РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2017 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Грицык А.А.,
при секретаре Канаевой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Волконского М. С. к Администрации городского округа Самара, МП г.о. Самара «Благоустройство» о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Волконский М.С. обратился в суд с иском к Администрации г.о. Самара, МП г.о. Самара «Благоустройство» о возмещении ущерба, мотивировав свои требования следующим.
Истцу на праве собственности принадлежит автомобиль Mitsubishi Outlander, государственный номер №
ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 30 минут по адресу: <адрес>, около <адрес> автомобиль истца получил повреждения в результате наезда на выбоину. Согласно административному материалу на данном участке дороги имеется существенные недостатки дорожного покрытия, а именно: глубина - 0,45 м, ширина – 1,1 м, длиной – 0,8 м. Согласно заключению ООО «СЦСЭ» стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет 559 869 руб. За составление оценки истец оплатил 5000 руб. ДД.ММ.ГГГГ истцом была написана претензия, однако ответчик до настоящего времени ответ не дал.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит взыскать солидарно с Администрации г.о. Самара и МП г.о. Самара «Благоустройство» ущерб в размере – 559 869 руб., расходы за оценку в размере – 5000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере – 25000 руб., госпошлину в размере – 8 849 руб.
В судебном заседании представитель истца – по доверенности Шишмаров Н.С., заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г.о. Самара и третьего лица Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, действующая на основании доверенностей Кабаева Е.Ф., просила отказать в удовлетворении требований истца по основаниям, изложенным в отзыве, пояснила, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика МП г.о. Самара «Благоустройство» - по доверенности Гункина Л.Е., возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, просила в иске отказать.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с ч.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно ч. 2 ст.1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Из материалов дела следует, что Волконскому М.С. принадлежит автомобиль марки Mitsubishi Outlander, 2011 года выпуска, государственный номер №
Как следует из административного материала, исследованного в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 30 минут по адресу: <адрес>, около <адрес>, произошло дорожно-транспортное происшествие – наезд автомобиля истца под его же управлением на препятствие – выбоину на дорожном полотне. Согласно справке о дорожно-транспортном происшествии автомобиль истца получил следующие повреждения: два правых колеса, переднего бампера.
Из схемы места дорожно-транспортного происшествия усматривается, что выбоина находилась на проезжей части <адрес>, напротив <адрес>.
В соответствии с п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров-Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии со ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно п.1, 7, 8, 11, 12 ст.5 названного закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.
Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.
В силу упомянутой нормы ст.5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» все автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа.
Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара, из которого следует, что <адрес> в <адрес> внесена в указанный перечень (п.11).
Пунктом 4 ст.6 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 9 ст. 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч.2 ст.15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Статьей 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности дорог местного значения.
Согласно ч.2 ст.13.1 названного закона муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Устава г.о. Самара, к вопросам местного значения г.о. Самара относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности г.о. Самара. К вопросам местного значения г.о. Самара относится также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Самара, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно пп.5 п.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п.1 ст.25 Устава г.о. Самара, Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами <адрес>.
В соответствии со ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исполнительно-распорядительный орган муниципального образования осуществляет функции владельца автомобильных дорог местного значения соответствующего муниципального образования.
Таким образом, лицом, обязанным обеспечить содержание <адрес> в <адрес>, является Администрация г.о. Самара в качестве владельца этой дороги.
В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В соответствии с п. 4.4.1 указанного ГОСТа, опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 2457, СНиП ДД.ММ.ГГГГ и СНиП ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ГОСТ 50597-93 максимально допустимые на дорогах размеры ям, выбоин, просадок полотна и т.п. составляют по длине – 15 см, по ширине - 80 см, по глубине - 5 см.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 30 минут по адресу: <адрес>, около <адрес>, принадлежащий истцу на момент ДТП на праве собственности автомобиль Mitsubishi Outlander, государственный номер В 663 МН 197, попал в дорожную яму размером: длина длине – 0,8 м, по ширине – 1,1 м, по глубине – 0,45 м, что отражено в акте выявленных недостатков автомобильной дороги (улицы) сотрудником ДПС, в результате чего получил повреждения. Доказательств, подтверждающих, что на момент дорожно-транспортного происшествия на указанном участке дороги, имеющем выбоину, имелись ограждения и предупреждающие знаки, а также освещение в материалы дела не представлено.
В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлено заключение ООО «СЦСЭ» № от 13.07.2016г., в соответствии с выводами которого стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа заменяемых деталей составило 559 869 руб.
На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная трассологическая экспертиза, производство которой было поручено экспертному учреждению ООО «ГОСТ».
Согласно выводам, изложенным в заключении судебной трассологической экспертизы ООО «ГОСТ» № от ДД.ММ.ГГГГ, повреждения следующих элементов могли быть образованы при заявленном ДТП: 1) бампер передний в виде деформации и формирования трасс в нижней части; 2) нижней поперечины рамки радиатора; 3) поддон ДВС в виде деформации и трас; 4) картер АКПП в виде деформации и разрушения; 5) АКПП в виде нарушения целостности и разрушения конструктивных элементов; 6) подрамник в виде деформации; 7) трубы глушителя в виде деформации бачка; 8) рычага передней подвески правого в виде поверхностных трас; 9) распределительной коробки АКПП в виде нарушения целостности. Остальные повреждения, указанные в акте осмотра могли быть получены в результате различных обстоятельств, но не в рамках рассматриваемого ДТП. Стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составляет 485 388 руб.
Судом при вынесении решения принимается во внимание заключение судебной экспертизы, проведенное ООО «ГОСТ». В заключении имеется ссылка на нормативные и методические документы, по которым производилась экспертиза, описание исследований, приведших к соответствующим выводам эксперта. Оснований не доверять данному заключению у суда не имеется. Таким образом, исследование проведено в соответствии с требованиями законодательства, выводы которой не вызывают у суда сомнения, заключение не содержит вероятностных либо предположительных выводов, полномочия эксперта также у суда не вызывают сомнения, поскольку представлены подтверждающие документы.
При таких обстоятельствах, следует признать за истцом право на возмещение вреда в размере стоимости восстановительного ремонта его автомобиля, определенной заключением судебной экспертизы.
Судом установлено, что причиной указанного выше ДТП явился наезд автомобиля истца на препятствие в виде выбоины в дорожном покрытии на указанном выше участке дороги. Размеры выбоины превышают допустимые размеры, установленные действующим ГОСТ.
Данные обстоятельства не оспаривались участниками процесса в судебном заседании и подтверждаются административным материалом.
Принимая во внимание изложенное, и учитывая, что приведенными выше положениями закона, обязанность по содержанию автомобильных дорог возложена на орган местного самоуправления, суд считает, что ответственность за надлежащее содержание участка дороги, на котором произошло ДТП, несет Администрация г.о.Самара.
Поскольку Администрация г.о.Самара свои обязательства, связанные с надлежащим содержанием указанного выше участка дороги не выполнила, какие-либо действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций не предприняла, что привело к указанному выше ДТП, в результате которого был причинен вред имуществу истца, суд считает, что с Администрации г.о.Самара в пользу истца подлежит взысканию сумма материального ущерба с учетом износа в размере – 485388 руб.
Доводы представителя Администрации г.о.Самара о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является МП г.о.Самара «Благоустройство», за которым в соответствии с муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ закреплено содержание указанного участка дороги, включая ремонт и содержание указанной дороги, не могут быть приняты судом во внимание. Как указано выше, обязанность по содержанию автомобильных дорог возложена на орган местного самоуправления, в связи с чем, ответственность за надлежащее содержание участка дороги, на котором произошло ДТП, в данном случае надлежит нести Администрации г.о.Самара, как собственнику дороги.
При этом, суд учитывает то обстоятельство, что Администрация г.о. Самары не лишена возможности требовать от подрядчика возмещения убытков, вызванных привлечением к ответственности по указанному обязательству.
При этом, МП г.о. Самара "Благоустройство" является коммерческой организацией, обладает специальной правоспособностью, создано для осуществления функций подрядчика в сфере благоустройства города, при этом ни распоряжением Главы Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ N 93-р, ни каким-либо иным муниципальным актом не предусмотрена передача МП г.о. Самара "Благоустройство" автомобильных дорог в хозяйственное ведение, в аренду либо в безвозмездное срочное пользование, в связи с чем обязанности по содержанию данного муниципального имущества у МП г.о. Самара "Благоустройство" не возникло.
В силу ст. 15 ГК РФ, 98,100 ГПК РФ возмещению подлежат также понесенные истцом необходимые расходы, связанные с реализацией своего права. К ним относятся, расходы на оплату экспертно-оценочных услуг 5000 рублей, подтвержденные соответствующими квитанциями и договорами на оказание оценочных услуг; расходы по оплате услуг представителя с учетом требования разумности, сложности дела в размере – 10 000 руб., госпошлина соразмерно удовлетворенным требованиям в размере 8053,88 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Волконского М. С. удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации городского округа Самара в пользу Волконского М. С. сумму ущерба, причиненного имуществу, в размере – 485388 руб., расходы за оценку в размере – 5000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере – 10 000 руб., госпошлину в размере – 8053,88 руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись А.А. Грицык
Копия верна.
Судья
Секретарь