Дело №2-1127/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
С. Долгодеревенское 28 августа 2017 года
Сосновский районный суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи Е.В. Боднарь
при секретаре судебного заседания К.Р. Вадзинска,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Полетаевская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности выполнить мероприятия по пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сосновского района Челябинской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению Полетаевская средняя общеобразовательная школа (далее – МОУ Полетаевская СОШ) с иском, в котором просил обязать данного ответчика в здании по АДРЕС: провести работы по расширению эвакуационного выхода из здания до 0,8м в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу; обеспечить здание наружным противопожарным водоснабжением, выполненным с учетом требований п. 9.11 СП 8.13130.2009.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Сосновского района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в указанном учреждении, в результате чего установлено, что здание не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением, выполненным с учетом требований п. 9.11 СП 8.13130.2009, отсутствует второй эвакуационный выход из здания, ширина эвакуационного выхода из здания менее 0,8 м (0,74 м).
Иск мотивирован со ссылкой на ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.ст. 4, 6, 89 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пп. 4.1, 9.11 СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», пп. 4.2.5, 8.1.11 СП 1.13130.2009 «Свод правил системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», ст. 45 ГПК РФ.
Также прокурор Сосновского района Челябинской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению Полетаевская средняя общеобразовательная школа с иском, в котором просил обязать данного ответчика в здании по АДРЕС:
- обеспечить возможность свободного открывания внутренней двери эвакуационного выхода из 1-го этажа здания, двери эвакуационного выхода из тамбура актового зала наружу, двери эвакуационного выхода наружу из спального помещения группы, расположенной на первом этаже, двери эвакуационного выхода на лестницу 3-го типа из спального помещения группы №, расположенной на втором этаже, двери эвакуационного выхода на лестницу 3-го типа из спального помещения группы №, расположенной на втором этаке в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
- демонтировать материал покрытия пола (линолеум) на путях эвакуации в коридорах 1-го и 2-го этажей в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- обеспечить предел огнестойкости двери складского помещения для хранения продуктов и круп не менее EI 30 в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
провести работы по расширению эвакуационных выходов из тамбура актового зала наружу, из помещения актового зала, из спального помещения группы, расположенной на 1-м этаже здания, из спального помещения группы №, расположенной на 2-м этаже здания наружу, из спального помещения группы №, расположенной на 2-м этаже здания наружу до 1,2 м в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,
- провести работы по расширению наружных лестниц (3-го типа), ведущих наружу из групп № и №, расположенных на втором этаже здания до 0,8 м., проступей их ступеней до 0,2 м в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Сосновского района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в указанном учреждении, в результате чего установлено, что в здании по АДРЕС, в нарушение требований, указанных в таблицах 23, 24, 28 (приложения к Федеральному закону № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), пп. 4.2.7, 4.3.2, 5.2.12, 5.2.14, 5.2.16 СП 1.13130.2009 «Свод правил системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»:
запоры на внутренней двери эвакуационного выхода из 1-го этажа здания наружу не обеспечивают возможности её свободного открывания изнутри без ключа;
на путях эвакуации в коридорах 1-го и 2-го этажей допускается применение материала покрытия пола (линолеум) с классом пожарной опасности выше, чем КМ 2 (сертификат с показателями пожарной опасности материала отсутствует);
двери складского помещения для хранения продуктов и круп не имеют требуемого предела огнестойкости не менее EI 30;
запоры на двери эвакуационного выхода из тамбура актового зала наружу не обеспечивают возможности её свободного открывания изнутри без ключа;
ширина эвакуационного выхода из тамбура актового зала наружу менее чем 1,2 м. (0,58 м). Помещения класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек, должны иметь не менее двух эвакуационных выходов, а при единовременном пребывании в помещении более 15 человек ширина каждого из выходов должна быть не менее чем 1,2 м),
из помещения актового зала имеется 2 эвакуационных выхода, один из них шириной менее 0,8 метров (документы, подтверждающие ограничение единовременного пребывания людей в актовом зале отсутствуют),
ширина эвакуационного выхода из спального помещения группы, расположенной на 1-м этаже здания наружу менее чем 1,2 м. (фактическая ширина составляет 0,6 м). На момент проверки в группе расположено 30 койко-мест (при одновременном пребывания в помещении более 10 человек из помещения должно быть не менее двух эвакуационных выходов шириной не менее 0,8 м, а при единовременном пребывании в помещении более 15 человек ширина каждого из выходов должна быть не менее чем 1,2 м),
запоры на двери эвакуационного выхода наружу из спального помещения группы, расположенной на первом этаже, не обеспечивают возможности её свободного открывания изнутри без ключа,
ширина эвакуационного выхода из спального помещения группы №, расположенной на 2-м этаже здания наружу менее чем 1,2 м. (фактическая ширина составляет 0,6 м.). На момент проверки в группе расположено 30 койко-мест.
запоры на двери эвакуационного выхода на лестницу 3-го типа из спального помещения группы №, расположенной на втором этаже, не обеспечивают возможности её свободного открывания изнутри без ключа,
ширина эвакуационного выхода из спального помещения группы №, расположенной на 2-м этаже здания наружу менее чем 1,2 м. (фактическая ширина составляет 0,6 м.). На момент проверки в группе расположено 30 койко-мест,
запоры на двери эвакуационного выхода на лестницу 3-го типа из спального помещения группы №, расположенной на втором этаже, не обеспечивают возможности её свободного открывания изнутри без ключа,
ширина наружных лестниц (3-го типа), ведущих наружу из групп № и №, расположенных на втором этаже здания менее чем 0,8 м. (0,68 м), а проступей их ступеней менее чем 0,2 м. (0,1 м).
Иск мотивирован со ссылкой на ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.ст. 4, 6, 89 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», таблицы 23, 24, 28 в приложения к нему, пп. 4.2.7, 4.3.2, 5.2.12, 5.2.14, 5.2.16 СП 1.13130.2009 «Свод правил системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», ст. 45 ГПК РФ.
Указанные гражданские дела определением судьи от 28.04.2017 г. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В порядке подготовки по гражданскому делу определением судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 28 апреля 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены КУИиЗО Сосновского муниципального района Челябинской области, управление образования администрации Сосновского муниципального района Челябинской области.
Определением судьи от 09 июня 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены администрация Сосновского муниципального района Челябинской области, администрация Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района.
В судебном заседании помощник прокурора Сосновского района Саренко О.Е. исковые требования поддержала в уточненной редакции, настаивала на их удовлетворении к ответчику МОУ Полетаевская СОШ.
Представитель МОУ Полетаевская СОШ Л.Т.Г. в судебном заседании против иска не возражала, за исключением требования в части обустройства наружного пожарного водопровода, указав, что ни места возле школы, ни денежных средств для этого у школы нет, здания введены в эксплуатацию давно, реконструкцию, капитальный ремонт, изменение функционального назначения не проходили, полагала, что обустройство и содержание наружного пожарного водопровода является обязанностью поселения. Представлен письменный отзыв.
Представитель третьего лица управления образования администрации Сосновского муниципального района в судебное заседание не явился, извещены, ранее представили отзыв, в котором указали, что МОУ Полетаевская СОШ является казенным учреждением, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств бюджета Сосновского муниципального района на основании бюджетной сметы, средств на выполнение указанных в иске прокурора работ в 2016, 2017 г. не предусмотрено. В связи с чем просили изменить срок выполнения мероприятий с учетом возможностей финансирования. Также имущество за МОУ Полетаевская СОШ закреплено на праве оперативного управления, находится в муниципальной собственности и МОУ Полетаевская СОШ не вправе самостоятельно распоряжаться и иным образом отчуждать имущество без согласия собственника.
Представители третьих лиц администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района, КУИиЗО Сосновского муниципального района, ОНДиПР № УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области, управления образования администрации Сосновского муниципального района в судебное заседание не явился, извещены.
Заслушав явившихся участников дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в части, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Как усматривается из материалов дела, в том числе подлинных материалов по делам об административном правонарушении №, №, №, № в отношении МОУ Полетаевской СОШ в период с 14 сентября 2015 года по 24 сентября 2015 года отделом надзорной деятельности (ОНД) № по пожарному надзору ГУ МЧС по Челябинской области было проведена внеплановая выездная проверка в отношении указанного учреждения по АДРЕС в ходе которого выявлены, в том числе указанные в исковом заявлении прокурора нарушения, что подтверждается актами проверки №, № от 24.09.2015 г.
За совершение указанных правонарушений постановлениями заместителя Главного государственного инспектора ОНД № по пожарному надзору Т.В.В. от 08.10.2015 г. директор МОУ Полетаевская СОШ как должностное лицо и МОУ Полетаевская СОШ как юридическое лицо были привлечены к административной ответственности по чч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Решениями судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 08.12.2015 г. размер наказания снижен до 15000 руб. и 80000 руб. соответственно.
Постановлениями мирового судьи судебного участка № 2 Сосновского района Челябинской области от 20.11.2016 г. дела об административных правонарушениях, возбужденные по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении МОУ Полетаевская СОШ и директора МОУ Полетаевская СОШ за невыполнение указанных в предписаниях органа пожарного надзора требований, прекращены за отсутствием состава правонарушения, поскольку финансирование указанных мероприятий не было обеспечено. Кроме того, мировой судья указал, что контролирующим органом не представлено доказательств того, что при введении в эксплуатацию здания школы в п. Витаминный и п. Полетаево применялись требования, аналогичные содержащимся в Федеральном законе № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. Проверяя доводы представителя ответчика, высказанные в судебных заседаниях о том, что здания в АДРЕС и АДРЕС введены в эксплуатацию ранее принятия Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и после 2008 года не изменяло свое назначение, не проходило реконструкцию, капитального ремонта, судом установлено, что нежилое здание – здание школы площадью 153,3 кв.м, расположено по АДРЕС, введено в эксплуатацию в 1988 г., что подтверждается техническим паспортом. Последний технический паспорт составлен на 10.09.2007 г., здание имеет 1 этаж, его реконструкция, капитальный ремонт не проводились (разрабатывалась проектная документация на капитальный ремонт, который не был фактически проведен), здание передано в оперативное управление МОУ Полетаевская СОШ как муниципальное имущество муниципального образования Сосновского муниципального района Челябинской области.
Нежилое здание – детский сад № (литера Б) по АДРЕСю 103,8 кв.м имеет 2 этажа, 1 подземный этаж, его реконструкция, капитальный ремонт после 2008 года не проводились. Последний технический паспорт составлен на 14.03.2007 г. При этом в разделе «Сведения о правообладателях» указано, что 27.04.2005 г. выдано свидетельство о государственной регистрации права НДОУ «Детский сад №» ОАО «РЖД» на основании акта о приеме-передаче объекта основных средств № от 31.12.2004 г., распоряжения ОАО «РЖД» № от 31.12.2004 г.
Нежилое здание (здание средней школы) передано в оперативное управление МОУ Полетаевская СОШ как муниципальное имущество муниципального образования Сосновского муниципального района Челябинской области на основании распоряжения комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района № от 14.09.2012 г.
Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденный приказом МЧС России № от 25.03.2009 г., разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", введен в действие 01.05.2009 г., является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.
Пунктом 8.1.11 названного Свода правил предусмотрено, что каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел. При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением.
Согласно пункту 4.2.5 СП 1.13130.2009 высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев. Ширина выходов из лестничных клеток наружу, а также выходов из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы, за исключением специально оговоренных случаев. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
В силу положений пункта 1.3 СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171) (в ред. от 09.12.2010) при изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
Между тем указанные требования не подлежат применению в настоящее время к зданиям школы и детского сада, поскольку здания были введены в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ, доказательств того, что после ввода в эксплуатацию и после вступления в силу Федерального закона № они проходили реконструкцию либо капитальный ремонт, изменение функционального назначения, не представлено, указанные обстоятельства отрицаются директором МОУ Полетаевской СОШ, прокурором не опровергнуты.
Разрешая требование об обязании ответчика обеспечить здание по АДРЕС наружным противопожарным водоснабжением, суд считает, что данное требование подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.
Согласно положений ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению и т.д.
В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии с положениями ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч. 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч. 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (ч. 3). Согласно ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (ч. 1).
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (ч. 2). В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы (ч. 4).
Согласно п. 4.1 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (СП 8.13130.2009): наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. При этом допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы), в том числе, для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек.
Как следует из материалов дела, здание наружного пожарного водопровода не находится на балансе администрации Полетаевского сельского поселения, о чем представлен ответ администрации от 22.08.2017 г. на запрос суда. При этом здание школы находится в оперативном управлении МОУ Полетаевская СОШ.
Доводы об отсутствии законодательно закрепленной обязанности пользователя здания обеспечить наличие источников наружного противопожарного водоснабжения, отсутствие доказательств наличия оснований для применения к «старому» зданию требований СП 8.13130.2009, необоснованны.
Как отмечалось выше, частью 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что в отношении объектов защиты, введенных в эксплуатацию до вступления в силу положений настоящего Закона, устанавливающих более высокие требования пожарной безопасности (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Закона), применяются ранее действовавшие требования. В отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования этого Закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Вместе с тем, данные положения вопреки доводам жалобы не подлежат применению, поскольку оборудование территории школы источниками наружного противопожарного водоснабжения не требует необходимости технических изменений здания, его реконструкции.
Поскольку выполнение требования о демонтаже материала покрытия пола (линолеума) на путях эвакуации в коридорах 1 и 2 этажей и обеспечение предела огнестойкости двери складского помещения для хранения продуктов и круп в здании по АДРЕС, обеспечение открывания дверей эвакуационных выходов не требует необходимости технических изменений здания, его реконструкции, названные требования также подлежат удовлетворению.
Определяя срок, в течение которого ответчику следует исполнить решение суда, суд учитывает, что МОУ Полетаевская СОШ является учреждением, финансирование деятельности которого осуществляется из бюджета Сосновского муниципального района на основании бюджетной сметы. Денежных средств на выполнение вышеописанных мероприятий на 2016, 2017 г. не предусматривалось в бюджетной росписи МОУ Полетаевской СОШ, для включения указанных расходов необходимо составление смет, внесение изменений в бюджетную смету, проведение конкурсных процедур, заключение договоров, разумным сроком суд считает 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сосновского района удовлетворить частично.
Возложить на муниципальное образовательное учреждение «Полетаевская средняя общеобразовательная школа» обязанность в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
в отношении нежилого здания по АДРЕС обеспечить здание наружным противопожарным водоснабжением;
в отношении нежилого здания по АДРЕС обеспечить возможность свободного открывания внутренней двери эвакуационного выхода из 1 этажа здания, двери эвакуационного выхода из тамбура актового зала наружу, двери эвакуационного выхода наружу из спального помещения группы, расположенной на первом этаже, двери эвакуационного выхода на лестницу 3-го типа из спального помещения группы №, расположенной на втором этаже, двери эвакуационного выхода на лестницу 3-го типа из спального помещения группы №, расположенной на втором этаже. В остальной части в иске прокурору Сосновского района Челябинской области отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской облает в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Боднарь