РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
****год года Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего Хамди Е.В., при секретаре судебного заседания Ахмедзяновой А.Ш., с участием истца Талатынову К.С., третьих лиц ФИО3, ФИО1, Александрову Е.С., Талатынова Е.В. , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Талатынову К.С. к администрации г.Иркутска об исключении из договора передачи жилого помещения в собственность,
У С Т А Н О В И Л:
Талатынову К.С. обратилась в суд с иском к отделу учета и распределения жилья департамента правовой работы администрации г. Иркутска об исключении из договора передачи жилого помещения в собственность.
В обоснование искового заявления указала, что ****год на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан, заключенного между Комитетом по управлению <адрес>ом администрации г. Иркутска и гражданами ФИО1, Самойленко П.В., ФИО1, Талатынову К.С., последним была передана в долевую собственность трехкомнатная квартира, общей площадью <...> кв.м., расположенная по адресу: г. Иркутск, <адрес> г. Иркутске. При этом на момент заключения вышеуказанного договора она являлась несовершеннолетней и в полной мере не осознавала суть происходящего события. В настоящее время, являясь совершеннолетней полагает, что необходимости в регистрации права собственности за ней не было. Регистрация права собственности производится только на основании добровольного волеизъявления всех граждан, участвующих в приватизации квартиры. Регистрация права собственности на недвижимое имущество производилась по заявлению каждого дольщика. В связи с тем, что на момент приватизации квартиры она была несовершеннолетней, ее мать, являясь законным представителем, включила ее в договор передачи квартиры в собственность граждан. В настоящее время она достигла возраста самостоятельной дееспособности и не желает участвовать в приватизации и регистрации своего право долевой собственности на вышеуказанную квартиру.
Просила суд, исключить ее из договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ****год.
Определением суда от ****год произведена замена ненадлежащего ответчика - отдел учета и распределения жилья департамента правовой работы администрации г.Иркутска на надлежащего ответчика администрацию г. Иркутска, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований привлечена Талатынова Е.В.
В судебном заседании истец Талатынову К.С. исковые требования поддержала в полном объеме, повторив доводы иска, дополнительно суду пояснила, что не может пояснить, какие ее права были нарушены при включении в приватизацию, однако указала, что в настоящее время она не желает принимать участие в приватизации в отношении жилого помещения, расположенного по адресу:
г. Иркутск, <адрес>.
Представитель ответчика администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о месте и времени извещены надлежаще, ранее в материалы дела представлен отзыв на исковое заявление, из содержания которого следует, что избранный Талатынову К.С. способ защиты права не соответствует способам защиты гражданских прав, предусмотренным ст. 12 ГК РФ, в связи с чем, предъявленные исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений на условиях социального найма в государственном и муниципальном фонде осуществляется в соответствии с ФЗ от ****год № «О приватизации жилищного фонда в РФ». В договор передачи жилого помещения в собственность граждан включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. На основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ****год жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, <адрес>, передано в собственность граждан, в том числе в собственность истца Талатынову К.С., с соблюдением всех требований жилищного законодательства, действовавшего на момент заключения договора приватизации. До настоящего времени договор передачи жилого помещения по адресу: г. Иркутск, <адрес> собственность граждан от ****год не признан недействительным, следовательно, является действующим. В соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием в муниципальную собственность города Иркутска приватизированных жилых помещений», утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от ****год №, органом, предоставляющим данную муниципальную услугу, является администрация г. Иркутска. Для получения муниципальной услуги заявитель или его представитель подает в Единое окно либо в многофункциональный центр заявление по форме согласно Приложению № к настоящему административному регламенту. Вместе с тем, собственники жилого помещения, расположенного по адресу: г. Иркутск/, <адрес>, в администрацию г. Иркутска с заявлением и документами, предусмотренными административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием в муниципальную собственность города Иркутска приватизированных жилых помещений», в порядке, установленном действующим законодательством, не обращались.
Третье лицо ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, при этом суду пояснила, что не возражает против передачи квартиры в муниципальную собственность. Считает, что истец обязана платить за квартиру.
Третье лицо ФИО1, Александрову Е.С. в судебном заседании поддержали исковые требования, полагали данные требования подлежащими удовлетворению.
Третье лицо Талатынова Е.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснив, что включила несовершеннолетнюю дочь в договор приватизации потому, что квартиру собирались обменять. Ранее этот вопрос не могли решить из-за передачи под опеку несовершеннолетних.
Третье лицо Парадаева И.А., ФИО1, Липатов К.В., Липатова В.В., в судебное заседание не явились о времени и месте извещены надлежаще, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.
Обсудив причину неявки сторон, извещенных надлежаще, учитывая положение ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело по существу.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом или иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 9 гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст. 11 Гражданского кодекса РФ, суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу, самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо его право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Согласно ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ - гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, истец и ответчик должны представить суду доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникновения спора.
Судом установлено, что ФИО2 ****год выдан ордер № Серия А на право занятия с семьей, состоящей из <...>ти человек трех комнат, площадью <...> кв.м., в <адрес>. В качестве членов семьи нанимателя в ордер были включены: Самойленко С.Г.- жена; Самойленко М.В.- дочь; Самойленко Е.В.- дочь; ФИО1- дочь.
Согласно справке управления ЖКХ <адрес> от ****год, в спорном жилом помещении, расположенном по адресу: г. Иркутск, <адрес> на момент приватизации были зарегистрированы: ФИО3-дочь; ФИО1- дочь; ФИО1- дочь; ФИО4- внучка; Александрову Е.С.- внучка; Самойленко П.В.- внучка; Александрова Ю.С.- внучка.
Основной наниматель ФИО2 ****год умер, что подтверждается свидетельством о смерти I-СТ № от ****год (повторное).
****год в адрес Комитета по управлению <адрес>ом администрации г. Иркутска обратилась ФИО1 с просьбой передать в долевую собственность, занимаемую квартиру по адресу: г. Иркутск, <адрес>, также просила включить в договор членов семьи нанимателя: ФИО1-дочь; ФИО3- дочь; ФИО4- внучку; Самойленко П.В.- внучку; Александрову Е.С.- внучку; Александрову Ю.С.- внучку; Талатынову К.С.- внучку.
На основании заявления ФИО1 ****год между Комитетом по управлению <адрес>ом администрации г. Иркутска /Комитет/ и ФИО1, ФИО1, ФИО3, Самойленко П.В., Талатынову К.С. (за несовершеннолетнюю действовала мать Талатынова Е.В. ), ФИО4, Александрова Ю.С., Александрову Е.С. /Граждане/, заключен договор передачи жилого помещения в собственность граждан, в соответствии с которым Комитет передал бесплатно, а Граждане приобрели в порядке приватизации в долевую собственность (по <...> доли) жилое помещение, состоящее из <...> комнат, общей площадью <...> кв.м., в том числе жилой <...> кв.м., находящееся на втором этаже панельного пятиэтажного жилого дома. Жилое помещение находится по адресу: г. Иркутск, <адрес>.
В соответствии с п. 2 договора, право на передачу в собственность жилого помещения реализуется гражданами в долях: Александрову Е.С.- <...>8 доли; ФИО3- <...> доли; ФИО1- <...> доли; ФИО1- <...> доли; Талатынову К.С.- <...> доли; Самойленко П.В.- <...> доли; Александрова Ю.С.- <...> доли; ФИО4- <...> доли.
Обращаясь в суд с иском об исключении из договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ****год, истец в обоснование требований указала о том, что на момент приватизации она являлась несовершеннолетней и не понимала и не могла осознавать всего происходящего, будучи в настоящее время совершеннолетней, она не желает принимать участия в приватизации квартиры, расположенной по адресу: г. Иркутск, <адрес>.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
Согласно части 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 1, 2, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. № приватизация жилых помещений- бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом РФ. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Гарантируемое ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Данное право (исходя из того, что приватизация жилья определяется в ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» как бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде) появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.
Права несовершеннолетней Талатынову К.С. на момент заключения договора приватизации законным представителем, матерью Талатынова Е.В. , были не нарушены и осуществлены в соответствии с Законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Более того, несовершеннолетняя Талатынову К.С. не могла быть не включенной в договор приватизации. Поскольку на момент приватизации жилого помещения, ее мать Талатынова Е.В. была включена в ордер спорной квартиры, в связи с чем, ее несовершеннолетняя дочь Талатынову К.С. имела безусловное основание для включение в договор приватизации.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ****год № «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Согласно статье 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991г. № передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
При этом право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. То есть, заключенный договор подлежит регистрации в установленном порядке, и только с этого момента возникает право собственности у гражданина на приватизированное жилье. Указанный порядок основывается на ст. 131 и 223 ГК РФ, согласно которым право собственности на недвижимое имущество, в том числе жилье, подлежит государственной регистрации.
На основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ****год жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, <адрес>, передано в собственность граждан, в том числе и в собственность истца Талатынову К.С., с соблюдением всех требований жилищного законодательства, действовавшего в момент заключения договора приватизации, поскольку на момент приватизации Талатынову К.С. являлась несовершеннолетней, то мать истца, как законный представитель имела право подписания заявления от имени Талатынову К.С. о включении дочери в договор приватизации, действуя в интересах несовершеннолетней.
До настоящего времени договор передачи жилого помещения, расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес> собственность граждан от ****год ни кем не признан недействительным.
Согласно ст. ГК РФ договор подлежит государственной регистрации. В настоящее время договор приватизации не зарегистрирован в ЕГРП и сделок с ним. После государственной регистрации договора приватизации, истец не лишена возможности распорядиться долей в принадлежащем ей жилом помещении по своему усмотрению, в том числе продать, подарить, обменять. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения субъективного права истца, как при заключении договора приватизации, так и в настоящее время.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства истец не смогла пояснить суду, в чем заключается нарушение ее прав включением в договор передачи жилого помещения в собственность граждан.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об организации предоставления государственных или муниципальных услуг» от ****год №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административным регламентом.
Как следует из административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием в муниципальную собственность города Иркутска приватизированных жилых помещений», утвержденным постановлением администрации города Иркутска от ****год №, органом, предоставляющим данную муниципальную услугу, является администрация города Иркутска.
Вместе с тем, судом установлено и подтверждено истцом, что собственники жилого помещения, расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>, в том числе истица Талатынову К.С. в администрацию г.Иркутска с заявлением и документами, предусмотренными административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием в муниципальную собственность города Иркутска приватизированных жилых помещений», в порядке, установленном действующим законодательством, не обращались.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований Талатынову К.С. об исключении из договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ****год, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Талатынову К.С. к администрации г. Иркутска об исключении из договора передачи жилого помещения в собственность от ****год, заключенного между Комитетом по управлению <адрес>ом администрации г. Иркутска и ФИО1, Самойленко Н.В., Александрову Е.С., Самойленко П.В., Талатынову К.С. в лице законного представителя матери Талатынова Е.В. , ФИО4, Александрова Ю.С., Александрову Е.С., отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца.
Срок изготовления мотивированного решения суда ****год.
Судья: Е.В. Хамди