копия
дело № 2-4178/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 01 августа 2017 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Черных А.В.,
при секретаре А4,
с участием истца Гаппеля Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гаппеля Я.В. к Сибирскому региональному центру по делам МЧС России о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Гаппель Я.В. обратился с иском в суд к Сибирскому региональному центру МЧС России о признании за ним с учетом членов его семьи права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в рамках реализации Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья. Требования мотивированы тем, что по 05.11.2014 года истец являлся сотрудником Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и проходил службу в ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях (Сибирского регионального центра по делам ГО, ЧС и ЛПСБ)» в должности оперативного дежурного отдела (организации оперативной службы) центра (оперативного реагирования). По состоянию на 05.11.2014 года выслуга лет в календарном исчислении составляла 12 лет 01 месяц 19 дней. С 25.04.2015 года истец состоит в браке с Гаппель В.В., с которой проживает в квартире, предоставленной по договору служебного найма по решению жилищной комиссии в/ч 64367 в 2011 году. 25.07.2015 года обратился с заявлением в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы из ФПС Государственной противопожарной службы, о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с целью приобретения или строительства жилого помещения (далее – ЕСВ). Решением комиссии № 28-10/9 от 28.10.2015 года истцу отказано в постановке на учет для получения ЕСВ со ссылкой на п. 7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». С учетом уточненных исковых требований истец Гаппель Я.В. просил признать решение комиссии Сибирского регионального центра МЧС России по Красноярскому краю № 28-10/9 от 28.10.2015 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья незаконным, признать за истцом и его супругой Гаппель В.В. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, возложить обязанность на ответчика поставить истца с членом семьи Гаппель В.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья с даты обращения – 25.07.2015 года.
Истец Гаппель Я.В. исковые требования поддержал по изложеным в иске основаниям.
Представитель ответчика Сибирского регионального центра МЧС России, надлежаще уведомленный о дате, времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка ответчика, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и отсутствии заинтересованности в рассматриваемом споре
Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства, а потому суд, с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, что следует из ч. 1 ст. 1 данного закона.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в указанном п. 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Как следует из материалов дела, истец Гаппель Я.В.с 08.02.2005 года по 31.03.2011 года проходил военную службу по контракту в 290 спасательном центре и 627 пункте управления Сибирского регионального центра МЧС России, с 01.04.2011 года по 05.11.2014 года проходил службу в ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях (Сибирского регионального центра по делам ГО, ЧС и ЛПСБ)» в должности оперативного дежурного отдела (организации оперативной службы) центра (оперативного реагирования). По состоянию на 05.11.2014 года выслуга лет в календарном исчислении составляла 12 лет 01 месяц 19 дней.
05.11.2014 года Гаппель Я.В. был уволен из ГПС МЧС России по состоянию здоровья.
25.07.2015 года истцом было направлено заявление в адрес регионального центра (дата регистрации - 03.08.2015 года) о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с целью приобретения или строительства жилого помещения
Решением комиссии № 28-10/9 от 28 октября 2015 года Гаппелю Я.В. было отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилья со ссылкой на ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, согласно которой право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты. Кроме того, как указано в оспариваемом решении, представленные Гаппель Я.В. документы не соответствуют требованиям п. 6 раздела III Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369, а именно не представлены оригиналы либо надлежаще заверенные копии документов, в частности, свидетельство о заключении брака с Гаппель В.В.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Из анализа представленных в материалы дела документов следует, что Гаппелем Я.В. вместе с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с целью приобретения или строительства жилого помещения ответчику представлен комплект документов, свидетельствующий о том, что он, имея выслугу лет в календарном исчислении - 12 лет 01 месяц 19 дней, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Так, на момент подачи Гаппелем Я.В. вышеуказанного заявления он являлся нанимателем служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Х. Иные жилые помещения в его собственности и собственности его супруги Гаппель В.В., с которой он вступил в брак 25.04.2015 года, не имеются.
Часть 4 статьи 31 ЖК РФ предусматривает, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть на основании решения суда сохранено на определенный срок за бывшим членом его семьи при наличии обстоятельств, указанных в названной статье.
Из положений указанной нормы закона следует, что членом семьи собственника является лицо, проживающее совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении.
Согласно п.1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
На основании ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п.2 Постановления Конституционного суда РФ № 4-П от 02.02.98, регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Регистрация Гаппеля Я.В. по месту постоянного жительства по адресу: Х, не является препятствием для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку сам по себе факт регистрации истца в квартире иного лица не порождает право на жилую площадь в квартире, является административным актом. В пользу данного обстоятельства свидетельствует и то, что истец зарегистрирован по вышеуказанному адресу с 24.07.2009 года, но данное обстоятельство не явилось препятствием для предоставления Гаппелю Я.В. и его членам семьи служебного жилого помещения в 2011 году.
Супруга истца – Гаппель В.В. имеет регистрацию по месту постоянного жительства по адресу: Х, в квартире принадлежащей её матери Спицыной Е.В. на праве собственности, в которой также зарегистрированы еще 2 человека. Как установлено в судебном заседании, Гаппель В.В. в квартире матери не проживает, доказательств обратного в суд не представлено. Следовательно, не является членом семьи собственника жилого помещения по адресу: Х.
Следовательно, истец Гаппель Я.В. соответствовал критериям для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты с целью приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренным ч.ч.1 и 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Ссылка в оспариваемом заявителем решении на несоответствие представленных документов требованиям п. 6 раздела III Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369, безосновательна, поскольку вышеуказанными Правилами не предусмотрено, что не предоставление оригиналов либо надлежаще заверенные копии документов является основанием для принятия решения об отказе в постановке на учет, являясь, исходя из смысла положений Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369, основанием лишь для отказа в принятии заявления о постановке на учет. В рассматриваемом случае заявление с приложенными документами были приняты ответчиком у истца Гаппеля Я.В. без замечаний.
Также суд находит незаконным решение об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилья со ссылкой на ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ по следующим основаниям.
Нормами Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты приобретение права на получение указанной меры социальной поддержки не поставлено в зависимость от даты рассмотрения заявления, а именно до или после увольнения со службы сотрудника. Иное толкование нормативных положений, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, противоречащее положениям ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод граждан, ставило бы в неравное положение сотрудников федеральной противопожарной службы, имеющих право на единовременную социальную выплату на основании норм Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, но уволенных из ФПС на момент принятия решения по этому заявлению комиссией, по сравнению с действующими сотрудниками учреждений и органов федеральной противопожарной службы, обладающими таким же правом.
Поскольку истец на момент обращения к ответчику был уволен со службы по ограниченному состоянию здоровья с правом на пенсию, то учитывая наличие у Гаппеля Я.В. как сотрудника учреждений и органов федеральной противопожарной службы на момент его увольнения, а также в дальнейшем при подаче заявления о постановке на учет, предусмотренных чч. 1 и 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ обязательных условий для возникновения права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и отсутствие с его стороны указанных в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, Гаппель Я.В. имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение комиссии Сибирского регионального центра МЧС России № 28-10/9 от 28.10.2015 года об отказе в постановке Гаппеля Я.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья незаконным.
Признать за Гаппелем Я.В. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обязать Сибирский региональный центр МЧС России поставить Гаппеля Я.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом члена семьи – супруги Гаппель В.В. с 25.07.2015 года.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Копия верна. Подписано председательствующим.
Судья А.В. Черных