Трудового до ул. Промышленной в ходе осмотра покрытия проезжей части автомобильной дороги общего пользования по ул.Чернышевского в границах от пер.Трудового до ул.Промышленной установлено частичное наличие асфальтобетонного покрытия на данном участке дороги. Таким образом, в целях приведения покрытия автомобильной дороги в соответствие с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, необходимо проведение работ по восстановлению асфальтобетонного покрытия на данном участке.
В связи с тем, что на запрос суда от УМВД России по г.Барнаулу поступила информация, что нарушений требований ГОСТ Р 50597-2019 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на спорном участке ул. Чернышевского не обнаружено, по ходатайству истца проведена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО «АлтайСтройЭксперт» №237 от 21 октября 2020 года, в соответствие с п.11.4 СП 42.13330.2016 исследуемая улица имеет категорию «улица в зонах жилой застройки», которая согласно п.11.5 СП 42.13330.2016 должна включать как минимум двухполосную автомобильную дорогу шириной не менее 6 м для подъезда транспортных средств и тротуарами шириной не менее 1 м для движения пешеходов.
Существующее на дату экспертного осмотра обустройство ул.Чернышевского в г.Барнауле от проезда Трудового до ул.Промышленной, состоящее только из проезжей части шириной 5 – 6 м без тротуаров, не соответствует п.11.5 СП 42.13330.2016.
Дорожная конструкция проезжей части ул.Чернышевского в г.Барнауле от проезда Трудового до ул.Промышленной, не имеющая дорожной одежды без покрытия, не соответствуют ни одной из категорий автомобильных дорог, согласно правилам классификации автомобильных дорог в РФ, СП 34.13330.2012, рекомендациям по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений, п.5.2, п.6.5 ГОСТ Р 50597-2017.
Деформированное основание существующей дороги ул.Чернышевского в г.Барнауле от проезда Трудового до ул.Промышленной не соответствует требованиям п.4.4, 7.1.3, 7.12.7 СП 78.13330.2012, п.5.2 ГОСТ Р 50597-2017.
Отсутствие водоотводных систем вдоль проезжей части ул.Чернышевского в г.Барнауле от проезда Трудового до ул.Промышленной не отвечает требованиям п.8.2, 8.4, 8.15 рекомендаций по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений к устройству дорожных водоотводных систем.
Отсутствие на ул.Чернышевского в г.Барнауле от проезда Трудового до ул.Промышленной стационарных наружных осветительных установок – не соответствует требованиям п.9.1 рекомендаций по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений, п.6.9 ГОСТ Р 50597-2017.
Исследуемый участок дороги не соответствует требованиям по безопасности дорожного движения ст.2, 3, 4, 12 ФЗ №196.
Из изложенного следует, что существующая проезжая часть ул.Чернышевского в г.Барнауле от проезда Трудового до ул.Промышленной не соответствует действующим нормам и правилам, предъявляемым к автомобильным дорогам. Отсутствие автомобильной дороги, тротуаров ул.Чернышевского в г.Барнауле от проезда Трудового до ул.Промышленной не соответствует градостроительным нормам и правилам, предъявляемым к обустройству улиц.
Проектирование и строительство автомобильных дорог должно осуществляться на основе планов территориального планирования.
Положение существующих улиц (границ территорий общего пользования) в г.Барнауле определены на основании расчета параметров проектируемых автомобильных дорог и тротуаров плана застройки города.
Проект планировки в соответствие с требованиями ГОСТ 21.508 должен содержать сведения о техническом решении запроектированных улиц и дорог, в частности: категории дорог; расположение и параметры автомобильных дорог и тротуаров; конструкции дорожных одежд и пр.
В соответствии с Постановлением администрации г.Барнаула от 25 апреля 2018 года №765, дороге по ул.Чернышевского в г.Барнауле от проезда Трудового до ул.Промышленной присвоена третья категория автомобильной дороги.
Для устранения выявленных в исследованиях настоящего заключения несоответствий исследуемого участка улицы нормативно-обусловленным требованиям необходимо выполнить обустройство улицы в соответствие с проектом планировки и номера присвоенной категории автомобильной дороги.
Фактическая ширина и ширина в плановых границах исследуемой улицы позволяет выполнить устройство автомобильной дороги и тротуаров с параметрами, соответствующим требованиям п.11.5 СП 42.13330.2016.
Принимая во внимание, что заключение представляет собой полный и последовательный ответ на поставленные перед экспертами вопросы, неясностей и противоречий не содержит, исполнено экспертами, имеющими соответствующие стаж работы и образование, необходимые для производства данного вида работ, предупрежденными об ответственности по ст. 307 УК РФ, оснований не доверять указанному заключению у суда не имеется.
В судебном заседании был допрошен эксперт Масленников А.Ю., который пояснил, что для производства работ по устранению несоответствий ГОСТу необходимо составлять единый проект этих работ, в котором учитывать текущее состояние дорожного покрытия и всей дороги в целом. Составление проектно-сметной документации в течение зимнего периода возможно, поскольку время года на составление проекта никак не влияет.
Из совокупности собранных материалов дела следует, что при наличии установленной законом обязанности обустроить дорогу, многочисленных обращений граждан (жителей микрорайона) по этому вопросу, ответчиком не приняты соответствующие меры для устранения нарушений в обустройстве спорного участка ул. Чернышевского, доказательств обратного в соответствии с положениями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Отсутствие надлежащего обустройства дороги нарушает права истца на личную безопасность, а также на безопасность дорожного движения, участником которого она является.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовых возможностей, в связи с чем доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования, заложенного в бюджет города, а также об установлении длительного срока для исполнения решения суда, отклоняются.
На ответчика подлежит возложению обязанность выполнить обустройство дороги, отвечающей действующим требованиям, нормам и правилам, на участке улицы Чернышевского от переулка Трудового до улицы Промышленная в г.Барнауле с тротуарами и системой водоотведения в соответствии с разработанным проектом в установленном законом порядке. Суд не усматривает необходимости перечислять конкретные ГОСТы, регламенты, иные нормативно-правовые акты, содержащие обязательные требования к обустройству дорог, ввиду того, что они могут изменяться, отменяться и т.д. С учетом того, что выполнение возложенной на ответчика обязанности требует проектирования, именно при разработке проекта должны быть учтены все существующие на сегодняшний день недостатки спорного участка, конкретные несоответствия нормам и правилам.
Принимая во внимание необходимость производства проектных работ, существующий порядок их заказа и оплаты, с учетом пояснений эксперта о возможности разрабатывать проект и в зимний период, а также принимая во внимание возможность фактического выполнения работ по обустройству дороги в период отсутствия снежного покрытия и не низких температур, в соответствии с положениями ст.204 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда 1 год 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в части.
Истцом заявлено о возмещении расходов по оплате судебной экспертизы, которые связаны с рассмотрением настоящего дела, и являются судебными издержками стороны истца.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Учитывая, что исковые требования Кишицкой О.В. удовлетворены, экспертное заключение положено в основу решения суда, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма по оплате судебной экспертизы в размере 32960 руб. Несение расходов стороной подтверждено документально.
Также на основании ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░13 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░. ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 32960 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░