Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1335/2022 ~ М-787/2022 от 17.03.2022

Дело (УИД) № ***RS0№ ***-81

Производство № ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2022 года Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Сергеевой О.И., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца ФИО3, представителя истца ФИО6, представителя ответчика ФИО5 гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области о включении в стаж периодов работы,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратилась в суд с иском к ОПФР о включении периодов работы в специальный стаж, для назначении досрочной пенсии, в обоснование требований указала, что решением УПФР в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) № *** от 28.09.2021г. ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. В стаж на соответствующих видах работ не были засчитаны следующие периоды работы: с <дата> по 03.06.1988г.г., с <дата> по 07.10.1988г.г. (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком 08.04.1988г. рождения), с <дата> по 31.12.1995г.г. в должности заведующей здравпунктом в территориальном медицинском объединении <адрес>; с <дата> по 28.02.1999г.г. в должности заведующей здравпунктом в ЦГБ, поскольку учреждение и структурное подразделение, а также занимаемая истцом должность не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением ФИО1 от <дата> № *** и Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава от <дата> № ***. «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии», утвержденным Постановлением Российской Федерации от <дата> № *** указанное учреждение не предусмотрено. Считает отказ в зачете вышеуказанных периодов в стаж на соответствующих видах работ незаконным, так как он нарушает конституционные права, конституционный принцип равенства всех перед законом. Просит обязать ответчика включить в специальный медицинский стаж указанные периоды работы для назначения страховой пенсии.

С учетом уточнения просит обязать ответчика включить в страховой (трудовой) стаж на соответствующих видах работы периоды работы: с <дата> по 03.06.1988г.г., с <дата> по 07.10.1988г.г. (периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком <дата> г.р.), с <дата> по 31.12.1995г.г. в должности заведующей здравпунктом ОЗИМ в территориальном медицинском объединении <адрес>, за исключением периода с <дата> по 11.03.1994г.г.; с <дата> по 20.05.1996г.г. в должности заведующей здравпунктом в ЦГБ <адрес>.

Истец и ее представитель ФИО6 в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивали, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.

Ответчик представитель Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, по доводам, изложенным письменном отзыве на иск.

Суд, выслушав истца его представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, материалы пенсионного дела, суд находит уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО7, 01.04.1987г. принята на должность фельдшера Здравпункта Октябрьского завода изоляционных материалов Центральной городской больницы <адрес> (Пр № *** к от <дата>), что подтверждается трудовой книжкой АТ-IV № ***, выданной 17.02.1985г.

01.01.1988г. Центральная городская больница переименована в Территориальное медицинское объединение.

26.01.1988г. переведена на должность заведующей здравпунктом ОЗИМ в Центральной городскую больницу <адрес> (Пр № *** к от 21.01.1988г.).

01.01.1996г. Территориальное медицинское объединение <адрес> реорганизовано в Центральную городскую больницу, в соответствии с приказом № *** от 21.11.1995г. и Постановлением Администрации <адрес> № *** от 28.08.1995г., истец продолжил работать в прежней должности.

01.03.1999г. переведена на должность медицинской сестры поликлиники ЦГБ <адрес>, 01.04.1999г. уволена в порядке перевода.

С 01.01.1996г. территориальное медицинское объединение <адрес> реорганизовано в Центральную городскую больницу <адрес>, в соответствии с приказом № *** от 21.11.1995г. и Постановлением Администрации <адрес> № *** от 28.08.1995г.

<дата> ФИО3 обратилась в УПФР Самарской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии.

Решением УПФР Самарской области (межрайонное) № *** от 28.09.2021г. ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.

При определении права на досрочную страховую пенсию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> № ***, в стаж работы истицы на соответствующих видах работ не включены периоды: с <дата> по 03.06.1988г.г., с <дата> по 07.10.1988г.г. (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком 08.04.1988г. рождения), с <дата> по 31.12.1995г.г. в должности заведующей здравпунктом в территориальном медицинском объединении <адрес>; с <дата> по 28.02.1999г.г. в должности заведующей здравпунктом в ЦГБ, поскольку учреждение и структурное подразделение, а также занимаемая истцом должность не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением ФИО1 от <дата> № *** и Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава от <дата> № ***. «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии», утвержденным Постановлением Российской Федерации от <дата> № *** указанное учреждение не предусмотрено.

Документально подтвержденный общий трудовой и страховой стаж истца на дату обращения за назначением досрочной пенсии составляет 35 лет 04 мес. 17 дн. Документально подтвержденный специальный стаж заявителя в сельской местности и в городах на дачу обращения за назначением досрочной пенсии в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № *** ив соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г № *** составляет 23 год 02 мес. 19 дней, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.

Суд полагает данное решение в части не включения периодов работы, которые истец просит включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Право на пенсию в связи с лечебной деятельностью определяется на основании пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии специального стажа не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах.

Согласно пп. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от <дата> № *** «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № *** «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального; закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту – Список и Правила № ***);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, учрежденный Постановлением правительства РФ от <дата> № *** «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно (далее по тексту – Список и Правила № ***);

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 81 Закона ФИО1 «О государственных пенсиях в ФИО1», утвержденный постановлением ФИО1 от 06.09.1991г. № *** «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с <дата> по <дата> включительно (далее по тексту – Список № ***);

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к постановлению ФИО2 от 17.12.1959г. № *** «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до <дата> (далее по тексту – Перечень № ***).

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства от <дата> № *** исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального Закона «О страховых пенсиях» осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № ***.

В силу п. 1 ст. 14 Закона № 400-ФЗ периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 14 Закона № 400-ФЗ периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Указанный порядок также закреплен п. 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> № ***.

Согласно абз. 1 ст. 66 ТК РФ, п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ № *** от <дата>, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

На основании Постановления ФИО1 № *** от <дата> «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет» в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Согласно прилагаемого «Списка профессий и должностей…» пенсия назначается врачам и среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности».

Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <дата> № ***, также предусмотрена должность медицинской сестры.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № *** утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Из материалов дела следует, что истец с <дата> (Приказ от 30.03.1987г № ***) по 31.12.1987г. (Приказ от 29.12.1987г, № ***) осуществляла свои трудовые обязанности в должности фельдшер здравпункта Октябрьского завода изоляционных материалов Территориального медицинского объединения <адрес>;

с 01.01.1988г. (Приказ от 29.12.1987г № ***) по 25.01.1988г. (Приказ от 21.01.1988г. № ***) в должности: заведующей здравпунктом Октябрьского завода изоляционных материалов Территориального медицинского объединения <адрес>;

с 26.01.1988г. (Приказ от 21.01.1988г № ***) по 31.12.1995г. (Приказ № *** от 21.11.1995г. Распоряжение № *** от 28.08.1995г.) в должности заведующей здравпунктом Октябрьского завода изоляционных материалов Центральной городской больницы <адрес> Самарской области.

Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от <дата> N 38 "О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", периодов работы в территориальных медицинских объединениях" Министерством труда и социального развития РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ и Пенсионным фондом РФ установлено, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением ФИО1 от <дата> N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам ст. 81 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Приказом Министерства здравоохранения РФ от <дата> N 395 "Об утверждении Номенклатуры здравоохранения" в состав лечебно-профилактических учреждений входит, в том числе Территориальное медицинское объединение (ТМО) - указанный пункт 1.2.3 Приказа исключен Приказом Минздрава РФ от 28.02.2000г. № ***.

Указанные периоды подтверждаются справкой уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения, выданной ГБУЗ СО «Октябрьская центральная городская больница».

Территориальное медицинское объединение (СГТМО) является лечебно-профилактическим учреждением и включено в Номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную приказом МЗ РФ от 03.11.1999г. № ***, п.1.2.3.

Кроме того, согласно п. 8 Номенклатуры, ТМО - это комплекс лечебно-профилактических и других учреждений и подразделений, головной организацией которых является больница или поликлиника, каковым и являлось ТМО <адрес>.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от <дата>г. № ***-П, отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца при наличии соответствующих записей в трудовой книжке не может являться безусловным основанием для отказа во включении периодов трудовой деятельности истца в ее трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. При этом обязанность предоставлять достоверные сведения на каждое застрахованное лицо и справки с кодом льготы, а также сведения о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя.

В период работы ФИО3 в должности фельдшером и заведующей здравпунктом ОЗИМ Центральной городской больницы <адрес> ФИО1 были утверждены Списки профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, от <дата> № ***, согласно п. 1 которого право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности,

В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № ***, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от <дата> № ***, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.

При этом в законодательстве определение термина "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.12.1999г. № *** "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", где к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе п. 2 "заведующий отделением", а в соответствии с примечанием № *** наименование должностей дополняется наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.

Суд также полагает необоснованным отказ ФИО3 в зачете в стаж на соответствующих видах работ периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> по следующим основаниям.

В связи с принятием Закона РФ от <дата> N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде ФИО1» (вступил в силу <дата>) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № *** «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до <дата> (времени вступления в силу Закона РФ от <дата> № *** «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 04.06.1988г., то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ ФИО1 до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992г.

При таких обстоятельствах период с <дата> по 03.06.1988г.г., с <дата> по <дата> подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в льготном исчислении.

Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО3 удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области включить в стаж работы ФИО3, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы:

- с <дата> по 03.06.1988г.г., с <дата> по 07.10.1988г.г. периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком <дата> г.р.;

- с <дата> по 31.12.1995г.г. в должности заведующей здравпунктом в территориальном медицинском объединении <адрес>;

- с <дата> по 20.05.1996г.г. в должности заведующей здравпунктом в Центральной городской больнице <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                        О.И. Сергеева

Решение в окончательной форме принято <дата> года

Судья                                        О.И. Сергеева

2-1335/2022 ~ М-787/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Улыбина А.А.
Ответчики
ГУ Отделение ПФР по Самасркой области
Другие
ГБУЗ СО "Октябрьская ЦГБ"
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Сергеева О.И.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
17.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2022Передача материалов судье
24.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2022Подготовка дела (собеседование)
12.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2022Судебное заседание
14.06.2022Судебное заседание
31.05.2022Судебное заседание
21.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее