Дело № 2-240/2022 (2-2234/2021)
24RS0016-01-2021-003467-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2022 года г. Железногорск Красноярский край
Железногорский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Дряхловой О.В., при секретаре Смирновой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соболевой Елизаветы Сергеевны к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 51 Федерального медико-биологического агентства» о расторжении договора целевого обучения
У С Т А Н О В И Л:
Соболева Е.С. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 51 Федерального медико-биологического агентства» (далее по тексту ФГБУЗ КБ № 51 ФМБА, ответчик) о расторжении договора целевого обучения мотивировав тем, что 19.11.2014 г. между истцом (ранее Варакина) и ответчиком был заключен договора о целевом обучении № 6-117 от 19.11.2014г. по специальности «Лечебное дело» в ГБОУ ВПО Сибирский государственный медицинский университет. Согласно подп. А п. 3 данного договора организация обязана предоставить гражданину в период его обучения меры социальной поддержки. Однако какие конкретные меры социальной поддержки должна предоставить организация в договоре не прописано. За все время действия договора никакие меры социальной поддержки организацией ей предоставлены не были. Согласно подп. Б п. 9 договора основанием для досрочного прекращения договора является неполучение гражданином мер социальной поддержки от организации. Ссылаясь на ст. 421, 450, 450.1, 452 ГК РФ истец просит расторгнуть договор о целевом обучении № 6-117 от 19.11.2014г. заключенный между ФГБУЗ КБ № 51 ФМБА России и истцом.
В судебное заседание истец Соболева Н.С. не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия, доверив представлять свои интересы Полякову А.В.
В судебном заседании представитель истцаПоляков А.В. (полномочия по доверенности) на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении дополнив, что обучение истец закончила в 2021г. и в течение 2 месяцев должна была заключить трудовой договор с ответчиком. В настоящее время она работает в г. Сосновоборске врачом-терапевтом. В период учебы истец не обращался к ответчику за мерами социальной поддержки и не просила расторгнуть договор на этом основании.
Представитель ответчика Скрымина Е.Н. (полномочия по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что договор соответствует требованиям законодательства, согласно которым стороны имеют право самостоятельно определять перечень мер социальной поддержки, предоставленных гражданину. Перечень мер поддержки в договоре сторонами при его заключении не был определен. Таким образом, договор заключен в письменной форме, подписан сторонами и содержит все существенные условия договора, необходимые для его заключения. При таких обстоятельствах, оснований для досрочного расторжения договора не имеется, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 19.11.2014 года между ФГБУЗ КБ№ 51 ФМБА России и Варакиной Е.С. заключен договор о целевом обучении № 6-117. В соответствии с настоящим договором гражданин обязуется освоить образовательную программу по программам высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета по специальности «Лечебное дело», реализуемую в ГБОУ ВПО Сибирский государственный медицинский университет, успешно пройти государственную итоговую аттестацию по указанной образовательной программе и заключить трудовой договор (контракт) с организацией, указанной в подпункте В пункта 3 настоящего договора, а организация обязуется предоставить гражданину меры социальной поддержки и организовать прохождение практики в соответствии с учебным планом (п. 1 договора).
Пунктом 3 договора предусмотрены обязанности Организации, согласно которым Организация обязана: а) предоставить гражданину в период его обучения следующие меры социальной поддержки (меры не указаны); б) организовать прохождение гражданином практики в соответствии с учебным планом; в) обеспечить в соответствии с полученной квалификацией трудоустройство гражданина в ФГБУЗ КБ № 51 ФМБА России (ОГРН 1082452000355).
Согласно пункта 4 договор гражданин обязан: а) получить от организации меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктом А пункта 3 настоящего договора.
Согласно пункта 5 договора гражданин обязан: а) осваивать образовательную программу по программам высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета по специальности «Лечебное дело»; д) заключить с организацией, указанной в подпункте В пункта 3 настоящего договора, трудовой договор (контракт) не позднее чем через 2 месяца со дня получения соответствующего документа об образовании и о квалификации.
Настоящий договор вступает в силу с 01.09.2015 года и действует до заключения трудового договора (контракта) (п. 8 договора).
Пунктом 9 договора предусмотрены основания для досрочного прекращения настоящего договора являются: а) отказ организации, осуществляющей образовательную деятельность, в приеме гражданина на целевое место, в том числе в случае, если гражданин не прошел по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема организацией, осуществляющей образовательную деятельность; б) неполучение гражданином в течение месяцев (срок не указан) мер социальной поддержки от организации; в) отчисление гражданина из организации, осуществляющей образовательную деятельность, до окончания срока освоения образовательной программы.
Согласно свидетельству о заключении брака, выданному 29.12.2018г. Территориальным отделом агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края по торжественной регистрации браков в г. Красноярске между Соболевым М.В. и Варакиной Е.С. заключен брак 29.12.2018г., о чем составлена запись акта о заключении брака № 120189240000702444007. После заключения брака присвоена фамилия жене Соболева.
Согласно диплому специалиста Соболева Е.С. освоила программу специалитета по специальности 31.05.01 лечебное дело и успешно прошла государственную итоговую аттестацию. Диплом выдан 08.07.2021г.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Пункт 2 статьи 450 и статья 451 ГК РФ предусматривают, что договор, может быть, расторгнут по требованию одной из сторон в судебном порядке, в том числе при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором, а также в связи с существенным изменением обстоятельств.
С 01.09.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно ч. 6 ст. 56 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции действующей на момент заключения договора) существенными условиями договора о целевом обучении являются: 1) меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период обучения органом или организацией, указанными в части 3 настоящей статьи и заключившими договор о целевом обучении (к указанным мерам могут относиться меры материального стимулирования, оплата платных образовательных услуг, предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения и другие меры социальной поддержки); 2) обязательства органа или организации, указанных в части 3 настоящей статьи, и гражданина соответственно по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, а также по его трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией; 3) основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.
В соответствии с частью 8 статьи 56 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора) Правительством Российской Федерации Постановлением от 27.11.2013 г. № 1076 утверждены Правила заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, а также типовая форма договора о целевом приеме и типовая форма договора о целевом обучении.
В силу пункта 13 указанных Правил договор о целевом приеме и договор о целевом обучении расторгаются по соглашению сторон (в том числе в связи с отчислением гражданина из образовательной организации), в связи с обстоятельствами, не зависящими от воли гражданина и образовательной организации, в том числе в связи с ликвидацией образовательной организации, органа или организации, смертью гражданина, а также в судебномпорядке.
В пункте 7 типовой формы договора о целевом обучении перечислены основания для освобождения гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству, которыми являются: а) наличие заболеваний, препятствующих трудоустройству в организацию, указанную в подпункте "в" пункта 3 настоящего договора, и подтвержденных заключениями уполномоченных органов; б) признание в установленном порядке одного из родителей, супруга (супруги) инвалидом I или II группы, установление ребенку гражданина категории "ребенок-инвалид", если работа по трудовому договору (контракту) предоставляется не по месту постоянного жительства родителей, супруги (супруга) или ребенка; в) признание гражданина в установленном порядке инвалидом I или II группы; г) гражданин является супругом (супругой) военнослужащего, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, если работа по трудовому договору (контракту) предоставляется не по месту службы супруга (супруги); д) иные основания, то есть перечень оснований для освобождения гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству, которые стороны определили самостоятельно при заключении договора.
В пункте 9 типовой формы договора о целевом обучении перечислены основания для досрочного прекращения договора: а) отказ организации, осуществляющей образовательную деятельность, в приеме гражданина на целевое место, в том числе в случае, если гражданин не прошел по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема организацией, осуществляющей образовательную деятельность; б) неполучение гражданином в течение __ месяцев мер социальной поддержки от Организации; в) отчисление гражданина из организации, осуществляющей образовательную деятельность, до окончания срока освоения образовательной программы; г) наступление и (или) обнаружение обстоятельств (медицинские или иные показания), препятствующих трудоустройству гражданина в организацию, указанную в подпункте "в" пункта 3 настоящего договора.
Указанные в договоре права и обязанности сторон соответствуют Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вступившему в законную силу с 01.09.2013, в частности его положениям, указанным в ч. 6 и 8 ст. 56 (в редакции, действующей на момент заключения договора), а также п. п. 7, 9 и 13 Правил заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, а также типовой формы договора о целевом приеме и типовой форме договора о целевом обучении, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 года № 1076.
ФГБУЗ КБ № 51 ФМБА согласно договору о целевом обучении гарантировало Соболевой (Варакиной) Е.С. трудоустройство в соответствии с полученной квалификацией. Таким образом, Соболевой (Варакиной) Е.С. было дано право на поступление в высшее учебное заведение на льготных условиях, обучение на льготных условиях и дополнительные меры социальной поддержки.
Истец поступила на обучение в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ по специальности 31.05.01 лечебное дело на основе представленного договора о целевом обучении от 19.11.2014г. Решением Государственной экзаменационной комиссией присвоена квалификация «врач-лечебник» от 28.06.2021г., диплом выдан 08.06.2021г.
19.08.2021г. истец обратилась к ответчику с уведомлением о расторжении договора о целевом обучении № 6-117 от 19.11.2014г., в связи с тем, что за все время обучения она не получала никакие меры социальной поддержки, в удовлетворении данного требования было отказано в виду отсутствия оснований для его расторжения.
Исходя из положений ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (ч. 1).
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (ч. 2).
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 451 ГК РФ изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Доводы истца, изложенные в исковом заявлении о нарушении ответчиком условий договора о выплате меры социальной поддержки (нарушениеп.п. «а» п.3 условий договора), не могут быть приняты судом как основание для расторжения (прекращения) договора, так как не могут быть расценены в качестве существенных, равно как и указанные обстоятельства в направленном уведомлении о расторжении договора от 19.08.2021.
По смыслу закона, исходя из предмета оспариваемого договора, существенным условием является выполнение реализации целевой подготовки истца в ВУЗе и получения ею высшего образования по выбранной специальности. Именно на это была вправе рассчитывать истец при заключении оспариваемого договора.
Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал тот факт, что, меры социальной поддержки истцу не выплачивались, пояснив, что истцом каких-либо обращений, заявлений о выплате мер социальной поддержки в Учреждение не подавалось.
Не выполнение ответчиком своих обязательств в части выплаты мер социальной поддержки не лишает истца возможности пройти обучение по избранной специальности и получить квалификацию специалиста, что и было сделано истцом. К ответчику с заявлением о расторжении договора образования обратилась лишь после получения диплома, что расценивается судом как злоупотреблением правом в целях избежания ответственности по возмещению ответчику стоимости целевого обучения и исполнения своей обязанности по заключению с ним трудового договора.
Кроме того, истец не лишена возможности восстановить свое нарушенное право путем обращения в суд о взыскании денежных средств в счет выплат мер социальной поддержки.
Оснований полагать, что Соболевой Е.С. в результате невыплаты ей мер социальной поддержки был причинен такой ущерб, что он в значительной степени лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, что в силу п. 2 ст. 450 ГК РФ является основанием для расторжения договора, не имеется, так как при заключении договора истец, рассчитывала на целевое обучение в ГБОУ ВПО Сибирский государственный медицинский университет, освоение образовательной программы «Лечебное дело» и получение диплома о высшем образовании. Данные цели были Соболевой Е.С. достигнуты.
В соответствии с абз. 1, ч. 1, и ч.2 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Согласно ч. 1, ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 ГК РФ).
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Истец после окончания ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ в ФГБУЗ КБ № 51 ФМБА России в целях осуществления трудовых функций в установленный срок не прибыла, трудовой договор (контракт) не заключила, иного суду не предоставлено, тем самым не исполнила свои обязательства по договору от 19.11.2014г.
В связи с указанным, оснований для удовлетворения заявленных Соболевой (Варакиной) Е.С. требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Соболевой Елизаветы Сергеевны к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 51 Федерального медико-биологического агентства» о расторжении договора целевого обучения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железногорский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 31.01.2022г.
Председательствующий О.В. Дряхлова