Судья: Штырлина М.Ю. Гр. дело № 33-15565/2019
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-759/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 декабря 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хаировой А.Х.,
судей Ромасловской И.М., Пинчук С.В.,
при помощнике судьи Чуркиной С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шевлякова П.И. на решение Безенчукского районного суда Самарской области от 07 октября 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Шевлякова П.И. к ГУ УПФ РФ в муниципальном районе Безенчукский (межрайоное) Самарской области о признании незаконным решения от 11.03.2014 № УПФ РФ в Безенчукском районе об отказе в назначении пенсии по старости в соответствии с п.п.5 п.1 ст. 27 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» и возложении обязанности назначить досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х. по делу, пояснения истца Шевлякова П.И., и его представителя Швецовой Е.Н. (по доверенности), поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Безенчукский Самарской области (межрайонное) – Гоголевой Е.Ю. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
Истец Шевляков П.И. обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном районе Безенчукский Самарской области (межрайонное) (далее по тексту - Управление), мотивируя тем, что 03.03.2014 года он обратился в Управление с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Решением Управления от 11.03.2014 № ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости в возрасте 55 лет из-за отсутствия требуемого специального стажа работы, при этом в специальный стаж не были засчитаны периоды: с 24.07.1978 г. по 04.11.1979 г.; с 16.12.1981 г. по 05.01.1982 г. в качестве слесаря по ремонту подвижного состава; с 06.01.1982 г. по 15.07.1982 года в качестве осмотрщика-ремонтника пункта технического обслуживания вагонов; с 24.07.1982 г. по 11.12.1983 г., с 16.09.1986 г. по 29.09.1986 г. в качестве дублёра помощника машиниста электровоза. Вступившим в законную силу решением Безенчукского районного суда Самарской области от 04.09.2014 года в специальный стаж включены периоды работы истца в вагонном депо Абдулино Куйбышевской железной дороги с 24.07.1978 г. по 04.11.1979 г.; с 16.12.1981 г. по 05.01.1982 г.- в должности слесаря по ремонту подвижного состава; с 06.01.1982 г. по 15.07.1982 г. - в должности осмотрщика-ремонтника пункта технического обслуживания вагонов. Специальный стаж с учетом включенных ответчиком периодов работы и решения суда составил 11 лет 08 месяцев 11 дней, что недостаточно для назначения досрочной пенсии и в данной части иск Шевлякова П.И. был оставлен без удовлетворения. 29.03.2019 года истец повторно обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Получив решение Управления от 18.04.2019 г. № об отказе, истец обратился в Отделение Пенсионного фонда по Самарской области, из ответа которого от 03.06.2019 г. № следует, что решение Управления об отказе в установлении пенсии от 18.04.2019 г. № признано необоснованным. Выплата причитающихся сумм пенсии произведена в июне 2019 г. с доплатой за прошлое время с 29.03.2019 г. Истец полагает, что право на досрочную пенсию у него возникло еще при первом обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии, поскольку общая продолжительность специального стажа на ДД.ММ.ГГГГ при суммировании (с учетом решения суда от 04.09.2014 г., протокола Комиссии от 11.03.2014 г. №, справки ответчика от 22.07.2019 г.) составляет 13 лет 24 дня, что давало ему право на досрочную пенсию в соответствии с п.п.5 п.1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ в возрасте 55 лет. При повторном обращении в Управление решение о назначении досрочной пенсии было принято с учетом прежних документов и обстоятельств.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Шевляков П.И. просил суд:
- признать решение Управления от 11.03.2014 г. № об отказе в назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 5 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» незаконным;
- обязать Управление назначить и выплатить пенсию с момента возникновения права с ДД.ММ.ГГГГ
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Шевляков П.И. просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права, ошибочно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений ответчика на апелляционную жалобу, заслушав пояснения истца, представителя истца и представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда (по Списку N 2) не менее 12 лет 06 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет) на один год за каждые 2 года 06 месяцев такой работы.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин), мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (абз.1 п.п. 2 п. 1 ст. 27).
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (абз. 2 п.п. 2 п. 1 ст. 27).
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ было предусмотрено, что досрочная трудовая пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств и профессий, должностей, специальностей, учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 данного закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ ").
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2) и работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (подпункт 5).
Согласно абзаца 3 пункта 3 этих же Правил при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном правилами, суммирование периодов работ с тяжелыми условиями труда и с работами на железнодорожном транспорте осуществляется при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем 1 подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из смысла абзаца 1 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Таким образом, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, предусмотрено суммирование различных льготных периодов работ. При этом предусмотрено, что к работе по подпункту 2 пункта 2 настоящих Правил (работе с тяжелыми условиями труда) производится суммирование периодов работ по подпункту 5 пункта 2 настоящих Правил (работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене), только при досрочном назначении пенсии в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, который предусматривает специальный стаж для мужчин 12 лет 6 месяцев и достижение возраста 55 лет.
Из изложенного следует, что такое суммирование периодов работы имеет правовое значение только в том случае, если в результате продолжительность специального стажа составит не менее 12 лет 6 месяцев, установленных в абзаце первом подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ. Если же в результате суммирования стаж составит менее 12 лет 6 месяцев, то правило о назначении досрочной пенсии с уменьшением возраста пропорционально продолжительности специального стажа, предусмотренное абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, не применяется в силу прямого указания на это в подпункте 2 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, предусмотрена также возможность прибавления к периодам работы, указанной в подпункте 5, периодов работ, указанных в подпункте 2, вместе с тем Федеральный закон "О страховых пенсиях", так же как и ранее действовавший Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не предусматривают возможности назначения досрочной страховой пенсии с уменьшением возраста пропорционально продолжительности специального стажа для рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене; указанной категории работников досрочная страховая пенсия назначается при наличии специального стажа не менее 12 лет 6 месяцев для мужчин.
Возможность применения двойной льготы не предусмотрена нормами пенсионного законодательства, а применяется одна наибольшая по значению.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Шевляков П.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 03.03.2014 г. обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Управления от 11.03.2014 № истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в возрасте 55 лет в соответствии с п.п.5 п.1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях» из-за отсутствия требуемого льготного стажа работы, при этом в специальный стаж не были засчитаны периоды: с 24.07.1978 г. по 04.11.1979 г.; с 16.12.1981 г. по 05.01.1982 г. в качестве слесаря по ремонту подвижного состава; с 06.01.1982 г. по 15.07.1982 г. в качестве осмотрщика-ремонтника пункта технического обслуживания вагонов; с 24.07.1982 г. по 11.12.1983 г., с 16.09.1986 г. по 29.09.1986 г. в качестве дублера помощника машиниста электровоза. Согласно протокола Управления № от 11.03.2014 г. льготный стаж истца составил 09 лет 10 месяцев 01 день при необходимой продолжительности льготного стажа 12 лет 6 месяцев.
Данное решение Управления было обжаловано истцом в судебном порядке. Решением Безенчукского районного суда от 04.09.2014 г., вступившим в законную силу, в специальный стаж Шевлякова П.И. включены периоды работы в вагонном депо Абдулино Куйбышевской железной дороги с 24.07.1978 г. по 04.11.1979 г.; с 16.12.1981 г. по 05.01.1982 г. в качестве слесаря по ремонту подвижного состава; с 06.01.1982 г. по 15.07.1982 г. в качестве осмотрщика ремонтника пункта технического обслуживания вагонов. Указанные периоды включены судом на основании Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. "д" ст. 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 (далее - Список N 272).
Специальный стаж с учетом включенных ответчиком периодов работы и решения суда от 04.09.2014 составил 11 лет 08 месяцев, 11 дней, что недостаточно для назначения досрочной пенсии в возрасте 55 лет в соответствии с пп.5 п.1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ.
29.03.2019 года Шевляков П.И. в возрасте 60 лет повторно обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Управления от 18.04.2019 г. № истцу отказано в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия страхового стажа не менее 42 лет и недостижении возраста 60 лет 06 месяцев.
После обращения Шевлякова П.И. с жалобой в Отделение ПФР по Самарской области, решением Управления от 29.05.2019 г. № периоды работы истца: с 24.07.1982 г. по 11.12.1983 г., с 23.07.1984 г. по 18.08.1986 г., с 30.09.1986 г. по 31.12.1991 г. включены в льготный стаж в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях», Шевлякову П.И., назначена досрочная пенсия по старости с 29.03.2019 года по п. 2 ч.1 ст.30 Закона №400- ФЗ. Поскольку право на досрочную страховую пенсию по данному основанию возникло у истца в 57 лет, в этом возрасте он не обращался за назначением пенсии, при назначении истцу пенсии в возрасте 60 лет были применены коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента и коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (ч.15, ч.17 ст. 15 Федерального закона №400-ФЗ).
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, исходил из того, что по п.п.5 п.1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ стаж работы истца на ДД.ММ.ГГГГ составлял 11 лет 08 месяцев 11 дней, по п.п.2 п.1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ льготный стаж работы истца на ДД.ММ.ГГГГ составлял 08 лет 08 месяцев 15 дней, что давало право на назначение досрочной пенсии в 57 лет. Вместе с тем, на момент первоначального обращения Шевлякова П.И. в Управление ему исполнилось 55 лет.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда являются обоснованными, соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно не применил правила суммирования периодов работы с тяжелыми условиями труда с периодами работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, неправильно определил количество специального стажа, отмену решения не влекут, поскольку не свидетельствуют о неверности принятого по делу решения.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, опровергаются исследованными судом доказательствами, сводятся к их иной оценке, направлены на переоценку выводов суда. Результаты оценки отражены в решении, оснований для переоценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
определила:
Решение Безенчукского районного суда Самарской области от 07 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шевлякова П.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: