Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-380/2016 ~ М-439/2016 от 29.08.2016

Дело (16)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Екатеринославка 19 сентября 2016 года

Октябрьский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Крицкой И.А.,

при секретаре Гливинской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управлению социальной защиты населения по Октябрьскому району о возложении обязанности произвести выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору,

У С Т А Н О В И Л:

Истец – ФИО1 обратился в суд с настоящими требованиями к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управлению социальной защиты населения по Октябрьскому району (далее ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по Октябрьскому району) и просит возложить обязанность на ответчика осуществить за счет средств областного бюджета в его пользу выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ за период с августа 2013 года по ноябрь 2015 года в размере 158309 рублей 68 копеек. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ он в рамках программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» заключил кредитный договор с ОАО «Сбербанк России» на сумму 997 000 рублей под 13,75 % годовых на приобретение жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. В соответствии с постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по Октябрьскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о предоставлении компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору. С августа 2013 года по настоящее время выплаты не осуществляются, в связи с чем, образовалась задолженность по выплатам с августа 2013 года по ноябрь 2015 года.

В судебное заседание представитель ответчика ГКУ Амурской области Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району, - начальник отдела ФИО5., не явилась, просит рассмотреть дело без участия их представителя.

Представители третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Министерства социальной защиты населения Амурской области, Правительства Амурской области, Министерства финансов Амурской области, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются сведения, об уважительности причин неявки суду не сообщили, не просили дело отложить.

В судебное заседание не явился истец ФИО1, в письменном ходатайстве просит рассмотреть дело без его участия.

Суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке в силу ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, в соответствии с которой, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения об уважительности причин неявки или суд признает причины неявки неуважительными, если стороны просили дело рассмотреть без их участия.

Согласно письменных возражений представителя ответчика начальника ГКУ Амурской области Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району ФИО6., ГКУ Амурской области Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району с иском не согласно, просит в удовлетворении требований отказать по следующим основаниям.

ФИО1 является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья (далее - социальная выплата). Решение о предоставлении ему социальной выплаты было 29.12.2012г..

Предоставление социальной выплаты осуществлялось до ДД.ММ.ГГГГ в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, социальная выплата предоставляется в соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>» государственной программы <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Участником государственной программы является министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - министерство).

Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет.

В указанных программах предусмотрен объем средств областного бюджета, выделенных на программные мероприятия.

Предоставление мер социальной поддержки в рамках государственной программы Амурской области регулирует вопросы дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан и осуществляется в пределах выделенных объемов средств областного бюджета, предусмотренного на действующее мероприятие.

Условия и порядок предоставления социальных выплат регламентируются Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение ).

Согласно пункту 10 Положения выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству на текущий год.

Согласно пункту 9 Положения предоставление социальной выплаты производится ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства путем их перечисления на банковский счет гражданина, открытый в банке или иной кредитной организации, указанный в заявлении.

Согласно пункту 4 Положения размер социальной выплаты за месяц определяется по формуле, предусмотренной подпунктом «а» п.4 Положения , и не может превышать сумму уплаченных гражданином процентов по кредитному договору за месяц.

Компенсации подлежат фактические расходы, уплаченные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом.

Положением не предусмотрены сроки предоставления социальных выплат гражданам. Это программное мероприятие, и выплаты производятся в пределах средств, предусмотренных программой на данное мероприятие.

Согласно статье 83 Бюджетного Кодекса РФ увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и доходных возможностей областного бюджета.

В этом случае могут выделяться дополнительные средства для реализации программных мероприятий.

В 2013 году министерство довело до ГКУ АО УСЗН по <адрес> средства на предоставление социальной выплаты в размере 3 801 210,9 рублей, выплачено было 3 801 210,9 рублей. Вместе с тем, в управление в 2013 г. обратились граждане с заявлениями о предоставлении социальных выплат на сумму 5 452 243,73 рублей. Таким образом, долг перед гражданами на ДД.ММ.ГГГГ составил 1 651 032,83 рублей.

В 2014 году доведено средств на сумму 280ООО рублей, выплачено 280000 рублей.

В соответствии с п.8.1 Положения предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в управление при условии соблюдения требований Положения .

В 2013 году и в январе 2014 года выплаты производились по заявлениям, поданным до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с отчетом за август 2016 года задолженность перед получателями социальных выплат, предусмотренных Положением , в том числе перед ФИО1 составила 6 324 073 рублей.

Причина задолженности не в бездействии сотрудников управления, а в отсутствии необходимого финансирования.

Начисления социальных выплат по заявлениям, поданным гражданами, делались своевременно. Заявки на финансирование по начисленным выплатам предоставлялись в министерство своевременно. Однако финансирование на социальные выплаты, предусмотренные Положением , в необходимом объеме не осуществлялось. В связи с чем, граждане социальных выплат не получают.

Считаем, что управление приняло все необходимые меры в соответствии с действующим Положением : документы от заявителей приняло, расчет суммы выплаты осуществило, заявку на финансирование сформировало и в министерство направило.

Управление является казенным учреждением, доходов, помимо бюджетных средств не имеет, поэтому компенсировать гражданам, понесенные ими расходы в связи с уплатой процентов по ипотечным кредитам, без предоставления финансирования, управлению не представляется возможным.

В связи с вышеизложенным, управление не усматривает в своих действиях нарушений действующего законодательства, так как непредставление социальных выплат из-за недостаточности средств областного бюджета, выделенных на данное мероприятие Подпрограммы, не зависит от работников управления.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» и подпрограмма «Приобретение готового жилья (Молодая семья)» на 2011-2015 годы». Указанное постановление Правительства Амурской области утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы».

В число программных мероприятий включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.

Условия и порядок предоставления социальных выплат регламентируются Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ , которое с ДД.ММ.ГГГГ также утратило силу. Вместе с тем, на момент возникновения спорных правоотношений указанное постановление Правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ являлось действующим, в связи, с чем Положение, утвержденное данным постановлением подлежит применению при разрешении настоящего спора.

Согласно п.2 Положения (в первоначальной редакции) право на компенсацию имели зарегистрированные по месту жительства на территории Амурской области граждане, заключившие не ранее ДД.ММ.ГГГГ с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2 000 000 (двух миллионов) рублей на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта.

ДД.ММ.ГГГГ ГКУ Амурской области Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району по результатам рассмотрения представленных ФИО1 документов было принято решение о предоставлении компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п.9, 10 указанного Положения выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении. Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

Согласно справки ГКУ Амурской области Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району с августа 2013 года выплаты истцу ФИО1 компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору не осуществляются, задолженность за период с августа 2013 года по ноябрь 2015 года составила 158309 рублей 68 копеек, задолженность образовалась в виду отсутствия финансирования на данный вид социальной поддержки.

Таким образом, учитывая, что истец ФИО1 в установленном порядке приобрел статус участника подпрограммы, предусматривающей оказание мер социальной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, сохранял указанный статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение указанной социальной выплаты, следовательно, отсутствие достаточного финансирования, о чем указано в возражениях представителя ответчика, не может являться препятствием к реализации предоставленного истцу права.

Поскольку государство, включая истца в качестве участника указанной подпрограммы и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по его социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него, что неоднократно подтверждалось правовой позицией Конституционного суда РФ.

Судом принимаются во внимание доводы письменных возражений представителя ГКУ Управления социальной защиты населения по Октябрьскому району Сёминой О.Я. о том, что Управление приняло все необходимые меры по принятию документов от заявителя, осуществлению расчета выплаты, формированию и направлению в Министерство социальной защиты населения заявки. Вместе с тем, данные обстоятельства не свидетельствуют о выполнении в полном объеме перед истцом обязательств, предусмотренных указанным Положением.

При этом учитывая, что предоставление указанной меры социальной поддержки является расходным обязательством Амурской области, а обязанность в силу п.9,10 Положения по выплате компенсаций гражданам возложена на Государственные казенные учреждения Управления социальной защиты населения за счет средств областного бюджета, исковые требования ФИО1 подлежат полному удовлетворению путем возложения обязанности на ГКУ АО УСЗН Октябрьского района произвести выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ за период с августа 2013 года по ноябрь 2015 года в размере 158309 рублей 68 копеек, за счет средств областного бюджета.

В силу ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Банковской квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются понесенные судебные расходы, таким образом, требования ФИО1 о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Государственному казенному учреждению <адрес> – Управлению социальной защиты населения по <адрес> о возложении обязанности произвести выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору, удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение <адрес> – Управление социальной защиты населения по <адрес> произвести за счет средств областного бюджета в пользу ФИО1 выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ за период с августа 2013 года по ноябрь 2015 года в размере 158309 (сто пятьдесят восемь тысяч триста девять) рублей 68 копеек, за счет средств областного бюджета.

Взыскать с ГКУ Управления социальной защиты населения по <адрес> в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий И.А. Крицкая

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-380/2016 ~ М-439/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузнецов Андрей Викторович
Ответчики
ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по Октябрьском урайону
Другие
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Правительство Амурской области
Суд
Октябрьский районный суд Амурской области
Судья
Крицкая И.А.
Дело на странице суда
oktyabrsiy--amr.sudrf.ru
29.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.08.2016Передача материалов судье
31.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2016Судебное заседание
19.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее