Судья Копина Е.В. Дело <данные изъяты> (33-42958/2019)
УИД 50RS0<данные изъяты>-17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Немовой Т.А.,
судей Шишкина И.В., Мизюлина Е.В.,
при помощнике судьи Кузнецовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 января 2020 года апелляционную жалобу Селяева Ю. И. на решение Орехово-Зуевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Селяева Ю. И. к ГУ – УПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии от 11.01.2017г, внесения периодов работы в специальный и трудовой стаж и обязании повторного рассмотрения вопроса о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,
объяснения представителя истца Бояринова Б.Н., представителя ответчика Крестовой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Селяев Ю.И. обратился в суд с иском к ГУ – УПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> и, уточнив требования, просил: признать решение об отказе в назначении пенсии незаконным, внести в специальный трудовой стаж периоды работы с 13.04.1992г. по 31.12.1997г. в Петропавловской ТЭЦ-2 в должности обмуровщика, с 01.01.1998г. по 04.01.1999г. в Петроправловской ТЭЦ-2 в должности обмуровщика, с 04.01.1999г. по 28.02.1999г. в ТОО «АКСЕСС-ЭНЕРГО ПТЭЦ-2» в должности обмуровщика, с 01.03.1999г. по 01.04.1999г. в ТОО «АКСЕСС-ЭНЕРГО ПТЭЦ-2» в должности слесаря по ремонту котельного оборудования, с 01.04.1999г. по 31.07.1999г. в Петропавловском управлении ТОО «Энерготехкомплекс» в должности слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов, с 02.08.1999г. по 31.01.2001г. в ТОО «АКСЕСС-ЭНЕРГО ПТЭЦ-2» в должности машиниста крана, с 01.02.2001г. по 09.07.2003г. в ТОО «АСТАНА-СЕВЕР ЭНЕРГО» в должности крановщика в РЦ-1 (по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов), с 09.07.2003г. по 04.11.2003г. в ТОО «Полимер Пласт» в должности крановщика, с 10.11.2003г. по 05.12.2006г. в ТОО «Петропавловское энергоремонтное предприятие» в должности крановщика в ремонтном цеху <данные изъяты>) по ремонту оборудования котельных пылеприготовительных цехов, с 20.12.2006г. по 14.01.2008г. в ТОО «Жансал» в должности машиниста мостового крана, с 21.04.2008г. по 01.09.2008г. в ТОО «КазВторМет» в должности машиниста крана, с 30.12.2009г. по 01.06.2010г. в ОАО «Уралкриомаш» в должности котельщика, внести в общий трудовой стаж периоды работы с 14.03.1980г. по 13.10.1980г. в «ДСК» в должности арматурщика, с 21.11.1980г. по 23.11.1980г. службы в рядах Советской Армии, с 03.01.1983г. по 14.08.1989г. в «Соколовское Райспецхозобъединение», с 01.09.1989г. по 15.04.1991г. ЦОЗ «Госнити», с 15.04.1991г. по 10.03.1992г. в кооперативе «Нива», с 04.01.2008г. по 21.03.2008г. у ИП Пошивкина А.С., с 21.04.2008г. по 01.09.2008г. в «КазВторМет», обязать повторно рассмотреть заявление о назначении страховой пенсии по старости по основаниям ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Требования мотивированы тем, что <данные изъяты> он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, считая, что имеет необходимый специальный стаж по Списку <данные изъяты>. Решением ответчика от 24.01.2018г. в назначении досрочной пенсии было отказано по причине отсутствия у него специального стажа требуемой продолжительности. Ответчиком в подсчет специального стажа не были включены периоды работы с 10.04.1992г. по 04.01.1999г. в Петропавловской ТЭЦ-2 в должности обмуровщика, с 04.01.1999г. по 28.02.1999г. в ТОО «АКСЕСС-ЭНЕРГО ПТЭЦ-2» в должности обмуровщика, с 01.03.1999г. по 01.04.1999г. в ТОО «АКСЕСС-ЭНЕРГО ПТЭЦ-2» в должности слесаря по ремонту котельного оборудования, с 01.04.1999г. по 31.07.1999г. в Петропавловском управлении ТОО «Энерготехкомплекс» в должности слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов, с 02.08.1999г. по 31.01.2001г. в ТОО «АКСЕСС-ЭНЕРГО ПТЭЦ-2» в должности машиниста крана, с 01.02.2001г. по 09.07.2003г. в ТОО «АСТАНА-СЕВЕР ЭНЕРГО» в должности крановщика в РЦ-1 по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов, с 09.07.2003г. по 04.11.2003г. в ТОО «Полимер Пласт» в должности крановщика, с 10.11.2003г. по 05.12.2006г. в ТОО «Петропавловское энергоремонтное предприятие» в должности крановщика в ремонтном цеху <данные изъяты> по ремонту оборудования котельных пылеприготовительных цехов, с 20.12.2006г. по 14.01.2008г. в ТОО «Жансал» в должности машиниста мостового крана, с 21.04.2008г. по 01.09.2008г. в ТОО «КазВторМет» в должности машиниста крана, с 30.12.2009г. по 01.06.2010г. в ОАО «Уралкриомаш» в должности котельщика, что всего составило 16 лет 5 месяцев 29 дней. Так же ответчиком принято решение не учитывать некоторые периоды трудовой деятельности истца по причине того, что его трудовая книжка оформлена с 1980 г., ранее времени изготовления данного бланка. В связи с этим в общий трудовой стаж истца ответчиком не были включены периоды его работы с 14.03.1980г. по 13.10.1980г. в «ДСК» в должности арматурщика, с 21.11.1980г. по 23.11.1980г. службы в рядах Советской Армии, с 03.01.1983г. по 14.08.1989г. в «Соколовское Райспецхозобъединение», с 01.09.1989г. по 15.04.1991г. ЦОЗ «Госнити», с 15.04.1991г. по 10.03.1992г. в кооперативе «Нива», с 04.01.2008г. по 21.03.2008г. у ИП Пошивкина А.С., с 21.04.2008г. по 01.09.2008г. в «КазВторМет», что составляет 14 лет 6 месяцев 26 дней, т.к. дополнительных сведений, подтверждающих осуществление истцом трудовой деятельности в указанные периоды, не представлено. С указанным решением ответчика об отказе в назначении пенсии не согласен.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, ответчик иск не признал.
Решением Орехово-Зуевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении иска Селяеву Ю.И. отказано. Дополнительным решением Орехово-Зуевского городского суда от <данные изъяты> исковые требования Селяева Ю.И. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новое судебное решение.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от <данные изъяты> N 400-ФЗ), вступившим в силу с <данные изъяты>
До <данные изъяты> основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от <данные изъяты> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от <данные изъяты> N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от <данные изъяты> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от <данные изъяты> N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от <данные изъяты> N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ).
<данные изъяты> государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от <данные изъяты>).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от <данные изъяты> определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего С. за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от <данные изъяты>).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты>).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ.
Согласно п. п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 11 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от <данные изъяты> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с <данные изъяты> и действовал до <данные изъяты> - даты вступления в силу Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от <данные изъяты> "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с <данные изъяты>, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до <данные изъяты>, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до <данные изъяты>, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до <данные изъяты> - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до <данные изъяты> и с <данные изъяты> - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по <данные изъяты> - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от <данные изъяты> N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ).
Приказом М. труда и социальной защиты Российской Федерации от <данные изъяты> N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Приказом М. труда России от <данные изъяты> N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в <данные изъяты>) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от <данные изъяты>, и имевших место за пределами Российской Федерации до <данные изъяты> (даты вступления в силу Федерального закона от <данные изъяты> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с <данные изъяты> стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от <данные изъяты>, за пределами Российской Федерации после <данные изъяты> (даты вступления в силу Федерального закона от <данные изъяты> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от <данные изъяты> должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от <данные изъяты> N ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий".
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от <данные изъяты>, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от <данные изъяты> Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Судом верно установлено, что <данные изъяты> Селяев Ю.И., <данные изъяты> г.р., обратился в ГУ – УПФ РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой с тяжелыми условиями труда по Списку <данные изъяты>.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 537 подтверждено действие на территории Российской Федерации Списков N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета М. С. от <данные изъяты> N 10.
Списки N 1 и N 2 составлены по производственному признаку, т.е. по видам производств. Исходя из этого, право на досрочное пенсионное обеспечение зависит от того, в каком производстве занят тот или иной работник. Производство является основной составляющей структуры Списков N 1 и N 2, каждый подраздел и раздел которых соответствует определенному виду производства.
Согласно раздела XIII списка N 2 должность - "машинисты кранов, занятые на ремонте котельного, турбинного (газотурбинного) оборудования" (позиция 2140000а-13790), включена в перечень должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Профессия "машинист крана (крановщик)", код 13790 9 2 - 6 01 8333, предусмотрена "Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов" ОК 016-94, принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от <данные изъяты> N 367 с <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований, истец ссылаясь на архивные справки и записи в трудовой книжке, настаивает на том, что он работал на разных должностях: обмуровщиком, крановщиком, машинистом, но в одном цехе по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов. При изменении названия должности, его функциональные обязанности и условия труда не менялись. Ремонт обмуровки и изоляции в цехе с повышенной температурой, задымленностью, загазованностью, т.е. работы им выполнялись в тяжелых условиях.
Оценка пенсионных прав истца проведена пенсионным органом на основании Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ФЗ <данные изъяты> «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от <данные изъяты>.
Решением комиссии, оформленным протоколом <данные изъяты> от <данные изъяты> Селяеву Ю.И. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия у него специального стажа, требуемой продолжительности.
В специальный стаж истца не включены следующие периоды работы:
- с 14.03.1980г. по 13.10.1980г. в «ДСК» в должности арматурщика (не представлены документы подтверждающие факт работы, нарушена Инструкция порядка ведения трудовых книжек, документ изготовлен в 1982 году);
- с 15.04.1991г. по 10.03.1992г. в кооперативе «НИВА» в должности машиниста башенного крана, (запись об увольнении заверена печатью несуществующего государства, которая читается частично «НИВА»…КазССР», при этом отсутствует расшифровка подписи должностного лица, заверяющего запись об увольнении);
- с <данные изъяты> по 04.01.1999г. в Петропавловской ТЭЦ-2 в должности обмуровщика (должность не предусмотрена Списками);
Пенсионный фонд в решении сослался на то, что с <данные изъяты> на территории Республики Казахстан назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями отменено. (Письмо РГУ «Департамента комитета труда, социальной защиты и миграции по <данные изъяты> Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан»).
Кроме того не приняты во внимание периоды работы:
- с 04.01.1999г. по 28.02.1999г. в ТОО «АКСЕСС-ЭНЕРГО ПТЭЦ-2» в должности обмуровщика;
- с 01.03.1999г. по 01.04.1999г. в ТОО «АКСЕСС-ЭНЕРГО ПТЭЦ-2» в должности слесаря по ремонту котельного оборудования;
- с 01.04.1999г. по 31.07.1999г. в Петропавловском управлении ТОО «Энерготехкомплекс» в должности слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов;
- со 02.08.1999г. по 31.01.2001г. в ТОО «АКСЕСС-ЭНЕРГО ПТЭЦ-2» в должности машиниста крана;
- с <данные изъяты> по 09.07.2003г. в ТОО «АСТАНА-СЕВЕР ЭНЕРГО» в должности крановщика в РЦ-1 (по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов);
- с 09.07.2003г. по 04.11.2003г. в ТОО «Полимер Пласт» в должности крановщика;
- с 10.11.2003г. по 05.12.2006г. в ТОО «Петропавловское энергоремонтное предприятие» в должности крановщика в ремонтном цеху <данные изъяты>) по ремонту оборудования котельных пылеприготовительных цехов;
- с 20.12.2006г. по 14.01.2008г. в ТОО «Жансал» в должности машиниста мостового крана;
- с 21.04.2008г. по 01.09.2008г. в ТОО «КазВторМет» в должности машиниста крана.
Комиссия исходила из того, что истцом при обращении за назначением пенсии представлена трудовая книжка ЕТ-1 <данные изъяты>, заполненная <данные изъяты> При этом из содержания письма исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ от 11.11.2009г. <данные изъяты> «О направлении информации по трудовым книжкам», усматривается, что трудовые книжки серии ЕТ-1 с номерами от 35300<данные изъяты>0 были изготовлены в 1982 г.; не представлены достоверные сведения, подтверждающие факт уплаты страховых взносов.
Так, согласно представленным архивным справкам «Коммунального государственного учреждения «Архив по личному составу управления культуры, архивов и документации Акимата <данные изъяты>», «Коммунального государственного учреждения «Государственный архив <данные изъяты>» управления архивов и документации <данные изъяты>, «Некоммерческого Акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» подтверждений пенсионных отчислений, социального страхования в Казахстане за период с 1989 по 1991 гг., не имеется, а при введении с 01.01.1998г. накопительной пенсионной системы в <данные изъяты>, имеющиеся в базе данных сведения на Селяева Ю.И. о перечислении обязательных пенсионных взносов не подтверждены уточненной информацией в связи с изменениями в платежной системе (л.д. 37).
Кроме как отмечено пенсионным органом и судом, представленные архивные справки <данные изъяты>.20.9-02-06/К-172-ЮЛ от 16.06.2017г. и № ЮЛ-С-97/04-14 от 04.08.2017г. не указывают на его работу в тяжелых условиях труда, и не содержат сведений, уточняющих характер условий труда.
Полученные справки от 02.11.2017г. <данные изъяты>.20.3-03.04/ЮЛ-К-1925, от 11.12.2017г. <данные изъяты>.20.3-03.04/ЮЛ-К-2190 в отношении Селяева Ю.И. свидетельствуют о том, что с апреля 1992 г. по апрель 1999г. в должности обмуровщика Петропавловской ТЭЦ-2; АООТ «Петропавловская ТЭЦ-2», ТОО «Аксесс-Энерго Петропавловская ТЭЦ-2», и с августа 1999г. по январь 2001 г. в должности машиниста крана ТОО «Аксесс-Энерго Петропавловская ТЭЦ-2», (профессия относится к раздел XIII Списка <данные изъяты>, по вредным и тяжелым условиям труда (работы производились полный рабочий день при полной рабочей неделе, ) однако код профессии не указан, документы за все годы в городской архив на государственное хранение не поступали, в связи с чем, в ходе разрешения спора не представилось возможным подтвердить стаж работы и размер заработной платы.
Периоды работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> в ТОО «АСТАНА-СЕВЕР ЭНЕРГО» в должности крановщика в РЦ-1 (по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов) и с <данные изъяты> по 05.12.2006г. в ТОО «Петропавловское Энергоремонтное Предприятие» в должности крановщика в ремонтном цехе <данные изъяты> (по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов) также не включены в страховой стаж, т.к. отсутствует подтверждение уплаты страховых взносов.
На запросы ГУ-УПФ РФ <данные изъяты> по Москве и <данные изъяты> о проведении документальной проверки спорных периодов работы истца ответы до истечения трехмесячного срока не поступили.
Таким образом, страховой стаж истца составил 26 лет 3 месяца и 4 дня, специальный стаж отсутствует.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в силу которого страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.; Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета М. С. от <данные изъяты> N 10, раздел XIII, код 2140000а-13790, согласно которому правом на досрочное назначение пенсии пользуются машинисты кранов(крановщики), занятые на ремонте котельного, турбинного (газотурбинного оборудования, слесари всех наименований, занятые на ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом не представлена достаточная совокупность доказательств, свидетельствующих о том, что в спорные периоды он работал полный рабочий день, на полную ставку, в должности, предусмотренной Списком N 2, на работах с вредными условиями труда.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Оценивая доводы истца в части несогласия с отказом во включении в страховой стаж периодов работы: с <данные изъяты> по <данные изъяты> в «Соколовское Райспецхозобъединение»; с <данные изъяты> по <данные изъяты> ЦОЗ «Госнити»; с <данные изъяты> по <данные изъяты> в ИП Пошивкин А.С.; с <данные изъяты> по <данные изъяты> в «КазВторМет» и периода службы в армии с <данные изъяты> по <данные изъяты>, судебная коллегия находит их несостоятельными, поскольку указанные периоды включены ответчиком в бесспорном порядке (л.д. 19).
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение.
Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
Поскольку на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (<данные изъяты>), стаж на соответствующих видах работ у него составил менее установленных п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», то исходя из положений ч. 1, 2 ст. 22 указанного закона, истец правом на досрочное пенсионное обеспечение с указанной даты не обладает.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на иной оценке исследованных судом доказательств, которая произведена судом с учетом положений ст. ст. 56, 57, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для переоценки которых по доводам жалобы не имеется. Также доводы жалобы основаны на неправильном толковании законодательства и фактических обстоятельств по настоящему гражданскому делу, которые были всесторонне, полно и объективно исследованы судом.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда по доводам жалобы нет.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орехово-Зуевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Селяева Ю. И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи