Дело № 2-2701\2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ11 декабря 2012 года г. Клин, Московской области
Клинский городской суд Московской области, в составе председательствующего:
судьи Кореневой Н.Ф.
при секретаре Орловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Смирновой В.Г. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, 3-и лица, Администрация Клинского муниципального района, Управление Архитектуры и градостроительства, кадастровый инженер А.., об отмене решения номер ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от /дата/ об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: /адрес/
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с требованиями об обязании ФГБУ «ФКП Росрееста» по Московской области осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка площадью /площадь/, расположенного по адресу: /адрес/. В ходе рассмотрения дела истица уточнила исковые требования и просила рассмотреть данное заявление в порядке главы 25ГПК РФ, как оспаривание решений органов государственной власти и просила отменить решение номер ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от /дата/ об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: /адрес/. Заявление мотивировано тем, что /дата/ ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, приняло решение №номер об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: /адрес/, т.к. в нарушение ст.38 ФЗ от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предоставленный межевой план составлен с нарушением Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008года №412: в нарушение п.12 Требований в состав предоставленного межевого плана не включен раздел «Заключение кадастрового инженера»; в нарушении ст.40 Закона №221-ФЗ не предоставлен акт согласования местоположения границы земельного участка, так как определение местоположения границы образуемого земельного участка, одновременно являющегося границей другого принадлежащего заинтересованному лицу земельного участка, подлежит обязательному согласованию.
Истица, ссылаясь на нормы действующего законодательства на письма и приказы Минэкономразвития, считает, что в данном случае кадастровые работы выполнялись в связи образованием земельного участка и дополнительных обоснований, в том числе предоставление раздела «Заключение кадастрового инженера в данном конкретном случае не требовалось.
Кроме того, ст.40 ФЗ №221-ФЗ не устанавливает обязательного согласования границ земельного участка, а лишь указывает на порядок оформления акта согласования местоположения границ. Порядок согласования местоположения границ земельного участка устанавливается ст.39 ФЗ №221-ФЗ. В данном случае кадастровые работы выполнялись в связи с образованием земельного участка и уточнение местоположение границ земельного участка площадью /площадь/ расположенного по адресу: /адрес/ и смежных с ним не производилось.
Истица полагает, что отказ в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью /площадь/., расположенного по адресу: /адрес/, на основании п.2 ч.2 ст.27 ФЗ №221-ФЗ противоречит нормам действующего земельного права.
В судебном заседании представитель истца, Гудима В.В., заявление поддержал по основаниям, указанным в заявлении просил удовлетворить.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» Тарасова Р.П. считает, что заявление не подлежит удовлетворению, поскольку акт согласования нужен, отказ правомерный. Акт согласования границ является оборотной стороной чертежа земельного участка, а чертеж обязателен. Кадастровый инженер должен также обосновать площадь земельного участка, чего в данном случае сделано не было.
Кадастровый инженер А.. считает, что отказ в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью /площадь/., расположенного по адресу: /адрес/ на основании п.2 ч.2 ст.27 ФЗ №221-ФЗ, противоречит нормам действующего законодательства. земельного права. Представил суду заключение кадастрового инженера, из которого усматривается, что кадастровые работы выполнялись в связи с образованием земельного участка и дополнительных обоснований не требовалось. В связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности уточнение местоположения границ земельного участка площадью /площадь/ расположенного по адресу: /адрес/, и смежных с ним не производилось.
Выслушав стороны, проверив представленные сторонами доказательства, суд пришел к следующему выводу.
Перечень оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета установлен статьей 27 Федерального закона от /дата/ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как видно из материалов дела, в /дата/ Смирнова В.Г. обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением номер от /дата/ о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка площадью /площадь/., расположенного по адресу: /адрес/. К заявлению был приложен межевой план.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" решением от /дата/ года №МО-12\РКФ-271375 отказал в учете изменений объекта недвижимости. Заявителю отказано в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости со ссылкой на п\п. 2 п. 2 ст. 27 Федерального закона.
В соответствии с п\п 2 п. 2 ст. 27 Федерального закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона.
В обоснование отказа кадастровой палатой указано, что межевой план по форме и содержанию не соответствует приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 января 2008 года N 412: не приложен акт согласования местоположения границ земельного участка одновременно являющегося границей другого принадлежащего заинтересованному лицу земельного участка, подлежит обязательному согласованию.
В п\п2 п.1 ст. 22 Федерального закона в качестве документа, необходимого для кадастрового учета, предусматривает межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка.
Требования к форме и содержанию межевого плана и акта согласования границ установлены статьями 38, 40 Федерального закона, а порядок согласования местоположения границ земельных участков, в том числе состав лиц, участвующих в данной процедуре, содержится в статье 39 Федерального закона.
Истицей не представлен акт согласования границ земельного участка, поэтому доводы кадастровой палаты правомерны, поскольку невозможно однозначно сказать, есть ли смежные земельные участки или нет, что смежные землепользователи установлены, границы земельного участка установлены и согласованы в соответствии с требованиями закона.
Таким образом, отказ в осуществлении кадастрового учета по данному основанию суд считает правомерным. Форма межевого плана утверждена Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (ред. от 25.01.2012) "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (вместе с "Требованиями к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости")
, где акт согласования границ местоположения границ земельного участка является оборотной стороной Чертежа земельного участка и его частей. Согласно ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ, личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. В соответствии с частью 1 статьи 11.3
Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.Суду не было представлено документов, что данный земельный участок принадлежит заявителю или был выделен ему в установленном законом порядке, документов, подтверждающих, что право собственности на земельный участок зарегистрировано, не представлено. Заявитель считает отказ необоснованным, так как считает, что образуемым участком не уточняется граница смежного земельного участка, межевой план подготовлен строго в соответствии с требованиями закона. Однако не представлено документов подтверждающих данные доводы. Суд полагает, что фактически уточняются границы исходного земельного участка и границы образуемого земельного участка. Однако из представленных документов это невозможно установить. Поскольку в орган кадастрового учета с целью осуществления государственного кадастрового учета земельного участка не представлен акт согласования границ образуемого земельного участка, входящего в состав исходного земельного участка, возможно, включающего в себя также иные не выделившиеся земельные участки, права которых могут быть затронуты образованием спорного земельного участка, то отказ в осуществлении кадастрового учета на основании п. 2 ч. 2 ст. 27
Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" является правомерным. Кроме того, суд отмечает, что отсутствуют доказательство тех обстоятельств, что оспариваемые решения нарушают какие-либо права заявителя.Кадастровым инженером А. произведены кадастровые работы в отношении земельного участка площадью 1953 кв.м. под многоквартирным жилым домом, расположенном по адресу: /адрес/ а именно: работы по выделу данного земельного участка путем раздела исходного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. Что следует из его объяснений.Смирнова В.В. обратилась в ФГБУ с заявлением о постановке вышеуказанного земельного участка на кадастровый учет, приложив к нему межевой план.Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом
"О государственном кадастре недвижимости".В соответствии со ст. 1
Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" кадастровый и технический учет объекта недвижимости представляет собой описание и индивидуализацию объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества; учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера.Данные положения Закона
предписывают, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, представлять собой конкретно определенную вещь. При этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7
настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.Таким образом, исходя из системного толкования вышеперечисленных норм Закона
, следует, что в результате кадастрового учета по заявлению правообладателя фиксируются уникальные характеристики объектов недвижимости - земельных участков.В соответствии с частью 2 статьи 20
ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. В силу положений п. 1 ст. 22 Закона о кадастре необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. При этом, в п.п. 2 п. 1 указанной статьи указано, что необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ). Согласно нормам Закона о кадастре согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, принадлежащими на праве собственности
В силу положений главы 25 ГПК РФ возможность удовлетворения заявления, в котором оспаривается решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего наступает при одновременном установлении судом обстоятельств несоответствия требованиям закона решения или действия органа государственной власти органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, которым нарушаются права и свободы заявителя.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Поскольку заявитель не является правообладателем спорного земельного участка и не представил доказательств наличия у него полномочий действовать от имени правообладателя, полагать, что решение о приостановлении кадастрового учета данного участка и об отказе в кадастровом учете нарушает его права, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод, либо возлагает какую-либо обязанность не имеется.
При указанных обстоятельствах, поскольку судом не установлено оснований для вывода о неправомерности оспариваемого заявителем решения ФГБУ, а также для вывода о том, что оспариваемым решением нарушены права и свободы заявителя, оснований для удовлетворения заявления у суда первой инстанции не имелось.
Как следует из материалов дела, заявителю оказано в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости со ссылкой на подпункт 2 пункта 2 статьи 27 Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 27 Федерального закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона.
В обоснование отказа кадастровой палатой указано, что межевой план по форме и содержанию не соответствует приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 января 2008 года N 412: не приложен акт согласования местоположения границ земельного участка.
В то же время подпункт 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона в качестве документа, необходимого для кадастрового учета, предусматривает межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копию документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Требования к форме и содержанию межевого плана и акта согласования границ установлены статьями 38, 40 Федерального закона, а порядок согласования местоположения границ земельных участков, в том числе состав лиц, участвующих в данной процедуре, содержится в статье 39 Федерального закона. Указанные нормы во взаимосвязи с положением подпункта 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона не дают оснований рассматривать в качестве нарушения требований закона предоставление заявителем копии акта согласования.
Суд приходит к выводу, что отказ в осуществлении кадастрового учета по данному основанию является правомерным.
Руководствуясь ст.ст.194. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Смирновой В.Г. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, 3-и лица, Администрация Клинского муниципального района, Управление Архитектуры и градостроительства, кадастровый инженер А.., об отмене решения номер ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от /дата/ об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: /адрес/, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.