Решение по делу № 2-2720/2012 ~ М-2516/2012 от 15.10.2012

Дело № 2-2720\2012 год.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 декабря 2012 года      г. Клин, Московской области

Клинский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи КОРЕНЕВОЙ Н.Ф.

при секретаре Орловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой И.В. к ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан номер от /дата/, об обязании включить в специальный стаж работы оспариваемые периоды, об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

В /дата/ истица обратилась в ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области с заявлением и необходимым пакетом документов, для назначения пенсии на льготных условиях.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации № 23 по г. Москве и Московской области номер от /дата/ Степановой И.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии согласно ст.27 п.1 п\п19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001года №173 -ФЗ и Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463, постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067, от 29.10.2002 года №781 и постановления Конституционного суда от 29.01.2004 года №2-П, из-за отсутствия необходимого требуемого специального педагогического стажа работы - /дата/.

Комиссией принят к зачету специальный педагогический стаж, дающий право истице на назначение досрочной пенсии по старости, который составляет /дата/ дней.

Комиссией не приняты к зачету в специальный педагогический стаж, дающий право истице на назначение досрочной пенсии по старости период с /дата/ по /дата/ - отпуск по уходу за ребенком, период с /дата/ по /дата/ - нахождение на курсах повышения квалификации.

Считая отказ в назначении пенсии незаконным и необоснованным, Степанова И.В. обратилась в суд с иском к Управлению ПФ РФ № 23 по г.Москве и Московской области, о признании решения комиссии при ГУ УПФРФ номер от /дата/, необоснованным, и просила назначить ей пенсию на льготных условиях с момента первичного обращения за назначением пенсии, со дня возникновения права на получение пенсии, т.к. момент обращения за назначением пенсии ее педагогический стаж составлял 25 лет.

В судебном заседании истица поддержала свои исковые требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и представленные документы.

Представитель ГУ УПФ РФ № 23 по г.Москве и Московской области в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен. Поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Ответчик с иском не согласен, представлен отзыв на исковое заявление, приобщен к материалам дела.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в иных случаях, установленных законом.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с обусловленным характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, Закон РФ «Об образовании» не связывает возможность реализации прав педагогических работников с организационно-правовыми формами образовательных учреждений. Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории РФ независимо от их организационно - правовой формы на все должности.

В соответствии с п.1 п\п.19 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста. Согласно указанному закону, Списки соответствующих работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и Правила исчисления и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации».

В определении Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 года №392-О (п.3) тоже указано, что «согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение

Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в школах, предусмотренных Списком.

С 1 ноября 1999 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", согласно пункту 3 которого в выслугу, дающую право на указанную пенсию, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после этой даты - в соответствии с утвержденными новым Списком и Правилами.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что ответчик не принял к зачету в специальный педагогический стаж Степановой И.Н. период с /дата/ по /дата/ (/дата/).

В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Не принимая к зачету в специальный педагогический стаж период нахождения Степановой И.В. на курсах повышения квалификации, ГУ УПФ РФ №23 по /адрес/ и /адрес/ мотивировал отказ тем, что на основании акта проверки факта работы /организация/ от /дата/номер и согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001года, утвержденного постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002года, документально подтверждено отсутствие постоянной занятости на полную ставку на работе в должности, предусмотренной списком, а также согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от /дата/ работодателем (/организация/), подтверждено отсутствие педагогической деятельности в данный период.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июня 2002 года N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Судом установлено, что прохождение повышения квалификации связано непосредственно с профессиональными обязанностями истицы. Повышения квалификации является для истицы обязательным условием для выполнения работы. Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой подлежат отчисления страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации.

Суд полагает, что исключение пенсионным фондом из специального педагогического стажа работы периода нахождения Степановой И.В. на курсах повышения квалификации, является не правомерным и не соответствующим действующему пенсионному законодательству. Доводы представителя ответчика суд находит голословными и ничем объективно не обоснованными. Отказывая в принятии указанного спорного периода в педагогический стаж Степановой И.В., Пенсионный фонд исходил из того, что в эти дни отсутствовала постоянная занятость на полную ставку на работе в должности, предусмотренной списком. Однако, в силу закона, для педагогов предусмотрено повышение квалификации, что является обязательным условием выполнения работы по специальности. Следовательно, нахождение Степановой И.Н. на курсах повышения квалификации является ничем иным, как педагогической деятельностью вызванной производственной необходимостью. По смыслу п.9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года, время отвлечения работника от работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по производственной необходимости на срок более одного месяца в течении календарного года, приравнивается к предшествующей работе.

Как было установлено в ходе рассмотрения дела Степанова И.В. в период с /дата/ по /дата/ находилась в отпуске по уходу за ребенком.

Не принимая к зачету в специальный педагогический стаж работы истицы указанный период ответчик - ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области, указал, что на основании акта проверки факта работы /организация/ б\н от /дата/ и согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, по старости в соответствии со ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях» в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001года, утвержденных постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002года, включение данного вида отпуска в специальный педагогический стаж не предусмотрено.

/дата/ у Степановой И.В. родился сын А., что подтверждается копией свидетельства о рождении, которое было выдано /дата/ за номером номер номер, Давыдковским сельским советом Клинского района, Московской области (/л.д./).

Правительством РФ утверждены Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 ст.27 и п.п. 7-13 п.1 ст.28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ, а также Правила исчисления периодов работы и назначения указанных пенсий (постановление №516 от11.07.2002 года). В п.5 указанного постановления предусмотрено, что в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию, периоды нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

При вынесении данного решения суд исходит из того, включались ли указанные периоды в педагогический льготный трудовой стаж в момент его предоставления или нет, принимая во внимание постановление Конституционного Суда №320-О от 5.11.2002 года.

В специальный трудовой стаж Степановой И.Н., дающий право на досрочное назначение пенсии, комиссией не был включен период нахождения Степановой И.Н. в отпуске по уходу за ребенком с /дата/ по /дата/ Вместе с тем, зачтен в специальный трудовой стаж период нахождения в этом отпуске до /дата/. поскольку ребенок родился /дата/.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Закономстатья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указал, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, оспариваемый период, что составляет /дата/ дня, в соответствии с п.5 “Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ”, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, может быть принят к зачету в специальный стаж, дающий право истицы на пенсию на льготных условиях. Пенсионный фонд неправомерно отказал Степановой И.Н. и не включил оспариваемый период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком в стаж, дающий право на льготную пенсию.

При таких обстоятельствах, отказ ответчика в принятии к зачету в специальный педагогический стаж истца оспариваемых вышеуказанных периодов нахождения на курсах повышения квалификации и нахождения в отпуске по уходу за ребенком, ущемляет ее конституционные права, которые подлежат защите.

С учетом вышеизложенного, с зачетом всех перечисленных спорных периодов, у Степановой И.Н. имеется специальный педагогический стаж, дающий ей право на получение пенсии досрочно, со дня ее обращения. Следовательно, вышеуказанное решение комиссии при ГУ УПФ РФ №23 об исключении спорных периодов из специального педагогического стажа следует признать несоответствующим закону, ущемляющим право истца на пенсионное обеспечение.

Согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.4 ст.19, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за назначением трудовой пенсии считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Судом было установлено, что истица обратилась в пенсионный фонд за назначением досрочной трудовой пенсии по старости /дата/, поэтому право истицы на получении пенсии возникло со дня первичного обращения за назначением пенсии, т.е. с /дата/, на тот момент ее педагогический стаж составляет /дата/.

Руководствуясь ст. ст. 194,197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать решение номер от /дата/ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ №23 по Москве и Московской области в части отказе Степановой И.В. в назначения досрочной трудовой пенсии, не основанным на законе.

Обязать ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области включить в специальный педагогический трудовой стаж Степановой И.В., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, согласно ст.27 п.1 п\п19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001года №173 -ФЗ и Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463, постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067, от 29.10.2002 года №781 и постановления Конституционного суда от 29.01.2004 года №2-П, периоды ее работы:

- период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком

с /дата/ по /дата/;

- период ее нахождения на курсах повышения квалификации

с /дата/ по /дата/,

обязав ГУ УПФ РФ №23 по г. Москве и Московской области назначить Степановой И.В. досрочную трудовую пенсию по старости с /дата/.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

2-2720/2012 ~ М-2516/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Степанова Ирина Викторовна
Ответчики
ГУ-УПФ РФ № 23
Суд
Клинский городской суд Московской области
Судья
Коренева Наталья Федоровна
Дело на странице суда
klin--mo.sudrf.ru
05.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2012Передача материалов судье
18.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.11.2012Предварительное судебное заседание
06.12.2012Предварительное судебное заседание
06.12.2012Судебное заседание
14.12.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2013Дело оформлено
29.11.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее