Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3358/2015 ~ М-3577/2015 от 14.09.2015

2а-3358/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Томск 20 октября 2015 г.

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Ткаченко И.А.

при секретаре Москалевой О.С.,

с участием:

административного истца Костомарова П.М., его представителей Ульяновой Л.В., Алембекова Д.Р.,

представителя административного ответчика Хариной А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Костомарова П.М. к администрации Советского района г. Томска о признании незаконным решения администрации Советского района г. Томска об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> в нежилое, обязании вынести решении е о переводе жилого помещения в нежилое,

установил:

Костомаров П.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Советского района г. Томска, указав, что он является собственником ...-х этажного здания и земельного участка по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Советского района г. Томска для согласования перевода указанного жилого здания в нежилой фонд. К заявлению были приложены все необходимые документы. Администрация Советского района г. Томска приняла решение об отказе в переводе жилого здания в нежилое. Считая, что оснований для отказа в переводе жилого здания в нежилое, предусмотренных Градостроительным законодательством не имеется, просил признать незаконным решение администрации Советского района г. Томска об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> в нежилое, обязать администрацию Советского района г. Томска вынести решении е о переводе жилого помещения в нежилое.

Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснил, что он приобрел в собственность жилой дом и земельный участок по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано разрешение на реконструкцию указанного дома, в результате произведенной реконструкции он увеличил количество этажей в доме и соответственно увеличил площадь дома. Впоследствии он решил не использовать дом для проживания, а перевести его в нежилой фонд. Целевое использование нежилого здания он еще не определил. Ему известно, что дом и земельный участок расположены в зоне ОИ-2. Считает, что поскольку в указанной зоне не определен градостроительный регламент, соответственно в указанной зоне разрешено строить любые объекты недвижимости.

Представители административного истца в судебном заседании поддержали доводы административного иска. Пояснили, что при переводе жилого дома в нежилой фонд меняется назначение объекта капитального строительства, а не разрешенный вид использования. Проведение публичных слушаний возможно только при изменении условно разрешенного вида использования. Сам по себе факт нахождения земельного участка в исторической зоне, отсутствие градостроительного регламента для этой зоны не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на перевод жилого дома в нежилой фонд.

Представитель административного ответчика считал оспариваемое решение законным и не подлежащим отмене. Кроме того, считала, что решение вопроса о переводе жилого помещения в нежилой фонд находится в исключительной компетенции органов местного самоуправления и суд не имеет право понуждать ответчика перевести жилой дом в нежилой.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд оснований для удовлетворения административного иска не находит.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела оспариваемое решение администрацией Советского района г. Томска принято ДД.ММ.ГГГГ и выражено в письме на имя Костомарова П.М. (л.д. 170), о чем административный истец был уведомлен уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).

Настоящий административный иск подан ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом срок.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Костомарову П.М. было выдано разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома (количество этажей ...) по адресу <адрес> (л.д. 16).

Из пояснений административного истца установлено, что последний в результате произведенной реконструкции возвел ...-х этажный индивидуальный жилой дом общей площадью ... кв.м, который был введен в эксплуатацию и зарегистрирован за ним на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 131). Также истцу на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу <адрес>, общей площадью ... кв.м, разрешенное использование: для жилищного строительства, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 132-133).

ДД.ММ.ГГГГ Костомаров П.М. обратился в администрацию Советского района с заявлением о переводе жилого дома в нежилой фонд (л.д. 7).

Решением комиссии администрации Советского района г. Томска, Костомарову П.М, отказано в переводе жилого помещения в нежилое на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ, что выражено в письме от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 170) и в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).

Как видно из указанных документов, основанием к отказу в переводе жилого помещение в нежилое явилось то, что жилой дом построен в зоне ОИ-2, в которой в настоящее время отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки указанной территории. На основании п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного Кодекса РФ» для перевода указанного жилого дома в нежилое здание необходимо проведение публичных слушаний.

Суд соглашается с решение администрации Советского района г. Томска исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

Основания к отказу в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, указаны в ст. 24 ЖК РФ, в частности, в соответствии с п.п. 3 п. 1 указанной статьи отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования к осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно ч. 5 ст. 37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Как установлено в судебном заседании земельный участок и жилой дом истца по адресу <адрес> расположены в зоне ОИ-2, что подтверждается как пояснениями лиц, участвующих в деле, так и ГПЗУ (л.д. 115-126).

Согласно ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

В соответствии со ст. 8 ГрК РФ и ст. 11 ЗК РФ вопрос установления правил к землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

В соответствии с Решением Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687 (в редакции от 07.07.2015) «О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Томск» территориальная зона ОИ-2 специальная историческая зона (Нагорная оборонная линия) выделена для формирования условий сохранения строительных и ландшафтных особенностей территории, связанных с основанием города.

Градостроительный регламент зоны будет определен проектом зон охраны памятников истории и культуры города Томска и специальным проектом развития зоны. Соответствующие дополнения в настоящие Правила будут внесены после утверждения указанных проектов.

В соответствии с указанным Решением Думы г. Томска в настоящий момент отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки относительно указанной зоны ОИ-2.

В силу пп. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

Правовая ситуация по решению вопроса о переводе жилого помещения административного истца в нежилой фонд под случаи исключения указанные в пункте 5 настоящей части и статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" не попадает.

Таким образом, законодатель установил, что впредь до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид является прерогативой главы местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.

Согласно положениям ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" на публичные слушания должны выноситься, в том числе, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

В соответствии с ч. 4 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 19 Устава города Томска для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей Города Томска Думой, Мэром могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Думы или Мэра. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Думы, назначаются Думой, а по инициативе Мэра - Мэром.

Согласно п.п. 3.9 ч. 3 ст. 19 Устава города Томска на публичные слушания должны выноситься вопросы реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

В соответствии с п. 10 си. 39 ГрК РФ расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

Как установлено в пп. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

В соответствии с ч. 8 ст. 39 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

При этом в силу ч. 9 данной статьи решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения принимает глава местной администрации на основании указанных рекомендация в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административным истцом в данной ситуации не соблюден порядок решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилой фонд установленный законодательством о градостроительной деятельности.

Оспариваемое решение администрации Советского района г. Томска соответствует нормам действующего законодательства оснований для его отмены суд не усматривает

Согласно п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок

При этом суд учитывает, что предметом рассмотрения в рамках настоящего дела является законность ненормативного акта администрации Советского района г. Томска. Требование об обязании администрации Советского района г. Томска вынести решение о переводе жилого помещения в нежилой фонд не носит самостоятельного характера, а является способом устранения допущенных нарушений прав заявителя. Поскольку в удовлетворении требования о признании незаконным решения администрации Советского района г. Томска об отказе в переводе жилого дома в нежилой фонд отказано соответственно требование Костомарова П.М. о возложении на администрацию Советского района г. Томска вынести решение о переводе жилого помещения в нежилое как производное от основного требования также не подлежит удовлетворению.

Кроме того, исходя из норм Жилищного Кодекса (ст. 23), п. 3.1.3 Положения об администрации Советского района г. Томска, утвержденного решением Думы г. Томска от 15.09.2005 № 1000 решение вопроса о согласовании переустройства и перепланировки жилых помещений, организация работы приемочной комиссии по переводу жилых помещений в нежилые и нежилых - в жилые на территории Советского района г. Томска относится к исключительной компетенции администрации Советского района г. Томска и не относится к компетенции суда.

С учетом изложенного, в удовлетворении административного искового заявления Костомарова П.М. следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Костомарова П.М. к администрации Советского района г. Томска о признании незаконным решения администрации Советского района г. Томска об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> в нежилое, обязании вынести решение о переводе жилого помещения в нежилое отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.

2а-3358/2015 ~ М-3577/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Костомаров Петр Михайлович
Ответчики
Администрация Советского района г. Томска
Другие
Ульянова Лилия Викторовна
Харина Анна Владимировна
Саядян Аветик Сержикович
Алембеков Дамир Рашидович
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Ткаченко И.А.
Дело на сайте суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
14.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2015Передача материалов судье
14.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2015(Вид производства изменен на "административное")
24.09.2015Решение вопроса о принятии к производству
24.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2015Подготовка дела (собеседование)
02.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2015Судебное заседание
25.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2016Дело оформлено
29.06.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее