Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 марта 2013 года г.Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Непопалов Г.Г.,
с участием адвоката Родомановой Л.А.,
при секретаре Воробьевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-932/13 по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к Администрации городского округа Сызрань о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обратились в Сызранский городской суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя тем, что с 1975 года по февраль 2008 года ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и РФ. **.**.**** г. ему, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, на семью из 4-х человек была предоставлена по договору социального найма двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: ул. ХХХ. Истцы вселились в данное жилое помещение, не являющееся служебным, были зарегистрированы по месту жительства и постоянно проживали в нем. Поскольку площади данного жилого помещения было недостаточно для признания ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обеспеченными жильем по установленным нормам, ФИО1 оставался в списке очередников на улучшение жилищных условий. В августе 2005 года жилищной комиссией в/части №00 в которой проходил военную службу названный выше истец, было принято решение о предоставлении ФИО1 и членам его семьи взамен занимаемой ими квартиры другого жилого помещения – служебной квартиры, расположенной по адресу: ул. ХХХ, после чего **.**.**** г. он был исключен из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с получением жилья. На основании договора найма служебного жилого помещения от **.**.**** г. №00 ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 вселились в указанную выше служебную квартиру, **.**.**** г. зарегистрировались в ней по месту жительства и до настоящего времени постоянно проживают в данном жилом помещении. В 2008 году спорное жилое помещение передано в собственность муниципального образования городской округ Сызрань. Истцы намерены приватизировать занимаемое ими жилое помещение, в связи с чем обратились к ответчику с заявлением об изменении его статуса, однако им было в этом отказано. В результате этого, ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 лишены возможности получить спорную квартиру в собственность в порядке приватизации. Истцы полагают отказ в изменении статуса квартиры и, как следствие, в передаче ее им в собственность в порядке приватизации незаконным, поскольку при выделении спорного жилого помещения командованием в/части №00 ФИО1 было разъяснено, что в указанной выше служебной квартире он имеет право остаться проживать постоянно, в связи с чем государственный жилищный сертификат ему выдаваться не будет. В настоящее время истец не является военнослужащим, исключен из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утратил право как на получение жилого помещения для постоянного проживания от Министерства обороны РФ, так и на получение государственного жилищного сертификата, а также лишен возможности воспользоваться правом, предоставленным ему Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», на получение в собственность спорного жилого помещения в порядке приватизации. Более того, истцы в трудовых отношениях с Администрацией г.о. Сызрань не состоят, в связи с чем полагают, что при передаче спорного жилого помещения в муниципальную собственность оно утратило статус служебного. На основании изложенного, ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 просят суд признать за ними право общей собственности – по ? доле в праве за каждым, на трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: ул. ХХХ, в порядке приватизации.
Истец ФИО1 в судебном заседании иск поддержал, сославшись на доводы, изложенные выше.
Истцы ФИО2, ФИО3 и ФИО4 в письменных заявлениях просят суд рассмотреть дело без их участия, исковые требования поддерживают в полном объеме.
Представитель Администрации г.о. Сызрань ФИО9 иск не признал, пояснил, что спорное жилое помещение передано в муниципальную собственность в 2008 году. К моменту передачи его в муниципальную собственность оно уже имело статус служебного и до настоящего времени данный статус не отменен и не изменен. В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация служебных жилых помещений невозможна, в связи с чем требования истцов не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
Представитель 3-его лица – Учебной авиационной базы 2-ой категории (ранее в/часть №00), в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не просил, в связи с чем суд определил рассмотреть дело без его участия.
Представитель привлеченного судом в качестве 3-его лица КЖКХ Администрации г.о. Сызрань ФИО10 иск не признал, полагает, что до обращения в суд с настоящим иском истцам следовало разрешить вопрос об изменении статуса спорного жилого помещения.
Суд, заслушав объяснения истца, представителей ответчика и 3-его лица, проверив дело, полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от **.**.**** г. №00 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 6 названного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Судом установлено, что с 1975 года по февраль 2008 года ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и РФ. **.**.**** г. ему, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, на семью из 4-х человек, в том числе: ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 (до брака ФИО11) Е.В., была предоставлена по договору социального найма двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: ул. ХХХ.
Истцы вселились в данное жилое помещение, не являющееся служебным, были зарегистрированы по месту жительства и постоянно проживали в нем. Поскольку площади данного жилого помещения было недостаточно для признания ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обеспеченными жильем по установленным нормам, ФИО1 оставался в списке очередников на улучшение жилищных условий.
В августе 2005 года жилищной комиссией в/части 15566, в которой проходил военную службу названный выше истец, было принято решение о предоставлении ФИО1 и членам его семьи взамен занимаемой ими квартиры другого жилого помещения – служебной квартиры, расположенной по адресу: ул. ХХХ, после чего **.**.**** г. он был исключен из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с получением жилья.
На основании договора найма служебного жилого помещения от **.**.**** г. №00 ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 вселились в указанную выше служебную квартиру, **.**.**** г. зарегистрировались в ней по месту жительства и до настоящего времени постоянно проживают в данном жилом помещении.
Судом также установлено, что в 2008 году спорное жилое помещение передано в собственность муниципального образования городской округ Сызрань.
Истцы намерены приватизировать занимаемое ими жилое помещение, в связи с чем обратились к ответчику с заявлением об изменении его статуса, однако им было в этом отказано. В результате этого, ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 лишены возможности получить спорную квартиру в собственность в порядке приватизации.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются ордером от **.**.**** г. №00, договором найма служебного жилого помещения от **.**.**** г. №00, свидетельствами о заключении брака, справками КЖКХ Администрации г.о. Сызрань от **.**.**** г. №00, от **.**.**** г. №00 и от **.**.**** г., справкой ФГКЭУ «Сызранская КЭЧ района» от **.**.**** г. №00, выпиской из приказа командира в/части 15566 от **.**.**** г. №00, ответом Администрации г.о. Сызрань от **.**.**** г. №00;1887, копиями паспортов истцов, выпиской из Реестра муниципальной собственности, справками Сызранского филиала ГУП «ЦТИ» от **.**.**** г. №№00, справкой отдела Военного комиссариата Самарской области по г.г. Сызрань, Октябрьск, Сызранскому и ул. ХХХм от **.**.**** г. №00, а также объяснениями сторон по делу в судебном заседании.
В силу ст.ст. 5 и 7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от **.**.**** г. № 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
К отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Из смысла данной правой нормы следует, что специализированные жилые помещения, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона утрачивают статус «служебных» в силу закона и к ним применяется парвовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу указанного Федерального закона приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.
В соответствии с. П. 2 ст. 102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником – нанимателем такого жилого помещения.
Из материалов дела следует, что ФИО1 не состоит с ответчиком в трудовых отношениях, Администрация г.о. Сызрань после передачи ей права собственности на спорное жилое помещение новый договор найма служебного жилого помещения с названным выше истцом не заключала.
Более того, из материалов дела усматривается, что истцы приватизированного жилья в г.Сызрань не имеют, право на бесплатную приватизацию жилого помещения ими не использовано.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 удовлетворить, поскольку спорное жилое помещение фактически утратило статус «служебного», а потому может быть приобретено истцами в собственность в порядке приватизации. (Аналогичная правовая позиция содержится в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от **.**.**** г..)
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 право общей собственности – по ? доле в праве за каждым, на трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: ул. ХХХ, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Непопалов Г.Г.