63RS0039-01-2021-002061-54
2а-1538/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 июня 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.,
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1538/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по Кировскому району г. Самары к Прояеву Дмитрию Анатольевичу о взыскании обязательных платежей,
установил:
ИФНС России по Кировскому району г. Самары обратилась в Кировский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением о взыскании с Прояева Д.А. недоимки по обязательным платежам, указав, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога, обязанность по уплате налогов за 2015-2018 года не исполнил, ранее выданный судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению должника.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит взыскать с Прояева Д.А. недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 58 383 руб. и пени в размере 10 658,65 руб.
Определением Кировского районного суда г. Самары от 17.02.2021 года административное дело № 2а-1305/2021 передано для рассмотрения по правилам подсудности в Ленинский районный суд г. Самары.
В судебное заседание стороны не явились, причину неявки суду не сообщили, о дате и времени слушания дела извещены, об отложении судебного разбирательства не просили, административный истец просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 Налогового кодекс РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно статье 70 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.
В соответствии со ст.75 Налогового кодекс РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 Налогового кодекс РФ).
Из материалов дела следует, что Прояев Д.А. является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в его собственности в проверяемые налоговые периоды (2015-2018 года) объектов налогообложения, в том числе: транспортные средства <данные изъяты>, что подтверждается сведениями из РЭО ГИБДД У МВД России по г. Самаре (л.д. 51-52).
На основании сведений о зарегистрированных объектах налогообложения административному ответчику направлялись следующие налоговые уведомления:
- № 44188903 от 25.07.2019 об уплате транспортного налога за 2018 г. в размере 58 383 руб. в срок до 02.12.2019 (л.д. 13),
- № 77731395 от 23.09.2018 об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 144 970 руб. в срок до 03.12.2018 (л.д.14-15),
- № 85320051 от 11.05.2018 об уплате транспортного налога за 2015-2016 года в размере 154 940 руб. в срок до 03.07.2018 (л.д. 16-17).
В связи с неуплатой налога на основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ налогоплательщику выставлено требование № 99973 по состоянию на 20.12.2019 с предложением в срок до 21.01.2020 погасить недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 58 383 руб. и начисленные пени в размере 231,10 руб. (л.д. 11).
В адрес налогоплательщика также направлено требование № 61023 от 04.07.2019 об уплате, в том числе, пени в размере 10 445,55 руб. в срок до 25.10.2019 (л.д. 9). Пени начислены на суммы недоимки по транспортному налогу за налоговые периоды 2015-2017 гг.
Согласно расчету к требованию № 61023 от 04.07.2019 (л.д. 20-21) пени начислены на следующую недоимку по транспортному налогу:
- за 2016 год на сумму 77 470 руб. за период с 29.01.2019 по 03.07.2019 в размере 3 111,07 руб.;
- за 2015 год на сумму 77 470 руб. за период с 29.01.2019 по 03.07.2019 в размере 3 111,07 руб.,
- за 2017 год на сумму 77 470 руб. за период с 17.12.2018 по 03.07.2019 в размере 4 223,41 руб.Требования об уплате налога направлены посредством размещения в личном кабинете налогоплательщика, что подтверждается скриншотом электронной базы данных (л.д. 18).
Указанные требования оставлены без исполнения.
Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Срок исполнения требования №61023 от 04.07.2019 установлен до 25.10.2019, следовательно, заявление о выдаче судебного приказа должно было быть подано в срок до 25.04.2020.
Срок исполнения требования №99973 от 20.12.2019 установлен до 21.01.2020, следовательно, налоговому органу надлежало обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа не позднее до 21.07.2020.
Из материалов приказного производства № 2а-501/2020 следует, что налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 14.02.2020, то есть с соблюдением установленного ст. 48 НК РФ шестимесячного срока по требованиям № 61023 и № 99973.
18.02.2020 мировым судьей судебного участка №14 Кировского судебного района г.Самары на основании заявления ИФНС России по Кировскому району г. Самары вынесен судебный приказ № 2а-501/2020 о взыскании с Прояева Д.А. налоговой недоимки, составляющей предмет настоящего спора.
07.08.2020 судебный приказ № 2а-501/2020 от 18.02.2020 отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения (л.д. 7).
Административное исковое заявление согласно штампу на почтовом конверте подано в суд 25.01.2021, то есть в установленный ст. 48 НК РФ шестимесячный срок с момента вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 года N 422-О, законоположения статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Установлено, что налоговым органом принимались меры по взысканию недоимки по транспортному налогу за 2015, 2016 и 2017 гг., на которую начислены пени в общем размере 10 445,55 руб.
Так, 21.06.2019 мировым судьей судебного участка №14 Кировского судебного района г.Самары на основании заявления ИФНС России по Кировскому району г. Самары вынесен судебный приказ № 2а-1836/2019 о взыскании с Прояева Д.А. недоимки по транспортному налогу за 2015-2016 гг. в размере 154 940 руб., пени по транспортному налогу в размере 8 054,28 руб.
Решением Ленинского районного суда г.Самары от 31.05.2021 по делу №2а-1540/2021 с Прояева Д.А. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2017 год в размере 77 470 руб.
Следовательно, пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2015-2017 года в размере 10 445,55 руб. подлежат взысканию.
Наличие налоговой задолженности, составляющей предмет заявленных требований, подтверждается материалами дела. Доказательства ее погашения суду не представлены. Расчет суммы налога приведен в налоговом уведомлении, размер суммы пени приведен в представленном расчете, является арифметически верным (л.д. 19, 20-21).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование ИФНС России по Кировскому району г. Самары о взыскании с Прояева Д.А. налоговой недоимки является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Поскольку на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета г.о. Самара подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 271 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России по Кировскому району г. Самары к Прояеву Дмитрию Анатольевичу о взыскании обязательных платежей удовлетворить.
Взыскать с Прояева Дмитрия Анатольевича, ИНН №, зарегистрированного по адресу: <адрес>, недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 58 383 руб. и пени, начисленные на недоимку за 2015-2018 года, в размере 10 658,65 руб.
Взыскать с Прояева Дмитрия Анатольевича в бюджет г.о. Самара государственную пошлину в размере 2 271 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 22.06.2021.