№2-144/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута РК 02 февраля 2017 года
Воркутинский городской суд Республики Коми РФ в составе председательствующего судьи Екимовой Н.И., при секретаре судебного заседания Корзун В.Ю., с участием прокурора Ануфриева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сыктывкарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» об обязании разработать и направить на утверждение проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект и получить разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект,
установил:
Сыктывкарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Водоканал» о возложении обязанности разработать и направить на утверждение в отдел водных ресурсов по Республике Коми Северо-Западного бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в ручей Дозмер-Шор и получить разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в указанный водный объект.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате проверки исполнения законодательства о негативном воздействии на водные объекты установлено, что ответчик осуществляет использование водного объекта – ручей Дозмер-Шор, приток реки Воркута бассейна реки Печора, для целей сброса сточных и дренажных вод на основании решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о предоставлении водного объекта в пользование №11-03.05.02.001-Р-РСВХ-С-2015-03200/00 от 11.12.2015, действующего по 01.11.2017. В 2015 году осуществлен сброс сточных и дренажных вод в объеме 726,77 тыс.м3. При этом в сбрасываемых ответчиком сточных водах содержатся загрязняющие вещества - азот аммонийный, нефть и нефтепродукты, фосфаты, эфиры, кальций, железо, магний, медь, нитраты, а также иные вещества. Вместе с тем в нарушение требований закона не разработаны и не согласованы в установленном законом порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в используемые водные объекты, что подтверждается информацией отдела водных ресурсов по Республике Коми Северо-Западного бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, письмом ООО «Водоканал» от 23.11.2016 №104-3646. Кроме того, сброс загрязняющих веществ в водный объект осуществляется в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения на сброс, что не позволяет организовать контроль в части сброса загрязняющих веществ в водные объекты и может повлечь причинение вреда окружающей среде, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду и условия проживания.
В письменном отзыве на иск содержится просьба об отказе в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты является неотъемлемой частью проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и дает право предприятию осуществлять сброс таких веществ; согласно пп.18 пункта 2.3 «Условия использования водного объекта или его части» решения от 11.12.2015 о предоставлении водного объекта в пользование ООО «Водоканал» обязано обеспечить в срок до 01.10.2017 разработку и утверждение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты со сточными водами в соответствии с законодательством РФ и предоставить в Минприроды Республики Коми до 10.10.2017 отчет о проделанной работе; в течение 2016 года ООО «Водоканал» предпринимало действия, необходимые для согласования проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты и для утверждения разрешения на сброс загрязняющий веществ в водные объекты, а именно: заключены договоры на получение справки гидрологических характеристик, на выполнение количественного химического анализа природных вод и сточных вод аккредитованной лабораторией; однако в связи с тяжелым финансовым положением ООО «Водоканал» (определением Арбитражного суда РК от 27.12.2016 по делу №А29-5410/2016 введена процедура банкротства - внешнего управления) не произвел оплату за предоставленные услуги по перечисленным договорам, в результате чего данные для разработки проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты и утверждения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты не были получены, о чем было сообщено прокуратуре.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске.
ООО «Водоканал», извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направило.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.42 и ст.58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу ст. 11 ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водопользователем является физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом. Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
К поверхностным водным объектам относятся, в частности, водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища; ч. 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации).
Сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
В силу ч. 1 ст. 9 данного Кодекса физические лица и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 3 Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в том числе, для сброса сточных вод и (или) дренажных вод производится на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Порядок получения решения установлен ст. 22, 23 Водного кодекса Российской Федерации, п. 5 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844.
Статьёй 35 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Частью 1 ст.44 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ст. 22 ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии с 4.1 ст. 21 Закона нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 №46 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты"
В силу Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12.12.2007 N 328, в качестве нормативов качества воды могут приниматься: предельно допустимые концентрации для химических веществ в воде водных объектов, ориентировочно безопасные уровни воздействия вредных веществ в воде водных объектов.
Из пункта 12 указанной Методики величины нормативов допустимых сбросов разрабатываются как для проектирующих, так и для действующих организаций - водопользователей. Нормативы могут быть разработаны как непосредственно организацией - водопользователем, так и по ее поручению проектирующей организацией, каких-либо исключений из указанного требования не предусмотрено.
Пункт 14.1 Методики содержит требования к составу проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, который должен содержать, в том числе, ситуационный план местности с привязкой к территории предприятия, план территории предприятия с указанием мест размещения очистных сооружений, их характеристики, сведения об эффективности очистки сбрасываемого стока, водохозяйственный баланс водопользователя, гидрологическую характеристику используемого водного объекта, а также иные сведения, в том числе расчет нормативов допустимых сбросов, выполненный в соответствии с рассматриваемой методикой, и его результаты.
Из вышеприведенных положений нормативных актов следует, что водопользователи обязаны разрабатывать и согласовывать в установленном порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Как установлено судом и не оспорено ответчиком, основным видом деятельности ООО «Водоканал» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод, строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения.
На основании решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о предоставлении водного объекта в пользование №11-03.05.02.001-Р-РСВХ-С-2015-03200/00 от 11.12.2015 ООО «Водоканал» осуществляет использование водного объекта – ручей Дозмер-Шор, приток реки Воркута бассейна реки Печора для целей сброса сточных и дренажных вод. Срок водопользования установлен по 01.11.2017.
В ходе прокурорской проверки установлено, что при осуществлении своей деятельности в 2015 году ООО «Водоканал» осуществлен в ручей Дозмер-Шор сброс сточных и дренажных вод в объёме 726,77 тыс.м3. При этом в сбрасываемых предприятием сточных водах содержатся загрязняющие вещества - азот аммонийный, нефть и нефтепродукты, фосфаты, эфиры, кальций, железо, магний, медь, нитраты, а также иные вещества. Вместе с тем предприятием не разработаны и не согласованы в установленном законом порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в используемые водные объекты. Кроме того, сброс загрязняющих веществ в водный объект – ручей Дозмер-Шор осуществляется ООО «Водоканал» в отсутствие разрешения на сброс.
Указанные обстоятельства не опровергнуты ответчиком и подтверждены результатами проверки, отчетами о водопользовании, информацией отдела водных ресурсов по Республике Коми Северо-Западного бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, письмом ООО «Водоканал» от 23.11.2016 №104-3646.
Пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Как следует из положений приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2013 г. N2, зарегистрированного в Минюсте РФ 26.06.2013, выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и её территориальными подразделениями. Для получения разрешения на сбросы хозяйствующий субъект подает заявление, содержащее сведения о заявителе, реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, опись предоставляемых материалов, сведения о местонахождении отдельных производственных площадок, а также указывает реквизиты документов (или предоставляет их копии). Выдача разрешения на сбросы осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации материалов хозяйствующего субъекта.
Разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм3), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты и в пределах лимитов на сбросы.
При разрешении спора судом установлено, что в нарушение приведенных требований закона сброс загрязняющих веществ в водный объект – р. Дозмер-Шор осуществляется ООО «Водоканал» в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения на сброс.
Сброс вод без разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект, а также отсутствие утвержденных нормативом допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в используемый водный объект ставит под угрозу экологическое благополучие населения и окружающей среды, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о проведении мер по заключению договоров, необходимых для разработки нормативов и получения разрешения на сброс, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку утвержденные нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и разрешение на сброс у ответчика до настоящего времени отсутствуют. Имущественное положение хозяйствующего субъекта не освобождает ответчика от оформления необходимой документации в области охраны окружающей среды и для отказа в иске. При этом следует отметить, что у ответчика имелась возможность заблаговременно предпринять меры по устранению выявленных нарушений.
Кроме того, суд учитывает, что водопользователи при использовании водных объектов, в том числе ответчик, обязаны принимать меры по неукоснительному соблюдению требований природоохранного законодательства, нарушение требований которого повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что суд обязан установить срок исполнения решения суда. Кроме того, как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
На основании изложенного и с учетом вышеприведенных принципов, а также того обстоятельства, что ответчиком в этой части не приведены какие-либо доводы, суд приходит к выводу об установлении срока исполнения решения суда – 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
обязать Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить на утверждение в отдел водных ресурсов по Республике Коми Северо-Западного бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в ручей Дозмер-Шор и получить разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в указанный водный объект.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения суда.
Судья: Н.И.Екимова