Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кочубеевское 14 июня 2012 года
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Макаренко Е. В.,
с участием: помощника прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Беланова В.В.,
представителя ответчика – администрации муниципального образования село Кочубеевское Косенко О.В.,
представителя третьего лица – ОГИБДД отдела МВД России по Кочубеевскому району Шибкова П.А.,
при секретаре Ахба Л. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда исковое заявление прокурора Кочубеевского района Ставропольского края к администрации муниципального образования село Кочубеевское об обязании оборудования пешеходного перехода удерживающим пешеходным ограждением перильного типа, приведении ограждений барьерного типа в соответствие с нормативными требованиями,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кочубеевского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) обратился в суд с иском к администрации муниципального образования село Кочубеевское об обязании оборудования пешеходного перехода удерживающим пешеходным ограждением перильного типа, приведении ограждений барьерного типа в соответствие с нормативными требованиями, основывая свои требования на том, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения.
В ходе проверки установлено, что на пересечение улиц Титова и Куличенко с. Кочубеевское расположен пешеходный переход который не оборудован удерживающим пешеходным ограждением перильного типа, на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода, что нарушает п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» утвержденный приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст. (далее ГОСТ 52289).
Также, не соответствует ГОСТ барьерные ограждения по <адрес> в районе МОУ СОШ № 2, которые расположены в указанном месте на основании п. 5.3 ГОСТ Р 52607-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные, удерживающие боковые для автомобилей» (далее ГОСТ Р 52607-2006), однако, пришедшие в негодность и не имеют никакой удерживающей способности, а именно:
1. Не соответствуют параметрам безопасности дорожного движения элементы ограждения (секции балки, стойки дорожные, консоли жесткие), которые не отвечают требованиям ГОСТ 26804-86 «Ограждения дорожные металлические барьерного типа».
2.Нарушен п. 7.2 ГОСТ Р 52607-2006 начальный и концевые участки длины, которых должны обеспечивать плавный поворот к бровке земляного полотна и понижение до поверхности дороги.
3.В нарушение п. 7.4 ГОСТ Р 52607-2006 балки барьерного ограждения в пределах всей длины не состыкованы болтовыми соединениями.
4.Не соответствует п. 6.3 ГОСТ Р 52607-2006 минимальная высота ограждения (на момент осмотра 0,46 и 0,43 метра вместо 0,75 метра).
5.Деформированы секции ограждения.
6.В нарушение п. 8.3 ГОСТ Р 50971-96 «Световозвращатели дорожные» отсутствуют все световозвращающиеся элементы на балках ограждения.
7.Балки силового ограждения имеют большой износ прочности вследствие коррозийного состояния, что нарушает п.7.5 ГОСТ Р 52607-2006.
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
В соответствии с п. 5 ст. 7 Устава муниципального образования село Кочубеевского Кочубеевского района основной задачей администрации дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 ФЗ № 196 от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» (далее ФЗ № 196) органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Из ч. 2 ст. 12 ФЗ № 196 следует, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статья 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» возлагает осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В силу п. 1 ст. 22 ФЗ № 196, деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее ФЗ № 257) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу п. 12 ст. 3 ФЗ № 257 содержание автомобильных дорог -комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 17 ФЗ № 257 содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно п. 15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса РФ от 12.11.2007 г. № 160 в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки.
Таким образом, на органы местного самоуправления - поселения законодательством о безопасности дорожного движения возложена обязанность содержания автомобильных дорог в границах поселения, в том числе организация дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки.
В силу ст. 2 ФЗ № 196 организация дорожного движения - это комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Дорожные ограждения (ограждения дороги) являются средством, повышающим уровень безопасности дорожного движения. Установка дорожных ограждений - незаменимый вид работ для обеспечении безопасности на дороге.
Большое значение при организации безопасного движения имеет установка дорожных барьерных ограждений. Дорожное барьерное ограждение помогает осуществить разделение автотранспортного движения и перемещение пешеходов.
Дорожные защитные ограждения (защитные ограждения дорог) предназначены для ограждения пешеходных зон, частных территорий и мест массового скопления людей (парки, концертные залы, стадионы). Как видно из материалов дела, за данным ограждением расположено учебное учреждение, что влечет необходимость приведение в соответствии указанного ограждения
Согласно п.п. 8.1.1, 8.1.2, 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют дорожные ограждения, разрешенные для эксплуатации в установленном порядке. Удерживающие ограждения (далее - ограждения) устанавливают: на обочинах автомобильных дорог; на газоне, полосе между тротуаром и бровкой земляного полотна, тротуаре городской дороги или улицы; с обеих сторон проезжей части мостового сооружения; на разделительной полосе автомобильной дороги, городской дороги или улицы, мостового сооружения. Удерживающие пешеходные ограждения (перила) применяют у внешнего края тротуара.
Указанные недостатки в содержании улично-дорожной сети угрожают безопасности дорожного движения и создают предпосылки к совершению дорожно-транспортного происшествия, причинению вреда здоровью водителям и пассажирам транспортных средств, пешеходов, а также их гибели, то есть нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым законом гарантирована безопасность дорожного движения, поэтому прокурором принято решения о предъявления иска в суд в их интересах.
На основании изложенного просят суд: обязать администрацию муниципального образования село Кочубеевское в течение года со дня вступления решения в законную силу оборудовать удерживающим пешеходным ограждением перильного типа расположенном на пересечении улиц Титова и Куличенко с. Кочубеевское в соответствии с нормативными требованиями, обязать администрацию муниципального образования село Кочубеевское в течении года со дня вступления решения в законную силу привести ограждение в соответствие с нормативными требованиями, расположенного по <адрес> и <адрес> в районе МОУ СОШ № 2 с. Кочубеевское.
В судебном заседании помощник прокурора Беланов В.В. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования село Кочубеевское Косенко О.В. с исковыми требованиями не согласился, при этом пояснив, что администрация муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края с изложенные требования в исковом заявлении не согласна полностью, считает их необоснованными. Так согласно федерального закона от 27.12.2002 года №184-ФЗ (ред.06.12.2011) «О техническом регулировании» - «Национальный стандарт и предварительный национальный стандарт применяются на добровольной основе......»
Кроме этого, согласно федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - «Обязанности по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющих содержание автомобильных дорог.» (в ред. Федерального закона от 08.12.2007 №257-ФЗ, от 19.07.2011 №248-ФЗ)
На основания изложенного просят исковые требования прокурора Кочубеевского района к администрации муниципального образования село Кочубеевского района Ставропольского края - отклонить, в заявленном иске отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица ОГИБДД отдела МВД России по Кочубеевскому району Шибков П.А. заявленные исковые требования прокурора Кочубеевского района поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Выслушав стороны, изучив представленные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 16 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст. 7 Устава муниципального образования с.Кочубеевское, предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения с.Кочубеевское.
Пунктом 6 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
При этом, п. 6 ст. 3 указанного Закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с Уставом с.Кочубеевское администрация муниципального образования село Кочубеевское является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, управляет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью, включая автомобильные дороги местного значения в границах села, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Согласно пункту первому статьи 12 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Таким образом, на органы местного самоуправления законодательством о безопасности дорожного движения возложена обязанность содержания автомобильных дорого в границах поселения, в том числе организация дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки.
Пунктом 8.1.27 ГОСТ Р52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (в ред. от 12.11.2010 года) установлено, что у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или на насыпи высотой более 1 м должны быть установлены удерживающие пешеходные ограждения (перила).
Материалами дела установлено, что при проведении проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения было выявлено, что на пересечение улиц Титова и Куличенко с. Кочубеевское расположен пешеходный переход который не оборудован удерживающим пешеходным ограждением перильного типа предусмотренный п. 8.1.27 ГОСТ Р52289-2004 ограничивающее пешеходное ограждение.
Кроме того в <адрес> и <адрес> в районе МОУ СОШ №2 барьерные ограждения не соответствуют параметрам безопасности дорожного движения, данные факты подтверждаются актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 20.04.2012 года (л.д. 8).
Анализирую вышеприведенные обстоятельства суд считает доводы, изложенные в исковом заявлении разумными и обоснованными, к доводам ответчика, о том, что данный вопрос не входит в их компетенцию, суд относится критически и считает их противоречивыми действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик уклоняется от возложенной обязанности по содержанию дорог местного значения, доказательств обратного в соответствии со ст. 56 ГПК РФ администрацией с. Кочубеевское не представлено, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Кочубеевского района требований.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Кочубеевского района Ставропольского края к администрации муниципального образования село Кочубеевское об обязании оборудования пешеходного перехода удерживающим пешеходным ограждением перильного типа, приведении ограждений барьерного типа в соответствии с нормативными требованиями - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования село Кочубеевское в течение года со дня вступления решения в законную силу оборудовать удерживающим пешеходным ограждением перильного типа, расположенном на пересечении улиц Титова и Куличенко с. Кочубеевское в соответствие с нормативными требованиями.
Обязать администрацию муниципального образования село Кочубеевское в течение года со дня вступления решения в законную силу привести ограждения, расположенные по <адрес> и <адрес> в районе МОУ СОШ № <адрес> в соответствие с нормативными требованиями.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд Ставропольского края в течение месяца.
Судья Кочубеевского районного суда Е.В. Макаренко