Дело № 2-474/2017
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерациигород Далматово Курганской области 23 ноября 2017 года
Далматовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Бузаева С.В.,
при секретаре cудебного заседания Косинцевой Н.Г.,
с участием истца Чаринцева С.В.,
представителя ответчика Администрации г. Далматово Лобовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чаринцева Сергея Владимировича к Администрации города Далматово Курганской области, Главному управлению социальной защиты населения Адрес Обезличен о включении в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для получения субсидии на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛ:
Чаринцев Сергей Владимирович обратился в суд с иском к Администрации города Далматово Курганской области, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее также – ГУСЗН Курганской области), указав, что он с 02.02.2002 является ветераном боевых действий, имеющим в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» право на получение единовременной субсидии на строительство или приобретение жилого помещения. 05.09.2017 он обратился в Администрацию г. Далматово с заявлением о включении в сводный список для выделения ему субсидии, на которое 22.09.2017 получил ответ о том, что в указанном порядке обеспечиваются жильём только те нуждающиеся граждане, которые встали на учёт до 1 января 2005 года. Истец считает, что поскольку основания для признания его ветераном боевых действий возникли до 01.01.2005, он имеет право на указанную льготу, в связи с чем, просил обязать Администрацию города Далматово Курганской области, Главное управление социальной защиты населения Курганской области включить его как ветерана боевых действий в сводный список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для получения субсидии на приобретение жилья в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В судебном заседании истец Чаринцев С.В. поддержал доводы и требования иска, просил его удовлетворить, объяснил, что с заявлением о включении его как ветерана боевых действий в сводный список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для получения субсидии на приобретение жилья в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», до 01.01.2005 в Администрацию г. Далматово не обращался, поскольку не знал о своих правах на получение указанной субсидии, ему об этом никто не разъяснял.
Представитель ответчика Администрации г. Далматово Лобова Н.Н. исковые требования Чаринцева С.В. не признала, просила отказать в их удовлетворении, полагая требования истца необоснованными, ввиду того, что до 01.01.2005 истец не обращался в Администрацию г. Далматово с заявлением о включении его как ветерана боевых действий в сводный список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для получения субсидии на приобретение жилья в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», статус истца, как ветерана боевых действий, не оспаривала.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области, надлежаще извещённого о времени и месте судебного заседания, просившего рассмотреть дело без его участия, и представившего возражения относительно исковых требований Чаринцева С.В., полагая, что правовых оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
В судебном заседании установлено и никем не оспаривалось, что истец в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» является ветераном боевых действий, что подтверждается справкой командира МО МВД РФ в Чеченской республике, удостоверением серии РМ №*, выданным **.**.**** УВД Курганской области.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учёт до 1 января 2005 года, подлежат обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильём указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (п.п. 1, 2 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах»). Ветераны боевых действий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, в силу того же подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом Российской Федерации.
Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильём непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учёт после 1 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу РФ приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях как предусмотрено ст. 49 ЖК РФ.
В ст. 51 ЖК РФ определены критерии нуждаемости граждан в жилых помещениях. На основании п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
По смыслу вышеприведённых норм закона предоставление такой меры социальной поддержки как обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, носит заявительный характер, зависит от волеизъявления гражданина и не зависит от времени возникновения обстоятельств, послуживших основанием для признания гражданина ветераном боевых действий. Чаринцев С.В. в установленный срок (до 01.01.2005) не обращался в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением. В судебном заседании истец не заявлял о наличии обстоятельств, препятствующих его своевременному обращению для постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «ветеран боевых действий». В этой связи являются не состоятельными доводы Чаринцева С.В. о том, что он имеет право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения ввиду того, что обстоятельства, послужившие основанием для признания его ветераном боевых действий, имели место до 1 января 2005 года.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 16.07.2015 № 1707-О, от 04.02.2014 № 236-О) введение федеральным законодателем такого условия возникновения у ветеранов боевых действий права на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета, как постановка на учёт в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, не может считаться нарушением конституционных прав и свобод, поскольку по своей правовой природе первоочередное бесплатное предоставление указанной категории граждан жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов являлось входящей в систему мер социальной защиты льготой, направленной на приоритетное удовлетворение их потребности в жилье. Право на такого рода жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей.
На основании п. 1 постановления Правительства Курганской области от 10.04.2006 № 120, утвердившего Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, подп. 17 п. 7 Положения о Главном управлении социальной защиты населения Курганской области (утверждено постановлением Правительства Курганской области от 07.09.2007 № 369) ГУСЗН Курганской области осуществляет полномочия по обеспечению жильём в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно п. 2 Порядка меры социальной поддержки по обеспечению жильём вышеуказанной категории граждан осуществляются путём предоставления им единовременной субсидии на приобретение жилого помещения за счёт средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года.
В соответствии с п. 3 Порядка ГУСЗН Курганской области запрашивает в органах местного самоуправления муниципальных образований Курганской области информацию о гражданах, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На основании информации, полученной от органов местного самоуправления, уполномоченный орган формирует общий реестр граждан
В судебном заседании установлено, что истец Чаринцев С.В., как малоимущий, в соответствии со ст.ст. 49, 51, 52 ЖК РФ с 22.05.2013 числится в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым жилые помещения будут предоставляться на условиях социального найма в жилищном фонде социального использования, что подтверждается постановлением Главы г. Далматово от 22.05.2013 № 194 «О принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях»
05.09.2017 Чаринцев С.В. обратился в Администрацию г. Далматово с заявлением о включении его в сводный список лиц, нуждающихся в жилье, как ветерана боевых действий, в чём ему было отказано, так как он не встал на надлежащий учёт до 1 января 2005 года, что следует из ответа Администрации г. Далматово от 14.09.2017 № 4-382. Истцом также не оспаривалось, что до 01.01.2005 с таким заявлением в Администрацию г. Далматово он не обращался.
Суд пришёл к выводу, что у Администрации г. Далматово не имелось оснований для постановки истца на учёт в качестве лица, подлежащего обеспечению жильём на основании подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» за счёт субвенций из федерального бюджета, поскольку действующее законодательство не предусматривает специального регулирования порядка постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях ветеранов боевых действий, обратившихся с заявлением о постановке на такой учёт после 1 января 2005 года.
В этой связи, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Чаринцева С.В.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Чаринцева Сергея Владимировича к Администрации города Далматово Курганской области, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о включении в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для получения субсидии на приобретение жилья отказать.
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Далматовский районный суд Курганской области
Судья С.В. Бузаев