Решение по делу № 12-135/2021 от 11.02.2021

11RS0001-01-2020-013893-60

дело № 12-135/2021

Сыктывдинский районный суд Республики Коми

РЕШЕНИЕ

                    

Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Рачковская Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,

рассмотрев в с. Выльгорт 30 марта 2021 года в открытом судебном заседании жалобу ООО «ТетрастройКоми» на постановление государственного инспектора труда Зиборова М.А. от 12 октября 2020 года,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда Зиборова М.А. от 12.10.2020 ООО «ТетрастройКоми» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «ТетрастройКоми» обратилось в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в обоснование которой указало, что ходе проведения проверки все замечания были устранены, а средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ) выданы работникам, в связи с чем, полагало возможным отменить постановление и прекратить производство по делу ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29.01.2021 вышеуказанная жалоба передана на рассмотрение по подведомственности в Сыктывдинский районный суд Республики Коми.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ООО «ТетрастройКоми» и должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, защитников не направили.

Судья определил рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, и разрешая жалобу ООО «ТетрастройКоми» по существу, прихожу к следующим выводам.

Частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

В свою очередь, согласно примечанию к статье 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях под средствами индивидуальной защиты следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные Техническим регламентом ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Объективная сторона указанного административного правонарушения заключается в необеспечении работников средствами индивидуальной защиты, отнесенными Техническим регламентом ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Из материалов дела следует, что с целью исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства РФ Голиковой Т.А. от 27.12.2019 №ТГ-П12-11486, Приказа Роструда № 29 от 07.02.2020, на основании Распоряжения от 04.09.2020, проведена внеплановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении ООО «ТетрастройКоми».

Согласно акту проверки от 30.07.2020 в ходе проверки, в том числе установлено, что в нарушение абз. 3 ч. 1 ст. 212, ч. 1, 3 ст. 221 Трудового кодекса РФ, п. 4, 13 Приложения к Приказу Минздравсоцразвития России №290н от 01.06.2009 «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты» ООО «ТетрастройКоми» не обеспечена выдача работникам СИЗ, а именно, П.С.А. не выдан щиток защитный лицевой и очки защитные; Т.М.С. не выданы сапоги резиновые, плащ непромокаемый, жилет сигнальный 2 класса защиты, очки защитные; Б.Е.Н. не выданы сапоги резиновые, плащ непромокаемый, жилет сигнальный 2 класса защиты, очки защитные; Д.А.В. не выданы сапоги резиновые, плащ непромокаемый, жилет сигнальный 2 класса защиты, очки защитные; Л.Ю.А. не выданы сапоги резиновые, плащ непромокаемый, жилет сигнальный 2 класса защиты, очки защитные; С.А.В. не выданы наушники противошумные ( с креплением на каску) и вкладыши противошумные, жилет сигнальные 2 класса защиты.

В ходе проверки установлено, что Л.Ю.А. состоит в трудовых отношениях с ООО «ТетрастройКоми» в должности мастера на основании трудового договора от 01.07.2019, П.С.А. – в должности электромонтер на основании трудового договора от 10.02.2020, Т.М.С. - в должности мастера на основании трудового договора от 01.08.2019, Б.Е.Н. - в должности начальника участка на основании трудового договора от 01.09.2016, Д.А.В. - в должности мастера на основании трудового договора от 16.08.2016, переведен на должность производителя работ на основании дополнительного соглашения от 02.04.2018, С.А.В. - в должности машиниста башенного крана на основании трудового договора от 15.10.2007.

Установив факт нарушения норм трудового законодательства, выразившегося в не обеспечении указанных работников средствами индивидуальной защиты, государственный инспектор труда пришел к выводу о наличии в действиях ООО «ТетрастройКоми» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Выводы государственного инспектора труда о наличии в действиях ООО «ТетрастройКоми» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нахожу правильными, основанными на нормах действующего законодательства, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ средствами индивидуальной и коллективной защиты работников признаются технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения

В силу ч.2 ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В соответствии с ч.3 ст. 221 Трудового кодекса РФ работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Правила выдачи средств индивидуальной защиты и пользования ими, а также ответственность и организация контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 №290н «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (далее - Правила).

В соответствии с п.п. 1 - 2, 5 Правил, межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты устанавливают обязательные требования к приобретению, выдачи, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Пунктом 4 Правил установлено, что работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Из пункта 13 Правил следует, что работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.

Согласно п. 40, 148, 189 Приказа Минтруда России от 09.12.2014 №997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» маляр, сантехник, электромонтёр должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими.

Из представленных ООО «ТетрастройКоми» документов следует, что приказом ООО «ТетрастройКоми» №32 от 12.10.2016 на основании Приказа Минтруда России от 09.12.2014 №997н и Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.07.2007 №477 утверждены нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ работникам. Приказом №131 от 26.11.2019 в указанный приказ внесены дополнения.

Согласно указанным приказам машинисту башенного крана должны быть выданы наушники противошумные (с креплением на каску) и вкладыши противошумные до износа, жилет сигнальный 2 класса защиты 1 шт.; мастеру, начальнику участка и производителю работ должны быть выданы сапоги резиновые 1 шт., плащ непромокаемый 1 шт. на 2 года, жилет сигнальный 2 класса защиты 1 шт., очки защитные до износа; электромонтеру должны быть выданы щиток защитный лицевой и очки защитные.

Согласно личным карточкам учета выдачи средств индивидуальной защиты Т.М.С., Б.Е.Н.., Д.А.В., Л.Ю.А., С.А.В. вышеуказанные СИЗ выданы лишь в ходе проведения проверки 02.10.2020, о чем свидетельствуют подписи работников о получении средств защиты в данных карточках.

При этом сведения о выдаче предусмотренных законом СИЗ П.С.А. в материалах дела отсутствуют.

Так, согласно сопроводительному письму от 12.10.2020 в рамках исполнения предписания Государственной инспекции труда в Республике Коми от 30.09.2020, ООО «ТетрастройКоми» предоставлены сведения об исполнении предписания в части выдачи работникам СИЗ, включая П.С.А.

Между тем, среди предоставленных указанным сопроводительным письмом личных карточек, личная карточка на имя П.С.А. отсутствует. Как следует из личной карточки П.С.А. предоставленной в рамках проведения проверки сведения о выдаче ему вышеуказанных СИЗ в ней отсутствуют.

Таким образом, на ООО «ТетрастройКоми» в соответствии с указанными выше нормами права, как на работодателя П.С.А., Т.М.С., Б.Е.Н., Д.А.В., Л.Ю.А., С.А.В. возложена обязанность обеспечить своих работников индивидуальными средствами защиты.

Указанная обязанность ООО «ТетрастройКоми» исполнена не была, а равно его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судьей также учитывается, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО «ТетрастройКоми» имелась.

В свою очередь, доказательства принятия всех зависящих мер по соблюдению названных выше требований или невозможности соблюдения указанных требований не представлено.

Вина ООО «ТетрастройКоми» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях подтверждается письменными доказательствами, среди которых: протокол об административном правонарушении от 12.10.2020; распоряжение от 04.09.2020 о проведении внеплановой проверки; акт проверки органа государственного контроля то 30.07.2020; приказы ООО «ТетрастройКоми» №32 от 12.10.2016 и №131 от 26.11.2019 об утверждении норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ; личные карточки учета средств индивидуальной защиты П.С.А., Т.М.С., Б.Е.Н., Д.А.В., Л.Ю.А., С.А.В.; трудовые договоры.

Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, принимая во внимание, что ООО «ТетрастройКоми» не обеспечило указанных выше работников средствами индивидуальной защиты, государственный инспектор труда пришел к обоснованному выводу о необходимости привлечения ООО «ТетрастройКоми» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом доводы жалобы об устранении выявленных нарушений, не являются основанием для отмены оспариваемого постановления, поскольку устранение выявленных нарушений не является основанием для освобождения юридического лица от предусмотренной законом административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «ТетрстройКоми», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, должностное лицо Государственной инспекции труда в Республике Коми пришло к обоснованному выводу о привлечении ООО «ТетрастройКоми» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с несоблюдением положений Трудового кодекса РФ, в связи с чем, оснований для отмены оспариваемого постановления от 12.10.2020 не имеется.

Вопреки доводам жалобы, не имеется оснований для применения в рассматриваемом случае положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку по смыслу указанной нормы малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Поскольку в данном случае административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствует о нарушении заявителем общественных правоотношений в области охраны труда, указанный факт нарушения трудового законодательства исключает возможность применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление по делу об административном правонарушении в полной мере отвечает требованиям, предусмотренным статьей 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и влекущих прекращение производства по делу судом не установлено.

Наказание ООО «ТетрастройКоми» назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении, не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления и удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.3, 30.5-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора труда Зиборова М.А. от 12 октября 2020 года, которым ООО «ТетрастройКоми» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу ООО «ТетраСтройКоми» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья     Ю.В. Рачковская

12-135/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "ТетрастройКоми"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Рачковская Юлия Валерьевна
Статьи

ст. 5.27.1 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
12.02.2021Материалы переданы в производство судье
20.02.2021Судебное заседание
30.03.2021Судебное заседание
02.04.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
05.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
17.04.2021Вступило в законную силу
10.11.2021Дело оформлено
15.11.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее