Дело № 2а – 197 / 2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2017 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе судьи О.
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Амурской области к К. о взыскании пени,
У С Т А Н О В И Л:
-- в Свободненский городской суд Амурской области поступило административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Амурской области к К. о взыскании обязательных платежей и санкций - пени по НДФЛ за период с -- по -- в сумме 14 557 руб. 06 коп..
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и в настоящее время просит взыскать с ответчика:
пеню за период с -- по -- в сумме 14 557 руб. 06 коп. (пояснения к иску от -- исх. --),
пеню за период с -- по -- в сумме 2 256 руб. 38 коп. (заявление от -- исх. --),
а всего 16 813 руб. 44 коп..
Административный ответчик К. не согласился с иском, т.к. пеня начислена на полную сумму задолженности, тогда как за период с -- по -- с его денежного довольствия было удержано 36 186 руб. 75 коп. и 36 186 руб. 25 коп..
-- он погасил оставшуюся сумму задолженности 172 854 руб. 55 коп..
После погашения задолженности налоговый орган выдал ему справку по состоянию на -- об отсутствии у него какой-либо задолженности по пене (письмо от --).
Суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства по имеющимся в деле доказательствам.
Из искового заявления и дополнений к нему следует, что:
- -- К. подал декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2012 год с заявленной суммой имущественного вычета – 111 446 руб. 00 коп.,
- налоговым органом была проведена камеральная проверка и принято решение о возврате НДФЛ за 2012 г. в сумме 111 446 руб. 00 коп.,
- инспекция направила К. уведомление о предоставлении налоговых вычетов и возврате налога на доходы физических лиц -- от --,
- после получения уведомления К. обратился в инспекцию с заявлением на возврат переплаты от -- в сумме 111 446 руб. 00 коп.,
- налоговым органом было принято решение о возврате суммы НДФЛ из бюджета от -- -- в сумме 111 446 руб. 00 коп.,
- -- К. подал декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2013 год с заявленной суммой имущественного вычета – 133 998 руб. 00 коп.,
- налоговым органом была проведена камеральная проверка и принято решение о возврате НДФЛ за 2013 г. в сумме 133 998 руб. 00 коп.,
- инспекция направила К. уведомление о предоставлении налоговых вычетов и возврате налога на доходы физических лиц -- от --,
- после получения уведомления К. обратился в инспекцию с заявлением на возврат переплаты от -- в сумме 133 998 руб. 00 коп.,
- налоговым органом было принято решение о возврате суммы НДФЛ из бюджета от -- -- в сумме 133 998 руб. 00 коп.,
- платежными поручениями -- от -- и -- от -- К. было перечислено 111 446 руб. 00 коп. и 133 998 руб. 00 коп. соответственно, а всего 245 444 руб. 00 коп..
В ходе перепроверки правомерности представления налоговых вычетов по НДФЛ установлено, что -- ответчик приобрел --, расположенную в -- в г. Благовещенске Амурской области за 3 095 000 руб. 00 коп., из них:
895 973 руб. 00 коп. за счёт средств, предоставленных учреждением (средства жилищного целевого займа),
2 199 027 руб. 00 коп. за счёт средств, предоставленных кредитором, в безналичном порядке.
Таким образом, оплата за покупку квартиры произведена К. за счёт средств федерального бюджета, в связи с чем, имущественный вычет в данном случае не применяется. Предоставление имущественного вычета на НДФЛ за 2012 – 2013 годы ответчику произведено неправомерно.
Вступившим в законную силу решением Свободненского городского суда Амурской области от -- с К., в доход федерального бюджета, взыскана сумма неосновательного обогащения в размере 245 444 руб. 00 коп..
Исполнительный лист был направлен для исполнения в МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП по Амурской области.
Сумма недоимки по НДФЛ оплачивалась ответчиком несвоевременно и не в полном объёме, а именно:
- -- платёжным поручением -- в сумме 1 руб. 75 коп.,
- -- платёжным поручением -- в сумме 214 руб. 71 коп.,
- -- платёжным поручением -- в сумме 36 186 руб. 75 коп.,
- -- платёжным поручением -- в сумме 172 854 руб. 55 коп.,
- -- платёжным поручением -- в сумме 36 186 руб. 24 коп..
Инспекция обращалась в Свободненский городской суд с иском к К. о взыскании с него пени по НДФЛ за период с -- по -- в сумме 4 859 руб. 79 коп.. Но, т.к. ответчик добровольно погасил указанную сумму, инспекция отказалась от административного иска. Определением суда от -- производство по делу было прекращено.
Инспекция направляла К. требование об уплате налогов от -- --, со сроком исполнения до --.
В связи с тем, что требования не были исполнены в установленный законом срок, инспекция обратилась к мировому судье по Свободненскому городскому судебному участку -- с заявлением о вынесении судебного приказа.
-- мировой судья вынес судебный приказ о взыскании с К. пени в сумме 14 557 руб. 06 коп..
-- указанный судебный приказ был отменён в связи с поступившими от К. возражениями.
Инспекция направляла К. требование об уплате налогов от -- --, со сроком исполнения до --.
Но требования не были исполнены в установленный законом срок.
Вступившим в законную силу решением Свободненского городского суда Амурской области от -- был удовлетворён иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы к К. о взыскании суммы неосновательного обогащения. Этим же решением с К., в доход федерального бюджета, взыскана сумма неосновательного обогащения в размере 245 444 руб. 00 коп..
Вступившим в законную силу определением Свободненского городского суда Амурской области от -- было прекращено производство по делу № 2а-451/2016 г. по иску МИ ФНС России № 5 по Амурской области о взыскании с К. пени за период с -- по -- в сумме 4 859 руб. 79 коп., в связи с отказом истца от иска (ответчик добровольно оплатил указанную пеню).
В связи с наличием недоимки по налогу налогоплательщику были выставлены и направлены почтой:
требование -- об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на --, а именно пени в сумме 14 557 руб. 06 коп., со сроком исполнения до --, что подтверждается списком внутренних почтовый отправлений,
требование -- об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на --, а именно пени в сумме 2 256 руб. 38 коп., со сроком исполнения до --, что подтверждается списком внутренних почтовый отправлений.
Определением мирового судьи Свободненского городского судебного участка № 3 Амурской области от -- был отменён судебный приказ -- г. от -- о взыскании с К. пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 14 557 руб. 06 коп..
До настоящего времени налогоплательщик пеню не оплатил.
Из представленного судебным приставом-исполнителем МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП по Амурской области исполнительного производства ---ИП в отношении должника К. следует, что:
-- судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство,
платёжным поручением -- от -- истцу перечислено 1 руб. 75 коп.,
платёжным поручением -- от -- истцу перечислено 214 руб. 7 коп.,
платёжным поручением -- от -- УФК по г. Москве (ФКУ «ЕРЦ МО РФ) перечислило в МОСП по г. Свободному и Свободненскому району денежное довольстве К. за январь 2016 г. в сумме 36 186 руб. 75 коп.,
платёжным поручением -- от -- МОСП по г. Свободному и Свободненскому району перечислил истцу 36 186 руб. 75 коп.,
платёжным поручением -- от -- УФК по г. Москве (ФКУ «ЕРЦ МО РФ) перечислило в МОСП по г. Свободному и Свободненскому району денежное довольстве К. за февраль 2016 г. в сумме 36 186 руб. 25 коп.,
платёжным поручением -- от -- МОСП по г. Свободному и Свободненскому району перечислил истцу 36 186 руб. 24 коп.,
платёжным поручением -- от -- МОСП по г. Свободному и Свободненскому району перечислил истцу 172 854 руб. 55 коп.,
постановлением судебного пристава-исполнителя от -- исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
Из представленных административным ответчиком документов следует, что с его денежного довольствия за январь и февраль 2016 г. удержана задолженность по исполнительному документу в сумме 36 186 руб. 75 коп. и 36 186 руб. 25 коп., что подтверждается расчётными листками.
-- в МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП по Амурской области он оплатил оставшуюся сумму задолженности в размере 172 854 руб. 55 коп., что подтверждается квитанцией АМ 047015 от --.
Рассматривая требования административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по пене за период с -- по -- в сумме 16 813 руб. 44 коп. – суд полагает их законными, обоснованными, и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (ч. 1).
В соответствии со ст. 57 Налогового кодекса РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ (ч. 2).
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч. 1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ч. 2).В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч. 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч. 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч. 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 5).
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. № 11-П указано, что пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесённого казной в результате её неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы (ч. 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 3).
Истец составил исковое заявление и подал его в суд 09.01.2017 г., что подтверждается отметками на исковом заявлении. К моменту подачи административного искового заявления в суд, в соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ, 6-месячный срок для подачи заявления в суд по требованиям не пропущен.
Суд проверил расчёт пени и признал его верным.
Пеня до настоящего времени ответчиком не уплачена.
Срок для обращения в суд с административным иском о взыскании пени не пропущен.
На основании изложенного, требования административного истца о взыскании с ответчика пени подлежат удовлетворению.
Рассматривая доводы ответчика относительно того, что пеня начислена на полную сумму задолженности, тогда как за период с -- по -- с его денежного довольствия было удержано 36 186 руб. 75 коп. и 36 186 руб. 25 коп., а -- он полностью погасил оставшуюся сумму задолженности 172 854 руб. 55 коп., суд приходит к следующему.
В данном случае, материалами дела и материалами исполнительного производства подтверждается то, что указанные денежные средства поступили на счёт истца от МОСП по г. Свободному и Свободненскому району -- и --.
Доказательств тому, что ответчик не мог перечислить истцу установленную решением суда сумму без вмешательства службы судебных приставов – нет.
Административный истец при подаче административного искового заявления был освобождён от уплаты государственной пошлины – в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, следовательно, с административного ответчика следует взыскать государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Суд удовлетворил требования административного истца в сумме 16 813 руб. 44 коп..
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей – уплачивается в размере 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
Следовательно, размер подлежащей взысканию госпошлины составляет 672 руб. 54 коп..
Руководствуясь ст. ст. 289 - 290, 293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Амурской области к К. о взыскании пени – удовлетворить.
Взыскать с К., -- года рождения, уроженца --, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Амурской области пеню по налогу на доходы физических лиц за период с -- по -- в сумме 16 813 (Шестнадцать тысяч восемьсот тринадцать) руб. 44 коп..
Взыскать с К. в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 672 (Шестьсот семьдесят два) руб. 54 коп..
В соответствии со ст. 294 КАС РФ, решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в срок, не превышающий пятнадцать дней со дня получения копии решения лицами, участвующими в деле.
Председательствующий судья: подпись
Решение изготовлено в окончательной форме 22.02.2017 г..
Копия верна:
Судья Свободненского
городского суда Амурской области О.