Дело № 12-183/2017
Р Е Ш Е Н И Е
17 октября 2017 года г. Нытва
Судья Нытвенского районного суда Пермского края Спиридонов Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании при ведении протокола судебного заседания секретарем Баландиной Р.А. жалобу Оханского муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство «Гарант» на постановление заместителя главного государственного инспектора Нытвенского и Оханского муниципальных районов Пермского края по пожарному надзору от 13 сентября 2017 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
постановлением заместителя главного государственного инспектора Нытвенского и Оханского муниципальных районов Пермского края по пожарному надзору от 13 сентября 2017 года № юридическое лицо Оханское муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство «Гарант» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно постановлению основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности послужили выявленные 31 августа 2017 года в 18 часов 00 минут в ходе проведенной плановой выездной проверки в зданиях, помещениях, принадлежащих ОМУП «ЖКХ «Гарант» и расположенных по адресам: Пермский край, г. Оханск, ул. Первомайская, 43, ул. Зеленая, 14, ул. Винокурова, 21в, квартал 123 Оханского лесничества нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
Руководитель предприятия не обучен пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность. Документа, подтверждающего обучение руководителя по программе ПТМ, не предоставлено. (нарушение Правил противопожарного режима,
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 п. 3; НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных приказом МЧС от 12.12.2007 № 645 п.31, 36);
Работник, ответственный за пожарную безопасность, не обучен пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность. Документа, подтверждающего обучение по программе ПТМ, не предоставлено (Правила противопожарного режима п. 3; НПБ от 12.12.2007 N 645
п.п. 31,36);
Работник, выполняющий газоэлектросварочные и другие огневые работы (электрогазосварщик ФИО1), не обучен пожарно-техническому минимуму. Документа, подтверждающего обучение по программе ПТМ, не предоставлено (Правила противопожарного режима п. 3; НПБ от 12.12.2007 N 645
п.п. 31,36);
Работник организации (ФИО2 - экономист ИТР) не обучена мерам пожарной
безопасности в виде проведения противопожарного инструктажа. В журнале проведения инструктажей отсутствует запись о проведенном с ней противопожарном инструктаже (Правила противопожарного режима п. 3; НПБ от 12.12.2007 N 645
п.п. 4, 5, 6, 10);
5) Не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). Подтверждающие документы не предоставлены (Правила противопожарного режима, п. 63);
6) В здании, помещениях, по адресу г.Оханск, ул.Первомайская, 43 пожарная сигнализация неисправна, а именно не обеспечивается работа системы пожарной автоматики в автономном режиме (отсутствует (неисправен) источник бесперебойного электропитания)). Не организовано не реже 1 раза в квартал
проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. Отсутствует (не предоставлена) исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта. (Федеральный закон от
22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.91;Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 п.61);
В здании по адресу г.Оханск, ул.Винокурова, 21в пожарная сигнализация неисправна, а именно на приемно-контрольном приборе не горят индикаторы или отсутствует питание. Не организовано не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной
защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. Отсутствует (не предоставлена исполнительная документация т установки и системы противопожарной защиты объекта (Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, ст. 9, Правила противопожарного режима, п. 61);
На втором этаже административно-бытового здания по адресу г.Оханск, ул. Первомайская, 43 для отделки стен и потолка в фойе и коридоре, в тамбуре выхода применены материалы с неизвестным классом по пожарной опасности. Для отделки стен и потолка в указанном здании (Ф4.3) допускается применять
материалы класса не даже КМЗ. Документы, отражающие пожарную опасность применяемых материалов, не предоставлены (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о пожарной безопасности ст. 134 п.6);
На первом и втором этаже административно-бытового здания по адресу г.Оханск, ул. Первомайская,43 для покрытия пола в фойе и коридоре применены материалы (линолеум) с неизвестным классом по
пожарной опасности. Для покрытия полов в указанном здании (Ф 4.3) допускается применять материалы класса КМ4 и выше. Документы, отражающие пожарную опасность применяемых материалов, не предоставлены Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о пожарной безопасности ст. 134 п.6);
10)В административно-бытовом здании по адресу: г. Оханск, ул. Первомайская, 43 не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения. Акт о выполненных огнезащитных работах не предоставлен (Федерального закона от 22.07,2008 N 123-ФЗ "Технический регламент с требованиях пожарной безопасности" п, 6 ст. 52; Правила противопожарного режима п.21; СНиП
21-01-97* п.7.1, 7.12*, МДС 21-1;,98 п. 10.1); СП 2.13130,2012 п. 5,4.5);
11) В административно-бытовом здании по адресу г.Оханск, ул. Первомайская, 43 огнетушители №, 2 на первом этаже и огнетушители №, 5 на втором этаже, огнетушитель № в сварочном посте эксплуатируются с просроченными сроками заряда (заряжены в мае 2012 года). Шкала индикатора давления огнетушителя № размещена в красном секторе, т.е. огнетушитель эксплуатируется без давления (Правил противопожарного режима в Российской Федерации, п.70);
12) В административно-бытовом здании по ул.Первомайская, 43 высота эвакуационных выходов, ведущих из здания со второго этажа на лестницу 3-го типа(наружная открытая), составляет менее 1,9 метров.
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.53; СП 1.13130.2012 п, 4.1.7, 4.2.5);
13) В 2-х этажном, высотой более 6 метров, административно-бытовом здании расположенном по адресу: г.Оханск,, ул.Первомайская, 43, лестница 3-го типа (наружная открытая) выполнена из горючих материалов
(древесины). Лестницы 3-го типа следует выполнять из негорючих материалов. (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, ст. 53, СП 1.13130.2012 п, 4.4.2);
14} На дверях (ворогах) зданий гаражей, помещения газовой котельной, склада, сварочного поста и токарном помещении расположенных по адресу: г.Оханск, ул. Первомайская, 43, а также на дверях производственных помещений по ул.3еленая,14, ул.Винокурова, 21в и квартал 123 Оханского лесничества руководителем организации не обеспечено обозначение категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Правила противопожарного режима в Российской Федерации, п. 20; Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент' о требованиях пожарной безопасности" ст.27.);
В помещении гаражей, складе по адресу г.Оханск, ул.Первомайская, 43 наблюдаются штепсельные розетки, имеющие сколы, оплавления. В токарном помещении светильники эксплуатируется без плафонов
(Правила противопожарного режима в Российской Федерации, п. 42);
Административно-бытовое здание по адресу г.Оханск, 123 квартал Оханского лесничества не защищено автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС) (Федеральный закон от 22.07.2008
N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.54; СП 5.13130.2009 п.А10 табл.А.1 п. 7.2);
В административно-бытовом здании по адресу г.Оханск, 123 квартал Оханского лесничества дымовая труба печного отопления выполнена из металла. Дымовые трубы должны быть вертикальными без уступов из глиняного кирпича со стенками толщиной не менее 120 мм или из жаростойкого бетона толщиной не
менее 60 мм, с карманами в основаниях глубиной 250 мм с отверстиями для очистки, закрываемыми дверками. Допускается применять дымовые каналы из хризотилоцементных (асбестоцементных) труб или
сборных изделий из нержавеющей стали заводской готовности (двухслойных стальных труб с тепловой изоляцией из негорючего материала) (СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование, п.5.11).
В жалобе директор ОМУП «ЖКХ «Гарант» Палкин А.А. просит об изменении постановления путем снижения размера назначенного административного наказания, ссылаясь на сложное финансовое положение предприятия, послужившее основным обстоятельством появления выявленных проверкой нарушений в области пожарной безопасности, принятие мер по стабилизации финансового положения. Указывает, что сумма назначенного штрафа еще более усугубит финансово-экономическую ситуацию.
Защитник юридического лица Оберюхтина Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Заслушав защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 – 8 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Частью 3 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ предусмотрено, что лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В настоящее время требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, определены Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390.
Кроме того, наряду с Правилами противопожарного режима также действуют и иные нормативные документы по пожарной безопасности, и нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности, утвержденные в установленном порядке (статьи 1, 2 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Признавая ОМУП «ЖКХ «Гарант» виновным в совершении вмененного ему административного правонарушения, должностное лицо Нытвенского и Оханского муниципальных районов Пермского края по пожарному надзору обоснованно исходило из того, что обстоятельства дела свидетельствуют о нарушении юридическим лицом требований Правил противопожарного режима, а также иных нормативных актов, содержащих требования пожарной безопасности, и указанных в обжалуемом постановлении, ответственность за которое установлена частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 04 сентября 2017 года; объяснением законного представителя ОМУП «ЖКХ «Гарант» от 13 сентября 2017 гола, в котором он не оспаривает выявленные нарушения; актом проверки от 31 августа 2017 года с фототаблицей; представлением от 13 сентября 2017 года, вынесенным должностным лицом по результатам проверки.
Административное наказание правонарушителю было назначено по правилам, установленным ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, является минимальным в пределах санкции, предусмотренной частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ, при этом был учтен характер правонарушения, его общественная опасность.
Довод жалобы о наличии оснований для назначения наказания ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, является несостоятельным.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей санкцией, возможно лишь при наличии исключительных обстоятельств, связанных не только с имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, но и с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.
Наличие в материалах бухгалтерской отчетности за период 2014-2016 гг., в течение которого у ОМУП «ЖКХ «Гарант» имелась прибыль, то есть сведений о финансовом положении юридического лица, не дает оснований для применения положений части 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в силу отсутствия исключительных обстоятельств.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, создающего непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, пребывающих на проверяемых объектах, при том, что большая часть выявленных нарушений может привести к возникновению пожара, данные обстоятельства свидетельствуют о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и отсутствии оснований для применения части 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
В данном случае назначенное юридическому лицу административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Финансовое положение заявителя может явиться основанием для рассмотрения вопроса об отсрочке или рассрочки уплаты административного штрафа в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление заместителя главного государственного инспектора Нытвенского и Оханского муниципальных районов Пермского края по пожарному надзору от 13 сентября 2017 года № оставить без изменения, жалобу Оханского муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство «Гарант» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.В. Спиридонов