дело № 12-1/2021
26RS0028-01-2020-002508-11
РЕШЕНИЕ
г. Светлоград 14 января 2021 года
Судья Петровского районного суда Ставропольского края Черниговская И.А.
при секретаре – Горбенко Д.А.,
с участием помощника прокурора Петровского района Ставропольского края Катасоновой Е.Н.
представителей отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю – Островерхова С.В., и Демченко А.В. действующих на основании доверенностей
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Петровского района Ставропольского края на решение начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю – Островерхова С.В. от 05.11.2020 и предписание отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю № 56/1/27 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности ИП Данькову А.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурором в суд внесен протест, которым он просит суд: решение начальника ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Петровскому городскому округу и Грачевскому району) Островерхова С.В. от 05.11.2020 и предписание ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по СК (по Петровскому городскому округу и Грачевскому району) № 56/1/27 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности ИП Данькову А.Ю. – отменить, мотивируя следующими доводами.
Прокуратурой района на основании информации от 30.09.2020 №708-6-6-15-25 о нарушениях требований пожарной безопасности представленной ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Петровскому городскому округу и Грачевскому району) проведен анализ соответствия действующему законодательству предписания №56/1/27 от 01.09.2020 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выданного ИП Данькову А.Ю. (далее - Предписание).
В ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Постановление № 438), кроме того Приказа МЧС России от 30.11.2016 № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» (далее - Приказ № 644).
Вопреки требованиям ч. 1.1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ) в ходе проведенной проверки, установлено, что оснований для проведения плановой выездной проверки у ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по СК (по Петровскому городскому округу и Грачевскому району) в отношении ИП Данькова А.Ю., являющегося ссудополучателем на основании договора безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества от 09.01.2020 №1, расположенного по адресу..., не имелось.
В нарушение п.п. 90, 91 Приказа № 644 в Предписании срок устранения нарушения обязательных требований пожарной безопасности в п. 2-5 указан, однако само Предписание выдано 01.09.2020.
Кроме того, в описательной части Предписания указан период проведения плановой выездной проверки с 10 ч. 00 мин. до 10 ч. 30 мин. 31.08.2020; с 9 ч. 00 мин. до 10 ч. 30 мин. 21.09.2020; с. 15 ч. 30 мин. до 16 ч. 00 мин., однако само Предписание от 01.09.2020.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 26.10.2020 подан протест на предписание № 56/1/27 ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Петровскому городскому округу и Грачевскому району) по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности ИП Данькову А.Ю. от 01.09.2020. Однако решением начальника ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Петровскому городскому округу и Грачевскому району) от 05.11.2020 протест прокуратуры Петровского района Ставропольского края от 26.10.2020 оставлен без удовлетворения (т.1 л.д.2-3).
В судебном заседании помощник прокурора Петровского района Ставропольского края Катасонова Е.Н. поддержала протест прокурора, просила отменить указанные в нем решение от 05.11.2020 и предписание № 56/1/27 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности ИП Данькову А.Ю. по доводам, изложенным в протесте.
В судебном заседании представители Отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю – Островерхов С.В. и Демченко А.В. просили отказать в удовлетворении протеста прокурора, полагая названные Предписание № 56/1/27 и решение от 05.11.2020 – законными и обоснованными, указав, что проведенная проверка положения Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 не нарушает, поскольку она проводилась не в отношении ИП или юридического лица, а в отношении объекта защиты, принадлежащего гражданину. Ссылка в распоряжении о проведении проверки объекта, принадлежащего гражданке Даньковой Е.Н., на указанное Постановление Правительства как правовое основание её проведения и приведена, чтобы подчеркнуть, что его действие на данную проверку не распространяется. Распоряжение о проведении проверки в отношении ИП Данькова А.Ю. ими и не выносилось, поскольку он пользуется помещениями на указанном объекте на основании договора безвозмездного пользования и в связи с их разъяснениями в этом случае распоряжение на каждого правообладателя не требуется. При этом нарушения противопожарной безопасности, совершенные ИП Даньковым А.Ю., были выявлены в ходе проверки объекта защиты, а не при проверке деятельности ИП.
В судебное заседание ИП Даньков А.Ю. не явился, неоднократно извещен надлежащим образом (т.2 л.д.12-13), о причине неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении дела в его отсутствие в суд не представлено.
С учетом мнения помощника прокурора Катасоновой Е.Н., представителей Отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю – Островерхова С.В. и Демченко А.В., суд рассматривает протест прокурора в отсутствие ИП Данькова А.Ю.
Заслушав помощника прокурора Катасонову Е.Н., представителей Отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю – Островерхова С.В. и Демченко А.В., изучив в совокупности материалы дела, суд удовлетворяет протест прокурора по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 06.05.2019 Данькова Е.Н. является собственником земельного участка и расположенного на нем нежилого здания по адресу: ....
ИП Даньков А.Ю. безвозмездно пользуется земельным участком общей площадью -.- кв.м и нежилым зданием общей площадью -.- кв.м, расположенными по адресу: ..., принадлежащими Даньковой Е.Н. на основании договора №1 безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества от 09.01.2020, заключенного между Даньковой Е.Н. (ссудодатель) и ИП Даньковым А.Ю. (ссудополучателем), и акта приема передачи от 09.01.2020 (т. 1 л.д.127-128, 129).
Согласно договора №2 безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества от 09.01.2020, заключенного между Даньковой Е.Н. (ссудодатель) и ФИО16 (ссудополучателем), и акта приема передачи от 09.01.2020, ФИО17 безвозмездно пользуется нежилым зданием общей площадью -.- кв.м по адресу: ..., принадлежащим Даньковой Е.Н. (т. 1 л.д.130-131, 132).
Согласно договора №3 безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества от 09.01.2020, заключенного между Даньковой Е.Н. (ссудодатель) и ФИО8 (ссудополучателем), и акта приема передачи от 09.01.2020, ФИО8 безвозмездно пользуется помещениями --- на 1 этаже нежилого здания общей площадью -.- кв.м по адресу: ..., принадлежащими Даньковой Е.Н. (т. 1 л.д.133-134, 135).
Согласно договора №4 безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества от 09.01.2020, заключенного между Даньковой Е.Н. (ссудодатель) и ФИО9 (ссудополучателем), и акта приема передачи от 09.01.2020, ФИО9 безвозмездно пользуется помещениями --- на 1 этаже нежилого здания общей площадью -.- кв.м по адресу: ..., принадлежащими Даньковой Е.Н. (т. 1 л.д.124-125, 126).
Из приказа «О порядке обеспечения пожарной безопасности на территориях, в здании, и помещениях» от 09.01.2020 следует, что ответственным за пожарную безопасность в помещениях и на территории по адресу: ... - назначена Данькова Е.Н. (т. 1 л.д.123).
Распоряжением начальника ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Петровскому городскому округ и Грачевскому районам) Островерхова С.В. №56 от 24.08.2020 в отношении объектов защиты – нежилое здание, умеренный риск, 5 класс опасности, по адресу: ..., собственником которого является Данькова Е.Н. постановлено провести проверку в рамках осуществления надзора за выполнением требований пожарной безопасности сроком не более 20 рабочих дней с 31.08.2020 по 28.09.2020. Лицами, уполномоченными на проведение проверки, назначены: начальник Островерхов С.В., заместитель начальника Демченко А.В., старший инспектор Солгалов Д.В., инспектор Тхигов А.А., дознаватель Полянский Г.Ю. (т. 1 л.д.66-68).
Согласно акту проверки объекта защиты, собственником либо лицом, уполномоченным владеть, пользоваться или распоряжаться которым является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем №56 от 23.09.2020, в ходе плановой выездной проверки объекта защиты – производственного здания по адресу: ..., принадлежащего Даньковой Е.Н., проведенной на основании распоряжения №56 от 24.08.2020, заместителем начальника ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Петровскому городскому округ и Грачевскому районам) Демченко А.В. выявлены нарушения требований пожарной безопасности, допущенные собственником здания Даньковой Е.Н. и ИП Даньковым А.Ю., являющимся ссудополучателем здания на основании договора безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества от 09.01.2020 №1 (т.1 л.д. 69-73, 74-84).
По результатам вышеуказанной проверки заместителем начальника ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Петровскому городскому округ и Грачевскому районам) Демченко А.В. физическому лицу Даньковой Е.Н. выдано предписание №56/1/26 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 23.09.2020, полученное Даньковой Е.Н. в тот же день 23.09.2020 (т.1л.д. 85-88).
Кроме того, по результатам вышеуказанной проверки заместителем начальника ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Петровскому городскому округ и Грачевскому районам) Демченко А.В. ИП Данькову А.Ю. выдано предписание №56/1/27 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, датированное 01.09.2020, и полученное ИП Даньковым А.Ю. 23.09.2020 (т.1 л.д. 89-90).
Заместителем начальника ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Петровскому городскому округ и Грачевскому районам) Демченко А.В. в отношении Даньковой Е.Н. составлен протокол об административном правонарушении №63 от 24.09.2020 по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях по факту нарушений требований пожарной безопасности, выявленных 23.09.2020 в ходе проведения плановой выездной проверки на основании распоряжения от 24.08.2020 №56 в отношении объектов защиты - производственного здания по адресу: г. Светлоград, пр. Фабричный, 11, собственником которого является Данькова Е.Н. (т. 1 л.д.92-95).
Постановлением по делу об административном правонарушении №71 от 01.10.2020, вынесенным заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по Петровскому городскому округ и Грачевскому районам) УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Демченко А.В., Данькова Е.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 2000 руб. по факту нарушений требований пожарной безопасности, выявленных 23.09.2020 в ходе проведения плановой выездной проверки на основании распоряжения от 24.08.2020 №56 в отношении объектов защиты - производственного здания по адресу: г. Светлоград, пр. Фабричный, 11, собственником которого является Данькова Е.Н. (т. 1 л.д.98-102).
Кроме того, заместителем начальника ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Петровскому городскому округ и Грачевскому районам) Демченко А.В. в отношении ИП Данькова А.Ю. составлен протокол об административном правонарушении №64 от 24.09.2020 по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях по факту нарушений требований пожарной безопасности, выявленных 23.09.2020 в ходе проведения плановой выездной проверки на основании распоряжения от 24.08.2020 №56 в отношении объектов защиты - производственного здания по адресу: ..., собственником которого является Данькова Е.Н. (т. 1 л.д.105-106).
Постановлением по делу об административном правонарушении №75 от 17.11.2020, вынесенным начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по Петровскому городскому округ и Грачевскому районам) УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Островерховым С.В., ИП Даньков А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде предупреждения по факту нарушений требований пожарной безопасности, выявленных 23.09.2020 в ходе проведения плановой выездной проверки на основании распоряжения от 24.08.2020 №56 в отношении объектов защиты - производственного здания по адресу: ..., собственником которого является Данькова Е.Н. (т. 1 л.д.115-117).
Между тем, 26.10.2020 заместителем прокурора Макаренко О.А. начальнику ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Петровскому городскому округу и Грачевскому району) Островерхову С.В. внесен протест на распоряжение (приказ) начальника ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Петровскому городскому округу и Грачевскому району) о проведении плановой/выездной проверки объектов защиты Даньковой Е.Н. от 24.08.2020 №56 с требованием о его отмене, в обоснование которого указано, что оснований для проведения плановой выездной проверки у ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по СК (по Петровскому городскому округу и Грачевскому району) в отношении ИП Данькова А.Ю. являющегося ссудополучателем на основании договора безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества от 09.0.12020 № 1, расположенного по адресу: Ставропольский край, Петровский городской округ, г. Светлоград, пр. Фабричный, д. 11, не имелось, поскольку согласно ч. 1.1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также согласно п. 54 Приказа № 644 в случае организации плановой проверки в отношении объекта защиты, где собственниками (правообладателями) отдельных помещений, групп помещений, этажей, отсеков, частей зданий, зданий сооружений в пределах одного объекта защиты являются несколько правообладателей, распоряжение о проведении проверки оформляется отдельно в отношении каждого собственника (правообладателя). Кроме того, в п. 9 Распоряжения правовым основанием проведения проверки в отношении Даньковой Е.Н. указан Федеральный закон № 294-ФЗ, Постановление №438, однако Данькова Е.Н. никакого отношения к предпринимательской деятельности не имеет (т. 1 л.д. 136-137).
Решением начальника ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Петровскому городскому округу и Грачевскому району) Островерхова С.В. от 05.11.2020 протест прокуратуры Петровского района Ставропольского края от 26.10.2020 г. №7-83-2020/5617, в части отмены распоряжения (приказа) начальника ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Петровскому городскому округу и Грачевскому району) о проведении плановой/выездной проверки объекта защиты Даньковой Е.Н. от 24.08.2020 № 56, - оставлен без удовлетворения. В обоснование данного решения должностным лицом указано, что проверка в отношении ИП Данькова А.Ю. не назначалась и не проводилась. Меры, принимаемые по результатам проверки на основании распоряжения от 24.08.2020 № 56, в виде выдачи предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности собственнику здания - Даньковой Е.Н. и ссудополучателю - ИП Данькову А.Ю., а также принятие мер административного характера в отношении указанных лиц, принимались в рамках пунктов 90, 101 Приказа МЧС России № 644 и представленных полномочий законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: ..., также возложена на ИП Данькова А.Ю., в соответствии с пунктами 3.2.3, 3.2.5 договора безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества от 09.01.2020 г. № 1 для осуществления последним своей предпринимательской деятельности. По вопросу нарушения п.54 Приказа МЧС России № 644 указано, что проверка в отношении ИП Данькова А.Ю. была запланирована на август 2020 г. в соответствии с ежегодным планом проведения проверок. Однако в соответствии со ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 указанная проверка была исключена из Плана проверок на основании п. 7 постановления Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 в соответствии с приказом Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю от 16.04.2020 № 360. Исключение из Плана проверок проведение проверки в отношении ИП Данькова А.Ю. не влечет за собой запрета на проведение проверки в отношении физического лица - правообладателя Даньковой Е.Н. на основании распоряжения от 24.08.2020 № 56 и исключение обязанности ИП Данькова А.Ю. по выполнению и соблюдению требований пожарной безопасности на объекте защиты по адресу: г. Светлоград, пр. Фабричный, 11, обязанность на которого возложена пунктами 3.2.3, 3.2.5 Договора от 09.01.2020 № 1. Проверка в отношении объекта защиты по адресу: г. Светлоград, пр. Фабричный, 11, собственником которого является физическое лицо - правообладатель Данькова Е.Н. была запланирована на август 2020 г. в соответствии с ежегодным планом проверок физических лиц - правообладателей на 2020 г. Указание в распоряжении от 24.08.2020 № 56 правовыми основаниями проведения проверки Закона № 294-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 438 осуществлялось не для отнесения действий Даньковой Е.Н. к какой-либо предпринимательской деятельности, а отражают возможность должностными лицами органов ГПН проведения проверок за соблюдением требований пожарной безопасности не только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и в отношении физических лиц - правообладателей, а также отнесения деятельности объектов защиты к определенной категории риска. Кроме того положения Постановления Правительства РФ № 438 устанавливают запрет на проведение проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Физической лицо - правообладатель Данькова Е.Н. не является индивидуальным предпринимателем, в связи, с чем запрет, установленный Постановлением Правительства РФ № 438, на проведение указанной проверки, не распространяется. Помимо указанных положений в правовых основаниях распоряжения от 24.08.2020 № 56 были также указаны Закон № 69-ФЗ, Постановление Правительства РФ № 290, Приказ МЧС России № 644, которые предоставляют такие полномочия органам ГПН по проведению проверок данной категории. Помимо прочего, наличие в распоряжении от 24.08.2020 № 56, правовых оснований проведения проверки, а именно Закона № 294-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 438, само по себе не является нарушений законодательства РФ по проведению проверок и не нарушает законные права и интересы лиц, в отношение которых проводятся проверки (т. 1 л.д.140-142).
Кроме того, 26.10.2020 заместителем прокурора Макаренко О.А. начальнику ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Петровскому городскому округу и Грачевскому району) Островерхову С.В. внесен протест на предписание №56/1/27 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности ИП Данькову А.Ю. от 01.09.2020, с требованием о его отмене, в обоснование которого указано, что оснований для проведения плановой выездной проверки у ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по СК (по Петровскому городскому округу и Грачевскому району) в отношении ИП Данькова А.Ю. являющегося ссудополучателем на основании договора безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества от 09.01.2020 № 1, расположенного по адресу: Ставропольский край, Петровский городской округ, ..., не имелось, поскольку согласно ч. 1.1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ проверки в отношении индивидуальных предпринимателей не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года, а также в нарушение п.п. 90, 91 Приказа № 644 в предписании срок устранения нарушения обязательных требований пожарной безопасности в п. 2-5 указан 01.02.2020, однако само предписание выдано 01.09.2020. Кроме того, в описательной части предписания указан период проведения плановой выездной проверки в период с 10 ч. 00 мин. до 10 ч. 30 мин. 31.08.2020; с 9 ч. 00 мин. до 10 ч. 30 мин. 21.09.2020; с 15 ч. 30 мин. до 16 ч. 00 мин. 23.09.2020, однако само предписание от 01.09.2020 (т. 1 л.д. 144-145).
Решением начальника ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Петровскому городскому округу и Грачевскому району) Островерхова С.В. от 05.11.2020 протест прокуратуры Петровского района Ставропольского края от 26.10.2020 №7-83-2020/5618 в части отмены предписания №56/1/27 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности ИП Данькову А.Ю. от 01.09.2020 - также оставлен без удовлетворения; в предписание № 56/1/27 от 01.09.2020 внесены изменения в части изменения в пунктах 2, 3, 4, 5 сроков устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности с 01.02.2020 на 01.02.2021, а также изменения даты предписания с 01.09.2020 на 23.09.2020, в остальной части предписание оставлено без изменения. В обоснование данного решения должностным лицом указано, что обстоятельства отсутствия оснований для проведения плановой выездной проверки у ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по СК (по Петровскому городскому округу и Грачевскому району) в отношении ИП Данькова А.Ю., являющегося ссудополучателем на основании договора безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества от 09.01.2020 № 1 по адресу: г. Светлоград, проезд Фабричный, 11, были отражены в решении от 05.11.2020, принятого по результату рассмотрения протеста прокуратуры Петровского района Ставропольского края от 26.10.2020 № 7-83-2020/5617 на распоряжение (приказ) начальника ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (по Петровскому городскому округу и Грачевскому району) о проведении плановой/выездной проверки объекта защиты Даньковой Е.Н. от 24.08.2020 № 56. Указание даты предписания № 56/1/27 - 01.09.2020 и срока устранения нарушений в пунктах 2, 3, 4, 5 - 01.02.2020, - надлежит расценивать как допущенные описки (опечатки) в ходе подготовки указанного предписания (т. 1 л.д.148-150).
Однако, вопреки доводам должностных лиц пожарного надзора правовые основания для признания законными предписание № 56/1/27 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выданного ИП Данькову А.Ю. и соответственно решение от 05.11.2020 – отсутствуют.
Как устанавливает Федеральный закон "О пожарной безопасности", обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства (преамбула); противопожарный режим включает в себя, среди прочего, порядок содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности; при этом федеральный государственный пожарный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, он осуществляется посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты (абзацы четвертый, шестой и двенадцатый статьи 1).
В развитие данных положений федеральным законодателем введена статья 6.1 Федерального закона "О пожарной безопасности", в силу которой предметом плановых проверок выступает не сама по себе деятельность организаций и граждан в предпринимательской или иной экономической сфере, а соблюдение ими требований пожарной безопасности на объектах защиты (зданиях, сооружениях, помещениях и других объектах). Соответственно, проверка соблюдения гражданами и организациями пожарной безопасности проводится уполномоченным органом в отношении используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.
При этом в целях предотвращения избыточного надзора в силу части четвертой той же статьи периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска.
В соответствии с пунктом 21 данного Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре", проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью: для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год; для категории высокого риска - один раз в 2 года; для категории значительного риска - один раз в 3 года; для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет; для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет; в отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. При этом основанием для проведения плановой проверки является истечение в году проведения проверки установленной периодичности с даты ввода объекта защиты в эксплуатацию либо окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 6.1 названного Федерального закона, будучи основанной на специфике проведения проверок соблюдения требований пожарной безопасности, а именно проверки соответствия конкретных объектов требованиям пожарной безопасности, вместе с тем направлена на установление гарантий прав правообладателей соответствующих объектов (Определение от 24 марта 2015 года N 636-О).
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (ч. 1). Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (ч.3). Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (ч.11). О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом (ч.12).
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В силу ч. 3 этой же статьи к акту проверки прилагается, в том числе, и предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 1, п. 4 и п. 7 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, к грубым нарушениям относятся - нарушение требований, предусмотренных частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона (п.1 ч.2), частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) (п.4 ч.2) и частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок) (п.7 ч.2).
При этом согласно ч. 1.1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с подп.1 п. 90 Приказа МЧС России от 30.11.2016 N 644 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности", в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны): с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения.
Согласно п.101 Приказа МЧС России от 30.11.2016 N 644, в случае выявления при проведении проверки противоправного, виновного действия (бездействия) уполномоченного лица органа власти или объекта защиты, физического лица - правообладателя, в отношении которого проводится проверка, и (или) лица (лиц), осуществляющего (осуществляющих) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), в органе власти, в отношении которого проводится проверка, а также лиц, находящихся на объекте защиты и (или) территории (земельном участке), образующего состав административного правонарушения, должностные лица органа ГПН, в пределах своих полномочий, возбуждают дела об административных правонарушениях и осуществляют производство по указанным делам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Распоряжение №56 от 24.08.2020 о проведении плановой выездной проверки в отношении объекта защиты – нежилого здания, территории по адресу ..., собственником которого является физическое лицо Данькова Е.Н. содержит указание на проведение проверки в отношении объекта защиты, принадлежащего физическому лицу Даньковой Е.Н.
Указание на проведение проверки в отношении ИП Данькова А.Ю., в безвозмездном пользовании которого находится указанный объект недвижимости, распоряжение №56 от 24.08.2020 не содержит, что не оспаривается должностными лицами пожарного надзора.
Таким образом, плановая выездная проверка была проведена 23.09.2020 на основании распоряжения №56 от 24.08.2020 только в отношении объекта защиты – нежилого здания, территории по адресу ..., собственником которого является физическое лицо Данькова Е.Н.
Проверка в отношении ИП Данькова А.Ю. была запланирована на август 2020 г. в соответствии с ежегодным планом проведения проверок. Однако в соответствии со ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 указанная проверка была исключена из Плана проверок на основании п. 7 постановления Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 в соответствии с приказом Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю от 16.04.2020 № 360.
Таким образом, проведение 23.09.2020 проверки в отношении собственника нежилого здания физического лица Даньковой Е.Н. на основании распоряжения №56 от 24.08.2020 является правомерным, поскольку на неё не распространется запрет, установленный ч. 1.1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Между тем, проведение 23.09.2020 плановой/выездной проверки в отношении ИП Данькова А.Ю. является незаконным, поскольку проведение проверок в отношении индивидуальных предпринимателей в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года прямо запрещено ч. 1.1 ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», кроме того, указанная проверка проведена в отсутствие распоряжения, что в соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ является грубым нарушением.
Ссылка должностных лиц пожарного надзора, что опариваемое предписание № 56/1/27 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в отношении ИП Данькова А.Ю. вынесено в рамках пунктов 90, 101 Приказа МЧС России № 644 без учета вышеуказанных положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ основана на неправильном применении норм закона.
С учетом вышеизложенного решение начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю – Островерхова С.В. от 05.11.2020 и предписание отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ставропольскому краю № 56/1/27 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности ИП Данькову А.Ю. – подлежат отмене.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 05.11.2020 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 56/1/27 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░