Решение по делу № 2-86/2019 ~ М-23/2019 от 30.01.2019

Дело № 2-86/2019                                                                                             подлинник

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

27 марта 2019 года                                                                                   пос. Ильинский

Ильинский районный суд Пермского края в составе председательствующего Никулиной Л.Н. при секретаре судебного заседания Русиновой О.С.

с участием истца Одинцова А.В., его представителя Панферова О.Л.,

представителя ответчика - администрации Ильинского муниципального района Пермского края Усатых Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Одинцова Александра Владимировича к администрации Ильинского муниципального района Пермского края о возложении обязанности восстановить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения и предоставить жилое помещение по договору социального найма,

установил:

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители ФИО4, ФИО5 решением Ильинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав, над ним было установлено попечительство, фактически проживал у бабушки и дедушки, у друзей. Своего жилья не имеет. В армии не служил, с 2010 года нигде не обучался.

До 2017 года был зарегистрирован по месту регистрации матери ФИО5 по адресу: <адрес>. В 2008 году дом признан непригодным для проживания.

Постановлением администрации Чермозского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет опекаемых детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Истец в 2012-2015 годах обращался с устными заявлениями в органы опеки с требованием о предоставлении жилья. Выяснилось, что он не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Постановлением администрации Ильинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ .0-01-04 ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилого фонда Ильинского муниципального района по договору найма специализированного жилого помещения на основании того, что за истцом сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> он достиг 23-летнего возраста.

Уточнив требования, истец просит обязать администрацию Ильинского муниципального района <адрес> включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что до достижения своего 23-летнего возраста с 2012 года неоднократно оформлял документы для включения в список для предоставления жилья, в том числе в органе опеки. В 2012 году постановлением администрации Чермозского городского поселения он признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения, однако в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, не был включен, жилое помещение ему не предоставлялось. В 2013 году закрепленное за ним жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, было признано межведомственной комиссией пригодным для проживания, но никаких документов не получал, узнал об этом в судебном заседании осенью 2018 года. Собственником указанной квартиры является отец истца ФИО4, лишенный родительских прав в отношении истца. Между ними конфликтные отношения, совместное проживание невозможно. В 2017 году ФИО4 дал согласие лишь на регистрацию истца в квартире, право на проживание не предоставил.

Представитель истца ФИО7 в судебном заседании поддержал доводы своего доверителя.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Ильинского муниципального района <адрес> ФИО3 пояснила, что ФИО1 обратился в администрацию района ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые должны быть обеспечены жильем по договору специализированного жилого фонда. Поскольку за ФИО1 закреплено жилое помещение, которое согласно заключению межведомственной комиссии признано пригодным для проживания, на момент обращения в администрацию района ФИО1 достиг 23-летнего возраста, вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении его требований. До указанных дат в администрации муниципального района учетного дела на истца не было, органом опеки МТУ № <адрес> не передавалось. Просит в удовлетворении иска отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

Согласно пункту 3 статьи 8 названного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На территории <адрес> вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 6 которого предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования <адрес> однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом <адрес>. При этом условиями предоставления жилых помещений указанным лицам являются: 1) лицо проживает в <адрес>; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители ФИО4, ФИО5 решением Ильинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав (л.д. 7).

Постановлением главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 сохранено право пользования жилым помещением в виде квартиры, находящейся в собственности отца истца ФИО4 по адресу: <адрес>. С 2017 года регистрация по месту жительства произведена истцом по данному адресу (л.д. 89-90, 96).

Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ квартира, находящаяся по адресу: <адрес>, признана пригодной для проживания (л.д. 97-98).

Из материалов дела следует, что до 2017 года истец был зарегистрирован по месту регистрации матери ФИО5 по адресу: <адрес>. В 2008 году дом признан непригодным для проживания (л.д. 67, 102).

Постановлением администрации Чермозского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет опекаемых детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 8).

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается отсутствие зарегистрированных прав ФИО1 на объекты недвижимого имущества (л.д. 19, 101).

Согласно справке Карагайского филиала «ЦТИ <адрес>» сведения о зарегистрированных правах ФИО1 на объекты недвижимости, а также об участии ФИО1 в приватизации жилых помещений отсутствуют (л.д. 20, 88).

Судом проанализированы положения законодательства об органах, уполномоченных вести учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилья из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период с 2012 года (момента признания нуждающимся в жилье) до ДД.ММ.ГГГГ (момента достижения истцом 23-летия, предельного возраста получения данных мер социальной поддержки).

На момент постановки ФИО1 на учет как нуждающегося в жилом помещении действовал Указ губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с п. 4 которого на органы опеки и попечительства администраций городов и районов области возложена обязанность по обеспечению контроля за соблюдением прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилье (в том числе контроль за своевременной постановкой детей-сирот на учет) и в случае обнаружения нарушений указанных прав обеспечения их защиты в установленном порядке.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Министерство социального развития <адрес>, которое осуществляет данные полномочия через свои территориальные органы.

Указ губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении» признан утратившим силу.

Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> рекомендовано передать учетные дела детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и достигших возраста 14 лет, в территориальные органы Министерства социального развития <адрес> в течение 15 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего Постановления. Постановление вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту - список), осуществляется органом местного самоуправления <адрес> по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом <адрес>.

Из материалов дела следует, что учетное дело в отношении ФИО1 не заводилось.

В списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по состоянию на день рассмотрения дела ФИО1 не значится (л.д. 59-62).

Суд считает, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.

Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел данной категории (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. Поэтому юридически значимым при изложенных обстоятельствах является выяснение причин, в силу которых истец не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем.

К числу таких причин, как указано в приведенном Обзоре, относятся: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Поскольку постановлением администрации Чермозского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении, с указанного времени он подлежал включению администрацией Ильинского муниципального района в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.

По мнению суда, органы, уполномоченные на формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не проявили должной заботы об истце, ненадлежащим образом исполняли свои обязанности.

Возражения ответчика о том, что за истцом закреплено жилое помещение, пригодное для проживания, тем самым он обеспечен жилым помещением, не основано на законе.

Как следует из п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:

1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или

2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Поскольку ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает на территории <адрес>, не является ни собственником жилых помещений, ни нанимателем жилого помещения по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, он признается нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПК «О внесении изменения в ст. <адрес> «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения по нормативу предоставления жилого помещения, площадь предоставляемого жилого помещения должна быть не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Возложить на администрацию Ильинского муниципального района обязанность включить Одинцова Александра Владимировича в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Возложить на администрацию Ильинского муниципального района обязанность предоставить Одинцову Александру Владимировичу, 1 января 1990 года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилого фонда, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                     Л.Н. Никулина

2-86/2019 ~ М-23/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Одинцов Александр Владимирович
Ответчики
Администрация Чермозского городского поселения
Администрация Ильинского муниципального района
Другие
Панферов Олег Львович
Суд
Ильинский районный суд Пермского края
Судья
Никулина Людмила Николаевна
Дело на странице суда
ilinsk--perm.sudrf.ru
30.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2019Передача материалов судье
01.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2019Судебное заседание
27.03.2019Судебное заседание
29.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2019Дело оформлено
08.05.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее