РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2017 года гор. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
при секретаре Егоровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.А.Г. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о защите пенсионных прав,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что истец обратился в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с прохождением в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> срочной военной службы по призыву в районах Крайнего Севера, о чем представил соответствующие документы. Решением органа пенсионного фонда от <Дата обезличена> в удовлетворении заявления было отказано. С данным отказом истец не согласен. Указывает, что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> он проходил срочную военную службу по призыву в <Адрес обезличен>, просит признать решение ГУ УПФ РФ в г. Сортавала РК (межрайонное) от <Дата обезличена> неправомерным, зачесть период военной службы с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в трудовой стаж, как работу в районах Крайнего Севера и произвести перерасчет пенсии.
В судебном заседании истец доводы иска поддержал. Дополнил. что просит суд определить, с какой даты должен быть произведен перерасчет пенсии.
Представитель ответчика Х.О.А., действующая на основании доверенности, по иску возражала. Пояснила, что территориальные органы пенсионного фонда являются правоприменительными органами. Действующее законодательство не предусматривает включение в стаж работы в особых климатических условиях службу в армии по призыву. Действовавшим на момент службы истца в Советской армии законодательством не было предусмотрено установления повышенных базовых частей трудовых пенсий в МКС и РКС, новые пенсионные нормы появились в <Дата обезличена> году. <Адрес обезличен> переведена в районы Крайнего Севера с 01.07.1990 согласно Постановления Совмина СССР №594 от 23.06.1990, <Адрес обезличен> отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера в соответствии с указом Президента РФ от 20.12.1993 №2226. Конституционные права истца на социальное обеспечение не нарушены, нет и ограничений либо ущемления его прав на пенсионное обеспечение, на которое он рассчитывал до введения нового правового регулирования установления размера пенсий.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, пенсионное дело истца, суд приходит к следующему выводу.
Установлено, что С.А.Г., <Дата обезличена> года рождения, с <Дата обезличена> является получателем трудовой пенсии по старости. Истец <Дата обезличена> был призван на срочную военную службу, которую в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проходил в войсковой части <Номер обезличен> дислоцировавшейся в <Адрес обезличен>, что подтверждается материалами дела. После увольнения в запас, <Дата обезличена> С.А.Г. трудоустроен в Питкярантское ДРСУ.
<Дата обезличена> истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, решением ответчика от <Дата обезличена> истцу отказано в удовлетворении заявления в связи с отсутствием у истца стажа работы в РКС.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон) в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, кроме прочих, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В соответствии с ч.ч. 4, 6 ст. 17 Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Пунктом 8 ст.18 Закона определено, что … в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, … производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Из изложенного следует, что действующее пенсионное законодательство не содержит норм, указывающих на возможность учета периода военной службы в стаж работы в РКС и приравненных к ним местностях, данная правовая позиция также отражена в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии". Спорный период военной службы учтен ответчиком только в страховой (общий трудовой) стаж истца.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 № 8-П и определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 7 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты). Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 г., с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Из анализа данных норм права следует, что лицам, поименованным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 №181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029 (с изменениями и дополнениями), территория Питкярантского района отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (Указ Президента РФ от 20.12.1993 №2226).
Учитывая, что истец проходил действительную срочную службу в районах Крайнего Севера с 16.11.1980 по 22.12.1982 (согласно Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 102) и устроился на работу в организацию, расположенную в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в течение трех месяцев после увольнения в запас, он имеет право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии (перерасчет) в повышенном размере с учетом спорного периода. Перерасчет фиксированной выплаты должен быть произведен с <Дата обезличена> согласно ст.23 Закона, учитывая, что обращение истца в территориальный орган пенсионного фонда имело место <Дата обезличена>. Оснований признавать незаконным и отменять решение территориального органа пенсионного фонда суд не усматривает, т.к. указанное пенсионных прав истца не восстановит, в отличии от удовлетворения вышеуказанных требований.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика в соответствующий бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты который истец при подаче иска был освобожден.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования С.А.Г. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с <Дата обезличена> произвести С.А.Г. перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, в остальной части в иске отказать.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сортавала Республики Карелия (межрайонное) в бюджет Сортавальского муниципального района государственную пошлину в размере <Номер обезличен> рублей
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.Е.Иванова
Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>