Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
20 сентября 2016 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Смолиной Т. С.,
при секретаре судебного заседания Шишкиной Е. В.,
с участием:
ответчиков Н.И., А.М., З.А., Ю.Г., Н.И.,
представителя третьего лица Смоленского муниципального образования Коурова А. С.,
в отсутствие:
представителя истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской ....,
ответчиков С.С, А.В., Н.Г., О.Н., А.А.,
представителей третьих лиц ФГУП «Рослесинфорг», Администрации Хомутовского муниципального образования, Министерства лесного комплекса Иркутской ...., ДНТ «Олимпийский», ДНП «Заимка», Администрации Иркутского .... муниципального образования, Марковского муниципального образования, Уриковского муниципального образования,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-3816/2016 по исковым заявлениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... к Н.И., Н.И., А.А., Ю.Г., З.А., О.Н., А.М., Н.Г., А.В., С.С об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Н.И., в котором просит истребовать у Н.И. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельный участок с кадастровым номером №, площадью 85300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... №.
Истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Ю.Г., в котором просит истребовать у Ю.Г.. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельный участок с кадастровым номером №, площадью 7 059 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... ...., поле 2 (два).
Истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Н.И., в котором просит истребовать у Н.И. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельный участок с кадастровым номером №, площадью 75900 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .....
Истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... обратился в суд с исковым заявлением к ответчику З.А., в котором просит истребовать у З.А. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельный участок с кадастровым номером №, площадью 64 200 кв.м., адрес (месторасположение): ...., ....
Истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... обратился в суд с исковым заявлением к ответчику А.М., в котором просит истребовать у А.М. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1504 кв.м., адрес (месторасположение): ...., ....
Истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... обратился в суд с исковым заявлением к ответчику А.В., в котором просит истребовать у А.В., в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 202 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... ...., ....
Истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Н.Г., в котором просит истребовать у Н.Г. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельный участок с кадастровым номером №, площадью 104 300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .....
Истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... обратился в суд с исковым заявлением к ответчику С.С, в котором просит истребовать у С.С в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1001 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... ...., участок №.
Истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... обратился в суд с исковым заявлением к ответчику А.А., в котором просит истребовать у А.А. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельный участок с кадастровым номером №, площадью 104 300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., ....
Истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... обратился в суд с исковым заявлением к ответчику О.Н., в котором просит истребовать у О.Н. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельный участок с кадастровым номером №, площадью 85 300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... №.
Определением Иркутского районного суда Иркутской .... от **/**/**** указанные гражданские дела объединены в одно производство.
В обоснование исковых требований истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... указал на то, что государство как собственник всех земель лесного фонда проводит кадастровые работы, необходимые для установления границ лесных земельных участков в соответствии с требованиями земельного и кадастрового законодательства. В этих целях между Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП «Рослесинфорг» заключен государственный контракт от **/**/**** № Р-2К-12/1. Согласно его условиям предприятие обязалось провести работы по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках с протяженностью границ 164,7 тысяч километров, в отношении конкретных лесничеств и их частей, расположенных в 41 субъекте Российской Федерации. Таким образом, на сегодняшний день границы земельных участков государственного лесного фонда уточнены, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости, вместе с тем, произошло существенное уменьшение площади ранее учтенных земельных участков лесного фонда за счет незаконного выделения земельных участков лесного фонда, при условии постановки на кадастровый учет участков с иной категорией земель. В адрес Территориального управления поступило обращение Агентства лесного хозяйства Иркутской .... о принятии мер по защите прав и законных интересов Российской Федерации по факту незаконного занятия земель государственного лесного фонда от **/**/**** с приложением сведений о пересечении границ лесного фонда с границами земель иных категорий ..... Из указанного обращения следует, что в процессе работы Агентством лесного хозяйства Иркутской .... были выявлены земельные участки, поставленные на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства, но фактически расположенные в границах земель лесного фонда Иркутского лесничества, данные государственного кадастра недвижимости в части категории целевого назначения земель не соответствуют государственному лесному реестру. Спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства (полевой участок), принадлежат на праве собственности ответчикам. Указанные земельные участки входят в состав земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества, расположены на землях лесного фонда по адресу: ...., Иркутское лесничество, Приморское участковое лесничество, пересекает земли лесного фонда площадью 1200 кв.м. Данный факт установлен заключением из сведений Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленного кадастровым инженером ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект». Местоположение границ спорных земельных участков определено в соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от **/**/**** № - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» путем наложения координат характерных точек его границ, приведенных в кадастровой выписке о земельном участке на координаты характерных точек границ Приморского лесничества, содержащихся в цифровых лесных картах указанного лесничества, которые содержат сведения о координатах границ земель лесного фонда в системе координат. Таким образом, спорные земельные участки образованы на земельном участке государственного лесного фонда, расположенном в Иркутском лесничестве, Приморском участковом лесничестве. Доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт - схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду. Сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями в соответствии со статьей 20 Федерального закона от **/**/**** № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае двойного учета одного земельного участка, подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке служит альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустроительству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключение о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда. Территориальное управление считает, что доказательства, приложенные к исковому заявлению, свидетельствуют об отношении спорных земельных участков к землям лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации. Территориальное управление полагает, что спорные земельные участки, предоставленные ответчику, находятся на землях лесного фонда. Следует отметить, что какие-либо мероприятия по переводу участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились. Спорные земельные участки относятся к категории земель лесного фонда и соответственно, в силу прямого указания закона, принадлежат на праве собственности государству. Право собственности в настоящее время на вьшеуказанные земельные участки зарегистрировано за ответчиками, у которых земельные участки находятся фактически в незаконном владении.
В судебное заседание представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Ответчики С.С, А.В., Н.Г., О.Н., А.А. в судебное заседание не явились, будучи извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Ответчик Н.И. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что на основании свидетельства на право собственности землю от **/**/**** и постановления мэра Иркутского .... от **/**/**** № является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 85300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... участок №. Не согласен с заключением от **/**/**** сведений о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленным инженером ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект», о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий.
Ответчик А.М. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что на основании договора купли-продажи от **/**/**** является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1504 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... Не согласен с заключением от **/**/**** сведений о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленным инженером ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект», о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий.
Ответчик З.А. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что на основании свидетельства на право собственности на землю от **/**/**** и постановления мэра Иркутского .... от **/**/**** № является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 64 200 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... Не согласна с заключением от **/**/**** сведений о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленным инженером ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект», о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий.
Ответчик Ю.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что на основании вступившего в законную силу решению Иркутского районного суда Иркутской .... от **/**/**** и выписки из протокола № общего собрания собственников земельных долей участников общей долевой собственности на земельный участок АОЗТ «Кайское» является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 7 059 кв.м., адрес (месторасположение): ...., 0.... ...., поле 2 (два). Не согласен с заключением от **/**/**** сведений о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленным инженером ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект», о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий.
Ответчик Н.И. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что на основании постановления мэра Иркутского .... от **/**/**** № является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 75900 кв.м., адрес (месторасположение): ...., ..... Не согласна с заключением от **/**/**** сведений о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленным инженером ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект», о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий.
Представитель третьего лица администрации Смоленского муниципального образования Коуров А.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что истцом не предоставлено надлежащих доказательств признания спорного участка лесным, а также его расположения на землях лесного фонда. Кадастровый учет лесных участков с целью установления местоположения конкретных координат границ участка не проводился. Истцом должна быть предоставлена проектная документация лесного участка, утвержденная решением уполномоченного органа государственной власти, принятого не более чем два года назад. Кроме того, согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки могут находиться в составе иных категорий, а не только на землях лесного фонда. Следовательно, признание участка лесным еще не свидетельствует о принадлежности его к землям лесного фонда. В материалах дела отсутствуют достоверные сведения о границах земель лесного фонда, на территории которых, возможно, расположены спорные земельные участки. Согласно материалам лесоустройства Агентства лесного хозяйства Иркутской области Управления Росреестра по Иркутской области, землеустройство земельных участков лесного фонда с целью установления месторасположения и конкретных координат границ участков лесного фонда не проводилось. На момент предоставления спорных земельных участков межевые работы по установлению границ участков лесного фонда не были проведены, границы земельных участков лесного фонда не определены, в связи с чем отсутствуют доказательства нахождения спорных земельных участков на землях лесного фонда. Данные государственного кадастрового учета свидетельствуют об обратном - спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, а не на землях лесного фонда. Данные государственного кадастрового учета никем не оспорены и не признаны недействительными. Сведения об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Истцом не доказано право собственности РФ на спорный земельный участок. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения. Единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация. Согласно данным ГКН спорные земельные участки расположены на землях сельскохозяйственного назначения. Данные публичной кадастровой карты также содержат сведения о том, что спорные земельные участки фактически расположены на землях сельскохозяйственного назначения. Истцом не предоставлено доказательств наличия зарегистрированного права собственности на спорный земельный участок, в связи с чем не доказано право истца на обращение с настоящим иском. Установление факта расположения спорных земельных участков на землях лесного фонда является исключительной прерогативой ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Иркутской области. Ведение государственного кадастра недвижимости на территории Иркутской области осуществляется ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Иркутской области. Однако, указанное обстоятельство ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Иркутской .... установлено не было. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Иркутской .... осуществила постановку спорных земельных участков на государственный кадастровый учет, а Управление Росреестра по Иркутской .... было зарегистрировано право собственности на спорные земельные участки, что свидетельствует о законности действий органов местного самоуправления муниципального района по предоставлению спорных земельных участков и законность владения данными участками ответчиком. При осуществлении государственной регистрации прав собственности ответчиков у государственного регистратора также не возникло каких-либо сомнений по вопросу законности предоставления спорных земельных участков и правоустанавливающих документов. Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ...., Приморское участковое лесничество, технический участок № (СХПК Пригородный) был поставлен на кадастровый учет с нарушением действующего законодательства. Согласно постановлению Президиума Иркутского .... Совета народных депутатов №п-134 от **/**/**** граница Смоленского муниципального образования была утверждена, земля была передана из ведения колхозов, совхозов, из государственного лесного фонда и передана в ведение сельских поселковых Советов народных депутатов. При постановке на учет земельного участка с кадастровым номером №,
расположенного по адресу: Иркутская область Иркутский район, Приморское участковое лесничество, технический участок № (СХПК Пригородный), указанное выше постановление не бралось в учет, в связи с чем произошло наложение границ Смоленского муниципального образования и границы земель лесного фонда. Данный факт свидетельствует о недоказанности и отсутствия права у истца на спорный земельный участок. Кадастровым инженером Д. А. Лутфулиной по договору с Администрацией Смоленского муниципального образовании было подготовлено заключение кадастрового инженера, в соответствии которым спорные земельные участки находятся на землях сельскохозяйственного назначения, переданные в ведение Смоленского муниципального образования из земель АОЗТ "Кайское". В связи с чем право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки не доказано, принадлежность земель к землям лесного фонда так же не доказана. Из вышеизложенного можно сделать вывод что, для уточнения границ земельного участка лесного фонда необходимо согласовать с собственниками смежных земельных участков. Данные нормы Федерального закона были проигнорированы. Учитывая изложенное, руководствуясь п. 10 ст. 3 Федерального закона от **/**/**** №-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" ст.6-9 Лесного кодекса РФ, ст. 77 ЗК РФ, просит исковые заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области об истребовании из чужого незаконного владения оставить без удовлетворения.
Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица Администрации Иркутского районного муниципального образования в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представитель по доверенности Глущенко К. Д. просила рассмотреть в отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление представитель по доверенности Глущенко К. Д. указала на то, что истцом не представлено надлежащих доказательств признания спорного участка лесным, а также его расположения на землях лесного фонда. Кадастровый учет лесных участков с целью установления местоположения конкретных координат границ участка не проводился. Истцом должна быть представлена проектная документация лесного участка, утвержденная решением уполномоченного органа государственной власти принятого не более чем два года назад. Признание участка лесным еще не свидетельствует о принадлежности его к землям лесного фонда. В материалах дела отсутствуют достоверные сведения о границах земель лесного фонда, на территории которых, возможно, расположен спорный земельный участок. Согласно материалам лесоустройства Агентства лесного хозяйства Иркутской области Управления Росреестра по Иркутской области, землеустройство земельного участка лесного фонда с целью установления местоположения и конкретных координат границ участка лесного фонда не проводилось. На момент предоставления спорного земельного участка межевые работы по установлению границ участков лесного фонда не были проведены, границы земельных участков лесного фонда не определены, в связи с чем отсутствуют доказательства нахождения спорного земельного участка на землях лесного фонда. Данные государственного кадастрового учета свидетельствуют об обратном - спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, а не на землях лесного фонда. Данные государственного кадастрового учета никем не оспорены и не признаны недействительными. Сведения об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Истцом не доказано право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, в связи с чем истцом не доказано право на обращение с заявлением об истребовании у ответчика из чужого незаконного владения спорного земельного участка. Согласно данным ГКН спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения. Данные публичной кадастровой карты также содержат сведения о том, что спорный земельный участок фактически расположен на землях сельскохозяйственного назначения. Установление факта расположения спорного земельного участка на землях лесного фонда, является исключительной прерогативой ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Иркутской области. Ведение государственного кадастра недвижимости на территории Иркутской осуществляется ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Иркутской области. ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» осуществила постановку спорного земельного участка на государственный кадастровый учет, а Управлением Росреестра по Иркутской области было зарегистрировано право собственности на спорный участок, что свидетельствует о законности действий органа местного самоуправления муниципального района по предоставлению спорного земельного участка и законность владения данным участком ответчиком. При осуществлении государственной регистрации прав собственности ответчиков у государственного регистратора также не возникло каких-либо сомнений по вопросу законности предоставления спорного земельного участка и правоустанавливающих документов. Спорные земельные участки предоставлены администрацией Иркутского района на основании Федерального Закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Согласно ч. 2 ст.82 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Согласно п. 4 ст. 28 Федерального Закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Пунктом 4 данной статьи установлен перечень документов, являющихся основанием для предоставления земельного участка на территории садоводства: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином. Из буквального толкования указанных норм следует, что предоставление земельного
участка возможно только в случае, если заявителем представлены необходимые документы, а также испрашиваемый земельный участок соответствует проекту организации застройки территории или иному документу, устанавливающему распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении. Ответчиком были представлены все необходимые документы. Спорное постановление издано на основании личного заявления ответчика, копии членской книжки, а также документов, представленных правлением СНТ - выписки из заключения правления СНТ, подписанной председателем правления и скрепленной печатью, а также кадастрового паспорта спорного земельного участка (описание местоположения земельного участка, подготовленное гражданином). В связи с предоставлением ответчиком вышеперечисленных документов у органа местного самоуправления отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Представители третьих лиц ФГУП «Рослесинфорг», Администрации Хомутовского муниципального образования, Министерства лесного комплекса Иркутской области, ДНТ «Олимпийский», ДНП «Заимка», Администрации Иркутского районного муниципального образования, Марковского муниципального образования, Уриковского муниципального образования в судебное заседание не явились, будучи извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу ст. ст. 77, 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (ст. 101 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В силу ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Исходя из ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в собственности Российской Федерации. Органами местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривала, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно ст. 29 Закона РСФСР от 6 июля 1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР" местная администрация являлась органом управления в районе и осуществляла исполнительно - распорядительные функции на основании и во исполнение решений местных Советов, принятых в пределах их полномочий.
Статьей 60 Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" районная администрация наделялась полномочиями предоставлять в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передавать в собственность и сдавать в аренду, изымать земельные участки из всех земель в границах района, с последующей регистрацией права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование земельными участками и договоров аренды.
Согласно ст. 23 Земельного кодекса РСФСР районные (городские, в административном подчинении которых находится район) Советы народных депутатов изымают на основании статьи 39 настоящего Кодекса, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.
Статья 37 Закона РСФСР от 8 августа 1978 года "Об утверждении Лесного кодекса РСФСР" допускала возможность передачи земель в ведение Совета народных депутатов. Такая же возможность предусматривалась в рамках проводимой земельной реформы Законом РСФСР от 23 ноября 1990 года N 374-1 "О земельной реформе", порядок проведения которой был установлен статьей 16 указанного Закона.
Пунктом 3 Указа Президента РФ N 112 от 25 января 1992 года было предусмотрено, что правоудостоверяющие документы (свидетельства и государственные акты) по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" и Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", выданные до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются действительными.
В силу п. 9, п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Пунктом 1 ст. 6 Закона N 122-ФЗ установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно абзацу второму статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке путем предъявления соответствующего иска.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса РФ. Среди них предусмотрены такие способы защиты гражданских прав, как признание права, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (абзацы первый и пятый названной статьи).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка от **/**/**** ОАО «Сосновгео» продал А.А. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 104 300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., ....
Согласно договору купли-продажи земельного участка от **/**/**** ООО «Перспектива» продало ОАО «Сосновгео» земельный участок с кадастровым номером №, площадью 104 300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., ....
Согласно договору купли-продажи земельного участка от **/**/**** Бердников В. И. продал ООО «Перспектива» земельный участок с кадастровым номером №, площадью 104 300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., ....
Как следует из свидетельства о праве на наследство по закону от **/**/**** Бердников В. И. является наследником имущества Бердниковой Л. А., умершей **/**/****, в виде 1/1196 доли земельного участка в праве общей долевой собственности по адресу: ТОО «Путь Ильича» Иркутского .... Иркутской .... общая площадь которого составляет 10,43 га, земельный участок сельскохозяйственного назначении, сельхозугодий. Указанная доля земельного участка принадлежит наследодателю на основании свидетельства на право собственности на землю серии Российской Федерации (ИРО-06) №, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Иркутского .... **/**/****., на основании постановления мэра Иркутского .... № от **/**/****.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Иркутской .... от **/**/****, в соответствии с материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а именно, с материалами подготовительных работ по изготовлению свидетельств на право собственности на землю с данными корректировки проекта перераспределения земель ТОО «Путь Ильича» Иркутского .... Иркутской .... (1995г., инв. №), земельный участок с кадастровым номером №, площадью 104 300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно постановлению мэра Иркутского .... муниципального образования от **/**/**** № С.Спредоставлен из земель сельскохозяйственного назначения земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1001 кв.м., адрес (месторасположение): ...., 2,5 км северо-западнее р....., ....», ...., участок № в собственность бесплатно для дачного строительства.
Указанное постановление принято в соответствии со ст. ст. 29, п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации от **/**/**** № 136-ФЗ, п. 10 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от **/**/**** № 137-ФЗ, ст. 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» от **/**/**** № 66-ФЗ, заявления С.С, выписки из заключения правления, кадастрового паспорта земельного участка
Согласно выписке из заключения правления ДНТ «Олимпийский», правление ДНТ «Олимпийский» подтверждает, что С.С является членом ДНТ «Олимпийский» и за ним закреплен земельный участок по ...., уч. 7 с кадастровым номером № площадью 1001 кв.м.
Из членской книжки ДНТ «Олимпийский», выданной **/**/**** С.С, следует, что выдана С.С на земельный участок по ...., уч. 7 площадью 1001 кв.м.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Иркутской .... от **/**/****, в соответствии с материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а именно, с материалами подготовительных работ по изготовлению свидетельств на право собственности на землю с одновременным составлением проекта перераспределения АОЗТ «Кайское» Иркутского .... Иркутской .... (1995г., М 1:25000), а также на основании постановления главы Иркутского .... от **/**/**** № «О прекращении СХПК «Пригородный» аренды на земельные участки» (в редакции постановления администрации Иркутского .... от **/**/**** № «Об отмене пункта 3 постановления главы района № от 21.12.2005»), земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1001 кв.м., адрес (месторасположение): ...., ....», ...., участок № расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно договору купли-продажи земельного участка от **/**/**** Волкова С. Л. продала А.В. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 202 кв.м., адрес (месторасположение): ...., юго-западная окраина д. Куда, дачное некоммерческое партнерство «Заимка», ...., участок 10, который принадлежит продавцу на основании постановления мэра Иркутского .... муниципального образования от **/**/**** №.
Из договора купли-продажи земельного участка (купчая) № от **/**/**** Комитет по управлению муниципальным имуществом Иркутского .... продал Волковой С. Л. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 202 кв.м., адрес (месторасположение): ...., ....
Как следует из постановления администрации Иркутского .... муниципального образования от **/**/**** №, Волковой С. Л. предоставлен из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 202 кв.м., адрес (месторасположение): ...., юго-западная окраина д. Куда, дачное некоммерческое партнерство «Заимка», ...., участок 10 в собственность за плату под дачное строительство.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Иркутской .... от **/**/****, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 202 кв.м., адрес (месторасположение): ...., юго-западная окраина д. Куда, дачное некоммерческое партнерство «Заимка», ...., участок 10 расположен на землях населенных пунктов на основании представленного Думой Хомутовского муниципального образования в орган кадастрового учета решения от **/**/**** №/ДСП «Об утверждении генерального плана Хомутовского муниципального образования Иркутского муниципального района Иркутской ....» в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах населенных пунтокв, расположенных в границах Хомутовского сельского поселения Иркутского .... Иркутской .....
Из постановления мэра Иркутского .... от **/**/**** № передать государственные земли в коллективно-долевую собственность бесплатно общей площадью 9528 га сельхозугодий, в т.ч. 7625га пашни, 369 га сенокосов, 1534 га пастбищ коллективному сельскохозяйственному предприятию «Знамя Ленина» согласно списку собственников (Приложение 1).
Согласно списку лиц, занятых в социальной сфере на селе, проживающих на территории Уриковской сельской администрации Иркутского .... Иркутской .... на **/**/****, в нм указана Н.И., земельная доля 7,59, в т.ч. пашня 7,59.
Как следует из постановления главы Иркутского .... от **/**/**** № внести дополнения в приложение № постановления мэра Иркутского .... № от **/**/**** «О передаче в собственность и предоставлении в пользование государственных земель коллективному сельскохозяйственному предприятию «Знамя Ленина» согласно прилагаемому списку (приложение №).
Согласно постановлению главы Иркутского .... от **/**/**** № разрешить Н.И. использование земельного участка общей площадью 7,59 га пашни на праве частной собственности, выделенного из долевой собственности коллективного сельскохозяйственного предприятия «Знамя Ленина», расположенного в пади «Долгая» северо-восточнее д. Московщина для ведения крестьянского хозяйства.
Из постановления мэра Иркутского .... муниципального образования от **/**/**** № следует, что внести изменения в запись № № п/п 9 дополнения к приложению № постановления мэра Иркутского .... № от **/**/**** «О передаче в собственность и предоставлении в пользование государственных земель коллективному сельскохозяйственному предприятию «Знамя Ленина» вместо слов Н.И. читать Н.И..
Согласно сообщению Управления Росреестра по Иркутской .... от **/**/****, в соответствии с материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а именно, с материалами подготовительных работ по изготовлению свидетельств на право собственности на землю с одновременным составлением проекта перераспределения КСХП «Знамя Ленина» Иркутского .... Иркутской .... (1994г., инв. №), а также на основании постановления мэра Иркутского .... муниципального образования Иркутской .... от **/**/**** № «О прекращении права аренды и передачи в фонд перераспределения земельного участка», земельный участок с кадастровым номером №, площадью 75900 кв.м., адрес (месторасположение): ...., падь «Долгая», северо-восточнее д. Московщина расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, согласно заключению кадастрового инженера Кульковой Н. В. от **/**/****, которое никем оспорено не было, кадастровым инженером Кульковой Н. В. (квалификационный аттестат № от **/**/****, свидетельство о членстве в СРО некоммерческая организация Ассоциация «Гильдия Кадастровых Инженеров» № от **/**/****), была проведена землеустроительная экспертиза земельного участка с кадастровым номером №, расположенного: ...., падь "Долгая", северо-восточнее д. Московщина с целью выявить, пересекает ли вышеуказанный земельный участок земли лесного фонда. Земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет в 2010 году на основании постановления мэра Иркутского .... № от **/**/**** и приложения к нему и на основании постановления главы Иркутского .... № от **/**/****. Он был выделен из земель коллективного сельскохозяйственного предприятия «Знамя Ленина». Земельные участки КСХП «Знамя Ленина» существуют в установленных границах много лет. Из этих земель и был выделен участок с кадастровым номером №. Границы участка были определены геодезическим методом с точностью, отвечающей инструкции по производству топографических съемок. При выделе земельного участка было размещено объявление в газете «Ангарские огни» № (10079) от **/**/****. Возражений и претензий не было. Границы лесных земель, на которые, якобы накладывается земельный участок с кадастровым номером № не определены на местности. Они установлены картометрическим методом на основании материалов лесоустройства. Этот метод достаточно приблизителен и не отвечает заданной точности. Поэтому сказать пересекает ли земельный участок с кадастровым номером № земли лесного фонда представляется невозможным. К тому же лесоустроительные материалы, на основании которых были определены лесные контуры, на которые накладывается вышеуказанный земельный участок и материалы землеустройства (сельскохозяйственная карта масштаба 1:25000, которая была использована при передачи паевых земель в собственность КСХП «Знамя Ленина») не совпадают. Вывод: так как границы земельного участка лесного фонда не определены на местности с достаточной точностью, то невозможно сделать достоверный вывод об их пересечении с границами участка с кадастровым номером №.
Согласно договору купли-продажи от **/**/**** Хо О. А. продал А.М. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1504 кв.м., адрес (месторасположение): ...., 14 км автодороги Иркутск-Чита, участок 10, который принадлежит продавцу на основании договора купли-продажи земельного участка от **/**/****.
Из договора купли-продажи земельного участка от **/**/**** следует, что Исмагамбетова Е. П. продала Хо О. А. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 20676 кв.м., адрес (месторасположение): ...., 14 км автодороги Иркутск-Чита, который принадлежит продавцу на основании постановления мэра Иркутского .... № от **/**/****, постановления главы Иркутского .... № от **/**/****.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Иркутской .... от **/**/****, в соответствии с материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а именно, с материалами подготовительных работ по изготовлению свидетельств на право собственности на землю с одновременным составлением проекта перераспределения АОЗТ «Кайское» Иркутского .... Иркутской .... (1995г., М 1:25000), а также на основании постановления главы Иркутского .... от **/**/**** № «О прекращении СХПК «Пригородный» аренды на земельные участки» (в редакции постановления администрации Иркутского .... от **/**/**** № «Об отмене пункта 3 постановления главы района № от 21.12.2005»), земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1504 кв.м., адрес (месторасположение): ...., 14 км автодороги Иркутск-Чита, участок 10 расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
Из выписки из протокола № общего собрания собственников земельных долей участников общей долевой собственности на земельный участок АОЗТ «Кайское» с кадастровым номером №, находящийся ...., р..... примерно 15 км по направлению на юго-запад от ...., от **/**/****, решили утвердить местоположение частей земельного участка, находящегося в долевой собственности, выделяемых в первую очередь в счет земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства: 0.5 км на запад от Шелеховского резервуара запаса воды в пойме .... 2 (два).
Местоположение земельного участка площадью 0,7059 га, расположенного: ...., 0,5 км на запад от Шелеховского резервуара запаса воды в пойме .... поле 2 (два) Ю.Г. в счет земельной доли АОЗТ «Кайское» соответствует местоположению определенной собранием части находившегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой в первоочередном порядке будут выделены земельные участки в счет земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства.
Земельный участок площадью 0,7059 га, расположенного: ...., 0,5 км на запад от Шелеховского резервуара запаса воды в пойме .... поле 2 (два) находится на землях бывшего АОЗТ «Кайское» на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно постановлению мэра Иркутского .... от **/**/**** № передать государственные земли в коллективно-совместную собственность бесплатно общей площадью 1953 га, из них 1877 га сельхозугодий, в том числе пашни 1587 га, сенокосов 264 га, пастбищ 26га АОЗТ «Кайское» согласно прилагаемого списка собственников (приложение №).
Из списка собственников земельных долей АОЗТ «Кайское» Иркутского .... следует, что в нем указан Алтапов Г. П., земельная доля 2,91 га, в т.ч. пашня 2,46 га, сенокосов 0,41 га, пастбищ 0,04 га.
Согласно вступившему в законную силу решению Иркутского районного суда Иркутской .... от **/**/**** за Ю.Г. признано право собственности на земельную долю из земель сельскохозяйственного производства общей площадью 2,91 га, из них 2,46 га пашни, 0,41 га сенокосов, 0,04 га пастбищ, расположенной на земельных угодьях АОЗТ «Кайское» по адресу: ...., АОЗТ «Кайское».
Согласно сообщению Управления Росреестра по Иркутской .... от **/**/****, в соответствии с материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а именно, с материалами подготовительных работ по изготовлению свидетельств на право собственности на землю с одновременным составлением проекта перераспределения АОЗТ «Кайское» Иркутского .... Иркутской .... (1995 г., М 1:25000), а также на основании постановления главы Иркутского .... от **/**/**** № «О прекращении СХПК «Пригородный» аренды на земельные участки» (в редакции постановления администрации Иркутского .... от **/**/**** № «Об отмене пункта 3 постановления главы района № от 21.12.2005») земельный участок с кадастровым номером №, площадью 7 059 кв.м., адрес (месторасположение): ...., 0,5 км на запад от Шелеховского резервуара запаса воды в пойме ...., поле 2 (два) расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно договору дарения от **/**/**** Бизимов Н. И. подарил О.Н. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 85 300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., поле «Большая левая», участок №, который принадлежит дарителю на основании постановления мэра Иркутского .... от **/**/**** №, соглашения об определении долей в праве общей долевой собственности от **/**/****, постановления главы Хомутовского муниципального образования от **/**/**** №, соглашения о разделе земельного участка, находящегося в общей долевой собственности от **/**/****.
Согласно соглашению о разделе земельного участка, находящегося в общей долевой собственности от **/**/****, Бизимову Н. И. принадлежит 64/100 доля в праве собственности на земельный участок на основании постановления мэра Иркутского .... от **/**/**** № и соглашения об определении долей в праве общей долевой собственности от **/**/****, в результате раздела земельного участка принадлежит земельный участок площадью 85300 кв.м. с кадастровым номером №, адрес (месторасположение): ...., поле «Большая левая», участок №.
Из постановления мэра Иркутского .... от **/**/**** № следует, что во изменение решения Малого Совета Иркутского .... Совета народных депутатов от **/**/**** принять дифференцированную земельную норму бесплатной передачи земли членам ТОО «Путь Ильича» в собственность общей площадью 10,43 га, из них 8,53 га пашни, 0,54 га сенокосов, 1,36 га пастбищ. Передать государственные земли в коллективно-долевую собственность ТОО «Путь Ильича» бесплатно общей площадью 11995 га сельхозугодий, в т.ч. 9809 га пашни, 623 га сенокосов, 1563 га пастбищ.
Как следует из копии свидетельства на право собственности на землю от **/**/**** на основании постановления мэра Иркутского .... от **/**/**** № Бизимов Н. И. приобрел право долевой собственности на земельный участок по адресу: ТОО «Путь Ильича» общей площадью 10,43 га земли сельхозназначения.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Иркутской .... от **/**/****, в соответствии с материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а именно, с материалами подготовительных работ по изготовлению свидетельств на право собственности на землю с данными корректировки проекта перераспределения земель ТОО «Путь Ильича» Иркутского .... Иркутской .... (1995г., инв. №), земельный участок с кадастровым номером №, площадью 85 300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., поле «Большая левая», участок № расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
Из постановления мэра Иркутского .... от **/**/**** № следует, что передать государственные земли в коллективно-долевую собственность коллективному сельхозпредприятию «50 лет Октября» бесплатно общей площадью 6852 га сельхозугодий, в т.ч. 5618 га пашни, 752 га сенокосов, 482 га пастбищ согласно списка собственников (приложение 1).
Согласно списку членов коллективного с/х предприятия «50 лет Октября». пенсионеров, работников бюджетных учреждений на **/**/****, в нем указана З.А., земельная доля 7,83 га, в т.ч. пашни 6,42 га, сенокосов 0,86 га, пастбищ 0,55 га.
Как следует из свидетельства на право собственности на землю от **/**/**** на основании постановления мэра Иркутского .... от **/**/**** № З.А. приобрела право долевой собственности на земельный участок по адресу: КСХП «50 лет Октября» общей площадью 7,83 га земли сельхозназначения.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Иркутской .... от **/**/****, в соответствии с материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а именно, с материалами подготовительных работ по изготовлению свидетельств на право собственности на землю с данными корректировки проекта перераспределения земель КСХП «50 лет Октября» Иркутского .... Иркутской .... (1994г., инв. №), земельный участок с кадастровым номером №, площадью 64 200 кв.м., адрес (месторасположение): ...., поле «Ишимцева левая» расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно договору дарения земельного участка от **/**/**** Миль Ю. М. подарил Н.Г. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 104 300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., ...., который принадлежит дарителю на основании свидетельства на право собственности на землю от **/**/****.
Как следует из свидетельства на право собственности на землю от **/**/**** на основании постановления мэра Иркутского .... от **/**/**** Миль Ю. М. приобрел право долевой собственности на земельный участок по адресу: ТОО «Путь Ильича» общей площадью 10,43 га земли сельхозназначения.
Согласно выписке из протокола от **/**/**** собрания собственников земельных долей участников общей долевой собственности на земельный участок ТОО «Путь Ильича», находящийся ...., примерно 20 км по направлению на северо-запад от ...., решили считать местоположение частей земельного участка, находящегося в собственности, выделяемых в первую очередь в счет земельных долей для расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства: 2 км севернее д. Талька, 2 км восточнее д. Позднякова Малая (у озера) 100 га.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Иркутской .... от **/**/****, в соответствии с материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а именно, с материалами подготовительных работ по изготовлению свидетельств на право собственности на землю с данными корректировки проекта перераспределения земель ТОО «Путь Ильича» Иркутского .... Иркутской обалсти (1995г., инв. №), земельный участок с кадастровым номером №, площадью 104 300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно соглашению о разделе земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, от **/**/****, Н.И. принадлежит 64/100 доля в праве собственности на земельный участок на основании постановления мэра Иркутского .... Иркутской .... от **/**/**** № и соглашения об определении долей в праве общей долевой собственности от 26.111.2010, в результате раздела Н.И. принадлежит земельный участок площадью 85300 кв.м. по адресу: ...., поле «Большая левая», уч. 10 кадастровый №.
Из постановления мэра Иркутского .... от **/**/**** № следует, что во изменение решения Малого Совета Иркутского .... Совета народных депутатов от **/**/**** принять дифференцированную земельную норму бесплатной передачи земли членам ТОО «Путь Ильича» в собственность общей площадью 10,43 га, из них 8,53 га пашни, 0,54 га сенокосов, 1,36 га пастбищ. Передать государственные земли в коллективно-долевую собственность ТОО «Путь Ильича» бесплатно общей площадью 11995 га сельхозугодий, в т.ч. 9809 га пашни, 623 га сенокосов, 1563 га пастбищ.
Как следует из списка лиц, пожелавших добровольно вступить в коллективно- долевое хозяйство с земельным и имущественным паем на основании постановления Правительства Российской Федерации от **/**/**** № «О порядке реорганизации колхозов и совхозов и решения собрания уполномоченных членов колхоза от **/**/****, протокол №», в списке указан Н.И., земельный пай 10,43 га, в т.ч. пашня 8,53 га, сенокосов 0,54 га, пастбищ 1,36 га.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Иркутской .... от **/**/****, в соответствии с материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а именно, с материалами подготовительных работ по изготовлению свидетельств на право собственности на землю с данными корректировки проекта перераспределения земель ТОО «Путь Ильича» Иркутского .... Иркутской .... (1995г., инв. №), земельный участок с кадастровым номером №, площадью 85300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... № расположен на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно свидетельству на право собственности землю от **/**/****, на основании постановления мэра Иркутского .... от **/**/**** № Н.И. приобрел право долевой собственности на земельный участок по адресу: ТОО «Путь Ильича» общей площадью 10,43 га земли сельхозназначения.
Как следует из копии решения Президиума Иркутского .... Совета народных депутатов от **/**/**** №п-134, изъять земли у колхозов, совхозов, из государственного лесного фонда и передать в ведение сельских, поселковых Советов народных депутатов в соответствии с приложением №.
Суд не может положить в основу решения представленные Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... в подтверждение доводов о частичном расположении спорных земельных участков на земельном участке государственного лесного фонда заключения №, №, №, №, №, №, № от **/**/**** сведений Иркутского лесничества, Приморского, Хомутовского, Гороховского участковых лесничеств о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленные инженерами ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект», о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, поскольку заключения не содержат каких-либо сведений, на основании которых сделаны приведенные в них выводы о нахождении спорных земельных участков в границах земельного участка лесного фонда.
Кроме того, указанные заключения составлены **/**/****, тогда как с исками в суд истец обратился в 2016 г., что также не соответствует признакам допустимости к рассматриваемому спору.
Из представленных в суд пояснений к заключениям №, №, №, №, №, №, № от **/**/**** главного специалиста Мошкиревой Н. П. следует, что схема пересечения границ земель лесного фонда с границами спорных земельных участков выполнена на основании материалов лесоустройства 2002-2003 в М 1:25000. При этом, на основании каких именно материалов лесоустройства выполнены данные схемы, в заключениях №, №, №, №, №, №, № от **/**/**** не указано, вместе с тем, указанные материалы лесоустройства, из которых с достоверностью следует данные выводы, суду не представлены.
Из представленной в суд копии государственного контракта № Р-1К-13/1 от **/**/**** следует, что заключен между ФГУ «Рослесресурс» и ФГУП «Рослесинфорг» в пользу Федерального агентства лесного хозяйства, являющимся получателем работ, согласно которому исполнитель обязуется выполнение в 2013 г. работ по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о земельных (лесных) участках в границах лесничеств субъектов Российской Федерации, в рамках проведения мероприятий по землеустройству и землепользованию.
Из показаний допрошенной ранее в ходе судебного заседания в качестве свидетеля Кулинченко Ю. А., инженера ФГУП «Рослесинфорг», а также допрошенной в ходе судебного заседания главного специалиста ФГУП «Рослесинфорг» Мошкиревой Н. П. следует, что заключения №, №, №, №, №, №, № от **/**/**** о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий в отношении спорных земельных участков составлены с использованием картометрического метода на основании материалов лесоустройства- лесоустроительных планшетов, при этом, на территорию земельных участков специалисты ФГУП «Рослесинфорг» не выезжали и их осмотр на месте не производили. Указанные заключения составлены ФГУП «Рослесинфорг» в рамках заключенного между Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП «Рослесинфорг» государственного контракта № Р-1К-13/1 от **/**/**** картометрическим методом без выезда на земельные участки путем наложения выписки из государственного кадастра недвижимости на материалы лесоустройства 2002-2003 гг.
Таким образом, указанные заключения о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленные не в рамках рассмотрения данного гражданского дела, не могут быть приняты судом в качестве допустимого доказательства по делу, учитывая факт их оспаривания ответчиками и также, что в них отсутствуют сведения о предупреждении лица, их составившего, об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а из показаний указанных свидетелей не представляется достоверно установить факт пересечения границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий в отношении спорных земельных участков.
Из исследованных судом дел правоустанавливающих документов на спорные земельные участки следует, что ответчики являются собственниками спорных земельных участков.
Из кадастровых паспортов спорных земельных участков следует, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства,
земельный участок с кадастровым номером № поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства,
земельный участок с кадастровым номером № поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для дачного строительства,
земельный участок с кадастровым номером № поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – под фермерское хозяйство,
земельный участок с кадастровым номером № поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства,
земельный участок с кадастровым номером № поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства,
земельный участок с кадастровым номером № поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства,
земельный участок с кадастровым номером № поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства,
земельный участок с кадастровым номером № поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.
Границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что также следует из представленных в суд кадастровых паспортов земельных участков и подтверждается кадастровыми делами земельных участков.
Руководствуясь ст. ст. 12, 212 Гражданского кодекса РФ, пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, частями 1, 3 ст. 6, ст. ст. 67, 92 Лесного Кодекса РФ, статьями 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", суд приходит к выводу о том, что оснований для истребования из владения ответчиков спорных земельных участков не имеется.
Статьей 91 Лесного кодекса РФ, разделом 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года N 516, Приказом Рослесхоза от 15 февраля 2012 года N 54 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра" регламентировано, что лесоустроительные планшеты, карты-схемы и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменений.
Доказательств, достоверно подтверждающих, что спорные земельные участки являются участками лесного фонда и находятся в федеральной собственности, не представлено.
Спорные земельные участки были отчуждены в частную собственность граждан уполномоченным органом местного самоуправления и в порядке, предусмотренном действовавшим на тот момент законодательством, постановка земельных участков на кадастровый учет, установление категории земельных участков, как и право собственности на спорные земельные участки были оформлены в полном соответствии с действовавшим на тот момент законодательством. На момент рассмотрения судом настоящего гражданского дела постановления мэра Иркутского района о выделении спорных земельных участков никем не оспорены и в установленном законом порядке недействительными не признаны.
Истцом не доказано, что спорные земельные участки входят в границы лесного фонда и являются собственностью Российской Федерации. При этом, сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельных участков не является доказательством их принадлежности к землям лесного фонда, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 67 и ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также и на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
На основании ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. В п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. В нарушение ст. 56 ГК РФ истцом не представлены допустимые и относимые доказательства в подтверждение приведенных доводов. Кроме того, факт принадлежности части спорных земельных участков, находящихся в фактическом владении ответчиков, лесному фонду мог быть подтвержден заключением проведенной по делу экспертизы. В суде ходатайство о назначении экспертизы сторонами не заявлялось. Требование об установлении границ участка лесных земель Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в данном деле не заявлено.
Доводы истца о том, что спорные земельные участки расположены на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, свидетельствуют о наличии спора о праве собственности, который в данном деле не заявлен и не был предметом судебного рассмотрения. Материалами дела достоверно установлено, что право собственности ответчиков на спорные земельные участки зарегистрировано за ответчиками и не оспорено в установленном законом порядке. Спорные земельные участки отнесены к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, земельный участок с кадастровым номером № категория земель - земли населенных пунктов, и сведения о категории земельных участков, внесенные в ГКН, истцом также не оспорены. Решение органа кадастрового учета об исправлении кадастровой ошибки в сведениях о категории земель в материалах дела отсутствует.
Истец просит истребовать у А.А. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 104 300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., на правом борту пади «Межмалая», в 2,5 км от д. Позднякова, у А.В. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 202 кв.м., адрес (месторасположение): ...., юго-западная окраина д. Куда, дачное некоммерческое партнерство «Заимка», ...., участок 10, у Н.И.- с кадастровым номером №, площадью 75900 кв.м., адрес (месторасположение): ...., ....; у А.М. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1504 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... у Ю.Г. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 7 059 кв.м., адрес (месторасположение): ...., 0,5 км на запад от Шелеховского резервуара запаса воды в пойме ...., поле 2 (два); у О.Н. -с кадастровым номером №, площадью 85 300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., поле «Большая левая», участок №; у З.А.- с кадастровым номером №, площадью 64 200 кв.м., адрес (месторасположение): ...., поле «Ишимцева левая»; у Н.Г.- с кадастровым номером №, площадью 104 300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... у Н.И.- с кадастровым номером №, площадью 85300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... №, ссылаясь на пересечение с землями лесного фонда площадью 1200 кв.м. При этом, согласно приложенных к исковому заявлению заключений №, №, №, №, №, №, №, №, № от **/**/**** о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий в отношении земельного участка у А.А. площадь пересечения составила 3083 кв.м., А.В.- 924 кв.м., Н.И.- 2112 кв.м., у А.М.-1325 кв.м., у Ю.Г.- 775 кв.м., у О.Н.-1188 кв.м., у З.А.-10625 кв.м., у Н.Г.- 4548 кв.м., у Н.И.- 1197 кв.м. Исковые требования не были уточнены истцом в части площади истребуемого земельного участка, поэтому исковые требования являются неисполнимыми. В силу закона решение суда должно быть исполнимым, в том числе и в установленном законом принудительном порядке.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ только истцу принадлежит право определять предмет и основание иска, а следовательно и избрать, предусмотренный законом, способ защиты своих прав.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Истец, обращаясь с настоящим иском, применительно к избранному способу защиты не обосновал, каким образом будут восстановлены его права в случае удовлетворения исковых требований, и не доказал, что не могут быть использованы иные способы защиты.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... к Н.И., Н.И., А.А., Ю.Г., З.А., О.Н., А.М., Н.Г., А.В., С.С об
истребовании у Н.И. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельного участка с кадастровым номером №, площадью 85300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... №,
истребовании у Н.И. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельного участка с кадастровым номером №, площадью 75900 кв.м., адрес (месторасположение): ...., ....
истребовании у А.А. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельного участка с кадастровым номером №, площадью 104 300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., ....
истребовании у Ю.Г. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельного участка с кадастровым номером №, площадью 7 059 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... ...., поле 2 (два),
истребовании у З.А. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельного участка с кадастровым номером №, площадью 64 200 кв.м., адрес (месторасположение): ...., поле «Ишимцева левая»,
истребовании у О.Н. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельного участка с кадастровым номером №, площадью 85 300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... участок №,
истребовании у А.М. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельного участка с кадастровым номером № площадью 1504 кв.м., адрес (месторасположение): ...., ....
истребовании у Н.Г. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельного участка с кадастровым номером №, площадью 104 300 кв.м., адрес (месторасположение): ...., ....
истребовании у А.В. в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 202 кв.м., адрес (месторасположение): ...., .... ...., участок 10,
истребовании у С.С в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельного участка с кадастровым номером № площадью 1001 кв.м., адрес (месторасположение): ...., ....», ...., участок №, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, с которым лица, участвующие в деле, вправе ознакомиться 26.09.2016.
Судья подпись Т. С. Смолина
.
.