Судья Климова И.А.
Дело №7-1251/2018 (21-710/2018)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 01 августа 2018 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №4 (г. Сарапул) филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу на решение судьи Кировского районного суда г. Перми от 04.06.2018, постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 16.04.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
Постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 16.04.2018 №** федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ «ЦЖБУ» Минобороны России) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Перми от 04.06.2018, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы юридического лица за подписью начальника жилищно – эксплуатационного (коммунального) отдела №4 (г. Сарапул) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Центральному военному округу Р., вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в краевой суд, заявитель просит об отмене решения от 04.06.2018 и постановления от 16.04.2018, прекращении производства по делу, указывая на нарушение положений ч.5 ст.4.1 КоАП РФ, а также на то, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не является управляющей организацией многоквартирных домов микрорайона ДОС «***» и не несет ответственность за содержание многоквартирных домов.
В рассмотрении жалобы защитник ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России участие не принимал.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно положениям ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ч. 2 ст. 39 указанного Федерального закона в редакции, действовавшей до 29.12.2017, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Статья 8.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ФГБУ «ЦЖБУ» Минобороны России в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Установлено, что 05.07.2017 в рамках рейдовых мероприятий должностным лицом Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края на основании полученной информации из Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры по факту излива сточных вод на рельеф местности от микрорайона ДОС «***» г. Перми был осуществлен выезд на данную территорию. Выявлено, что стоки идут по трубе из полипропилена диаметром порядка 600 мм. В районе железнодорожной насыпи стоки идут по железобетонной трубе под железнодорожной веткой «станция Курья – Воинская часть». С другой стороны железнодорожной ветки сточные воды выходят из железобетонной трубы и текут в сторону лесного массива, растекаются по рельефу местности. Визуально стоки канализационные, не очищенные. Фактически значения концентраций измеренных загрязняющих веществ составили в пробе изливающихся сточных вод: химическое потребление кислорода - 257 мгО2/дм3 (8,5 ПДКх.б.), биологическое потребление кислорода – 106 мгО2/дм3 (50 ПДКр.х.), ионы аммония – 10,5 мг/дм3 (21 ПДКр.х.), фосфат-ионы – 2,84 мг/дм3 (14,2 ПДКр.х.), нефтепродукты – 0,238 мг/дм3 (4,7 ПДКр.х.), что соответствует составу неочищенной сточной воды.
Между тем, п.4.1.2 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.5.980-004.1.2 «Водоотведение населенных мест. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» не допускает сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в черте населенных пунктов.
Собственником сетей водоотведения в микрорайоне ДОС «***» на указанную дату являлось Министерство обороны Российской Федерации, спорный объект водопроводно-канализационного хозяйства закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (акт от 01.04.2017 приема - передачи объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, закрепленных на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является правопреемником указанного учреждения)). То есть ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России как владелец допустило несоблюдение экологических требований при эксплуатации спорного объекта, а именно допустило сброс канализационных сточных вод на рельеф местности.
Вина ФГБУ «ЦЖБУ» Минобороны России в совершении вышеуказанного правонарушения подтверждается помимо приведенного выше акта приема – передачи актом №** от 05.07.2017 обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований, фототаблицей к нему, протоколом результатов количественного химического анализа воды и другими материалами дела.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих, что ФГБУ «ЦЖБУ» Минобороны России были предприняты все необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для соблюдения требований экологического законодательства, недопущения излива сточных вод на рельеф местности из сетей водоотведения, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы о том, что водоотведение осуществляется от многоквартирных домов, которые в управлении ФГБУ «ЦЖБУ» не находятся, правового значения для настоящего дела не имеют, поскольку, как указано выше, спорный объект находится во владении данного учреждения на праве оперативного управления, являвшегося также получателем платежей за услуги водоснабжения, водоотведения.
Доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые всесторонне и полно проверены с соблюдением требований ст. 26.11 КоАП РФ, и не влияют на правильность вывода о виновности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, опровергаются совокупностью исследованных по делу доказательств.
Административное наказание назначено ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в пределах санкции, установленной ст. 8.1 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному.
Существенных нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлиять на законность оспариваемых актов, по делу не допущено.
Относительно доводов о нарушении при привлечении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России к административной ответственности положений ч.5 ст.4.1 КоАП РФ, в соответствии с которой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, то они на материалах дела не основаны. Как усматривается из материалов дела, ФГБУ «ЦЖБУ» Минобороны России за правонарушение, выявленное 05.07.2018, назначено административное наказание впервые. Ранее постановление от 20.10.2017 вынесено в отношении филиала ФГБУ «ЦЖБУ» Минобороны России по Центральному военному округу. Данное постановление отменено решением судьи Кировского районного суда г. Перми от 30.01.2018 с прекращением производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а именно не тот субъект правонарушения был определен.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Решение судьи Кировского районного суда г. Перми от 04.06.2018, постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от 16.04.2018 оставить без изменения, жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу в лице жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №4 (г. Сарапул) филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу – отказать.
Решение вступило в законную силу.
Судья –