№2а-5795/16-24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2016 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н. Картавых,
при секретаре
М.О.Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Курбановой М. Б.ёровны о признании незаконным решение государственного органа,
установил:
Курбанова М.Б. обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным и отменить решение УФМС России по Республике Карелия от 19.05.2016 № 234/15 об аннулировании ей вида на жительство. В обоснование заявленных требований указывает, что при вынесении указанных решений административный орган не учел, что Курбанова М.Б. состоит в браке с гражданином РФ и имеет двоих несовершеннолетних детей, временно проживающих на территории России, ее мать также являющаяся гражданкой РФ, что свидетельствует о чрезмерном и неоправданном вмешательстве государства в личную жизнь Курбановой М.Б., в связи с чем нарушены ее права на уважение личной жизни. Курбанова М.Б. не совершала преступлений на территории Российской Федерации, либо на территории иного государства, поэтому, ее проживание на территории России не создает угрозу безопасности государства, либо безопасности проживающих в России граждан.
В судебном заседании Курбанова М.Б. в присутствии представителя Канноева Д.Н. требования поддержала.
Представитель УФМС России по РК, МВД РК Веретенников В.В., действующий на основании доверенностей, полагал административный иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в представленных суду отзывах.
Заслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, свидетеля К, подтвердившего, что он гражданин РФ, является официальным мужем Курбановой М.Б., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяют и регулируют Федеральные законы от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
В соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
В судебном заседании установлено, что Курбанова М.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <данные изъяты>, будучи лицом без гражданства, совместно со своим супругом К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетней дочерью К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и несовершеннолетним сыном К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, стала участником государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Консульским отделом посольства России в Узбекистане семье административного истца выдано свидетельство участника государственной программы СС №.
Решением УФМС России по РК № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Курбановой М.Б. был выдан вид на жительство на территории Российской Федерации сроком до 29.04.2021.
Курбанова М. при подаче в УФМС России по Республике Карелия заявления о выдаче вида на жительство была предупреждена лично, под расписку, что в выдаче вида на жительство может быть отказано, либо ранее выданный вид на жительство может быть аннулирован в случаях, предусмотренных статьей 9 Федерального Закона от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В пределах предоставленных полномочий сотрудниками Управления проводятся контрольно-надзорные мероприятия, направленные на осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временное пребывания на территории Российской Федерации и Республики Карелия.
По результатам проверок выявлены основания для аннулирования ранее выданного вида на жительство в Российской Федерации Курбановой М.
В ходе проверок установлено, что Курбанова М. за совершение административных правонарушений предусмотренных ст. <данные изъяты> КоАП РФ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ привлекалась к административной ответственности, назначены административные наказания в виде штрафов (штрафы оплачены).
Установив указанные обстоятельства, Курбановой М.Б. на основании ч. 2 статьи 26 Федерального закона от 18.07.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» решением УФМС России по РК от 19.05.2016 аннулирован ранее выданный вид на жительство.
Полномочия органа миграционного контроля, предоставленные ему ст. ст. 7, 9 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не должны реализовываться формально. Принимая оспариваемое решение, УФМС России по РК должно было учитывать фактические обстоятельства дела, характер допущенных Курбановой М.Б. нарушений законодательства.
Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" устанавливает, что миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как указано в ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В силу универсальности норм международного права, являющейся их главной характерной особенностью, приведенные выше положения указанных Конвенций не ограничиваются применением в каких-либо определенных сферах национальной правовой системы, а выступают теми принципами, которые регулируют общие подходы к решению любых вопросов, затрагивающих права человека и его основные свободы.
Установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям, а также отвечать характеру совершенного деяния.
По материалам дела установлено, что Курбанова М.Б. проживает в Российской Федерации в официальном браке с гражданином Российской Федерации К В.В., имеет совместных несовершеннолетних детей: дочь К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают совместно по адресу: <адрес>. Дети обучаются в <данные изъяты>. Решением УФМС России по Республике Карелия (далее - УФМС) от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетним детям административного истца разрешено временное проживание на территории Российской Федерации сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Мать административного истца - С, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является гражданкой России.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение в отношении административного истца принято без учета фактических обстоятельств, а также свидетельствует о чрезмерном и неоправданном вмешательстве государства в личную и семейную жизнь Курбановой М.Б., поскольку лишают ее возможности общения с близкими родственниками, проживающими на территории Российской Федерации, и не оправдано крайней социальной необходимостью.
Таким образом, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом решение не отвечает требованиям закона, в связи с чем подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд
р е ш и л:
Административные исковые требования Курбановой М.Б. удовлетворить.
Признать незаконными и отменить решение Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Карелия от 19.05.2016 № 234/15 об аннулировании вида на жительство.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2016 года