№ 2а-17/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 февраля 2021 года город Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Антонова А.М., с участием административного истца Меньшенина И.Г., его представителя Метелкина О.И., представителя административных ответчиков командира войсковой части 34244 и этой воинской части <данные изъяты> Сорокина А.В., помощника военного прокурора Самарского гарнизона старшего лейтенанта юстиции Митина Д.В. при секретарях судебного заседания Шотенко А.В. и Жарковой П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> Меньшенина И.Г. об оспаривании действий командира указанной воинской части, связанных с исключением административного истца из списков личного состава воинской части без предоставления дополнительных суток отдыха за исполнение обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, не представления ему дополнительных суток отдыха, как военнослужащему находившемуся на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья
установил:
Меньшенин обратился в военный суд с административным исковым заявлением в котором просил:
1.Признать его требования законными и обоснованными;
2.Признать незаконными действия и решения административного ответчика, связанные с порядком исключения его из списков личного состава войсковой части №:
3.Обязать административного ответчика произвести действия, направленные на восстановление его в списках личного состава войсковой части №;
4.Признать незаконным приказ командира войсковой части 34244 от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части) в части исключения его из списков личного состава этой воинской части;
5.Возложить на административных ответчиков обязанность по отмене приказа командира войсковой части 34244 от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части) в части исключения его из списков личного состава войсковой части №;
6.Признать бездействие административного ответчика, связанное с не предоставлением ему дополнительного времени отдыха за «переработку» в 2020 году в течение 2020 года и при исключении из списков личного состава воинской части № незаконным;
8. Обязать административного ответчика предоставить ему положенное дополнительное время отдыха за «переработку» в 2020 году;
9. Взыскать с административного ответчика судебные издержки.
Мотивируя данные требования Меньшенин довел до сведения суда о том, что командир войсковой части 34244, исключив его из списков личного состава воинской части не предоставил перед этим ему дополнительное время отдыха за исполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а именно № суток за № боевых дежурства в 2020 г. Также в своем административном исковом заявлении Меньшенин довел до сведения суда о том, что в 2020 г. командир войсковой части 34244 предоставил ему 45 суток основного отпуска за 2020 г., 15 дополнительных суток основного отпуска за 2019 г. и 30 суток отпуска по личным обстоятельствам, в связи с достижением им предельного возраста пребывания на военной службе.
В судебном заседании Меньшенин настаивал на заявленных требованиях, доведя до сведения суда о том, что он после смены с боевого дежурства не каждый раз сразу убывал домой, а в некоторые дни продолжал выполнять должностные обязанности, в частности выполнял упражнения учебных стрельб, принимал участие в строевых смотрах, тренировках по боевой и мобилизационной готовности воинской части, заступал в гарнизонный патруль. Также сообщил суду, что время следования его от места жительства к месту несения службы, каждый раз составляло около 2-х часов в одну сторону. При этом Меньшенин показал, что в выходные дни в не графика несения боевых дежурств его на службу не вызывали.
В судебном заседании административный истец уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконным приказ командира войсковой части 34244 об исключении его из списков части в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого он исключен с ДД.ММ.ГГГГ и возложить на упомянутое должностное лицо обязанность отменить данный приказ и восстановить его в списках личного состава войсковой части №.
Кроме того, административный истец увеличил основания заявленных требований, приведя в качестве основания довод, что командир войсковой части 34244 не предоставил ему дополнительные сутки основного отпуска на основании положений приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в редакции этого приказа от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, все военнослужащие офицеры противовоздушной и противоракетной обороны, несущие боевое дежурство на пунктах управления замещают воинские должности, исполнение обязанностей по которым связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья.
Следовательно, в силу п. «в» ч. 4 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного 16 сентября 1999 г. Указом Президента Российской Федерации № 1237 (далее Положение) Меньшенину, как военнослужащему находящемуся на воинской должности, исполнение обязанностей военной службы по которой связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, необходимо предоставить 15 суток основного отпуска, чего командиром воинской части при исключении его из списков части сделано не было.
Более того, в ходе рассмотрения дела по существу Меньшенин увеличил основания заявленных требований доведя до сведения суда о том, что оспариваемый им приказ об исключении его из списков воинской части подлежит отмене.
Поскольку командование упомянутой воинской части не выплатило ему причитающееся денежное довольствие, а именно ежемесячную надбавку, установленную Перечнем органов управления разведки, разведывательных соединений (воинских частей, подразделений), в которых военнослужащие проходят военную службу по контракту, в связи с замещением им воинской должности <данные изъяты>.
Кроме данного основания Меньшенин в своем административном исковом заявлении довел до сведения суда, что приказом командира войсковой части 34244 от ДД.ММ.ГГГГ № в части его касающейся он уволен с военной службы в запас на основании подпункта «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 23 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
ДД.ММ.ГГГГ на основании упомянутого приказа приказом указанного воинского должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ № в части его касающейся он, Меньшенин, исключен из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения.
В судебном заседании административный истец показал суду, что он ошибочно указал положенное ему количество суток дополнительного отпуска - 189, но вместе с тем настаивал на том, что он был ущемлен командованием в предоставлении отдыха после несения боевого дежурства, а именно за 11 суток в январе, 10 суток в феврале, 9 суток в марте, 4 суток в апреле, 11 суток в июне, 6 суток в июле, 6 суток в августе и 5 суток в сентябре 2020 г.
По мнению Меньшенина, поскольку он заступал на боевые дежурства в 2020 году до исключения из списков личного состава воинской части № раза то его сверхурочное время привлечения к исполнению обязанностей военной службы, по его мнению, составило 424 часа, что равно № суткам, но командир воинской части ему указанные сутки отдыха ни в другие дни недели ни к основному отпуску их не предоставил и денежной компенсации не выплатил, не обеспечил и другими видами обеспечения.
Кроме того, в своем административном иске Меньшенин пояснил суду, что командир войсковой части 34244 в 2020 г. до исключения его из списков воинской части предоставил ему основной отпуск продолжительностью 45 суток.
При этом, Меньшенин утверждал, что дополнительное время отдыха командир войсковой части 34244 после смены его Меньшенина с дежурства не предоставлял ни в другие дни недели, и не присоединял к основному отпуску, учет их в Журнале учета времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (далее именуется - сверхурочное время) и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и предоставленного им времени отдыха (в часах) не вел.
На основании указанной нормы Федерального закона Менньшенин и его представитель уточнили объем, не предоставленных Меньшенину дополнительного времени отдыха и утверждали, что командир войсковой части 34244 не предоставил Меньшенину перед исключением из списков личного состава воинской части 128 суток 7 часов отдыха, в связи с чем, просили суд восстановить Меньшенина в списках личного состава воинской части, обязать командование предоставить ему упомянутые сутки отдыха, обеспечить положенными видами довольствия, а затем исключить из списков личного состава воинской части.
Командир войсковой части 34244 предъявленных к нему требований не признал и направил в суд возражения, в которых утверждал, что Меньшенин до исключения из списков личного состава воинской части был своевременно и в полном объеме обеспечен положенными видами довольствия и отгулял как дополнительный, так и основной отпуск за 2020 г.
Кроме того, административный ответчик обратил внимание суда, на то, что боевое дежурство в силу п. 2 Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации 10 ноября 1998 г. № 492 проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Также командир войсковой части пояснил суду, что Меньшенину после боевых дежурств, предоставлялось необходимое время для отдыха, с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы в силу п. 5 Приложения № 2 Положения.
В ходе рассмотрения данного дела командир войсковой части 34244, дважды ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ внес изменения в упомянутый приказ об исключении Меньшенина из списков личного состава воинской части, в связи с увольнением в запас, изменив дату его исключения, соответственно, с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, а затем на ДД.ММ.ГГГГ
Представитель заинтересованного лица федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области», каждый раз надлежащим образом и своевременно извещенный о месте и времени судебного заседания, направлял в суд заявления в которых просил рассмотреть это дело без его участия.
Выслушав заинтересованные стороны, свидетелей, прокурора полагавшего
в удовлетворении требования Меньшенина о восстановлении его в списках части отказать, поскольку в ходе слушания этого дела, административный истец изменяя приказ об исключении Меньшенина из списков воинской части на более поздний срок, и выплачивая ему денежное довольствие в полном объеме восстановил права Меньшенина на предоставление ему дополнительных суток отдыха за 2020 г., а оснований для удовлетворения требований Меньшенина, за исключением возмещения ему понесенных судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, не имеется.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» боевое дежурство и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно п. 5 Приложения № 2 к Положению время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.
В силу положений ч. 4 упомянутой статьи Федерального закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц.
В соответствиями с положениями ч. 5 указанной статьи этого Федерального закона общая продолжительность основного отпуска военнослужащего с учетом дополнительных суток отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.
Согласно разъяснений п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2014 г. № 8 21. Дополнительные сутки (дополнительное время) отдыха военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» с учетом положений статей 219 - 221, 234 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495, статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы, а также с учетом требований, изложенных в Порядке учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы).
Исходя из названных положений предусмотрены следующие сроки (периоды) предоставления дополнительных суток (дополнительного времени) отдыха: в другие дни недели, в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха, в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска. При этом общая продолжительность ежегодного основного отпуска с учетом дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.
В тех случаях, когда военнослужащему не было предоставлено дополнительное время (дополнительные сутки) отдыха вместе с основным отпуском за истекший год в следующем календарном году, срок, с которого исчисляется нарушение права военнослужащего на предоставление дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха за предшествующий период, начинает исчисляться с 1 января года, следующего за годом, в который основной отпуск должен был быть перенесен.
Судам также следует учитывать, что согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха.
Помимо дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха, в соответствии с пунктом 12 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим предоставляются дополнительные отпуска, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как усматривается из представления на увольнение Меньшенина с военной службы в запас, он проходил военную службу в указанной воинской части на должности старшего помощника оперативного дежурного пункта управления.
Согласно должностной инструкции военнослужащему, замещающему указанную воинскую должность, исполнение обязанностей по ней связано с несением боевого дежурства.
Из выписок из приказов командира войсковой части 34244 о выплате ежемесячной надбавки за особые условия военной службы следует, что Меньшенину, в соответствии с количеством боевых дежурств, ежемесячно выплачивалась данная надбавка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно светокопий графиков несения боевого дежурства на пункте управления войсковой части № и приказов командира указанной воинской части следует, что Меньшенин в 2020 году № раза заступал на боевое дежурство. Также в соответствии с каждым из упомянутых приказов ему после смены с боевого дежурства предоставлялось время для отдыха в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Из светокопии рапорта Меньшенина поданного им ДД.ММ.ГГГГ на имя командира войсковой части 34244 о предоставлении ему 15 суток дополнительного отпуска за привлечение к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни следует, что он оставлен без реализации.
Как следует из п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации, проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно п. 5 приложения № 2 к вышеуказанному Положению время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям военнослужащему предоставляются двое суток отдыха.
При этом, время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.
Пунктом 2 Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, утвержденного приказом Минобороны России от 10 ноября 1998 г. № 492, к указанным мероприятиям отнесено, в частности, боевое дежурство.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что сутки отдыха, за них, предоставляются военнослужащим, участвовавшим только в таких мероприятиях, которые не только приведены в соответствующем перечне, но и которые приказами соответствующих воинских должностных лиц установлено проводить без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятий.
Как было установлено в судебном заседании, Меньшенину за несение боевого дежурства в 2020 г., была установлена и выплачена надбавка за особые условия службы за несение указанных боевых дежурств в соответствующем размере, в зависимости от их ежемесячного количества.
Установление и выплата этой надбавки Меньшенину в 2020 г. полностью согласуются с требованиями, которые были установлены подпунктом «4» пункта 49 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 06 декабря 2019 г. № 727, было установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы за несение боевого дежурства (дежурства в дежурных боевых сменах) суммарной продолжительностью 5 и более суток в месяц выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы - 30 процентов оклада по воинской должности, от 3 до 5 суток в месяц - 15 процентов оклада по воинской должности.
В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
Перечни указанных воинских должностей определяются Министерством обороны Российской Федерации.
Как усматривается из приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащим проходящим военную службу на воинских должностях, которую до увольнения с военной службы замещал Меньшенин, установлена дополнительная социальная гарантия в виде 15 дополнительных суток основного отпуска.
Как усматривается из светокопии рапорта Меньшенина, поданного им ДД.ММ.ГГГГ командиру войсковой части 34244 и № приказа командира войсковой части 34244 от ДД.ММ.ГГГГ № Меньшенину предоставлены 15 дополнительных суток отдыха за несение им боевого дежурства в 2019 г.
Из светокопии рапортов Меньшенина, поданных командиру указанной воинской части ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и № приказа командира войсковой части 34244 от ДД.ММ.ГГГГ № Меньшенину предоставлены 15 дополнительных суток отдыха за несение им боевого дежурства в 2020 г.
В соответствии с положениями абзаца 8 ч. 5 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается на срок до 15 суток или предоставляются дополнительные сутки отдыха в соответствии с нормами, устанавливаемыми Положением о порядке прохождения военной службы. При этом общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительных суток отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.
В судебном заседании достоверно установлено, что за 2019 г. и 2020 г. командир войсковой части 34244, руководствуясь данной правовой нормой предоставил Меньшинину максимальное количество дополнительных суток отдыха за несение им боевого дежурства в упомянутые годы.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что командир войсковой части 34244 каждым из своих приказов о заступлении Меньшенина на боевое дежурство предоставил ему необходимое время для отдыха, исходя из интересов военной службы, в том числе № раз отправил отдыхать Меньшенина после обеда накануне дня заступления на боевое дежурство.
Согласно положений п. 11 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 отпуска предоставляются военнослужащим в любое время года с учетом необходимости чередования периодов их использования, а также обеспечения боевой готовности воинской части и в соответствии с планом отпусков.
Оценивая совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, руководствуясь приведенными положениями Федерального закона и Указа Президента РФ, суд приходит к убеждению, что командир войсковой части 34244, предоставил максимально возможное количество суток основного отпуска как за 2019 так и за 2020 годы, исходя из интересов поддержания боевой готовности вверенной ему воинской части и предоставления социальных гарантий Меньшенину согласно замещаемой им воинской должности, по которой несение боевого дежурства Меньшениным является непосредственным исполнением его должностных обязанностей, поскольку должность, на которой он состоит, предназначена именно для несения таковых дежурств.
При этом, указанный выше режим служебного времени и соответственно отдыха был обусловлен занимаемой административным истцом должностью.
Что касается довода Меньшенина о необходимости восстановления его в списках личного состава воинской части, основанном на не представлении ему за 2018 г. дополнительных суток отдыха, на основании приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, то суд полагает его не состоятельным, поскольку Меньшенин согласно разъяснений п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», в случае, когда военнослужащему не было предоставлено дополнительное время (дополнительные сутки) отдыха вместе с основным отпуском за истекший год в следующем календарном году, срок, с которого исчисляется нарушение права военнослужащего на предоставление дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха за предшествующий период, начинает исчисляться с 1 января года, следующего за годом, в который основной отпуск должен был быть перенесен, то есть руководствуясь ст. 219 КАС РФ вправе был обратиться за защитой своих прав по указанному основанию до начала апреля 2020 г.
Между тем, данный вопрос им был поднят только при рассмотрении этого административного дела, возбужденного по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, то есть поданного с пропуском срока, установленного данной статьей КАС РФ.
Довод административного истца о том, что он не пропустил срок обжалования бездействия административного ответчика, связанного с непредставлением ему дополнительных суток основного отпуска за 2018 г. на основании положений приказа МО РФ № в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает несостоятельным, поскольку в судебном заседании представитель административных ответчиков пояснил суду, что с данным требованием после внесения указанных изменений, Меньшенин к командиру воинской части не обращался. Также Меньшенин сам подтвердил в судебном заседании, что вопрос о предоставлении ему дополнительных суток основного отпуска на основании упомянутого приказа МО РФ после внесения в него изменений в 2018 г. он поставил только в процессе рассмотрения этого дела.
Что касается довода административного истца о необходимости его восстановления в списках воинской части основанном, на не выплате ему денежного довольствия каждый раз до исключения из списков воинской части то суд находит его несостоятельным.
Поскольку действительно разъяснениями п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», установлено, что в силу пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов, он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
В случае если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.
Между тем, в ходе рассмотрения этого дела, командир войсковой части 34244 добровольно восстановил нарушенные права Меньшенина, изменив дату исключения его из списков воинской части с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ
При этом, Меньшенин пояснил суду, что причитающееся ему денежное довольствие, в связи с изменением даты исключения из списков личного состава воинской части им было получено ДД.ММ.ГГГГ
Других обстоятельств, подтверждающих нарушение порядка его исключения из списков личного состава воинской части ДД.ММ.ГГГГ, за исключением выплаты денежного довольствия ДД.ММ.ГГГГ т.е. после исключения из списков личного состава воинской части в судебном заседании не установлено, в связи с чем руководствуясь упомянутым разъяснением Пленума Верховного Суда РФ суд находит несостоятельным требование Меньшенина о восстановлении его в списках части, в связи с нарушением порядка его исключения их этих списков.
Довод Меньшенина о том, что он подлежит восстановлению в списках личного состава воинской части основанный на замещении им воинской должности, которая указана в Перечне органов управления разведки, разведывательных соединений (воинских частей, подразделений), в которых военнослужащие проходят военную службу по контракту, суд находит надуманным.
Поскольку согласно ответов, полученных на запрос суда о нахождении в указанном Перечне должности и ВУС, которые замещал Меньшенин из <данные изъяты>, должность на которой Меньшенин проходил военную службу в указанной воинской части в Перечень не включена.
Данный факт подтвердил и свидетель М.Н.Ф. <данные изъяты>, который показал суду, что согласно поступившей в часть выписки из указанного Перечня, должность и ВУС, которые ранее замещал Меньшинин в ней не значатся.
Довод Меньшенина о том, что он подлежит восстановлению в списках личного состава воинской части, основанных на его утверждениях о том, что командир войсковой части 34244 не предоставил перед исключением из списков личного состава воинской части ему 128 суток 07 часов дополнительного отдыха, суд полагает несостоятельным.
Поскольку в ходе слушания данного дела судом заслушаны свидетели, Н.А.И., Г.А.С., К.Р.С. и Т.И.В., которые показали суду о процессе организации несения боевого дежурства Меньшениным и предоставления ему отдыха как перед заступлением на дежурство, так и после смены с него.
В результате оценки их показаний в совокупности с исследованными в судебном заседании ведомостями раздачи боеприпасов судом было установлено, что Меньшенин на протяжении времени эквивалентном 24 часам или 3-м суткам привлекался к исполнению обязанностей военной службы, во время после смены с боевого дежурства и не сразу убывал отдыхать.
Вместе с тем, в судебном заседании однозначно, исходя из совокупности исследованных доказательств установлено, что командиром войсковой части 34244 после каждого боевого дежурства Меньшенину предоставлялось время отдыха исходя из интересов военной службы, в частности было предоставлено:
- 60 суток основного отпуска за 2020 г., с учетом дополнительных 15 суток отдыха, предусмотренных упомянутым приказом Министра обороны Российской Федерации, с изменениями внесенными в него в 2018 г.;
- 62 дня отдыха за боевое дежурство (за исключение 3-х суток в течение которых он исполнял обязанности военной службы), следовательно 59 дней;
- 21 один день выходных;
- 8 дней отдыха, в результате предоставления ему 20 - ть раз отдыха после 13 часов перед заступлением на боевое дежурство, каждый раз по 3,5 часа;
- 30 суток отпуска по личным обстоятельствам;
- 11 дней самоизоляции в связи с карантином;
- 15 дней дополнительных суток отдыха за 2019 г. на основании Приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из обстоятельств данного административного дела и надлежащих правовых норм следует, что за № боевых дежурства Меньшенину командир войсковой части 34244 обязан был предоставить 42 дополнительных суток отдыха, а также 60 суток основного отпуска, что составляет 102 суток, включая 60 выходных дней в соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» из расчета 6 выходных дней в месяц (без учета 12 выходных дней в период основного отпуска за 2020 г) и 42 дополнительных суток отдыха за несение боевых дежурств.
Между тем, в судебном заседании однозначно установлено, что командир войсковой части 34244 предоставил Меньшенину 148 (60 +59+21+8) суток отдыха в 2020 г. за упомянутый год, а также указанные иные отпуска в количестве 45 суток.
Таким образом, в ходе слушания этого дела не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении права Меньшенина на отдых в 2020 г., в связи с изложенным суд полагает несостоятельным и довод Меньшенина о предоставлении ему дополнительных суток отдыха, основанных на его пояснениях о том, что каждый день он тратил около 4-х часов времени на дорогу при следовании к месту военной службы и обратно, поскольку командиром воинской части ему предоставлено время отдыха значительно превышающее, количество времени, которое командир воинской части обязан был предоставить Меньшенину за период выполнения им общих и специальных обязанностей в 2020 г.
Приходя к данному убеждению, суд учитывает и довод Меньшенина о том, что командиром подразделения не велся Журнал учета времени привлечения военнослужащих проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставления им дополнительного времени отдыха, в совокупности с однозначно установленными в судебном заседании обстоятельствами, которые свидетельствуют о том, что командир воинской части, не смотря на отсутствие данного Журнала предоставил Меньшенину время отдыха, превышающее время отдыха, которое он должен был предоставить Меньшенину в 2020 г. в обязательном порядке. При этом командир воинской части применил два вида социальных гарантий Меньшенину, предусмотренных абзацем 8 ч. 5 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а именно предоставил дополнительные сутки отдыха Меньшенину как военнослужащему замещающему воинскую должность, исполнение обязанностей по которой связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, предоставив в 2020 г. дополнительные 15 суток основного отпуска и предоставил дополнительное время отдыха в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
Что касается требования административного истца о возмещении судебных расходов, то суд руководствуясь положениями ч. 1 ст. 113 КАС Российской Федерации, согласно которых, если административный истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их административным ответчиком после предъявления административного искового заявления, все понесенные административным истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе административного истца взыскиваются с административного ответчика, - учитывая, что часть требований административного истца, а именно требование о предоставлении ему 15 дополнительных суток основного отпуска, предусмотренных упомянутым приказом Министра обороны РФ удовлетворена добровольно, суд полагает необходимым возместить административному истцу расходы понесенные им в связи с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей по данному делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 113, 175 - 180 и 227 КАС Российской Федерации, военный суд
решил
административное исковое заявление <данные изъяты> Меньшенина И.Г. об оспаривании действий командира указанной воинской части, связанных с исключением административного истца из списков личного состава воинской части без предоставления дополнительных суток отдыха за исполнение обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, не представления ему дополнительных суток отдыха, как военнослужащему находившемуся на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, удовлетворить частично.
Требования административного истца Меньшенина И.Г. о возмещении понесенных им судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины, удовлетворить, в связи с добровольным изменением административным ответчиком даты исключения административного истца из списков личного состава воинской части с 20 ноября на ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с войсковой части 34244 через Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» в пользу Меньшенина И.Г. судебные расходы, связанные с уплатой им государственной пошлины, в размере 300 рублей.
В удовлетворении оставшейся части заявленных требований отказать, как заявленных необоснованно.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд, через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме 19 февраля 2021 года.