Дело N 2-684/21
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Дубненский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Григорашенко О.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Главному управлению пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по <адрес> и <адрес> о признании незаконным отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по <адрес> и <адрес> о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с его участием в 1990 году, как военнообязанного, в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зонах повышенной опасности (объект "Укрытие"), однако заявителю в этом было отказано со ссылкой на то, что он не относится к категории граждан, имеющих в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 10 лет.
В судебное заседание истец не явился, воспользовавшись услугами представителя –адвоката ФИО4, которая доводы иска поддержала в полном объеме, указав, что пенсионный орган необоснованно отнес истца к категории граждан, указанных в пункте 4 статьи 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку истец осуществлял работу по объекту "Укрытие" и на него должны распространяться положения пункта 3 части 1 статьи 13 данного закона, предусматривающего право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста не на 5, а на 10 лет.
Представитель Государственного учреждения – Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по <адрес> и <адрес> по доверенности ФИО5 просила суд у удовлетворении иска отказать, поскольку ФИО1 не может быть отнесен к категории граждан, которым пунктом 1 частью 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 предоставляется право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы: у мужчин - не менее 20 лет, у женщин - не менее 15 лет, поскольку в нее включаются военнослужащие и военнообязанные, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС лишь в 1986-1987 годах, а ФИО1 принимал участие на таких работах по объекту "Укрытие" в 1990 году.
Выслушав позицию сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований ФИО1 исходя из следующего.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", определяя статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливает 12 категорий граждан, на которых распространяется его действие, и гарантирует им возмещение вреда и меры социальной поддержки (в прежних редакциях - компенсации и льготы), различающиеся по объему в зависимости прежде всего от степени и последствий радиационного воздействия на организм человека.
В пункте 3 части 1 статьи 13 Закона (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) указывались граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, а также военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий указанной катастрофы, включая летный состав гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие службу в зоне отчуждения в 1986-1987 годах.
В пункте 4 части 1 статьи 13 были указаны граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, а также военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий указанной катастрофы независимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие службу в зоне отчуждения в 1988-1990 годах.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 3061-1 категория граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 13, была расширена, в частности, к ней были отнесены военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие".
Таким образом, работы, выполнявшиеся военнослужащими и военнообязанными, призванными на военные сборы, в 1988-1990 годах на объекте "Укрытие" по степени неблагоприятного воздействия на организм человека законодателем признаны равными работам, проводимым в 1986-1987 годах в зоне отчуждения, и на них распространен тот же правовой статус, какой имеют граждане, участвовавшие в эти годы в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах этой зоны.
О придании гражданам из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие", того же правового статуса, который имеют участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах в пределах зоны отчуждения, свидетельствует утверждение Государственным комитетом Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации Порядка оформления и выдачи удостоверений для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лиц, приравненных к ним (направлен для руководства и исполнения письмом от ДД.ММ.ГГГГ N ВС-10-3618 "О порядке оформления и выдачи удостоверений", зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 342).
Согласно пункту 7.3 указанного Порядка лицам, участвовавшим в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие", вместо выданных ранее удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1988-1990 годов выдаются новые удостоверения, в которые вписывается 1986 год участия в работах на Чернобыльской АЭС и ставится штамп (типографская надпечатка) "Укрытие".
Данное предписание было подтверждено указанием Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации "О порядке перерегистрации лиц, принимавших участие в работах по объекту "Укрытие" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 1192).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 114, Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 66, Министерства Финансов Российской Федерации N 23н было утверждено новое положение "О порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Порядок оформления и выдачи удостоверений для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лиц, приравненных к ним, утвержденный Государственным комитетом Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, Министерством труда Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ВС-10-3618 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N 342), и Указание Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ, Министерства Российской Федерации по атомной энергии от ДД.ММ.ГГГГ, Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке перерегистрации лиц, принимавших участие в работах по объекту "Укрытие" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №), признаны утратившими силу.
Согласно пункта 1 Положения от ДД.ММ.ГГГГ ранее выданные гражданам удостоверения действительны для предоставления льгот и компенсаций до замены их на удостоверения нового образца по формам согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему Положению до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу указаний пункта 2 вышеуказанного Положения, удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - удостоверение) на территории Российской Федерации выдается, в том числе: военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие", младшему и среднему медицинскому персоналу, врачам и другим работникам лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по ДД.ММ.ГГГГ лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Аналогичные положения содержались в Порядке и условиях оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном приказом МЧС N 727, Минздравсоцразвития РФ N 831, Минфина РФ N 165-н от ДД.ММ.ГГГГ, утратившим силу в связи с изданием Приказа МЧС РФ N 253, Минтруда и соцзащиты РФ N 207н, Минфина РФ N 73н от ДД.ММ.ГГГГ, утвердившим новый Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Форма бланка удостоверения, предъявленного стороной истца, полностью соответствует Приложению N2 к Положению "О порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденному Приказом ДД.ММ.ГГГГ, действовавшему на момент выдачи удостоверения истцу (на 22 марта 204 года).
Таким образом, военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и работавшие в 1988-1990 годах на объекте "Укрытие", пользуются теми же компенсациями и льготами, что и граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986-1987 годах. Распространение на них одних и тех же норм указанного Закона, гарантирующих меры социальной поддержки, подтверждается предоставлением всем гражданам, указанным в пункте 3 части 1 его статьи 13, независимо от того, в какой период они были заняты на работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, права на ежемесячную денежную выплату в одинаковом размере - 1000 рублей (статья 27.1, введенная Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ).
Вместе с тем дополнение, внесенное в пункт 3 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не коснулось статьи 30: согласно ее части 1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 (принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначались с уменьшением возраста на 10 лет, а согласно части 2 статьи 30 гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 (принимавшим в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС) пенсии по старости назначались с уменьшением возраста на 5 лет.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Установление льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, в том числе снижение возраста ее назначения, связано с неблагоприятным воздействием на организм человека различного рода производственных, климатических и иных факторов и призвано компенсировать причиненный вред здоровью. Применительно к гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства. При этом в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения включаются как льготы, денежные (материальные) компенсации, другие денежные доплаты к социальным выплатам, так и льготное (досрочное) пенсионное обеспечение.
Отнеся граждан, в том числе военнослужащих и военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие", наряду с участниками ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения в 1986-1987 годах к одной категории и предоставив им один и тот же правовой статус, законодатель тем самым признал работы по объекту "Укрытие" по степени неблагоприятного воздействия на организм человека радиации равными работам, проводимым в зоне отчуждения в 1986-1987 годах, а граждан, выполнявших эти работы, - имеющими право на возмещение вреда здоровью в том же объеме, что и другие граждане, указанные в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, положения статьи 30 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в системе действующего нормативно-правового регулирования не могут рассматриваться как лишающие граждан, в том числе военнослужащих и военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие", права на назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет (при соблюдении других условий).
Иное означало бы нарушение конституционного принципа равенства, поскольку фактически устанавливался бы разный объем возмещения вреда гражданам, в одинаковой мере пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, а также отказ государства от выполнения принятых на себя публично-правовых обязательств.
Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 350-О "По жалобам граждан ФИО7M. и ФИО6 на нарушение их конституционных прав положениями статьи 30 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При таких обстоятельствах, отказ пенсионного органа в установлении ФИО1 досрочно страховой пенсии по старости нельзя признать обоснованным.
Руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению Главному управлению пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по <адрес> и <адрес> о признании незаконным отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного учреждения Главного управления пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по <адрес> и <адрес> в досрочном назначении страховой пенсии по старости ФИО1.
Обязать Государственное учреждение Главного управления пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по <адрес> и <адрес> назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 и пункта 1 статьи 30 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с момента достижения им возраста 50 лет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья