Мотивированное решение изготовлено 05.08.2016 года Дело № 2-1210/2016г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2016 года
Камышловский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Деева Д.Л.
при секретаре Шмелевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ «Следственный изолятор № 4» ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с данным иском, указав, что была проведена проверка выполнения в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области требований закона о соблюдении норм пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 54 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ помещения столярного цеха, электроцеха, вещевого склада сотрудников не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. В нарушение п. 21 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, не произведена огнезащитная обработка горючих конструкций чердачных помещений учреждения. Вопреки п. 63 вышеуказанных Правил администрацией следственного изолятора не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений. Невыполнение требований законодательства о пожарной безопасности администрацией ФКУ СИЗО-4 ГУ ФСИН России по Свердловской области, заключающееся в необорудовании объектов учреждения с массовым пребыванием людей автоматической пожарной сигнализацией и автоматической системой оповещения людей при пожаре ставит под угрозу жизнь и здоровье пребывающего там неопределенного круга лиц и создает условия для возникновения пожароопасной ситуации. Администрацией СИЗО-4 в ГУФСИН России по Свердловской области регулярно направляются заявки о выделении денежных средств для устранения вышеуказанных нарушений норм пожарной безопасности, однако, денежных средств не поступает. ФКУ СИЗО-4 является бюджетным учреждением и финансируется за счет средств федерального бюджета. В соответствии с Уставом ФКУ СИЗО-4, утвержденным приказом ФСИН России от 03.05.2011 № 270, данное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого является Российская Федерация в лице ФСИН России. Согласно пунктам 5.8., 5.12. Устава, источниками финансирования учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации. При недостаточности у учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области в установленном законодательством порядке. Просят обязать ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области и ГУФСИН России по Свердловской области оборудовать помещения столярного цеха, электроцеха, вещевого склада сотрудников автоматической пожарной сигнализацией; произвести огнезащитную обработку горючих конструкций чердачных помещений учреждения; провести регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений; расходы по уплате государственной пошлины взыскать с ответчиков.
Помощник Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Коновкин А.Е. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил обязанность по выполнению работ возложит на СИЗО, а выделение денежных средств на ГУФСИН, в остальном иск поддержал, и пояснил, что до настоящего времени нарушения не устранены. СИЗО-4 ссылаются на отсутствие денежных средств. ГУФСИН является распорядителем денежных средств, поэтому на него должна быть возложена обязанность выделить денежные средства. Когда имеется автоматическая пожарная сигнализация, то по ней проводятся регламентные работы, но только лицензированной организацией. Считает срок 10 месяцев разумным для выполнения требований, указанных в иске, так как специалисты поясняли, что такого срока достаточно и для составления сметы, и для получения денег, и для выполнения работ.
ФКУ «Следственный изолятор № 4» ГУФСИН России по Свердловской области в отзыве указали, что согласно устава ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области является федеральным казенным учреждением (п.1.6), финансирование деятельности и обеспечение которого, производится за счет средств федерального бюджета. Согласно п. 4.1. Устава управление учреждением осуществляют ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области и руководство учреждения. ГУФСИН России по Свердловской области в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств (п. 4.3. Устава). В целях обеспечения мер, направленных на повышение уровня противопожарной защиты учреждения, руководством учреждения проводятся все возможные мероприятия по соблюдению требований пожарной безопасности. В связи с тем, что учреждение финансируется из федерального бюджета постоянно направляются заявки в ГУФСИН России по Свердловской области на выделение денежных средств для повышения уровня противопожарной защиты. Всего за период с 2014 -2016 гг. учреждению были выделены денежные средства в сумме 105 000,00 рублей. На выделенные денежные средства были проведены работы по монтажу автоматической пожарной сигнализации в спецблоке, в секции жилой зоны, для содержания осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя административно-режимного корпуса №2, а также приобретены первичные средства пожаротушения в количестве 8 штук. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» деятельность по выполнению работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций относится к лицензируемой. В связи с не выделением денежных средств на данный вид работ огнезащитная обработка чердачных помещений была проведена силами учреждения в июне 2014 года огнебиозащитным составом для обработки горючих конструкций. Все помещения, предназначенные для содержания подозреваемых, обвиняемых, осужденных, иные помещения с массовым пребыванием неопределенного круга лиц (осужденных, их родственников, сотрудников УИС, посетителей учреждения) оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Производственные помещения, вещевой склад, указанные в исковом заявлении размещены за пределами жилой зоны учреждения и оснащены первичными средствами пожаротушения. При поступлении финансовых средств указанные выше помещения будут оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Таким образом, считают, что администрацией учреждения принимаются все необходимые меры для устранения нарушений требований пожарной безопасности, но в связи с недостаточным финансированием из федерального бюджета устранить нарушения требований пожарной безопасности в полном объеме не представляется возможным. Просят в удовлетворении иска отказать.
Представитель Несытых М.Н. в судебном заседании с иском не согласилась, изложенное в отзыве поддержала.
ГУФСИН России по Свердловской области в отзыве указали, что обязанность по финансированию учреждений уголовно-исполнительной системы должна возлагаться на Министерство финансов РФ, а не на территориальные органы, выступающих от имени публично-правовых образований. Таким образом, деятельность СИЗО-4, в том числе по обеспечению требований противопожарной безопасности, зависит от лимитов, выделяемых из средств федерального бюджета, иных источников финансирования у СИЗО-4 не имеется. Согласно п. 4 Положения о ГУФСИН, утвержденного приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518 ГУФСИН является распорядителем (получателем) бюджетных средств. П.2 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ определяет полномочия распорядителей бюджетных средств. Вместе с тем, указанная норма не предусматривает ответственности распорядителя по обязательствам получателя при недостаточности доведенных лимитов бюджетных средств. Таким образом. ГУФСИН, являясь распорядителем бюджетных средств, не может нести ответственность по обязательствам СИЗО-4, так как действующим законодательством РФ не предусмотрена ответственность распорядителя по обязательствам получателя при недостаточности доведенных лимитов бюджетных средств. Следует также отметить, что СИЗО-4 неоднократно обращалось в ГУФСИН России по Свердловской области с заявками на выделение денежных средств для устранения выявленных нарушений. ГУФСИН также направлялись в ФСИН России заявки о выделении денежных средств на оборудование пожарной сигнализацией и автоматической системой оповещения людей при пожаре с прилагаемыми сметами (исх. от 30.12.2013 № 68/ТО-4/1-183. исх. от 01.06.2012 № 68/ТО-4/1-70). В 2014-2016 СИЗО-4 было выделено 105 000 рублей на оборудование объектов учреждения системой автоматической пожарной сигнализацией и оповещения людей о пожаре. Однако выделенных лимитов недостаточно для устранения всех нарушений противопожарной безопасности. По мере выделения лимитов бюджетных обязательств и доведения их учреждению, нарушения действующего законодательства в данной части будут устранены в полном объеме. Таким образом, администрацией учреждением и ГУФСИН принимаются исчерпывающие меры по устранению выявленных прокуратурой нарушений требований федерального законодательства. Кроме того, требование прокурора об обязании уплаты государственной пошлины ГУФСИН. СИЗО-4 является несостоятельными, поскольку в силу п.п. 9 п. I ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемыми судами общей юрисдикции освобождаются прокуроры по исковым заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. В удовлетворении иска просят отказать в полном объеме.
Представитель ГУФСИН России по Свердловской области Пелевина С.Г. в судебном заседании с иском не согласилась, изложенное в отзыве поддержала.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года №69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.
Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В силу ст. 38 указанного закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности», требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.
В соответствии с п. 4 ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения названного закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела в ходе проверки выявлено нарушение требований пожарной безопасности – помещения столярного цеха, электроцеха, вещевого склада сотрудников не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, не произведена огнезащитная обработка горючих конструкций чердачных помещений учреждения, не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений, что подтвердила в судебном заседании представитель СИЗО-4.
Для повышения уровня противопожарной защиты ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области требуется: установка автоматической пожарной сигнализации в столярном цехе, электроцехе, вещевом складе сотрудников, Для устранения недостатков требуется 34 000 руб.; произвести обработку огнезащитным составом горючих конструкций чердачных помещений учреждения, для устранения недостатка требуется 40 000 руб.; заключить договор с лицензированной организацией на обслуживание автоматической пожарной сигнализации, для устранения недостатка требуется 44 000 руб. Всего для повышения уровня противопожарной защиты требуется 118 000 руб. В ИВПО УБ ГУФСИН России по Свердловской области ежемесячно направляются заявки на выделение денежных средств, по состоянию на 25.05.2016г. денежных средств не поступало (л.д. 7 – справка).
Согласно Уставу ФКУ «Следственный изолятор № 4» является федеральным казенным учреждением (л.д. 8-15).
Поскольку нарушения Правил пожарной безопасности, выявленных в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области имеют место, что может привести к угрозе жизни или здоровью людей, находящихся в учреждении, оборудование помещений столярного цеха, электроцеха, вещевого склада сотрудников автоматической пожарной сигнализацией, проведение огнезащитной обработки горючих конструкций чердачных помещений учреждений и проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений должно быть произведено ФКУ СИЗО-4, но за счет средств федерального бюджета, распорядителем которых является ГУФСИН по Свердловской области.
Срок исполнения решения установить 10 месяцев, который, по мнению суда, является реальным.
Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.
Обязать ФКУ «Следственный изолятор № 4» ГУФСИН России по Свердловской области в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: оборудовать помещения столярного цеха, электроцеха, вещевого склада сотрудников системой автоматической пожарной сигнализации; произвести огнезащитную обработку горючих конструкций чердачных помещений учреждения; провести регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений.
Обязать ГУФСИН России по Свердловской области выделить ФКУ «Следственный изолятор № 4» необходимые денежные средства для оборудования помещения столярного цеха, электроцеха, вещевого склада сотрудников системой автоматической пожарной сигнализации; проведения огнезащитной обработки горючих конструкций чердачных помещений учреждения; проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский городской суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья Деев Д.Л.