РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 декабря 2023 года с. Кинель – Черкассы
Кинель – Черкасский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Зубовой Е.В.
с участием помощника прокурора Бугакова Д.М.
при секретаре Ивановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-984/2023 по административному иску прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, Комитету по управлению имуществом Кинель-Черкасского района, заинтересованному лицу ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кабановка о признании бездействия по установке ограждения на территории образовательной организации незаконным,
Установил:
В административном иске указано, что прокуратурой Кинель-Черкасского района проведен мониторинг соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов науки и образования Администрацией муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области.
В ходе проведения которого было установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства об антитеррористической защищенности, на территории ГБОУ СОШ с. Кабановка, расположенного по адресу: ул. Крыгина д. 1. Б, с. Кабановка, отсутствует частичное ограждение протяженностью 100 м. по периметру школы.
Частичное отсутствие ограждения в образовательном учреждении нарушает права на безопасное пребывание в нём обучающихся, а также должностных лиц ГБОУ СОШ с. Кабановка.
Вместе с тем, выявленные нарушения создают потенциальную угрозу совершения террористического акта в образовательном учреждении и на его территории, являются благоприятным условием для нахождения на территории школы посторонних лиц и животных, что также не соответствует п. 2.2.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28.
Балансодержателем здания ГБОУ СОШ с. Кабановка, расположенного по адресу: ул. Крыгина д. 1. Б, с. Кабановка является Администрация и находится в муниципальной собственности Администрации муниципального района.
Таким образом, администрация муниципального района Кинель- Черкасский обязана принимать меры по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений, которые находятся на его балансе.
Бездействие администрации муниципального района Кинель- Черкасский по реализации необходимых в отношении их мероприятий не отвечает таким принципам противодействия терроризму, установленным п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», как приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, поскольку непринятие мер по проведению всех необходимых мероприятий по обслуживанию указанных объектов и обеспечению их соответствия предъявляемым законодательством требованиям может способствовать совершению террористических актов, облегчать совершение противоправных действий, что существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории района.
Просит признать бездействие Администрации м.р. Кинель-Черкасский по длительному непринятию мер по установке ограждения в ГБОУ СОШ с. Кабановка незаконным. Обязать Администрацию м.р. Кинель-Черкасский Самарской области, зарегистрированное по адресу: 446350, Самарская область, Кинель- Черкасский район, с. Кинель-Черкассы, ул. Красноармейская 69, установить ограждение на территории ГБОУ СОШ с. Кабановка протяженностью 100 м. по периметру школы, в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения.
В судебном заседании помощник прокурора Бугаков Д.М. исковые требования поддержал, уточнил в части, просил обязать администрацию Кинель-Черкасского района Самарской области установить ограждение на территории ГБОУ СОШ с. Кабановка, протяженностью 100 м. по периметру школы, в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административных ответчиков администрации Кинель-Черкасского района Самарской области и Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Коробейников В.Л. исковые требования не признал в части бездействия, так как меры для установки ограждений предпринимались.
Представитель заинтересованного лица ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия, в предварительном судебном заседании просила требования прокурора удовлетворить.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, среди которых: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушения прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 № 1421 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Требования).
Согласно п. 21 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах объекта (территории), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.
Вместе с тем, ч. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно ч.ч. 1,7, 12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Закон №35-Ф3) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Из п. «а» ч. 3, ч. 6 ст. 3 Закона № 35-Ф3 следует, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Бездействие администрации муниципального района Кинель- Черкасский по реализации необходимых в отношении их мероприятий не отвечает таким принципам противодействия терроризму, установленным п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», как приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, поскольку непринятие мер по проведению всех необходимых мероприятий по обслуживанию указанных объектов и обеспечению их соответствия предъявляемым законодательством требованиям может способствовать совершению террористических актов, облегчать совершение противоправных действий, что существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории района.
Судом установлено, что прокуратурой Кинель-Черкасского района Самарской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности ГБОУ СОШ с. Кабановка муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, в ходе которой выявлены нарушения требований Федеральных законов от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" отсутствует частичное ограждение протяжённостью 100 м. по периметру школы.
По результатам проведенной прокуратурой Кинель-Черкасского района Самарской области проверки 01.03.2023 г. внесено представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего безопасные условия несовершеннолетних обучающихся во время образовательного процесса.
Учитывая, что бездействие административных ответчиков, выразившееся в необеспечении в полном объеме комплексом мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних - учащихся на образование в безопасных условиях, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению. Иск мотивирован, обоснован, обстоятельства, на которые ссылается прокурор в иске, а также требования прокурора административным ответчиком не оспариваются.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить.
Признать бездействие администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района по длительному непринятию мер по установке ограждения в ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кабановка незаконным.
Обязать администрацию Кинель-Черкасского района Самарской области, Комитет по управлению имуществом Кинель-Черкасского района установить ограждения на территории ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кабановка, расположенной по адресу: Самарская область, Кинель-Черкасский район, с. Кабановка, ул. Крыгина, д. 1, протяженностью 100 метров по периметру школы в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинель-Черкасский районный Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательном виде будет изготовлено 18.12.2023 г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> |