Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ
07 июня 2016 года г. Венёв
Венёвский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Садовщиковой О.А.,
при секретаре Макаровой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Автономной некоммерческой организации «Мордвесская управляющая компания», администрации муниципального образования Мордвесское Веневского района об обязании разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны на эксплуатируемые артезианские скважины,
установил:
Тульский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Автономной некоммерческой организации «Мордвесская управляющая компания», администрации муниципального образования Мордвесское Веневского района об обязании разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны на эксплуатируемые артезианские скважины, мотивируя тем, что Тульской природоохранной прокуратурой проведена контрольная проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения организациями, осуществляющими пользование подземными источниками водоснабжения. В ходе проверки установлено, что в соответствии с уставом Автономной некоммерческой организации «Мордвесская управляющая компания», утвержденным решением собрания депутатов МО Веневского района от 26 декабря 2007 года №, основными видами деятельности организации является управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда. На основании договоров о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью № от 9 января 2014 года, заключенных с администрацией муниципального образования Мордвесское Веневского района, Автономная некоммерческая организация «Мордвесская управляющая компания» осуществляет деятельность по водоснабжению населения муниципального образования Мордвесское Веневского района Тульской области посредством эксплуатации 10 артезианских скважин. Согласно указанным договорам данные скважины расположены в следующих населенных пунктах: <адрес> (1 скважина); <адрес> (1 скважина); <адрес> (3 скважины); <адрес> (3 скважины); д. <адрес> (1 скважина), <адрес> (1скважина). Согласно сведениям об использовании воды по форме 2-ТП (водхоз) за 2015 год объем забранной и потребленной воды из эксплуатируемых артезианских скважин составил ... тыс. м3. У Автономной некоммерческой организации «Мордвесская управляющая компания» имеется лицензия на пользование недрами с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и организаций № от 14 ноября 2003 года сроком действия до 01 декабря 2018 года. В нарушение норм законодательства проекты зон санитарной охраны на эксплуатируемые Автономной некоммерческой организацией «Мордвесская управляющая компания» артезианские скважины отсутствуют. Постановлением по делу об административном правонарушении от 05 октября 2015 года № Управления Роспотребнадзора по Тульской области должностное лицо – директор Автономной некоммерческой организации «Мордвесская управляющая компания» Белянкин С.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ, ему назначен штраф в размере 10000 рублей (в том числе за отсутствие проекта зон санитарной охраны водозаборных сооружений). Однако Автономная некоммерческая организация «Мордвесская управляющая компания» продолжает осуществлять деятельность по водоснабжению населения посредством эксплуатации артезианских скважин без разработанного в установленном порядке проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данных источников. Затягивание процесса разработки проектов зон санитарной охраны скважин создает реальную угрозу загрязнения подземных вод, опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению правил граждан. Просит обязать ответчиков разработать и утвердить в Министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области проекты зон санитарной охраны на эксплуатируемые артезианские скважины в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Мордвесское Веневского района.
Старший помощник Тульского природоохранного прокурора Артасова С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Автономной некоммерческой организации «Мордвесская управляющая компания» директор Белянкин С.Н. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика АМО Мордвесское Веневского района по доверенности Алексеев А.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Судом установлено, что в соответствии с уставом Автономной некоммерческой организации «Мордвесская управляющая компания», утвержденным решением собрания депутатов МО Веневского района от 26 декабря 2007 года №, основными видами деятельности организации является управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда.
На основании договоров о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью № от 09 января 2014 года, заключенных с администрацией муниципального образования Мордвесское Веневского района, Автономной некоммерческой организации «Мордвесская управляющая компания» осуществляет деятельность по водоснабжению населения муниципального образования Мордвесское Веневского района Тульской области посредством эксплуатации 10 артезианских скважин. Согласно указанным договорам данные скважины расположены в следующих населенных пунктах: д. <адрес> (1 скважина); <адрес> (1 скважина); <адрес> (3 скважины); <адрес> (3 скважины); <адрес> (1 скважина), <адрес> (1скважина).
Собственником артезианских скважин является Администрация муниципального образования <адрес>.
Согласно сведениям об использовании воды по форме 2-ТП (водхоз) за 2015 год объем забранной и потребленной воды из эксплуатируемых артезианских скважин составил 256,96 тыс. м3.
Автономная некоммерческая организация «Мордвесская управляющая компания» имеет лицензию на пользование недрами с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и организаций № от 14 ноября 2003 года сроком действия до 01 декабря 2018 года.
На основании ч.ч. 1,4 ст. 18 Федерального Закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с п.п. 56 п. 4 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 07 октября 2011 года №, Министерство утверждает проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно- бытового водоснабжения и в лечебных целях, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников и водопроводов питьевого назначения определены СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10, в соответствии с п. 1.4 которых зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в онах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Пунктом 1.5, 1.6 Санитарных правил и норм предусмотрено, что зоны санитарной охраны организуются в состав трех поясов: первый пояс включает территорию расположения водозаборов и площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
Организация зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Организация зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зон санитарной охраны.
Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Тульской природоохранной прокуратурой проведена проверка о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения организациями, осуществляющими пользование подземными источниками водоснабжения.
В нарушение норм законодательства проекты зон санитарной охраны на эксплуатируемые Автономной некоммерческой организацией «Мордвесская управляющая компания» артезианские скважины отсутствуют.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 05 октября 2015 года № Управления Роспотребнадзора по Тульской области должностное лицо – директор Автономной некоммерческой организации «Мордвесская управляющая компания» Белянкин С.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ, ему назначен штраф в размере 10000 рублей (в том числе за отсутствие проекта зон санитарной охраны водозаборных сооружений).
Автономная некоммерческая организация «Мордвесская управляющая компания» до настоящего продолжает осуществлять деятельность по водоснабжению населения посредством эксплуатации артезианских скважин без разработанного в установленном порядке проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данных источников. Указанное обстоятельство не отрицалось в судебном заседании представителем ответчика.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности и исходя из приведенных выше норм материального права, суд приходит выводу об удовлетворении исковых требований Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Автономной некоммерческой организации «Мордвесская управляющая компания», администрации муниципального образования Мордвесское Веневского района об обязании разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны на эксплуатируемые артезианские скважины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Автономную некоммерческую организацию «Мордвесская управляющая компания», администрацию муниципального образования Мордвесское Веневского района разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны на эксплуатируемые артезианские скважины в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Венёвский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий