Судья - Зелюка П.А. дело № 33-45836/2019
№ 2-1325/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 декабря 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Комбаровой И.В.
судей Палянчук Т.А., Гончаровой С.Ю.
по докладу судьи краевого суда Палянчук Т.А.
при ведении протокола помощником судьи Красулиной О.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Тимашевский район по доверенности < Ф.И.О. >. на решение Тимашевского районного суда Краснодарского края от 10 сентября 2019 года,
заслушав доклад судьи Палянчук Т.А., судебная коллегия
установила:
прокурор Тимашевского района Краснодарского края, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних < Ф.И.О. >, < Ф.И.О. > и < Ф.И.О. >, обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Тимашевский район, в котором просил обязать орган местного самоуправления обеспечить возможность подключения земельного участка из земель населенных пунктов, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 989 кв.м., имеющего кадастровый номер <...>, находящегося по адресу: РФ, Краснодарский край, <...>, к сетям центрального газопровода, водопровода и электрическим сетям.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района по заявлению многодетной матери Зинченко А.А., действующей в интересах своих несовершеннолетних детей < Ф.И.О. >, < Ф.И.О. > и < Ф.И.О. >, проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Тимашевский район земельного законодательства Российской Федерации в части обеспечения земельных участков, предоставленных многодетным семьям, инженерной инфраструктурой, в результате которой выявлено, что многодетной семье Зинченко предоставлен в аренду земельный участок, находящийся по адресу: РФ, Краснодарский край, <...>, который не обеспечен возможностью подключения с сетям центрального газопровода, водопровода и электрическим сетям, что нарушает законные права многодетной семьи.
Решением Тимашевского районного суда Краснодарского края от 10 сентября 2019 года исковые требования прокурора Тимашевского района Краснодарского края, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних < Ф.И.О. >., < Ф.И.О. > и < Ф.И.О. > удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования Тимашевский район по доверенности < Ф.И.О. > выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
В возражении на эту жалобу помощник прокурора Тимашевского района < Ф.И.О. > просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу указанных Конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг, Правительству Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании постановления администрации муниципального образования Тимашевский район от <...> года № <...> заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от <...> года №<...>, согласно которому Зинченко А.А. предоставлен в аренду на срок до 26 апреля 2038 года земельный участок из земель населенных пунктов, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства индивидуальных жилых домов, площадью 989 кв.м., имеющий кадастровый номер <...> находящийся по адресу: РФ, Краснодарский край, <...>
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14, пункту 4 статьи 1 статьи 15, пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.
Порядок образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовки к проведению аукциона регламентирован частью 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 части 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, в том числе, получение технических условий подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
Между тем, в нарушение указанных выше требований законодательства Российской Федерации, на момент заключения договора аренды и до настоящего времени земельный участок не обеспечен возможностью подключения к сетям центрального газопровода, водопровода и электрическим сетям, чем нарушаются социальные права несовершеннолетних < Ф.И.О. >, < Ф.И.О. > и < Ф.И.О. > и других членов их семьи, а также создаются препятствия к осуществлению прав многодетной семьей по использованию представленного земельного участка по назначению.
При таких обстоятельствах, учитывая содержание представленных доказательств и результаты их оценки, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что иск прокурора <...> Краснодарского края, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних < Ф.И.О. >, < Ф.И.О. > и < Ф.И.О. >, следует удовлетворить.
По результатам рассмотрения настоящего дела в апелляционном порядке судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, изменению либо отмене не подлежит.
Правильно определив спорные правоотношения сторон, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, верно определил закон, подлежащий применению в деле, и с учетом установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств сделал обоснованный вывод по существу возникшего спора.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене либо изменению решения суда судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
определила:
решение Тимашевского районного суда Краснодарского края от 10 сентября 2019 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования Тимашевский район - оставить без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -