РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2022 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе судьи Ковригиной Н.Н., при секретаре Ирлица И.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к ООО «ВОЛГАСТРОЙСЕРВИС» об исполнении требований лесного законодательства,
установил:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит суд обязать ООО «ВОЛГАСТРОЙСЕРВИС» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> для проведения государственной экспертизы проект освоения лесов в отношении лесного участка, расположенного в Фёдоровском участковом лесничестве Ставропольского лесничества <адрес> и используемого на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №.
В обоснование иска указав, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проанализирована работа ООО «Волгастройсервис» по исполнению требований лесного законодательства, установлено, что общество на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № использует лесной участок, расположенный в Ставропольском лесничестве <адрес>, проект освоения лесов в соответствии с новым лесохозяйственным регламентом не разработан, на государственную экспертизу в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> не представлен. Отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов нарушает требования лесного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, может привести к возникновению лесных пожаров, очагов вредных организмов. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «ВОЛГАСТРОЙСЕРВИС» внесено представление, до настоящего времени обществом нарушения законодательства не устранены.
В судебном заседании помощник прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «ВОЛГАСТРОЙСЕРВИС» в лице директора ФИО3 в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> ФИО4 в судебном заседании исковые требования считает подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 9,15 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических условий его жизни.
Согласно ст. 1 Лесного кодекса РФ, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями; недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления; платность использования лесов.
В силу ч.1 ст.24 Лесного кодекса РФ, использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута (ч.2 ст.24 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со ст.88 Лесного кодекса РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1 ст. 89 Лесного кодекса РФ).
Частью 2 статьи 89 Лесного кодекса РФ установлено, государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Полномочия по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов в Самарской области возложены на министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на основании постановления Правительства Самарской области от 09.10.2013 №528 «Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области».
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 №69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.
Согласно п.3 Приказа №69, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В соответствии с п.9 Приказа №69, раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" содержит: характеристику территории лесного участка по классам пожарной опасности (приложение N 12), тематическая лесная карта; обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение (приложение N 13), тематическая лесная карта; сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами (приложение N 14), тематическая лесная карта с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря; сведения о наличии очагов вредных организмов, загрязнений и иных негативных воздействий на леса (приложение N 15), тематическая лесная карта; обоснование и характеристика видов и объемов проектируемых мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительных мероприятий, связанных с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом, технология работ (приложение N 16); ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия (приложения N 17 - 19) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
В силу п.2 приказа №69, невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.
Согласно п.28 Приказа №69, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются (п.29 Приказа №69).
Согласно п.30 Приказа №69, проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
Проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах на бумажных носителях и один - в электронном виде (п.34 Приказа №69).
В соответствии с п. 25 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614, виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.
Приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 31.07.2018 № 405 утверждены новые лесохозяйственные регламенты лесничества Самарской области.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> предоставлен ООО «ВОЛГАСТРОЙСЕРВИС» лесной участок из земель лесного фонда площадью 0,26 га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
В соответствии с п.13 Договора аренды, арендатор обязан в течение 2 месяцев с момента подписания договора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Однако ООО «ВОЛГАСТРОЙСЕРВИС» проект освоения лесов в соответствии с новым лесохозяйственным регламентом не разработан, на государственную экспертизу в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> не представлен, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту ее от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, несоблюдение указанных требований может повлечь причинение вреда окружающей природной среде.
Срок действия Проекта освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы истек ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «ВОЛГАСТРОЙСЕРВИС» вынесено представление.
Вместе с тем до настоящего времени ООО «ВОЛГАСТРОЙСЕРВИС» нарушения законодательства не устранены.
Таким образом, отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов нарушает требования лесного законодательства, в том числе законодательства о пожарной безопасности в лесах.
Несвоевременная разработка проекта освоения лесов нарушает интересы Российской Федерации как собственника земель государственного лесного фонда, поскольку использование лесного участка без проекта освоения лесов может привести к возникновению лесных пожаров, очагов вредных организмов и тем самым оказать негативное воздействие на объекты, находяшиеся в федеральной собственности.
Кроме того, нарушаются права неопределённого круга лиц, поскольку в силу ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, включая право свободно и бесплатно пребывать в лесах.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признал.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд полагает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку оно не нарушает права и законные интересы третьих лиц, не противоречит закону.
При этом в нарушение ст.56 ГПК РФ ответчик не представил доказательств изготовления проекта и направления его в уполномоченный орган для проведения государственной экспертизы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора об обязании разработать и направить проект освоения лесов являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Для соблюдения баланса интересов сторон, требований разумности и справедливости суд считает возможным установить срок для исполнения решения - в течение шести месяца со дня его вступления в законную силу.
При этом суд учитывает, что при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к ООО «ВОЛГАСТРОЙСЕРВИС» об исполнении требований лесного законодательства, удовлетворить.
Обязать ООО «ВОЛГАСТРОЙСЕРВИС» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> для проведения государственной экспертизы проект освоения лесов в отношении лесного участка, расположенного в Фёдоровском участковом лесничестве Ставропольского лесничества <адрес> и используемого на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 24.02.2022г.
Судья Н.Н.Ковригина