РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 августа 2018 года г. Краснотурьинск
Судья Краснотурьинского городского суда Свердловской области Сумбаева С.П.,
с участием председателя ТСЖ «Тополёк-4» Саетбатталова Р.М., защитника лица, привлеченного к административной ответственности, ТСЖ «Тополёк-4» Хомич А.О., действующей на основании доверенности,
должностного лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Североуральск, городе Ивдель, городе Краснотурьинск, городе Карпинск Москвина А.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу товарищества собственников жилья «Тополек-4» на постановление № 276 заместителя главного государственного санитарного врача в г. Североуральск, г. Ивдель, г. Краснотурьинск и г. Карпинск, заместителя начальника отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Североуральск, г. Ивдель, г. Краснотурьинск и г. Карпинск от 15.06.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного государственного санитарного врача в г. Североуральск, г. Ивдель, г. Краснотурьинск и г. Карпинск, заместителя начальника отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Североуральск, г. Ивдель, г. Краснотурьинск и г. Карпинск Патласова В.М. от 15 июня 2018 года №276 Товарищество собственников жилья «Тополёк-4» привлечено к административной ответственности по ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в именно: при проведении проверки установлено, что ТСЖ «Тополёк-4»
не разрабатываются и не проводятся санитарно – противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
не осуществляется производственный контроль, в том числе посредствлм проведения санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, а именно: не осуществляются лабораторные исследования и испытания в случаях, установленных санитарными правилами и другими государственными санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами: на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и здоровье. Отсутствуют протоколы лабораторных исследований (испытаний) факторов производственной среды и трудового процесса за 2017 год, прошедший период 2018 года с кратностью в соответствии с гигиеническими нормативами;
не проводятся мероприятия по обоснованию безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в тои числе безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг.
качество водопроводной воды не соответствует гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
в подвальных помещениях домов, имеющих особое эпидемиологическое значение, не проводятся систематические или экстренные дератизационные мероприятия, не обеспечено регулярное обследование и оценка состояния объектов с целью учета численности грызунов, определения заселенности объектов и территории грызунами, их технического и санитарного состояния;
не определены номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний факторов производственной среды и трудового процесса, радиационного фактора с учетом санитарно – эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания по рабочим местам.
не осуществляется производственный контроль факторов производственной среды и трудового процесса, отсутствуют протоколы лабораторных исследований (испытаний) факторов производственной среды и трудового процесса за 2017 год, прошедший период 2018 года;
не составлена и не утверждена руководителем организации Программа производственного контроля;
нарушаются требования к прохождению медицинских осмотров, отсутствуют данные ежегодного флюорографического обследования у председателя правления ТСЖ Саетбатталова Р.М.;
отсутствуют документы, подтверждающие прохождение председателем правления ТСЖ Саетбатталовым Р.М., предварительного при приеме на работу и периодического медицинского осмотра за 2017 год, прошедший период 2018 года;
отсутствуют данные иммунизации председателя правления ТСЖ Саетбатталова Р.М., против дифтерии, против клещевого вирусного энцефалита в соответствии с национальным календарём профилактических прививок;
отсутствуют документы, подтверждающие проведение дезинсекции помещений в жилых зданиях за период 2015- 2017 годы.
Указанное является нарушением СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», СП 3.1.2.3109-13 «Профилактика дифтерии», СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита», СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий». За совершенное правонарушение ТСЖ «Тополёк-4» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, председатель ТСЖ «Тополёк-4» Саетбатталов Р.М. обратился в Краснотурьинский городской суд с жалобой, в которой указал, что в соответствии с ч. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 05.10.2007 № 57 ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов, Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
На основании пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ, если ТСЖ заключает договоры с производителями (поставщиками) соответствующих работ (услуг) либо от своего имени, но по поручению членов ТСЖ, либо от имени и за счет членов ТСЖ (то есть если исходя из договорных обязательств ТСЖ является посредником, приобретающим работы (услуги) по поручению членов ТСЖ), имеет место схема, в рамках которой доходом ТСЖ признается лишь комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, оборудование, транспорт, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления. В ТСЖ «Тополек-4» отсутствуют объекты производственного контроля. В ТСЖ «Тополек-4» производственный контроль не проводился, так как в соответствии с действующими правилами, объектами производственного контроля являются: здания и сооружения (как общественные, так и производственные); оборудование; транспорт; санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны; рабочие места, которые используются для выполнения работ и/или оказания услуг; сырье, полуфабрикаты, готовая продукция; отходы производства и потребления; технологические процессы. Следует сделать вывод, что ТСЖ «Тополек-4» не является производственным предприятием.
14.05.18 с 10:05 до 10:15 при взятии пробы горячей воды по адресу: г. Краснотурьинск, ул. Микова, д.75, кв.1, квартиросъемщиком было заявлено, что вода идет из системы отопления (теплоносителя).
У ресурсоснабжающей организации - АО «Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий» заключены прямые договоры с жителями многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ «Тополек-4», на предоставление таких коммунальных услуг, как теплоноситель, тепловая энергия на нагрев теплоносителя и тепловая энергия. поставщик энергоресурсов, как исполнитель коммунальных услуг: осуществляет начисление жителям платы за коммунальные услуги и сбор денежных средств за коммунальные услуги; выставляет платежные документы (квитанции) жителям за коммунальные услуги; принимает показания индивидуальных приборов учета и ведет учет показаний приборов учета.
Согласно информации, предоставленной АО «Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминиевый» (далее - «РУСАЛ Краснотурьинск»), который является единственным поставщиком водоснабжения в г. Краснотурьинск, в адрес ТСЖ «Тополек- 4»: «РУСАЛ Краснотурьинск» по договору публичной оферты на непосредственную поставку тепловой энергии и теплоносителя оказывает услуги гражданам, проживающим в многоквартирных домах, входящих в состав ТСЖ «Тополек-4»;
«РУСАЛ Краснотурьинск» является поставщиком теплоносителя, который частично используется потребителями на нужды горячего водоснабжения по собственному усмотрению;
«РУСАЛ Краснотурьинск» не имеет возможности поставки горячей воды соответствующего качества гражданам, проживающим в многоквартирных домах, входящих в состав ТСЖ «Тополек-4», в связи с тем, что подпиточная вода для открытой системы водоснабжения г. Краснотурьинск поступает из открытого водозабора (Краснотурьинского водохранилища) и на Богословской ТЭЦ, входящей в состав «РУСАЛ Краснотурьинск» нет оборудования для приготовления горячей воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Следует сделать вывод, о том, что «РУСАЛ Краснотурьинск» не является организацией, осуществляющей производство горячей воды и оказывающей услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения, а поставляет потребителям теплоноситель, который частично используется последними на нужны горячего водоснабжения по собственному усмотрению, в связи с чем, низкое качество горячей воды вызвано несоответствием качества воды, используемой для приготовления горячей воды, подаваемой абонентам с использованием открытых систем горячего водоснабжения, что подтверждается Решением Арбитражного Суда Свердловской области от 09.12.2016 дело №А60- 28740/2016.
Подвальные помещения многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ «Тополек-4», подрядной организацией, регулярно 2 раза в месяц и/или по заявкам жителей, обследуется и оценивается, с целью учета численности грызунов, определение заселенности объектов и территории грызунами, технического и санитарного состояния места общего пользования. По результатам обследований, ООО «АМД», являясь Агентом ТСЖ «Тополек-4», на основании Агентского договора от 01.06.2013, заключает договоры на проведение дезинсекции, дератизации, дезинфекции помещений с подрядными организациями, осуществляющими данный вид деятельности. Проведение данных мероприятий подтверждается договорами и платежными поручениями.
В ЖК РФ вопрос утверждения штатного расписания является делом добровольным и решается на общем собрании членов ТСЖ. Штатное расписание общим собранием членов ТСЖ «Тополек-4» не утверждалось и не принималось. В связи с тем, что в ТСЖ «Тополек-4» не имеет штатных работников, в Товариществе отсутствуют рабочие места, отсюда следует, что в ТСЖ не может приниматься программа производственного контроля, не может определяться номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний факторов производственной среды и трудового процесса и рабочих мест.
ТСЖ - это некоммерческая организация, объединяющая собственников помещений в многоквартирном доме и организации коллективного управления всем недвижимым имуществом, обеспечения его использования, обладания и распоряжения в пределах, определенных нормами законодательства РФ.
В ЖК РФ регулирующем деятельность ТСЖ, нет информации о необходимости составления штатного расписания. Трудовой кодекс РФ также не дает разъяснений об обязательности ведения такого документа. Поэтому вопрос утверждения штатного расписания является делом добровольным и решается на общем собрании членов ТСЖ.
Штатное расписание общим собранием членов ТСЖ «Тополек-4» не утверждалось и не принималось. ТСЖ «Тополек-4» представило Главному специалисту-эксперту отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Североуральск, г. Ивдель, г. Краснотурьинск, г. Карпинск Полякову И.Ю. информацию об отсутствии штатных работников в Товариществе, однако данная информация не была принята во внимание.
В соответствии с действующим законодательством РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора.
Специфика обязанностей работника по трудовому договору состоит в выполнении конкретной трудовой функции, то есть работы по определенной специальности, должности, соответствующей квалификации, причем эта обязанность неразрывно связана с подчинением внутреннему трудовому распорядку. Таким образом, отношения Председателя правления ТСЖ с ТСЖ «Тополек-4» регламентируются не трудовым договором, а Уставом ТСЖ.
Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 147 ЖК РФ дополнена частью 3.1. следующего содержания:
«3.1. Членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества», следовательно, председатель ТСЖ не вправе получать оплату за труд, как лицо совмещающее членство в правлении ТСЖ, и работу в качестве председателя правления в данном же ТСЖ.
Взаимоотношения между председателем правления и ТСЖ носят особый характер, поскольку он избирается на данную должность по собственному желанию. Его полномочия, функции, обязанности и права не предусматриваются трудовым договором, а вытекают из ЖК РФ, Устава ТСЖ и решений общего собрания членов Товарищества.
Необходимо также отметить, что в ТСЖ «Тополек-4» заработную плату в ТСЖ Председатель правления не получал и не получает, отсутствуют правила внутреннего трудового распорядка ТСЖ, табель учета рабочего времени на Председателя правления не ведется, график отпусков и другие необходимые документы, регулирующие деятельность штатных сотрудников предприятия отсутствуют.
Исходя из вышеуказанного, следует вывод о том, что трудовые отношения между ТСЖ «Тополек-4» и Председателем не возникли и в штате ТСЖ «Тополек-4» Председатель не находится. Следовательно, проходить медицинские осмотры, обследования, вакцинацию, как штатный работник ТСЖ «Тополек-4», Председатель ТСЖ не обязан.
На основании изложенного просит отменить постановление № 276 заместителя главного государственного санитарного врача в г. Североуральск, г. Ивдель, г. Краснотурьинск и г. Карпинск, заместителя начальника отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Североуральск, г. Ивдель, г. Краснотурьинск и г. Карпинск от 15.06.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вследствие недоказанности и малозначимости обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Защитник лица, привлеченного к административной ответственности, ТСЖ «Тополёк-4» Хомич А.О., а также председатель ТСЖ «Тополёк-4» Саетбатталов Р.М. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в жалобе.
В судебном заседании представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Североуральск, городе Ивдель, городе Краснотурьинск, городе Карпинск Москвин А.В. с доводами жалобы не согласился, пояснив, что ссылка на Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 05.10.2007 № 57 несостоятельна, поскольку приведенные заявителем положения обособлены из контекста постановления, данное постановление как следует из названия и содержания, относится к рассмотрению арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов, следовательно к административному производству по нарушению санитарно-эпидемиологических норм не относится.
Ссылка на пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ так же несостоятельна, поскольку речь идет о доходах ТСЖ что никак не связано с нарушением ТСЖ «Тополек-4» санитарно- эпидемиологических норм и правил.
В жалобе ТСЖ «Тополек-4» ссылается на то, что в ТСЖ «Тополек-4» отсутствуют объекты производственного контроля, ТСЖ «Тополек-4» не является производственным предприятием. При этом, заявитель не берет во внимание действующие санитарные правила, а именно, согласно п. 1.5 СП 1.1.1058-01. 1.1. «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», согласно которым юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Относительно доводов жалобы о нарушении качества горячей воды и температуры горячей воды, считает, что согласно п.7 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой.
Согласно п.27 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения)». Так как в городском округе Краснотурьинск происходит отбор горячей воды из тепловой сети, то есть имеется открытая система теплоснабжения (заявителем данный факт не оспаривается) следует, что конечный потребитель получает именно горячую воду. В силу п.4, 14.1 Договора теплоснабжения с собственником (нанимателем) жилого помещения, размещенного на официальном сайте АО «РУСАЛ Урал», ТСО обязана поставлять ТЭ и ТН с качеством и в количестве, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, Права и обязанности ТСО: п.14.1 поставлять Потребителю ТЭ и ТН в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и настоящим Договором.
При этом, норм, регулирующих качество теплоносителя в действующих санитарно-эпидемиологических правилах нет, в них регулируется только качество питьевой воды и горячей воды. Если принять во внимание наличие открытой системы водоснабжения, и как следствие наличие в кране у потребителя горячей воды, следует, что вмененное нарушение в части качества воды законно и обосновано.
При этом, ссылка заявителя на решение Арбитражного суда Свердловской области №А60- 28740/2016 не обоснована, поскольку предметом спора не являлось неисполнение ТСЖ «Тополек-4» санитарно-эпидемиологических требований.
В опровержение довода заявителя о том, что ТСЖ «Тополек-4 с привлечением подрядной организации проводятся работы по дезинсекции, дератизации, дезинфекции помещений, указывает, что согласно п. 1.1 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» санитарные правила устанавливают обязательные санитарно- эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вредоносной деятельности грызунов, имеющих санитарное или эпидемиологическое значение.
Согласно п. 1.2. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным на всей территории Российской Федерации для органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее - юридические и физические лица).
Согласно п. 2.3. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» На объектах и на транспорте, имеющих особое эпидемиологическое значение, юридическими и физическими лицами должны проводиться систематические или экстренные дератизационные мероприятия. В рекреационных зонах населенного пункта, природных и антропургических очагах в течение года должны проводиться систематические дератизационные мероприятия, в весенний и осенний периоды, экстренные мероприятия - по эпидемическим и санитарно-гигиеническим показаниям, определяемым органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Объектами, имеющими особое эпидемиологическое значение, являются: - жилые здания, предназначенные для постоянного проживания или временного пребывания людей, в том числе гостиницы, общежития;
Согласно п. 3.1. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» организацию и проведение дератизационных мероприятий обеспечивают: органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления; юридические лица; граждане, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с п. 3.3. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» юридические лица и индивидуальные предприниматели должны обеспечивать: регулярное обследование и оценку состояния объектов с целью учета численности грызунов, определения заселенности объектов и территории грызунами, их технического и санитарного состояния; определение объемов дератизации (площадь строения и территории); проведение дератизационных мероприятий на эксплуатируемых объектах, в том числе: профилактические мероприятия, предупреждающие заселение объектов грызунами;
Согласно п 3.5. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» при обследовании объектов применяются субъективная оценка и объективные методы обнаружения грызунов.
Субъективная оценка включает в себя выявление следов жизнедеятельности грызунов - свежие норы, помет или погрызы, наличие жалоб на грызунов, характер и масштабы причиняемого ими вреда, определение периодичности и ритма появления грызунов на объекте.
Объективное обнаружение грызунов на объекте проводится контрольно-пылевыми (следовыми) площадками, ловушками, капканами, неотравленными приманками, тампонированием, заклеиванием нор и другими методами.
Согласно п 3.6. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» По результатам обследования оценивается состояние объектов и прилегающей к нему территории.
В данном случае, материалами дела (в том числе фотоматериалами) подтверждается наличие следов жизнедеятельности грызунов в подвалах многоквартирных домов входящих в состав ТСЖ «Тополек-4», что говорит об отсутствии регулярного обследования и проведения дератизации поскольку объект заселен грызунами. Так же в ходе проведения проверки в адрес Североуральского ТО не направлялись договора на проведение дератизационных работ, в материалах дела находиться только договор на проведение дезинсекции против тараканов от 01.07.2016 сроком да 31.08.2016, заключенного с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».
Кроме того при изучении документов, приложенных к протоколам об административных правонарушениях, а именно: Устав ТСЖ «Тополек 4», договоры о выполнении услуг и работ, заключенные между организациями - исполнителями и ТСЖ «Тополек 4», как заказчиком, установлено, что согласно Устава руководство текущей деятельностью осуществляется правлением Товарищества, состоящем из 14 человек (по 2 человека от 7 многоквартирных домов (п. 13.1), в том числе председателем, а также ревизионной комиссией. Члены Товарищества работают за вознаграждение, определяемые общим собранием членов Товарищества (п. 12.8.19). Правление Товарищества избирается общим собранием из числа членов Товарищества на два года (п. 13.1). Председатель правления работает на основании трудового договора, заключаемого правлением Товарищества с председателем (п. 13.5.11). Протоколом заседания правления ТСЖ «Тополек 4» правление в количестве 2-х человек избрало председателем Саетбаталлова Р.М., то есть в отсутствие кворума. В жалобе председатель ТСЖ также указывает на то, что именно Уставом ТСЖ регламентируются отношения председателя правления ТСЖ с ТСЖ «Тополек 4». Таким образом, председатель ТСЖ работает на основании трудового договора, заключаемого правлением, в связи с чем, состоит в трудовых отношениях с ТСЖ «Тополек 4» и является работником указанной организации.
Кроме того, в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, одной из форм которого является товарищество собственников жилья (далее ТСЖ), должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей. При этом ТСЖ несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии со статьей 32 Закона N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами, в частности СП 1.1.1058-01, утвержденными Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18. В силу пункта 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает, в том числе: осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Согласно пункту 4.3 этих правил, при эксплуатации домовых распределительных систем питьевого водоснабжения населения следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды требованиям санитарных правил.
Кроме того, ТСЖ не осуществляется производственный контроль за организацией медицинских осмотров работников и вакцинопрофилактики работников в нарушение требований СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Не обеспечены условия для своевременного прохождения профилактических медицинских осмотров, в нарушение СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов...», Приказа МЗ и СР РФ № 302н от 12.04.2011 о порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.
Так в приложении № 1 к Приказу от 12.04.2011 определен перечень вредных или (и) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. В частности, такими факторами являются: наличие на рабочих местах (председателя ТСЖ, главного инженера и бухгалтера) ПЭВМ; подъем и перемещение тяжестей уборщицами, работа их с синтетическими моющими средствами; работа дворников связан с пылевыми факторами, с пониженной и повышенной температурой воздуха.
При таких обстоятельствах, бездействие ТСЖ «Тополек 4», выразившееся в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий образуют состав административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Относительно нарушений, связанных с производственным контролем, вакцинацией и иммунизацией доводы жалобы сводятся к отсутствию трудовых отношений между председателем и ТСЖ «Тополек-4», поскольку нет заключенного трудового договора, По мнению заявителя, поскольку председатель правления ни в одном документе не называется термином работник, следовательно, трудовых отношений между ним и ТСЖ «Тополек-4» нет и трудовые функции председатель ТСЖ не исполняет, данные выводы не соответствуют действительности, поскольку:
Товарищество собственников жилья представляет собой некоммерческое юридическое лицо, создаваемое в целях совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме (ст. 135 Жилищного кодекса РФ). ТСЖ является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет печать со своим наименованием, расчетный счет в банке, другие реквизиты юридического лица, имеет право заключения договоров с управляющими компаниями, поставщиками услуг, в качестве работодателя заключает трудовые договоры с работниками. Избрание нового правления или переизбрание состава старого правления оформляется протоколом общего собрания членов ТСЖ. Затем на заседании правления ТСЖ проводится избрание председателя. Председатель правления ТСЖ может быть избран также общим собранием членов ТСЖ.
Исходя из п. 2 ст. 147 ЖК РФ следует, что председатель правления ТСЖ в первую очередь является участником коллегиального исполнительного органа ТСЖ (правления) и избирается на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. Таким образом, основание возникновения трудовых отношений с председателем ТСЖ может служить избрание на должность, подтвержденное соответствующим протоколом заседания правления ТСЖ (либо общего собрания членов ТСЖ) с четко определенной трудовой функцией работника, то есть председателя правления ТСЖ. В данном случае речь идет об особой трудовой функции — управлением деятельностью товарищества. Жилищный кодекс не содержит запрета на заключение трудового договора с председателем правления ТСЖ, но и не указывает на необходимость заключения такого договора. Подпунктом 11 п. 2 ст. 145 ЖК РФ установлено, что общее собрание членов ТСЖ решает вопрос об определении размеров вознаграждения членов правления ТСЖ, а, следовательно, и председателя правления. В данном случае вознаграждение председателя правления согласно Устава имеет место быть. В силу ч. 3 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Следует отметить, что работодателем для председателя правления ТСЖ, как руководителя коллегиального органа ТСЖ, будет являться само ТСЖ «Тополек 4», а решение о заключении трудового договора, согласовании его условий должно приниматься высшим органом управления ТСЖ - общим собранием членов ТСЖ. Косвенным подтверждением данного вывода может служить пп. 11 п. 2 ст. 145 ЖК РФ. При этом, заключение трудового договора с председателем правления, так же как и вознаграждение председателя правления за осуществляемые им функции прямо указано в Уставе ТСЖ «Тополек-4». В Уставе так же указано, что руководство текущей деятельностью осуществляется правлением Товарищества, состоящем из 14 человек (по 2 человека от 7 многоквартирных домов (п. 13.1), в том числе председателем, а также ревизионной комиссией. В свою очередь, прокуратура г. Краснотурьинска игнорирует положения Устава являющегося первичным документом ТСЖ «Тополек-4», принимая за основу устные пояснения заинтересованного лица (председателя ТСЖ Саетбатталова Р.М.), указывая в своем представлении на отсутствие трудового договора, не получением председателем вознаграждения, выполнение функций председателя не носит систематического характера.
Из совокупности приведенных выше фактов следует, что председатель ТСЖ Саетбатталов Р.М осуществляет трудовые функции в ТСЖ «Тополек-4», следовательно, привлечение ТСЖ «Тополек-4» к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ в части отсутствия производственного контроля а так же отсутствия вакцинации и иммунизации председателя ТСЖ Саетбатталова Р.М. является законным и обоснованным.
Судьей, ставился на обсуждение вопрос о ведении протокола судебного заседания, однако лицами, участвующим в деле, ходатайство о ведении протокола судебного заседания не заявлялось, в связи с чем, протокол судебного заседания не составлялся. Согласно ст. 29.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол судебного заседания ведется только при рассмотрении дела коллегиальным органом.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам:
В силу ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статья 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
По санкции данной статьи предусмотрено наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В судебном заседании установлено, что на основании Распоряжения Управления Роспотребнадзора по Свердловской области № 01-01-01-03-12/12009 от 20 апреля 2018 года в отношении ТСЖ «Тополёк-4» в период с 03 мая 2018 года по 31 мая 2018 года проведена плановая выездная проверка, по результатам которой выявлены нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки деятельности юридического лица, соблюдены, оснований, влекущих недействительность результатов проверки, по делу не установлено, каких- либо замечаний по проведенной проверке, нарушающих права ТСЖ, не поступало.
Согласно протоколу в действиях Администрации выявлены следующие нарушения, которые нашли свое отражение в постановлении заместителя начальника отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Североуральск, городе Ивдель, городе Краснотурьинск, городе Карпинск Патласова В.М. от 15 июня 2018 года №276 о назначении административного наказания:
1,2 Нарушения п. 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий»
не осуществляется производственный контроль, в том числе посредством проведения санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, а именно: не осуществляются лабораторные исследования и испытания в случаях, установленных санитарными правилами и другими государственными санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами: на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и здоровье. Отсутствуют протоколы лабораторных исследований (испытаний) факторов производственной среды и трудового процесса за 2017 год, прошедший период 2018 года с кратностью в соответствии с гигиеническими нормативами;
не проводятся мероприятия по обоснованию безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в тои числе безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг.
Нарушения п.1 ст.19 Федерального закона ФЗ №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»
качество водопроводной воды не соответствует гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
4,5 Нарушение п.1 ст.24 Федерального закона ФЗ №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», п.2.3, п. 3.3, п. 3.5, п.3.6 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий»
в подвальных помещениях домов, имеющих особое эпидемиологическое значение, не проводятся систематические или экстренные дератизационные мероприятия, не обеспечено регулярное обследование и оценка состояния объектов с целью учета численности грызунов, определения заселенности объектов и территории грызунами, их технического и санитарного состояния;
6,7 Нарушение п.1 ст.32 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.5, п.2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий»,
не определены номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний факторов производственной среды и трудового процесса, радиационного фактора с учетом санитарно – эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания по рабочим местам.
не осуществляется производственный контроль факторов производственной среды и трудового процесса, отсутствуют протоколы лабораторных исследований (испытаний) факторов производственной среды и трудового процесса за 2017 год, прошедший период 2018 года;
не составлена и не утверждена руководителем организации Программа производственного контроля;
8. Нарушение п.1 ст.34 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», п.7.1 СП СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»
нарушаются требования к прохождению медицинских осмотров, отсутствуют данные ежегодного флюорографического обследования у председателя правления ТСЖ Саетбатталова Р.М.
Нарушение п.3 ст.34 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», п.2.13 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»
отсутствуют документы, подтверждающие прохождение председателем правления ТСЖ Саетбатталовым Р.М., предварительного при приеме на работу и периодического медицинского осмотра за 2017 год, прошедший период 2018 года;
Нарушение ст.34 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», п.8.1 СП 3.1.2.3109-13 «Профилактика дифтерии»
отсутствуют данные иммунизации председателя правления ТСЖ Саетбатталова Р.М. против дифтерии, в соответствии с национальным календарём профилактических прививок.
Нарушение п.6.10 СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита»
отсутствуют данные иммунизации председателя правления ТСЖ Саетбатталова Р.М. против клещевого вирусного энцефалита в соответствии с национальным календарём профилактических прививок.
12,13 Нарушение п.2.2. п. 3.3 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение»
отсутствуют документы, подтверждающие проведение дезинсекции помещений в жилых зданиях за период 2015- 2017 годы.
Нарушение п. 3.3 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий».
не обеспечено регулярное обследование и оценка состояния объектов с целью учета численности грызунов, определения заселенности объектов и территории грызунами, их технического и санитарного состояния.
За указанные нарушения ТСЖ «Тополёк-4» постановлением заместителя начальника отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Североуральск, городе Ивдель, городе Краснотурьинск, городе Карпинск Патласова В.М. от 15 июня 2018 года №276 (далее - Постановление) привлечено к административной ответственности за нарушение ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, осуществлять производственный контроль.
В соответствии со ст. 24 Закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания продукции, работ и услуг осуществлять производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг.
Требования к организации производственного контроля установлены Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных 10 июля 2001 года Государственным санитарным врачом Российской Федерации (далее - СП 1.1.1058-01).
Согласно п. 1.5 СП 1.1.1058-01 юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с п. 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает в себя:
а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими Санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: - на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; - сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;
в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе, при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;
е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
Пунктом 4.1 СП 1.1.1058-01 определено, что производственный контроль с применением лабораторных исследований, испытаний осуществляется на следующих категориях объектов: - промышленные предприятия; - водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей, расположенные в черте городских и сельских поселений; - объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах); - общественные здания и сооружения: лечебно-профилактические, стоматологические, клиники, кабинеты и иные здания и сооружения, в которых осуществляется фармацевтическая и/или медицинская деятельность; - при производстве дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, оказании дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг, включая контроль за эффективностью изготавливаемых и применяемых препаратов, соблюдением требований при их использовании, хранении, транспортировке, утилизации, а также учет и контроль численности (заселенности) грызунами и насекомыми объектов производственного контроля при проведении истребительных мероприятий.
Таким образом, перечень объектов, в отношении которых производственный контроль должен проводиться посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку из материалов дела не следует, что ТСЖ «Тополек-4» имеет объекты или осуществляет виды деятельности, перечисленные в пункте 4.1 СП 1.1.1058-01, судья считает, что Управление Роспотребнадзора не доказало наличия у ТСЖ «Тополек-4» обязанности по проведению производственного контроля с применением лабораторных исследований и испытаний.
По этим же основаниям судья считает не нашедшим подтверждения факты нарушения ТСЖ «Тополёк-4» положений п.п. 2.5, 2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», согласно которым номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.
Выразившиеся в том, что в ТСЖ «Тополёк-4» не определены номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний факторов производственной среды и трудового процесса, радиационного фактора с учетом санитарно – эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания по рабочим местам.
не осуществляется производственный контроль факторов производственной среды и трудового процесса, отсутствуют протоколы лабораторных исследований (испытаний) факторов производственной среды и трудового процесса за 2017 год, прошедший период 2018 года;
не составлена и не утверждена руководителем организации Программа производственного контроля.
В соответствии с п.1 ст.19 Закона №52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно п.п.3.2 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, представленным в таблице 1.
В силу положений п.8.1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» соединение сетей питьевого водопровода с сетями водопроводов, подающих воду непитьевого качества, не допускается. Качество водопроводной воды должно соответствовать гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
Между тем установлено, что при проведении лабораторных исследований качество горячей воды (теплоноситель) в разводящей сети открытой системы теплоснабжения жилого <адрес обезличен>, в объеме проведенных исследований не соответствует требованиям, предъявляемым к питьевой воде по показателям: запах, привкус, цветность, что подтверждено протоколом лабораторных испытаний воды №7040 от 16 мая 2018 года.
Судья находит несостоятельными доводы ТСЖ «Тополёк-4» о том, что у ресурсоснабжающей организации - АО «Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий» заключены прямые договоры с жителями многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ «Тополёк-4», на предоставление таких коммунальных услуг, как теплоноситель, тепловая энергия на нагрев теплоносителя и тепловая энергия, при этом поставщик энергоресурсов, как исполнитель коммунальных услуг, осуществляет начисление жителям платы за коммунальные услуги и сбор денежных средств за коммунальные услуги; выставляет платежные документы (квитанции) жителям за коммунальные услуги; принимает показания индивидуальных приборов учета и ведет учет показаний приборов учета. А также того, что «РУСАЛ Краснотурьинск» не является организацией, осуществляющей производство горячей воды и оказывающей услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения, а поставляет потребителям теплоноситель, который частично используется последними на нужны горячего водоснабжения по собственному усмотрению, в связи с чем, низкое качество горячей воды вызвано несоответствием качества воды, используемой для приготовления горячей воды, подаваемой абонентам с использованием открытых систем горячего водоснабжения.
Так, согласно п. 7, п. 27 ст.2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под горячей водой понимается вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой.
В силу п. 27 ст.2 указанного закона централизованная система горячего водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Установлено, что в городском округе Краснотурьинск происходит отбор горячей воды из тепловой сети, имеется открытая система теплоснабжения, то есть потребитель получает именно горячую воду.
В материалах дела имеется Договор теплоснабжения с собственником (нанимателем) жилого помещения, который размещен на официальном сайте АО «РУСАЛ Урал», согласно п. 4 ст.14.1 которого ТСО обязана поставлять ТЭ и ТН с качеством и в количестве, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку действующие санитарно – эпидемиологические правила не содержат требования к качеству теплоносителя, а регулируют качество питьевой и горячей воды, вменение ТСЖ «Тополёк-4» нарушение в части качества горячей воды судья находит законным и обоснованным.
Как следует из п.1 ст.24 Закона №52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений п.2.3, п. 3.3, п. 3.5, п.3.6 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» на объектах и на транспорте, имеющих особое эпидемиологическое значение, юридическими и физическими лицами должны проводиться систематические или экстренные дератизационные мероприятия. В рекреационных зонах населенного пункта, природных и антропургических очагах в течение года должны проводиться систематические дератизационные мероприятия, в весенний и осенний периоды, экстренные мероприятия - по эпидемическим и санитарно-гигиеническим показаниям, определяемым органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Объектами, имеющими особое эпидемиологическое значение, являются:
- жилые здания, предназначенные для постоянного проживания или временного пребывания людей, в том числе гостиницы, общежития;
Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны обеспечивать:
- регулярное обследование и оценку состояния объектов с целью учета численности грызунов, определения заселенности объектов и территории грызунами, их технического и санитарного состояния;
- определение объемов дератизации (площадь строения и территории);
- проведение дератизационных мероприятий на эксплуатируемых объектах, в том числе:
- профилактические мероприятия, предупреждающие заселение объектов грызунами;
- дератизационные мероприятия в жилых зданиях, помещениях, сооружениях, балансодержателями которых они являются, и на прилегающей к ним территории;
- мероприятия по истреблению грызунов с использованием физических, химических и биологических методов с учетом контроля эффективности.
При обследовании объектов применяются субъективная оценка и объективные методы обнаружения грызунов.
Субъективная оценка включает в себя выявление следов жизнедеятельности грызунов - свежие норы, помет или погрызы, наличие жалоб на грызунов, характер и масштабы причиняемого ими вреда, определение периодичности и ритма появления грызунов на объекте.
Объективное обнаружение грызунов на объекте проводится контрольно-пылевыми (следовыми) площадками, ловушками, капканами, неотравленными приманками, тампонированием, заклеиванием нор и другими методами.
По результатам обследования оценивается состояние объектов и прилегающей к нему территории.
Объект и территория считаются заселенной грызунами при наличии хотя бы одного из следующих признаков:
а) наличие отловленного грызуна;
б) обнаружение следов грызунов на контрольно-пылевых (следовых) площадках;
в) открытое перемещение грызунов по объекту или территории;
г) наличие жилых нор, свежего помета, повреждение продуктов, тары и других предметов;
д) поедание грызунами разложенной приманки.
Объект считается свободным от грызунов, если отсутствуют все вышеперечисленные признаки.
Не согласившись с нарушениями, изложенными в п.п.4,5 приведенных выше, представитель ТСЖ «Тополёк-4» представил суду:
- договор, заключенный между ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» и ООО «АМД» 01 июля 2016 года, предметом договора является исполнение обязательств по оказанию услуг на проведение дезинсекции помещений против тараканов,
- агентский договор от 01 июня 2013 года между ООО «АМД» и ТСЖ «Тополёк-4»,
- акты общего весеннего осмотра общего имущества многоквартирного дома от 16 апреля 2018 года на дома, расположенные в г. Краснотурьинске по адресам ул. Ленина, д.76, ул. Карпинского, д.34 и ул. Микова, д.75, где в п.3 указано, что при осмотре чердачного и подвального помещения принято решение обслуживающей организации осуществлять регулярные осмотры на предмет наличия грызунов и насекомых.
- акты обследования объекта на наличие грызунов и бытовых членистоногих от 30 апреля 2018 года, 31 мая 2018 года и 30 июня 2018 года, согласно которым <ФИО>1 и <ФИО>2 провели осмотр подвальных помещений в жилых домах, расположенных в г. Краснотурьинске по адресам ул. Ленина, д.76, ул. Карпинского, д.34 и ул. Микова, д.75, в результате которого наличие грызунов и бытовых членистоногих не выявлено.
Оценивая доводы ТСЖ «Тополёк-4», а также представленные материалы, судья находит их необоснованными, направленными на уклонение от административной ответственности, поскольку они не позволяют с достоверностью прийти к выводу о том, что в подвальных помещениях указанных выше домов, входящих в состав ТСЖ, проводятся дератизационные мероприятия.
Между тем при проведении субъективной оценки подвального помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Краснотурьинск, ул. Ленина, д.76, в рамках проверки ТСЖ «Тополёк-4» установлено наличие следов жизнедеятельности грызунов – помет грызунов на трубах, в связи с чем, объект считается заселенным, что подтверждается фотоматериалами, представленными должностным лицом Роспотребнадзора.
Согласно п.п.2.2, 3.3 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение» дезинсекция проводится в производственных, жилых и общественных зданиях, помещениях, сооружениях, на транспорте, на территориях городских и сельских поселений, прилегающих к ним участках открытой природы, включая водоемы, места естественного обитания членистоногих, а также в очагах инфекционных болезней, где имеются условия для их возникновения, поддержания или распространения (далее - объекты).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели организуют и проводят обученным персоналом по вопросам дезинфектологии следующие дезинсекционные мероприятия:
обследования с целью учета численности, определения заселенности объектов и территории, их технического и санитарно-эпидемиологического состояния;
профилактические (организационные, гидротехнические, инженерно-технические, санитарно-гигиенические), агро- и лесотехнические мероприятия, предупреждающие заселение объекта членистоногими в жилых зданиях, помещениях, сооружениях, а также прилегающей к ним территории;
истребительные мероприятия с использованием ограничительных, физических, химических и биологических методов;
контроль эффективности истребительных мероприятий своими силами или силами исполнителей дезинсекционных работ или сторонних организаций.
Судья находит вменение ТСЖ «Тополёк-4» нарушения данных пунктов санитарных норм и правил обоснованным, поскольку доказательств проведения дезинсекции помещений в жилых зданиях за период 2015- 2017 годы ТСЖ не предоставлено, при этом указанные выше договоры и акты, таковыми не являются.
В соответствии со ст.34 Закона №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Аналогичные положения содержатся в п.7.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 2.13 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту».
Согласно обжалуемому постановлению при проведении проверки ТСЖ «Тополёк-4 » установлено наличие нарушений, приведенных выше пунктов санитарных норм и правил, которое выразилось в том, что отсутствуют данные ежегодного флюорографического обследования у председателя правления ТСЖ Саетбатталова Р.М., отсутствуют документы, подтверждающие прохождение председателем правления ТСЖ Саетбатталовым Р.М., предварительного при приеме на работу и периодического медицинского осмотра за 2017 год, прошедший период 2018 года.
Кроме того при проведении проверки установлено также нарушение ТСЖ «Тополёк-4» положений п.8.1 СП 3.1.2.3109-13 «Профилактика дифтерии», согласно которому специфическая профилактика дифтерии проводится в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и инструкциями по применению медицинских иммунобиологических препаратов, п.6.10 СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» вакцинопрофилактику против КВЭ проводят круглогодично в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями разрешенными в установленном порядке в Российской Федерации вакцинами и в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и прививок по эпидемическим показаниям, п.4.4 СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» медицинскими организациями, обслуживающими взрослое население, обеспечивается проведение профилактических медицинских осмотров населения, прикрепленного к медицинской организации, с целью раннего выявления туберкулеза не реже 1 раза в 2 года. В субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях с показателем заболеваемости населения туберкулезом 60 и более случаев на 100 тысяч населения в год - не реже 1 раза в год, а также положения п. 1 ст.29 Закона №52-ФЗ.
Так, в ТСЖ отсутствуют данные иммунизации председателя правления ТСЖ Саетбатталова Р.М. против дифтерии, против клещевого вирусного энцефалита, а также отсутствуют данные его ежегодного флюорографического обследования.
Между тем судья находит вменение данных нарушений ТСЖ «Тополёк-4» необоснованным, так как ТСЖ не имеет работников в штате, соответственно отсутствует штатное расписание, с председателем правления Саетбатталовым Р.М. трудовых отношений не оформлено.
При этом довод должностного лица Роспотребнадзора о том, что согласно Уставу в ТСЖ «Тополёк-4» должны быть оформлены трудовые отношения с председателем правления и он получает за это денежное вознаграждение, следовательно, к нему применяются указанные выше требования санитарных правил и норм, как к работнику и работодателю предприятия, в рассматриваемом случае это ТСЖ «Тополёк-4», судья находит надуманным и не основанным на нормах права.
При исследовании вопроса о наличии вины ТСЖ «Тополёк-4» в совершении административного правонарушения установлено, что доказательства, свидетельствующие о том, что юридическое лицо приняло все зависящие от него меры к соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, в материалах дела отсутствуют.
Оценив все доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 2.1, 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья приходит к выводу, что должностным лицом Управление Роспотребнадзора обоснованно сделан вывод о наличии в действиях ТСЖ «Тополёк-4» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях юридического лица.
Учитывая, что дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом, процессуальных нарушений, допущенных в ходе производства по делу об административном правонарушении, не выявлено, сроки давности не истекли, ТСЖ «Тополёк-4» привлечен к административной ответственности в минимальном размере санкции, судья считает, что обжалуемое постановление отмене не подлежит.
Между тем, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, исключению из объективной стороны состава административного правонарушения подлежат пункты 1, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11 Постановления, как не нашедшие своего подтверждения при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Однако исключение данных пунктов не влияет на наличие в действиях ТСЖ «Тополёк-4» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также на размер назначенного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1.ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление № 276 заместителя главного государственного санитарного врача в г. Североуральск, г. Ивдель, г. Краснотурьинск и г. Карпинск, заместителя начальника отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Североуральск, г. Ивдель, г. Краснотурьинск и г. Карпинск от 15.06.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТСЖ «Тополёк-4», оставить без изменения, жалобу ТСЖ «Тополёк-4» - без удовлетворения.
Жалоба на решение суда может быть подана через Краснотурьинский городской суд в Свердловской областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья (подпись) С.П. Сумбаева