66RS0№ ******-50
Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Хрущевой О.В., с участием истца Потыриной Е.В., представителя ответчика Спиридоновой И.А., при секретаре Кыдырбаевой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потыриной Елены Владимировны к Товариществу собственников жилья «Онежская, 4А» о признании незаконными действий по взиманию платы и возложении обязанности произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ :
Потырина Е.В. обратилась в суд с иском к ТСЖ «Онежская 4А» о признании действий по включению в квитанции на оплату квартиры строки «Техническое содержание котельной» отдельно от платы за услугу «Техническое содержание жилья» незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет платы за период с июля 2018 по январь 2020 года на сумму 5083, 54 руб.
В обоснование иска истец указала, что она является собственником <адрес> в <адрес>. Данный дом обслуживает ТСЖ «Онежская 4А». Дом оборудован крышной газовой котельной, которая является общим имуществом всех собственников. Ответчик взимает плату за услугу «Тех. Содержание жилья». Размер платы по каждой квартире определяется исходя из площади квартиры и тарифа на услугу «Тех. Содержание жилья», утвержденного общим собранием собственников помещений МКД. С ДД.ММ.ГГГГ кроме платы за услугу «Тех. Содержание жилья» отдельной строкой ответчик начисляет плату за услуги «тех. Содержание котельной». Газовая котельная является общим имуществом, следовательно, в силу ст. 154 ЖК РФ расходы на её содержание и текущий ремонт являются частью расходов, включаемых в плату за содержание жилого помещения, и не могут быть взысканы отдельно, сверх платы за «Тех. содержание жилья». В связи с этим истец полагает, что действия ТСЖ «Онежская 4а» по включению в квитанции на оплату коммунальных услуг строки «Тех. содержание котельной», а также по начислению и взиманию платы за содержание котельной сверх установленной платы за содержание и ремонт жилого дома, являются незаконными.
В судебном заседании истец поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ утверждена смета расходов и доходов только на 2018 года, соответственно, с января 2019 года указанные тарифы не могут применяться. Затем протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ утверждена смета расходов и доходов на 2019 год, соответственно утвержденные тарифы не могут применяться с января 2020 года. Вместе с тем, ответчик продолжал начисление по услуге «Тех. Содержание котельной», что является неправомерным.
Представитель ответчика ТСЖ «Онежская 4А» иск не признала, просила отказать в его удовлетворении. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ собственники жилого дома приняли решение об утверждении сметы доходов и расходов на 2018 год, согласно которой плата за «Техсодержание общедомового имущества» установлена 23, 35 руб. за кв.м., плата за «Техсодержание котельной» установлена 3, 35 руб. за кв.м. Протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ собственники жилого дома приняли решение об утверждении сметы доходов и расходов на 2019 год, согласно которой плата за «Техсодержание общедомового имущества» установлена 25 руб. за кв.м., плата за «Техсодержание котельной» установлена 3,80 руб. за кв.м. Таким образом, установление платы за «Техсодержание котельной» является законным. Аналогичным образом размер платы определен в Постановлении Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ******. То обстоятельство, что в квитанциях плата за содержание общего имущества и плата за содержание котельной указаны разными строками, а не объединены суммарно в одну строку, прав истца не нарушает. Кроме того, решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с Потыриной Е.В. и ФИО4 солидарно взыскана задолженность по оплате за содержание жилья и коммунальные услуги за февраль 2018, июль 2018, август 2018, январь 2019, февраль 2019 года. Потырина Е.В. в своих возражениях при рассмотрении дела ссылалась на то, что оплата содержания котельной в квитанции отдельной строкой незаконно. ДД.ММ.ГГГГ Свердловский областной суд вынес апелляционное определение, которым оставил решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ без изменения.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Как следует из ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
Судом установлено, что в многоквартирном <адрес> (корпус А), расположенном по адресу: <адрес>, выбран способ управления ТСЖ «Онежская, 4А».
Ответчик Потырина Е.В. является собственником <адрес> по адресу: <адрес>.
Также из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что многоквартирный дом N 4А по <адрес> в <адрес> оборудован крышной газовой котельной, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Из имеющихся в материалах дела квитанций по оплате коммунальных услуг за <адрес>А по <адрес> в <адрес> следует, что ТСЖ «Онежская 4А» предъявляет Потыриной Е.В. к оплате услугу по «Техсодержанию котельной» с июля 2018 года в размере 3, 35 руб. за кв.м. всего 254, 94 руб. в месяц, с августа 2019 года в размере 3, 8 руб. за кв.м. всего 289,18 руб. в месяц. Одновременно Потыриной Е.В. предъявляется к оплате услуга по «ТехСодержанию», которая составляет с июля 2018 года в размере 22,19 руб. за кв.м. всего 1688, 66 руб. в месяц, с августа 2019 года в размере 25 руб. за кв.м. всего 1902,5 руб. в месяц.
Заявляя иск, Потырина Е.В. настаивает, что в силу положений ст. 154 ЖК РФ действия управляющей компании по начислению платы за содержание котельной, отдельно от начисления платы за содержания жилья незаконно. В связи с чем, просит ответчика обязать произвести перерасчет платы за период с июля 2018 по январь 2020, уменьшив начисление суммы на 5083, 54 руб.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ) предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 (далее по тексту - Правила содержания общего имущества, в редакции, действовавшей до внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 232), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Пунктом 54 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предусмотрено, что в плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Из положений части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил содержания общего имущества и пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что автономные котельные входят в состав общего имущества многоквартирного дома, расходы на их содержание и ремонт включаются в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Собственник жилого помещения в структуре платы за жилищные и коммунальные услуги должен оплачивать только содержание и ремонт жилого помещения, включающие, в том числе, плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 8 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 (далее Правила N 491) размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Подпунктом 2 ч. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставлено право товарищества собственников жилья определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные уставом товарищества цели.
Частью 2 ст. 145 ЖК РФ установлено, что к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся, в том числе: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение порядка образования специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов; утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана; утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет.
Из совокупного толкования вышеуказанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что установление размера обязательных платежей и взносов членов ТСЖ относится к исключительной компетенции общего собрания товарищества собственников жилья. Размер обязательных платежей и (или) взносов определяется на основе утвержденной указанными органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Таким образом, составные части платы за содержание жилого помещения устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (членов товарищества собственников жилья) или в случае, указанном в части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления как одна величина.
Как указано выше газовая котельная многоквартирного дома N 4А по <адрес> в <адрес> относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома, соответственно, плата за её содержание должна включаться в плату за содержание жилого помещения. Вместе с тем, в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, выставляемых собственникам ТСЖ «Онежская, 4А», отдельно значатся расходы на техсодержание жилья и на техсодержание котельной.
В то же время, из материалов дела следует, что Решением общего собрания собственников помещений МК, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена смета доходов и расходов на 2018 год, согласно которой, тариф за содержание общедомового имущества утвержден в размере 23, 35 руб. за кв.м., тариф за техсодержание котельной утвержден в размере 3, 35 руб. за кв.м. (л.д.72-75).
Решением общего собрания собственников МКД, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ утверждена смета доходов и расходов на 2019 год, согласно которой плата за «Техсодержание общедомового имущества» установлена в размере 25 руб. за кв.м., плата за «Техсодержание котельной» установлена в размере 3,80 руб. за кв.м.(76-80).
Указанные решения общих собраний в установленном законом порядке оспорены и признаны недействительными не были.
Учитывая изложенное, то обстоятельство, что в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг, выставляемых Потыриной Е.В., плата за содержание жилого помещения и плата за содержание котельной обозначены отдельными строками, а не суммарно в виде единой величины, как это предусмотрено ч.4 ст. 158 ЖК РФ само по себе прав истца не нарушает.
Включение ответчиком в квитанцию отдельно платы за «Тех.Содержание жилья» и «Тех.содержание котельной» формально является нарушением положений ч.2 ст. 154 ЖК РФ. Вместе с тем, требований о признании незаконными действий ответчика по включению в квитанцию этих статей оплаты истец не заявляет.
Суд обращает внимание на то, что Истец заявляет требования о признании незаконными действий ТСЖ по взиманию платы за услуги по «Тех.содержанию котельной» отдельно от оплаты услуги по «Тех.Содержанию жилья». В то же время, как указано выше, оснований для признания таких действий ответчика незаконными, с учетом утвержденных смет расходов, суд не усматривает. На дату рассмотрения дела решения общих собраний собственников жилых помещений дома от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ являются действующим и в установленном законом порядке недействительным не признаны.
Доводы истца о том, что утвержденная на общем собрании собственников ДД.ММ.ГГГГ смета расходов и доходов не может применяться с ДД.ММ.ГГГГ, так как утверждена только на 2018 год, суд находит несостоятельными.
В силу п. 8 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 (далее Правила N 491) размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Подпунктом 2 ч. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставлено право товарищества собственников жилья определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные уставом товарищества цели.
Из совокупного толкования вышеуказанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что установление размера обязательных платежей и взносов членов ТСЖ относится к исключительной компетенции общего собрания товарищества собственников жилья. Размер обязательных платежей и (или) взносов определяется на основе утвержденной указанными органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вопрос о размере платы за содержание жилого помещения входит в компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из положений приведенных норм следует, что в случае, когда собственниками принято решение об установлении ставки платы за содержание и ремонт жилого помещения, то применению подлежит ставка, утвержденная решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
При этом, срок действия установленного размера платы за содержание и ремонт жилья временными рамками не ограничен, должен только в течение года оставаться неизменным. То есть, установленный на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилья считается действующим до момента установления в предусмотренном законом порядке на общем собрании собственников помещений в таком доме нового размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Учитывая, что решением общего собрания собственников помещений ДД.ММ.ГГГГ (л.д.72-75) была установлена плата за содержание общедомового имущества в размере 23, 35 руб. за кв.м., а также тариф за техсодержание котельной в размере 3, 35 руб. за кв.м., указанные тарифы подлежали применению до их изменения на основании нового решения собственников помещений, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ (л.д.76-80). А установленные решением общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ тарифы подлежат применению до установления иных размеров на новом собрании собственников помещений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ
В удовлетворении иска Потыриной Елены Владимировны к Товариществу собственников жилья «Онежская, 4А» о признании незаконными действий по взиманию платы и возложении обязанности произвести перерасчет – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Председательствующий О.В.Хрущева