Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1333/2017 от 12.05.2017

Дело № 2-1333/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 декабря 2017 года                         г. Сарапул УР

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи             Голубева В.Ю.,

при секретаре                    Кузнецовой Н.В.,

с участием:

представителя истца ОАО «Энергосбыт Плюс» - Сможевских О.Д. (по доверенности),

представителя третьего лица ООО «Электрические сети Удмуртии» -Макшаковой Л.Ю. (по доверенности),

ответчика Фрадкиной Л.Х., ее представителя Гоюшова Н.Г.оглы (по доверенности)

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» к Фрадкиной <данные изъяты> о взыскании задолженности,

установил:

ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» обратился в суд с исками к Фрадкиной Л.Х. о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию. Заявленные требования мотивированы тем, что с 01 октября 2014 года истец является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории УР. Между истцом и ответчиком, использующим электрическую энергию для бытового потребления в соответствии п.1 ст.540 ГК РФ заключен договор электроснабжения (л/с <данные изъяты>) с возложением на сторону абонента обязанности оплачивать фактически потребленную электроэнергию и соблюдать правила пользования электроэнергией.

В соответствии с условиями договора истец поставлял ответчику электроэнергию в количестве 15020,26 кВт/ч на сумму 42667,86 руб., а ответчик производил оплату за период с 01.01.2013 г. по 01.02.2014 г. на сумму 8914,10 руб. Таким образом, задолженность с 01.01.2013 года по 01.02.2014 г. составляет 33410,25 руб. Ответчиком никаких мер по погашению задолженности за потребленную энергию в полном объеме принято не было.

Просит взыскать с ответчика в пользу истца задолженность за потребленную электроэнергию за период с 01.01.2013 года по 01.02.2014 года в размере 33410,25 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 585,28 руб.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просит взыскать с ответчика в пользу истца задолженность за потребленную электроэнергию за период с 01.01.2013 года по 01.02.2014 года в размере 33410,25 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 1202,30 руб.

Кроме того, в соответствии с условиями договора истец поставлял ответчику электроэнергию в количестве 32830 кВт/ч на сумму 98998,53 руб., а ответчик производил оплату за период с 01 февраля 2014 года по 31 января 2016 года на сумму 68744 руб. Таким образом, задолженность с 01 февраля 2014 года по 31 января 2016 года составляет 30254,53 руб. Ответчиком никаких мер по погашению задолженности за потребленную энергию в полном объеме принято не было.

Просит взыскать с ответчика в пользу истца задолженность за потребленную электроэнергию за период с 01.02.2014 года по 31.01.2016 года в размере 30254,53 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 585,28 руб.

Определениями мирового судьи судебного участка № 1 г.Сарапула от 10 апреля 2017 года гражданские дела по искам ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» к Фрадкиной Л.Х. о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию были объединены в одно производство, дело передано для рассмотрения по подсудности в Сарапульский городской суд.

В ходе рассмотрения дела истец ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» уточнил исковые требования, изменив период, за который подлежит взысканию задолженность, просит взыскать с ответчика задолженность за период с 01 ноября 2014 года по 31 января 2016 года в размере 63664,78 руб., а также расходы по уплате госпошлины в размере 2109,94 руб.

В последующем истец вновь уточнил исковые требования, изменив период, за который подлежит взысканию задолженность, просит взыскать с ответчика задолженность за период с 01 октября 2015 года по 01 января 2016 года в размере 63664,78 руб., а также расходы по уплате госпошлины в размере 2109,94 руб.

Окончательно уточнив исковые требования, истец изменил период, за который подлежит взысканию задолженность, просит взыскать с ответчиков задолженность за период с 01 октября 2015 года по 31 января 2016 года в размере 63664,78 руб., а также расходы по уплате госпошлины в размере 2109,94 руб.

Не согласившись с исковыми требованиями, ответчик Фрадкина Л.Х. направила письменные возражения в которых указала следующее. Истец осуществляет расчет потребленной электроэнергии по счетчику Меркурий 230 АRT-OZRN, серийный номер № <данные изъяты>, который был установлен незаконно. В 2009 году истец стала единственной собственницей жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> (часть дома ей перешла по наследству от умершей матери, другая часть подарена <данные изъяты> В это период они производили электроэнергии по установленному внутри жилого дома счетчику. В 2012 года ее муж <данные изъяты>. умер, и она осталась проживать в доме вместе с сыном. В 2013 году ООО «Электрические сети Удмуртии» установило прибор учета электроэнергии марки Меркурий 230 АRT-OZRN, серийный номер № <данные изъяты> в трансформаторную станцию ТП-4, расположенную в 15-20 метрах от ее дома. Об установленном счетчике первоначально она ничего не знала, он был установлен в нарушении действующего законодательства. Законных оснований для принудительной установки нового прибора учета ООО «Электрические сети Удмуртии» не имелось. В акте приемки прибора учета № <данные изъяты> от 16 мая 2013 года в качестве потребителя указан <данные изъяты> который с 2009 года не являлся собственником жилого дома, а в 2012 году скончался. Акт составлялся в отсутствие потребителя, какая-либо подпись в акте в графе отсутствует, о приемке прибора учета она никак не извещалась. В акте приемки группы учета не указан тип, марка, серийный номер снятого прибора учета, который был ранее у нее установлен, причины снятия. Поскольку счетчик установлен в трансформаторной подстанции потребитель доступа в него не имеет, проверить правильность выставляемых ей счетов путем сверки с показаниями счетчика не может, проверить исправность его работы, в том числе с помощью инструментальной проверки также не может. Прибор учета не установлен в границах балансовой принадлежности или в месте максимально к нему приближенном. Граница балансовой принадлежности должна проходить по границе ее участка и прибор учета должен быть установлен или на фасаде дома, или на заборе или на рядом стоящей опоре ЛЭП. Не рассчитан и не применялся расчет потерь в электрических сетях, проходящих от места установки счетчика в ТП-4 и ее домом. Расчет должен был включаться в качестве одного из приложений к договору энергоснабжения. В своем жилом доме ответчик проживала регулярно, оплачивала электрическую энергию по тем платежным документам, которые ей присылал истец. В 2013-2014 годах она оплачивала электроэнергию нерегулярно, затем заключила с истцом соглашение о рассрочке от 16.09.2014 года. График по соглашению о рассрочке соблюсти не смогла и ей отключили электричество. Затем 28.10.2015 года она заключила новое соглашение о рассрочке, по которому производила все оплаты согласно графику. Начиная с ноября 2015 года по 01 февраля 2016 года без всяких причин выросли начисления со стороны истца. При этом никакого нового оборудования она не приобретала, строительных или ремонтных работы не производила. Считает, что прибор учета вышел из строя, более точных утверждений сделать невозможно, поскольку исполнитель инструментальную проверку счетчика не проводил. В связи с образовавшимся долгом ее вновь отключили от электроэнергии 08 февраля 2016 года. Отключение производилось в нарушении законодательства без предупреждения, без последующего уведомления под роспись. Решением № <данные изъяты> от 22 июня 2016 года суд удовлетворил ее требования, признал незаконным отключение электроэнергии и взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 4000 рублей. В результате незаконного отключения ответчику был причинен значительный ущерб. Считает необходимым признать установку прибора учета Меркурий 230 АRT-OZRN, серийный номер № <данные изъяты> от 16 мая 2013 года незаконной, обязать истца рассчитать объем потребленной электроэнергии как в случае отсутствия прибора учета электроэнергии но нормативу потребления коммунальной услуги, уст. Постановлением Правительства УР от 14 января 2013 года № 17 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению и газоснабжению в УР», применить срок исковой давности за период потребления электроэнергии в 2013 году.

Представителем третьего лица ООО «Электрические сети Удмуртии» в суд представлены письменные пояснения по иску, суть которых сводится к следующему. Согласно акту проверки <данные изъяты> от 29.04.2011 года прибор учета зав<данные изъяты>, находящийся в доме потребителя по адресу: <данные изъяты>, был признан непригодным в виду истечения срока госповерки. В акте проверки потребителю дано предписание заменить эл.счетчик в срок до 29.05.2011 года. Акт подписан супругом Фрадкиной Л.Х. <данные изъяты> Данное требование потребитель не исполнил. 16.05.2013 года сетевой организацией произведена приемка прибора учета марки Меркурий 230 АRT-O2 RN, серийный номер № <данные изъяты>, являющегося собственностью сетевой организации) в ТП №4 РУ-0,4 кВ, о чем составлен Акт № <данные изъяты> от 16.05.2013 года. Акт подписан собственноручно Фрадкиной Л.Х. без замечаний и возражений. В преамбуле акта в качестве потребителя указан Торосян Ш.М. поскольку Фрадкиной Л.Х. не было выполнено требование ст.26 ФЗ от 26.03.2003 года «Об электроэнергетике» № 35-ФЗ. В акте приемки прибора учета № <данные изъяты> от 16.05.2013 года не были указаны характеристики прибора учета, снятого с коммерческих расчетов, поскольку прибор учета зав.№ <данные изъяты> был признан неисправным (непригодным) по акту проверки №<данные изъяты> от 29.04.2011 года. Поскольку прибор учета является собственностью сетевой организации и был установлен в ТП № 4 РУ-0,4 кВ показания ежемесячно снимались сотрудниками сетевой организации и передавались в электронном виде истцу. При этом сетевая организация не чинила препятствий ответчику в ознакомлении с показаниями прибора учета. Исправность прибора учета, целостность и сохранность его пломб подтверждается актом инструментальной проверки № <данные изъяты> от 23.08.2017 года, при проведении которой присутствовала ответчик Фрадкина Л.Х., подписавшая акт. Актом от 13.09.2017 года было установлено, что граница балансовой принадлежности проходит в месте нахождения прибора учета, место подключения которого совпадает с точкой подключения энергопринимающего устройства ответчика (жилой дом) к электрическим сетям сетевой организации (точка поставки) – ТП № 4. При этом сетевой организацией направлялись акты разграничения балансовой принадлежности, разграничения эксплуатационной ответственности сторон письмом от 14.03.2016 года. Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по актам была определена на контактном соединении КЛ-0,4 кВ до жилого дома к шлейфам ВЛИ-0,4 кВ на приемной траверсе 0,4 кВ на стене ТП №4 Ф-20 ПС «Высотная». Акты потребителем не были подписаны.

В судебном заседании представитель истца Сможевских О.Д. исковые требования полностью поддержала по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что с ответчиком было заключено соглашение о рассрочке, поступали платежи, они были не достаточны, чтобы погасить текущие начисления

Ответчик Фрадкина Л.Х. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что на долг в 35000 руб. она оформила рассрочку. Счетчик был установлен без ее ведома. В акте расписалась она. Счетчик поставили в трансформаторной будке, что недопустимо, она не имеет туда доступа. При проверке прибора учета она присутствовала. Считает, что проверка проводилась неправильно. Счетчик не работает

Представитель ответчика Гоюшов Н.Г.оглы в судебном заседании пояснил, что счетчик установлен с нарушениями. Требования необоснованны.

Представитель третьего лица ООО «Электрические сети Удмуртии» Макшакова Л.Ю. пояснила суду, что группа учета ответчиком принята, в акте имеется подпись. Трансформаторная станция граничит с земельным участком Фрадкиной. У ответчик истек срок поверки прибора учета для коммерческого расчета. Был дан срок для добровольной установки и замены счетчика до 29.05.2011 года. Потребитель не исполнил обязанности. 16 декабря 2012 самостоятельно была установлена группа учета на подстанции на границе балансовой принадлежности. Счетчик был поставлен на подстанции с целью дополнительной защиты от воздействия третьих лиц. Фрадкина не обращалась и не просила обеспечить доступ к счетчику. После отключения электроэнергии было самовольное подключение. Потребитель мог поставить свой прибор на фасад дома, гараж и прибор был бы принят в качестве расчетного. Проверка подтвердила исправность счетчика. Расчет потерь не составлялся, так как счетчик установлен в месте подключения.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материала дела, оценив и проанализировав доказательства в их совокупности, пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что ответчик Фрадкина Л.Х. является собственником жилого дома по адресу: <данные изъяты> что подтверждается представленным свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты>, выданным 20 августа 2009 года Управлением Росреестра по УР.

Ответчик является потребителем электрической энергии по данному адресу, открыт лицевой счет № <данные изъяты>

Исковые требования мотивированы тем, что ответчик не производит оплату электроэнергии, в связи с чем, у нее имеется задолженность за период 01 октября 2015 года по 31 января 2016 года в размере 63664,78 руб.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Граждане согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от принятого на себя обязательства недопустим.

В силу п.1,3 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В соответствии со статьей 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В соответствии с п. 1 ст. 547 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.

Согласно представленному истцом расчету задолженности за электроэнергию за период с 01 октября 2015 по 01 января 2016 года сумма задолженности составляет 63664,78 руб.

Указанный расчет произведен на основании Тарифов на электрическую энергию, установленных постановлениями Региональной энергетической комиссии УР.

Как следует из материалов дела, по состоянию на 28 октября 2015 года задолженность ответчика по оплате электроэнергии составляла 34999,98 руб. Указанная задолженность ответчиком была признана, что следует из заключенного между ответчиком и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» соглашением о погашении задолженности по оплате электроэнергии от 28 октября 2015 года. С 29 октября 2015 года по 31 января 2016 года ответчику начислено 48664,78 руб. За указанный период ответчиком произведены оплаты на сумму 20000 руб. Таким образом, оставшаяся сумма задолженности составляет 63664,78 руб.

Указанная сумма задолженности подтверждается расчетом задолженности, представленным истцом, составленным на основании показаний прибора учета электроэнергии Меркурий 230 АRT-O2 RN, серийный номер № <данные изъяты>

Показания прибора учета электроэнергии в расчете задолженности соответствуют показаниям, указанным в бланках для контролера №<данные изъяты> от 20.10.2015 года, № <данные изъяты> от 25.11.2015 года, <данные изъяты> от 21.12.2015 года, № <данные изъяты> 19.01.2016 года.

Для расчета применен тариф, установленный Постановлением РЭК УР от 12.12.2014 N 27/2 и Приказом Министерства энергетики и ЖКХ УР от 11.12.2015 N 23/2.

Доводы ответчика о незаконности установки прибора учета Меркурий 230 АRT-O2 RN, серийный номер № <данные изъяты> суд находит необоснованными в силу следующего.

29 апреля 2011 года ООО «Электрические сети Удмуртии» составлен акт № <данные изъяты> на проверку группы учета. Согласно указанному акту было выявлено, что установленный в домовладении ответчика прибор учета <данные изъяты> зав.№ <данные изъяты> не пригоден для коммерческого учета в связи с истечением срока госповерки. Собственнику домовладения предписано заменить прибор учета в срок до 29 мая 2011 года. Акт подписан прежним собственником домовладения <данные изъяты>

В установленный срок собственником домовладения прибор учета установлен не был.

16 августа 2013 года ООО «Электрические сети Удмуртии» составлен акт № <данные изъяты> на приемку группы учета. Согласно указанному акту был установлен прибор учета Меркурий 230 АRT-O2 RN, зав.№ <данные изъяты>, указанный прибор допущен к коммерческому учету. Из указанного акта следует, что новая группа учета установлена в ТП № 4 РУ – 0,4 кВ, запитано с ТП-4 Ф20 «Высотная». Прибор учета установлен в присутствии ответчика Фрадкиной Л.Х., подписавшей указанный акт без замечаний.

В силу ст.13 Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. (п.1)

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (п.2).

До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (п.5.)

Правила установки прибора учета электроэнергии и допуска его в эксплуатацию определены разделом Х Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442. (далее – Основные положения)

Согласно п.136 Основных положений определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.

Приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета) (п.137 Основных положений).

В силу п.144 Основных положений (в ред. на дату установки) приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа. В этом случае такой акт уполномоченного федерального органа используется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором одна из сторон в письменной форме направила заявление о его использовании.

Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное (п.146 Основных положений).

В соответствии с п.147 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

В силу п.150 Основных положений в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).

В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.

Гражданин - собственник жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченное им лицо, гражданин - собственник помещения в многоквартирном доме или лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, оплачивают установленные приборы учета с учетом положений части 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Сетевая организация в целях выявления собственников энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивших в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, вправе без взимания платы проводить проверки наличия или отсутствия приборов учета, а также запрашивать и получать у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) информацию о наличии или отсутствии приборов учета в отношении энергопринимающих устройств, непосредственно или опосредованно присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, снабжение электрической энергией которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация). При получении запроса от сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан составить и передать сетевой организации ответ в срок, определенный соглашением между ними, который составляет не более 2 месяцев.

В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.

При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).

В соответствии с п.152 (в редакции на дату установки прибора учета) Основных положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.

Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей:

сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;

гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета;

лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации;

собственника прибора учета;

собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.

.Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В соответствии с п.154 Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.

По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.

Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.

Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию; фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и явились для участия в указанной процедуре; лица, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но не принявшие в ней участие; характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), заводской номер и состояние прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска; решение о допуске прибора учета в эксплуатацию или об отказе в допуске прибора учета в эксплуатацию с указанием причин такого отказа. В случае отказа в таком допуске в акте указываются необходимые мероприятия (перечень работ), выполнение которых является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию; наименование организации, представитель которой осуществил установку контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, его фамилия, имя и отчество, а также описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера - в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию; лица, отказавшиеся от подписания акта допуска прибора учета в эксплуатацию либо несогласные с указанными в акте результатами процедуры допуска, и причины такого отказа либо несогласия; результаты проведения измерений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию (при наличии); дата следующей поверки.

Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, указанных в абзацах пятом, седьмом - девятом пункта 152 настоящего документа, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.

В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.

Лицо, не явившееся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, вправе осуществить проверку правильности допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае выявления нарушений, допущенных при допуске прибора учета в эксплуатацию, инициировать повторную процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию с компенсацией собственнику прибора учета понесенных им расходов, вызванных повторным допуском прибора учета в эксплуатацию.

Кроме того, порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний определен разделом VII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354. (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

Так в силу п.80 Правил предоставления коммунальных услуг учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

В соответствии с п.81 Правил предоставления коммунальных услуг ( в ред. на дату установки) оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В целях реализации положений ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для снижения фактических потерь электрической энергии во исполнение Основных положений ООО «Электрические сети Удмуртии» произведена установка новой группы учета на границе балансовой принадлежности.

Как следует из материалов дела ответчиком ООО «Электрические сети Удмуртии» процедура допуска прибора учета Меркурий 230 АRT-O2 RN, зав.№ <данные изъяты> в эксплуатацию соблюдена. Ответчик присутствовала при установке прибора учета и его допуске к коммерческому учету.

Доводы ответчик о том, что в акте в качестве потребителя необоснованно указан <данные изъяты> суд находит несостоятельными, при этом суд учитывает положения п.4 чт.26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", в силу которого новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.

Таким образом, именно ответчик должен был уведомить ООО «Электрические сети Удмуртии» о смене собственника, вместе с тем такого доказательств уведомления ООО «Электрические сети Удмуртии» истцом суду не представлено, в силу чего суд приходит к выводу о том, что ООО «Электрические сети Удмуртии» надлежащим образом исполнили работы по допуску в эксплуатацию новой группы учета.

Кроме того, согласно положениям Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении (далее - заявление о переоформлении документов).

Заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в случае переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.(п.п.57, 59).

В силу п.2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 под границе балансовой принадлежности понимается линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности, что следует из результатов замера расстояния от границы земельного участка ответчика до ТП № 4. Проекты акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акта об осуществлении технологического присоединения были направлены в адрес Фрадкиной Л.Х., получены последней 23 марта 2016 года (согласно отметке на почтовом уведомлении), однако, не были ей подписаны. Согласно указанным актам граница балансовой принадлежности проходит по стене ТП № 4, в которой и установлен прибор учета.

С учетом изложенного, принимая во внимание установку прибора учета Меркурий 230 АRT-O2 RN, зав.№ <данные изъяты> на границе балансовой принадлежности с учетом приведенных выше требований с соблюдением установленного порядка суд приходит к выводу, что прибор учета потребленной электроэнергии установлен надлежащим образом.

Оснований сомневаться в достоверности показаний прибора учета суд также не усматривает. Как следует из акта №<данные изъяты> от 23 августа 2017 года о проверке прибора учета была проведена проверка прибора учета Меркурий 230 АRT-O2 RN, зав.№ <данные изъяты>, установленного в ТП-4 РУ0,4 кВ. Проверкой установлено, что группа учета пригодна к коммерческим расчетам. Проверка проведена в присутствии потребителя и представителя ОАО «ЭнергосбыТ Плюс». Ответчик Фрадкина Л.Х. от подписания акта отказалась, указав, что не разбирается в электроприборах. Вместе с тем, к материалам дела приобщен диск с фото и видеоматериалом инструментальной проверки прибора учета, на котором зафиксирована вся процедура проверки прибора учета. Основания ставить под сомнение результаты проверки у суда отсутствуют. Ответчиком доказательств недостоверности показаний прибора учета суду не представлено, доказательств недостоверности результатов проверки также не представлено.

Доказательств подключения к прибору учета иных потребителей материалы дела не содержат. Из показаний свидетеля <данные изъяты> начальника отдела ООО «Электрические сети Удмуртии» следует, что прибор учета учитывает только потребление Фрадкиной Л.Х. С подстанции выходит несколько выводов, в том числе, кабельных и изолированных проводов. С внешней стороны подстанции, если подключиться к этим проводам, то прибор учета будет учитывать показания. На внешней стороне здания со стороны улицы выходят выводы и один из выводов подходит к счетчику. Земельный участок Фрадкиной граничит с трансформаторной станцией. Вдоль границ земельного участка идет забор, вдоль забора проложен кабель и подключен. Скрытое подключение возможно, поскольку из-под станции выходит множество проводов и если подключиться, то будет менее заметно, чем с воздушной линией. Дом единственный. Соседи не могли подключится к проводам. Фрадкина Л.Х. могла проникнуть в трансформаторную подстанцию и самостоятельно произвести подключение. Ключи от подстанции стандартные. 23 августа 2017 года он участвовал в проверке, акт не подписывал. При проверке проверяли схему подключения. Любое лицо может подключиться за подстанцией. Все работы проводятся со снятием напряжения, кроме подключения жилых домов. Рубильник отключили и потребитель отключен, приезжает оперативная служба, видят, что включен рубильник, кто его включил непонятно. Если было подключение по счетчику это видно.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцом обоснованно произведен расчет исходя из показаний прибора учета Меркурий 230 АRT-O2 RN, зав.№ <данные изъяты>.

С учетом изложенного исковые требования о взыскании с ответчика задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию за период с 01 октября 2015 года по 31 января 2016 года в размере 63664,78 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Таким образом, с ответчика в пользу ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2109,94 руб.

Руководствуясь ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» к Фрадкиной <данные изъяты> о взыскании задолженности удовлетворить.

Взыскать с Фрадкиной <данные изъяты> в пользу ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» сумму задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию за период с 01 октября 2015 года по 31 января 2016 года в размере 63664,78 руб., расходы по уплате госпошлины в размере 2109,94 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца с момента вынесения мотивированного решения через Сарапульский городской суд УР.

Мотивированное решение изготовлено 11 декабря 2017 года.

Судья Сарапульского

городского суда                        Голубев В.Ю.

2-1333/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в лице Удмуртского филиала ОАО "ЭнергосбыТ Плюс"
Ответчики
Фрадкина Людмила Харитоновна
Другие
ООО "Электрические сети Удмуртии"
Гоюшов Новруз Гусейн оглы
Суд
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики
Судья
Голубев Вячеслав Юрьевич
Дело на странице суда
sarapulskiygor--udm.sudrf.ru
12.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.05.2017Передача материалов судье
17.05.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.05.2017Предварительное судебное заседание
26.05.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.07.2017Предварительное судебное заседание
17.08.2017Предварительное судебное заседание
14.09.2017Предварительное судебное заседание
30.10.2017Предварительное судебное заседание
20.11.2017Судебное заседание
06.12.2017Судебное заседание
11.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2018Дело оформлено
09.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее