Дело № 2-904/12
Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу на день публикации)
Именем Российской Федерацииг. Можга УР 4 июля 2012 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
с участием истицы Кирилловой И.Ю.,
представителя ответчика Рябовой С.В., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирилловой И.Ю. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Можге и Можгинском районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Кириллова И.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Можге и Можгинском районе УР о возложении обязанности засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в должности учителя МБОУ <***> СОШ с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, период нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, а также назначить досрочную трудовую пенсию по старости с дд.мм.гггг
Исковое заявление мотивировано тем, что дд.мм.гггг решением Управления Пенсионного фонда РФ в городе Можге и Можгинском районе Кирилловой И.Ю. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Основанием для отказа явилось то, что стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, составил менее 25 лет.
В льготный трудовой стаж не были включены указанные периоды работы.
Истица считает решение УПФР необоснованным, поскольку спорные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой производились перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Исходя из положений ст. 173, 187 ТК РФ, ст. 196 КЗоТ РФ, периоды нахождения в ученических отпусках и на курсах повышения квалификации по сути законодателем приравниваются к выполнению истцом своих обязанностей.
В судебном заседании истица Кириллова И.Ю. на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Рябова С.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что при подсчете специального стажа истицы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, Управлением правомерно исключены периоды нахождения в ученических отпусках и на курсах повышения квалификации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии устанавливаются только Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поэтому нормы Трудового кодекса на пенсионные правоотношения не распространяются. Дополнительные оплачиваемые отпуска в связи с прохождением работником учебных сессий не относятся к числу ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, а рассматриваются как гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Правила, регулирующие порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ. Пункт 4 Правил предусматривает включение периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01.09.2000 г., при условии выполнения педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы. В спорные периоды Кириллова И.Ю. педагогической деятельностью не занималась, учебной нагрузки не имела.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Периоды дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых работодателем в связи с прохождением работником промежуточных аттестаций в образовательном учреждении высшего профессионального образования, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в их числе не значатся, а лишь учитываются при подсчете общего трудового стажа.
Факт сохранения среднего заработка и уплата страховых взносов в спорные периоды не влияют на возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
дд.мм.гггг Кириллова И.Ю. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Можге и Можгинским районе УР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 15).
дд.мм.гггг решением начальника УПФР в г. Можге и Можгинском районе № истице отказано в установлении пенсии, поскольку специальный трудовой стаж составил 24 года 06 месяцев 0 дней, вместо требуемых 25 лет (л.д. 7-9).
В стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости, не засчитаны следующие оспариваемые периоды:
- с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (всего 7 мес. 20 дн.) – периоды нахождения в оплачиваемых отпусках, предоставленных для прохождения учебных сессий в связи с получением высшего образования в Удмуртском государственном университете;
- с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (5 дней) – период нахождения на курсах повышения квалификации.
В указанное время истица работала в МОУ «<***> средняя общеобразовательная школа <***>» в должности учителя начальных классов, что подтверждается справкой, уточняющей характер работы (л.д. 13, 14) и не оспаривается представителем ответчика.
Подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п.2 ст. 27 указанного Закона,- списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Соответствующие Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, а также Правила исчисления таких периодов работы, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. (далее по тексту Список № 781 и Правила № 781)
Списком № 781 предусмотрено, что работа в должности учителя в школе засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно пункту 4 Правил № 781, начиная с 1 сентября 2000 г. периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
При исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами № 781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 (далее по тексту Правила № 516).
В соответствии с пунктом 4, 5 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Таким образом, работникам, совмещающим труд с обучением, гарантированы такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время. Период нахождения в ученических отпусках, по сути, законодателем приравнивается к выполнению истцом своих обязанностей.
Ответчиком не оспаривается, что истица обучалась в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении, на период учебных сессий ей предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, с которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Доводы представителя ответчика о том, что дополнительные оплачиваемые отпуска в связи с прохождением работником учебных сессий не относятся к числу ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, судом не принимаются, поскольку по смыслу ст. 173 ТК РФ ученические отпуска являются разновидностью дополнительных отпусков и, следовательно, подлежат включению в специальный стаж для получения досрочного пенсионного обеспечения.
Статьей 187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации также является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Во время обучения на курсах повышения квалификации истица состояла в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них истица работала полный рабочий день, периодов прерывания специального стажа не усматривается.
Доводы представителя ответчика о том, что истица не занималась педагогической деятельностью и характер её труда не был связан с работой с детьми, судом не принимаются. В данном случае под педагогической деятельностью следует понимать не только проведение занятий, но и постоянное повышение квалификации.
Кроме того, следует учитывать, что повышение квалификации для педагогических работников является обязательным условием для дальнейшего выполнения своих профессиональных должностных обязанностей (п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»).
При таких обстоятельствах ограничение прав Кирилловой И.Ю. на социальное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что периоды нахождения истицы в оплачиваемых отпусках, предоставленных для прохождения учебных сессий в связи с получением высшего образования в Удмуртском государственном университете и период нахождения на курсах повышения квалификации, подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.
В силу статьи 19 данного Закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
С учетом признанного ответчиком специального стажа на день обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии,- 24 года 06 месяцев и подлежащими включению вышеуказанных спорных периодов, общий стаж истицы является достаточным для назначения ей досрочной пенсии на основании пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ с даты обращения, т.е. с дд.мм.гггг Следовательно, решение УПФР в г. Можге и Можгинском районе № от дд.мм.гггг об отказе в установлении пенсии является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Кирилловой И.Ю. к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Можге и Можгинском районе УР о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городе Можге и Можгинском районе УР включить Кирилловой И.Ю. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды нахождения в оплачиваемых отпусках, предоставленных для прохождения учебных сессий, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, период нахождения на курсах повышения квалификации с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с дд.мм.гггг
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья- Кожевникова Ю.А.