Дело № 2а-153/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 декабря 2018 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Сердитого Э.А.,
с участием представителя административного истца Сергеева Д.В. - Галеева Р.Р., представителя административных ответчиков - начальника Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ЦРУЖО») и начальника отделения (территориальное, г. Йошкар-Ола) ФГКУ «ЦРУЖО» (далее - отделение ФГКУ «ЦРУЖО» (г. Йошкар-Ола)) - Черкашиной К.И.,
при секретаре Ермолаевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-153/2018 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего военного комиссариата Республики Татарстан <данные изъяты> Сергеева Д.В. об оспаривании решения начальника отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (г. Йошкар-Ола) о снятии с учёта нуждающихся в получении жилых помещений,
установил:
Представитель административного истца - Галеев, обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что с августа 1994 года по октябрь 2009 года Сергеев проходил военную службу по контракту и был уволен с военной службы по организационно-штатным мероприятиям. В период прохождения военной службы - 20 августа 2009 года Сергеев признан нуждающимся в получении жилых помещений. Решением начальника отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (г. Йошкар-Ола) от 17 октября 2018 года № 7/5 Сергеев снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях, по основаниям, предусмотренным п. 2 и 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса (далее - ЖК) Российской Федерации. Поскольку в настоящее время жилым помещением он и члены его семьи от Министерства обороны Российской Федерации не обеспечены и полагая, что основания для снятия с учёта нуждающихся в жилье отсутствуют, Сергеев просил указанное решение признать незаконным и обязать начальника отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (г. Йошкар-Ола) его отменить.
Административный истец, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении разбирательства по делу не ходатайствовал, направил в суд своего представителя.
Представитель административного истца - Галеев в судебном заседании заявленные требования поддержал и пояснил, что в июне 2001 года Сергееву на семью из 2 человек (он и его супруга - ФИО1) от органа местного самоуправления, по нормам, предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 49,4 кв.м. В ноябре 2005 года данная квартира приватизирована ФИО1 в собственность, а в сентябре 2010 года продана ею третьим лицам. Сергеев в приватизации не участвовал. В августе 2009 года жилищная комиссия военного комиссариата Республики Татарстан признала административного истца, с составом семьи 3 человека (он, супруга - ФИО1, сын - ФИО2), нуждающимся в получении жилья.
Полагая, что Сергеев жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации не обеспечивался, а оспариваемое решение принято по истечении пяти лет после совершения действий по отчуждению вышеназванной квартиры, Галеев просил суд заявленные требования удовлетворить.
Начальник отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (г. Йошкар-Ола), а также привлечённый к участию в деле в качестве второго административного ответчика начальник ФГКУ «ЦРУЖО», уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, направили в суд своего представителя.
Представитель административных ответчиков – Черкашина, в судебном заседании, с требованиями Сергеева не согласилась и пояснила, что в июне 2001 года, в период прохождения административным истцом военной службы в должности заместителя военного комиссара <адрес> Республики Татарстан, на основании заявления военного комиссара на имя руководителя органа местного самоуправления, и в соответствии с п. 19 Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, Сергееву, на состав семьи 2 человека, по установленным нормам было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. На основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 9 ноября 2005 года, указанная квартира передана в собственность супруге административного истца - ФИО1, при этом Сергеев от участия в приватизации отказался. В августе 2009 года решением жилищной комиссии военного комиссариата Республики Татарстан Сергеев, с составом семьи 3 человека, признан нуждающимся в жилых помещениях, а в сентябре 2010 года ФИО1 продала вышеуказанную квартиру.
На основании изложенного Черкашина полагала, что Сергеев реализовал своё право на получение жилья от Министерства обороны Российской Федерации, поскольку распорядился ранее предоставленным ему в связи с прохождением военной службы в военном комиссариате жилым помещением, и не сдал его в установленном порядке. Поскольку повторное обеспечение административного истца жильём не может осуществляться в порядке, определённом Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Черкашина просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Начальник Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области», уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании были представлены сторонами и исследованы следующие доказательства.
В соответствии с выпиской из послужного списка Сергеева и справок из военного комиссариата Республики Татарстан установлено, что административный истец, имеющий выслугу более 18 лет и уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, исключён из списков личного состава с 31 января 2010 года, а с февраля 2010 года работает в должности военного комиссара <адрес> Республики Татарстан.
Исследованной в судебном заседании копией заявления военного комиссара <адрес> Республики Татарстан от 15 июня 2001 года подтверждается обращение должностного лица к председателю <адрес> местного самоуправления с ходатайством о выдаче заместителю военного комиссара - Сергееву ордера на жилую площадь.
Согласно копии ордера от 16 июня 2001 года № 589, выданного председателем <адрес> местного самоуправления, заместителю военного комиссара <адрес> Республики Татарстан Сергееву на состав семьи 2 человека (он, супруга - ФИО1) предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Из договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 9 ноября 2005 года усматривается, что <адрес> районный совет народных депутатов, в лице директора государственного унитарного предприятия «<адрес> многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства», на основании решения <адрес> районного совета народных депутатов от 6 октября 2008 года № 189 передало в собственность ФИО1 жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 49,4 кв.м.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в период с 15 декабря 2005 года по 1 сентября 2010 года находилось в собственности ФИО1
Рапортом Сергеева от 2 августа 2009 года и выпиской из протокола № 324 заседания жилищной комиссии военного комиссариата Республики Татарстан от 20 августа 2009 года подтверждается признание Сергеева, с составом семьи 3 человека, нуждающимся в получении жилья от Министерства обороны Российской Федерации с избранным местом жительства - г. Казань.
Из решения начальника отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (г. Йошкар-Ола) от 17 октября 2018 года № 7/5 усматривается, что Сергеев снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях в виду утраты оснований, дающих право на получение жилья по договору социального найма, и в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что требования Сергеева удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствие с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу п. 5 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на жилищное обеспечение военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляется один раз.
При этом из положений ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» также следует, что реализация права на жильё военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путём предоставления за счёт Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильём по избранному месту жительства.
Указанная правовая позиция также отражена в абз. 2 п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применениями законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», согласно которому, если военнослужащий реализовал своё право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.Кроме этого, Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно указывалось (определения от 28 марта 2017 года № 637-О, от 29 января 2015 года № 117-О, от 23 октября 2014 года № 2488-О и др.), что положения п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, в том числе об однократном обеспечении их жильём и о необходимости представления документов об освобождении жилого помещения, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом. Эти требования распространяются на всех военнослужащих, независимо от времени отчуждения ими жилого помещения, предоставленного за счёт Министерства обороны Российской Федерации, и не ограничивают каким-либо образом права граждан на обеспечение жильём в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
Анализ вышеуказанных норм в совокупности позволяет суду сделать вывод о том, что предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания, закон возлагает на военное ведомство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за всё время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение для последующего обеспечения жильём. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
В случае, если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного обеспечения жилым помещением в порядке, определённом ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Основания для снятия гражданина с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях указаны в ст. 56 ЖК Российской Федерации, к которым, в том числе, отнесены утрата им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в июне 2001 года в период прохождения административным истцом военной службы в военном комиссариате <адрес> Республики Татарстан, на основании заявления военного комиссара на имя руководителя органа местного самоуправления, Сергееву на состав семьи 2 человека (он и его супруга - ФИО1) предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 49,4 кв.м. 9 ноября 2005 года вышеуказанная квартира приватизирована супругой административного истца, а 1 сентября 2010 года - продана ФИО1 третьим лицам.
20 августа 2009 года решением жилищной комиссии военного комиссариата Республики Татарстан Сергеев, с составом семьи 3 человека (он, ФИО1 и сын ФИО2), признан нуждающимся в получении жилых помещений от Министерства обороны Российской Федерации.
Решением начальника отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (г. Йошкар-Ола) от 17 октября 2018 года № 7/5 Сергеев снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 2 и 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. В качестве основания принятия оспариваемого решения должностным лицом указано на обеспечение Сергеева в 2001 году жильём в связи с прохождением им военной службы в территориальном отделе военного комиссариата Республики Татарстан, отсутствие у административного истца реальной возможности сдать ранее полученное жилое помещение.
Позиция административного истца и его представителя о наличии у Сергеева права на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации на том основании, что жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлялось ему органом местного самоуправления, в приватизации данной квартиры он не участвовал и от неё не отказывался, а с момента отчуждения указанной квартиры до принятия оспариваемого решения прошло более 5 лет, суд считает несостоятельной по следующим основаниям.
В период с июля 2000 года по ноябрь 2010 года порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями регулировался Инструкцией, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, согласно п. 19 которой военнослужащие военных комиссариатов могут обеспечиваться жилыми помещениями органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по нормам, установленным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 25 вышеуказанной Инструкции предусмотрено, что военнослужащие признаются нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, определенным ст. 51 ЖК Российской Федерации и указанным Федеральным законом. Для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи указанных военнослужащих применяются учётные нормы площади жилого помещения, установленные по месту их жительства органами местного самоуправления.
Согласно действующих в настоящее время и утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 Правилам признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих (пункт 2), в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учётная норма, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии у военнослужащего в соответствии с абз. 3 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
Постановлением руководителя исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района от 27 июля 2006 года № 112 учётная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определена в размере не более 9 кв.м. жилой площади жилого помещения на одного члена семьи или не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения.
Решением Казанской городской Думы от 1 ноября 2006 года № 10-13 установлена учётная норма площади жилого помещения в г. Казани в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В силу действовавшего в 2001 году Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан и Татарского республиканского совета профсоюзов от 24 января 1992 года № 28, утвердившего «Правила учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Татарстан», учётная норма составляла 7 кв.м. жилой площади, а норма предоставления - 9 кв.м. на одного человека.
Таким образом, судом установлено, что в 2001 году Сергеев в <адрес> Республики Татарстан был обеспечен жилым помещением общей площадью 49,4 кв.м., при этом на каждого члена семьи административного истца, с учётом рождения у Сергеева сына 2008 года рождения, приходилось по 16,46 кв.м. Данные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что Сергеев по месту прохождения военной службы был обеспечен жильём по нормам, а обеспеченность жилым помещением в настоящее время превышает установленную для <адрес> Республики Татарстан и г. Казани учётную норму.
Поскольку вышеназванная квартира предоставлена Сергееву, как военнослужащему военного комиссариата <адрес> Республики Татарстан, о чём бесспорно свидетельствует содержание ордера от 16 июня 2001 года, суд полагает установленным, что жилое помещение по адресу: <адрес>, выдавалось административному истцу в связи с прохождением им военной службы и в целях реализации права военнослужащего на обеспечение жильём в порядке, предусмотренном п. 19 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80.
Исходя из системного толкования жилищного законодательства действия Сергеева, повлекшие за собой правовое закрепление вышеуказанного жилого помещения за супругой, которая в дальнейшем произвела его отчуждение в пользу третьих лиц, безусловно, свидетельствуют о добровольности распоряжения административным истцом полученным за счёт государства жильём, и, как следствие, невозможности его сдачи в установленном порядке, что по смыслу действующего законодательства лишает его права на получение такового повторно в порядке реализации Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК Российской Федерации, поскольку эта норма не распространяет своё действие на имущество, полученное на безвозмездной основе в порядке реализации социальных гарантий.
Суд приходит к выводу, что поскольку Сергеев распорядился полученным им в 2001 году за счёт Министерства обороны Российской Федерации (в связи с прохождением военной службы в территориальном отделе военного комиссариата) жилым помещением и не имеет реальной возможности его сдать, то последующее обеспечение административного истца жилым помещением возможно лишь на общих основаниях в порядке, предусмотренном гл. 7 ЖК Российской Федерации, а не по решению федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Разрешая заявленные требования суд также учитывает, что правовой статус членов семьи военнослужащего производен от правового статуса самого военнослужащего, и они, в случае отсутствия у военнослужащего необходимых правовых оснований для получения жилья в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих», не ограничены в возможности быть обеспеченными жильём в общем порядке согласно нормам ЖК Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд полагает решение начальника отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (г. Йошкар-Ола) от 17 октября 2018 года № 7/5 о снятии Сергеева с учёта нуждающихся в жилых помещениях законным и обоснованным и, учитывая отсутствие каких-либо доказательств обратного, считает необходимым отказать Сергееву в удовлетворении заявленных им требований.
Поскольку в удовлетворении требований административного истца отказано, то в соответствии с гл. 10 КАС Российской Федерации, оснований для возмещения Сергееву судебных расходов не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 и 228 КАС Российской Федерации, военный суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего военного комиссариата Республики Татарстан <данные изъяты> Сергеева Д.В. об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Йошкар-Ола) Федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о снятии с учёта нуждающихся в получении жилых помещений, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 11 декабря 2018 года.
Судья Э.А. Сердитый