дело 2-3483/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2013 года пос. Зубова Поляна
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи Косаревой Н.В., при секретаре Мучкиной Е.П.,
с участием истца Морозова В.М.,
представителя ответчика ГКУ »Соцзащита по Зубово-Полянскому району РМ« Шестаковой С.И., действ. по доверенности от __.__.____ года,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Морозова В.М. к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия» о признании незаконным распоряжение № 749 от 08 августа 2011 года о прекращении предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и возобновлении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья
УСТАНОВИЛ :
Морозов В.М.обратился в суд к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия» (далее ГКУ »Соцзащита по Зубово-Полянскому району РМ») с вышеуказанным иском. В обоснование требований в исковом заявлении указано, что он являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, в связи с чем был подвержен воздействию радиации. До 31 августа 2011 года его семье предоставлялась льгота в размере 50% по оплате коммунальных услуг на основании ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В 2009 году истец приобрел квартиру по жилищному сертификату и в этом же году он обменял на приватизированную квартиру с дочерью, что послужило причиной отмены предоставления мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Предоставление такой льготы ответчиком прекращено с 01 сентября 2011 года на основании распоряжения № 749 от 08 августа 2011 года.
С учетом измененных в дополнительном исковом заявлении от 02 декабря 2013 года требований истец просит суд:
Признать незаконным распоряжение руководителя Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия» № 749 от 08 августа 2011 года «О прекращении назначения «Мера социальной поддержки по оплате жилья» и обязать ответчика произвести перерасчет по предоставлению мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг с момента их прекращения, то есть с 01 сентября 2011 года.
В судебном заседании истец просил суд исключить из состава ответчиков ГУ- Министерство социальной защиты населения по Республике Мордовия, которую он ошибочно указал в качестве ответчика в исковом заявлении. Одновременно заявил отказ от ранее заявленного в исковом заявлении требования к Министерству социальной защиты населения по Республике Мордовия о взыскании ... рублей в возмещение компенсации морального вреда. В остальной части заявленные в дополнительном исковом заявлении требования поддержал и просил суд их удовлетворить. Пояснил суду, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и относится к категории граждан, указанных в п. 3 ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в последствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 14 указанного Закона на него распространяются льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, в частности, льготы на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях, оплату в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией ему и членам его семьи. Как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ему и членам его семьи в составе 2-х человек: супруге - Морозовой З.В. и дочери Морозовой Е.В. по жилищному сертификату в общедолевую собственность по 1/3 доли в праве была предоставлена 3-х комнатная квартира общей площадью ...., в том числе жилой-... по адресу: <Адрес>. В последующем, по договору мены __.__.____ обменяли указанную квартиру на приватизированную ... общей площадью ...., жилой площадью 39,8 кв.м. по адресу: <Адрес>, р.<Адрес> »а» <Адрес>, в которой с семьей проживает по настоящее время. Указанные льготы ему предоставлялись по __.__.____. С __.__.____ ответчиком на основании распоряжения № от __.__.____ указанные выплаты прекращены. При этом истец считает, что он проживает в приватизированной квартире и ему не обоснованно прекратили назначения мер социальной поддержки по оплате жилья. В связи с этим просит возобновить указанные выплаты со дня их прекращения, т.е. с __.__.____.
Представитель ответчика ГКУ »Соцзащита по Зубово-Полянскому району РМ» Шестакова С.И. пояснила суду, истец является получателем государственных услуг, на основании удостоверения № от __.__.____ участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и справки МСЭ № от __.__.____. Распоряжением начальника УСЗН по ... от __.__.____ с __.__.____ Морозову В.М. установлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50% за потребление: природного газа, электроэнергии, водоснабжение в занимаемой истцом и его семьей трехкомнатной <Адрес>, расположенного по адресу: <Адрес> »а». Данные выплаты производились по 31 августа 2011 года. С 01 сентября 2011 года распоряжением ГКУ»Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия» от 08 августа 2013 года № указанные выплаты прекращены в связи с отсутствием сведений о приватизации занимаемого истцом и его семьей жилого помещения по вышеуказанному адресу, поскольку в представленном истцом документе- договоре мены от 11 августа 2009 года жилого помещения такие сведения отсутствуют. В связи с этим считает, что правовых оснований для предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения в виде ежемесячной денежной компенсации Морозов В.М. не имеет и по указанным основаниями просит истцу в иске отказать.
Определением суда от 12 декабря 2013 года по ходатайству истца, на основании ч.1 и 2 ст. 39 ГПК РФ ГУ Министерство социальной защиты населения по Республике Мордовия исключен из состава ответчиков.
По заявленному истцом отказу от иска в части : взыскания с Министерства социальной защиты населения по Республике Мордовия 15 000 рублей в возмещение компенсации морального вреда отказ судом принят и производство по делу прекращено.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 3 ч.1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (в редакции от 24 июля 2009 г., с изменениями от 10 ноября 2009 г.) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
В соответствии с п.»ж» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно п.2 ст. 14 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года № 102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия» порядок и форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливается Правительством Республики Мордовия для следующих категорий граждан: подп.6) граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС.
Исходя из статьи 1 настоящего закона, усматривающей основные понятия, используемые в настоящем Законе, коммунальные услуги - услуги по водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению, газоснабжению, теплоснабжению, электроснабжению (в домах, не имеющих центрального отопления, - по обеспечению топливом, приобретаемым в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортными услугами для доставки этого топлива);
Оплата жилья - плата за содержание жилья, плата за ремонт жилья, плата за наем жилого помещения.
В силу положений ст. 16 данного же Закона расчет меры социальной поддержки по оплате жилья производится исходя из занимаемой площади жилого помещения в пределах 18 кв.метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв.метров общей площади жилого помещения- на семью из двух человек; 33 кв.м. общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего человека.
Расчет меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в жилых помещениях, оборудованных приборами учета потребления коммунальных услуг, производится исходя из объемов фактического потребления за соответствующий период на основании данных приборов учета в пределах общей площади жилого помещения, указанной в части первой настоящей статьи, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным Правительством Республики Мордовия.
Расчет меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета потребления коммунальных услуг, производится в пределах общей площади жилого помещения, указанной в части первой настоящей статьи, и исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным Правительством Республики Мордовия.
В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 года № 342, для назначения ежемесячной денежной компенсации гражданин предоставляет в государственное казенное учреждение социальной защиты населения по месту жительства следующие документы: заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации и способе её доставки, копию документа, удостоверяющего личность и регистрацию по месту жительства (паспорт), копию документа, подтверждающего принадлежность к льготной категории, копию документа, подтверждающего правовые основания владения и пользования жилым помещением, документ, содержащий сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту жительства или по месту пребывания, документ, содержащий сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, за последний месяц перед обращением либо соглашение по погашению задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Из исследованных в судебном заседании подлинных письменных доказательств и имеющихся в деле их ксерокопий судом установлено, что Морозов В.М. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, перенес лучевую болезнь, присвоена 2 группа инвалидности, что подтверждается удостоверением серии А №, выданной __.__.____, справкой МСЭ № от __.__.____ ( л.д.3,4).
Из договора мены жилыми помещениями от 11 августа 2009 года следует, что Морозов В.М. и члены его семьи ФИО1 и ФИО2 и ФИО3 и ФИО4 произвели обмен жилых помещений. При этом Морозов В.М., ФИО1 и ФИО2 передали ФИО3 и ФИО4 в обще долевую собственность по 1/2 доли в праве каждому трехкомнатную квартиру общей площадью 53,8 кв.м., в том числе жилой - 38,0 кв.м., принадлежащей им на праве общей долевой собственности по 1/3 доли в праве каждого, находящуюся по адресу: <Адрес>, приобретенное ими на основании договора купли-продажи квартиры от 13 марта 2009 года в общую долевую собственность. ФИО3 и ФИО4 передали Морозову В.М., ФИО1 и ФИО2 в обще долевую собственность по 1/3 доле в праве каждому трехкомнатную квартиру общей площадью 61,4 кв.м., в том числе жилой 39,4 кв.м., принадлежащую им на праве общей долевой собственности по 1/2 доле в праве каждого, находящуюся по адресу: <Адрес>, приобретенную ими на основании договора безвозмездной передачи от __.__.____, заключенного с Администрацией Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.
Согласно п.6 договора, право общей долевой собственности и переход права собственности сторон на обменяемые квартиры возникает с момента государственной регистрации договора и перехода права собственности в Зубово-Полянском отделе УФРС по РМ
Договор вступает в законную силу после его государственной регистрации.
Одновременно с переходом прав собственности к сторонам настоящего договора переходят и соответствующие этим правам обязанности, в том числе по уплате налогов на имущество, расходов по его ремонту, эксплуатации и содержанию, иных платежей (л.д.45-47).
Факт государственной регистрации договора мены и перехода права собственности на указанные жилые помещения подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными 05 сентября 2009 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия на имя Морозова В.М., ФИО1 и ФИО2( л.д.41,42,43).
Из обозренного в судебном заседании личного дела получателя государственных услуг Морозова В.М. подлинных письменных доказательств и имеющихся в деле их ксерокопий: заявления от 20 сентября 2006 года следует, что истец обратился в адрес начальника отдела социальной защиты населения Зубово-Полянского района Республики Мордовия с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как участнику ЛПА на ЧАЭС с 20 сентября 2009 года на занимаемое им и его членами семьи жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес>. Такие меры социальной поддержки по уплате ЖКУ Морозову В.М. ответчиком были предоставлены на основании распоряжения начальника УСЗН администрации Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от __.__.____ в размере 50% с __.__.____ на бессрочно ( л.д.30,31,32,33,34,35).
В соответствии с Законом РМ от 20 мая 2008 года № 31-З решением начальника УСЗН Администрации Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия за № 920 от 15 августа 2008 года ответчиком пролангировано предоставление таких льгот истцу ( л.д. 36).
Из распоряжения руководителя ГКУ «Социальная защита населения по Зубово - Полянскому району Республики Мордовия» № от __.__.____ следует, что Морозову В.С., __.__.____ года рождения, зарегистрированному и проживающему по адресу: <Адрес>, прекращено назначение мер социальной поддержки в сумме .... с 01 сентября 2011 года по причине: по законодательству не положено( л.д.39).
Вышеприведенные доказательства судом признаются объективными, относимыми доказательствами по делу.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов» о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны: при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.
Положения ст.2, части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19, части 1 и 2 ст.39, части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, в том числе, по возрасту, в случае болезни, инвалидности, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Как установлено судом, занимаемое Морозовым В.М. и членами его семьи жилое помещение квартира общей площадью 61,4 кв.м., расположенное по адресу : <Адрес> перешла в обще долевую собственность дочери и внука Морозова В.М. - ФИО3 и ФИО4 по договору безвозмездной передачи (приватизации) от __.__.____ в соответствии со ст. 7 Закона РСФСР « О приватизации жилищного фонда в РСФСР«. В последующем, по вышеприведенному договору мены от __.__.____, указанная квартира ФИО3 и ФИО4 передана в общую долевую собственность истцу Морозову В.М. и членам его семьи ФИО1 и ФИО2 взамен на квартиру общей площадью 53,8 кв.м., расположенную по адресу: <Адрес>, р.<Адрес>, приобретенную истцом в обще долевую собственность по жилищному сертификату, предоставленному государством как участнику ЛПА на ЧАЭС. В приватизированном жилом помещении, расположенном по адресу : <Адрес> истец с членами семьи проживал и в момент установления ему мер социальной поддержки по оплате ЖКУ с 01 января 2005 года, так и продолжает проживать по настоящее время.
При вышеустановленных обстоятельствах, суд находит, что ответчиком истцу не обоснованно прекращено распоряжением № от 08 августа 2011 года предоставление мер социальной поддержки в виде ... оплаты за жилое помещение с 01 сентября 2011 года, а следовательно, заявленные требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Морозова В.М. к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия» о признании незаконным распоряжения № от __.__.____ о прекращении предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и возобновлении предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение руководителя Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия» за № от __.__.____ «О прекращении назначения « Мера социальной поддержки по оплате жилья» Морозову В.М. - инвалиду вследствие радиактивного воздействия ЧАЭС.
Обязать Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия» возобновить Морозову В.М.- инвалиду вследствие радиактивного воздействия ЧАЭС выплаты мер социальной поддержки по оплате жилья со дня их прекращения, то есть с __.__.____.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий : Н.В.Косарева