Дело № 12-10/2016
РЕШЕНИЕ
с.Ижма 21 марта 2016 года
Судья Ижемского районного суда Республики Коми Засыпкина Т.И.,
при секретаре Орловой Н.А.,
рассмотрев жалобу должностного лица Ануфриева Н.Н. на постановление старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Ижемского района Чистякова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кипиевская средняя общеобразовательная школа» Ануфриева Н.Н. к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Ижемского района Чистякова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо- директор МБОУ «Кипиевская средняя общеобразовательная школа» Ануфриева Н.Н. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Из постановления следует, что на основании приказа Ижемского комитета по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми от 14 января 2016 г. № 2-гк и приказа о внесении изменений от 25 января 2016 года № 3-гк проведена ДД.ММ.ГГГГ плановая, выездная проверка Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кипиевская средняя общеобразовательная школа» по адресу: Республика Коми, Ижемский район, с. Кипиево, ул. А.Е. Чупрова д. 95.
МОБУ «Кипиевская СОШ» предоставлена справка о наличии на балансе стационарного источника ( котельной).
В ходе проверки установлено, рядом со зданием школы по адресу: с. Кипиево, ул. А.Е. Чупрова д. 95а находится здание котельной. Отопление зданий образовательного учреждения осуществляется посредством стационарного источника твердотопливного котла.
Должностное лицо- директор МБОУ «Кипиевская СОШ» Ануфриева Н.Н. допустила нарушения обязательных требований ст.ст. 14, 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ « Об охране атмосферного воздуха» поскольку проект нормативов предельно допустимых выбросов для котельной МБОУ «Кипиевская СОШ» не разработан; разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено; инвентаризация выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух котельной не произведена, чем совершила правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе директор МБОУ «Кипиевская СОШ» Ануфриева Н.Н. указывает, что вину в совершенном правонарушении признает, однако сумма назначенного штрафа чрезмерно высока. Наказание ей назначено без учета некоторых обстоятельств.
Совершенное административное правонарушение обладает низкой степенью общественной опасности, существенная угроза охраняемым общественным отношениям в области охраны окружающей природной среды отсутствует. Правонарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, также отсутствуют негативные последствия для населения. В настоящее время ею ведется работа по подысканию организации, которая разработает проект нормативов предельно допустимых выбросов. Просит суд изменить постановление от 05 февраля 2016 года, снизить размер назначенного штрафа.
В судебное заседание заявительница Ануфриева Н.Н. не явилась, о рассмотрении жалобы уведомлена надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
Должностное лицо Ижемского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Чистякова В.И. в судебное заседание не явилась, направив в суд отзыв, где указала, что с доводами заявительницы не согласна, наказание должностному лицу Ануфриева Н.Н. было назначено с учетом всех смягчающих наказание обстоятельств, в минимальном размере. Назначение наказания ниже низшего предела законом не предусмотрено.
Проверив представленные материалы, суд находит, что жалоба должностного лица Ануфриева Н.Н. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На основании приказа Ижемского комитета по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми от 14 января 2016 г. № 2-гк и приказа о внесении изменений от 25 января 2016 года № 3-гк 05 февраля 2016 года проведена плановая, выездная проверка Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кипиевская средняя общеобразовательная школа» по адресу: Республика Коми, Ижемский район, с. Кипиево, ул. Чупрова д. 95, на проведение проверки уполномочена старший государственный инспектор Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Ижемского района Чистякова В.И..
Из Акта проверки государственного контроля ( надзора) юридического лица от 05 февраля 2016 г. № 5-ижм-эко следует, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кипиевская средняя общеобразовательная школа» ( далее МБОУ «Кипиевская СОШ») строит свою деятельность на основании Устава.
Директором МБОУ «Кипиевская СОШ» на основании приказа Управления образования администрации МР «Ижемский» о приеме на работу № 60 от 10 сентября 1997 года, назначена Ануфриева Н.Н. Ануфриева Н.Н..
МБОУ «Кипиевская СОШ» предоставлена справка о наличии на балансе образовательного учреждения стационарного источника (котельной), передвижные источники МБОУ «Кипиевская СОШ» отсутствуют. Отопление зданий учреждения осуществляется посредством стационарного источника твердотопливного котла ( топливо каменный уголь).
Проект нормативов предельно допустимых выбросов для котельной МБОУ «Кипиевская СОШ» не разработан; разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено; инвентаризация выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух котельной не произведена, то есть нарушены требования ст. 14,22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Федеральный закон от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установил правовые основы охраны воздуха, определил требования по сохранению в чистоте и улучшению его состояния, отвечающие темпам и масштабам развития промышленного производства, условиям воздействия человеческой деятельности на воздушную среду.
Согласно ст. 12 Закона, в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается с разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ ( ст. 14 Закона). В соответствии с этой статьей Закона Постановлением Правительством РФ от 28 ноября 2002 г. № 847 утверждено Положение об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Для получения разрешения согласно ст.22 Закона, юридические лица, осуществляющие хозяйственную и ( или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Согласно п.1 ст. 30 Закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.
Часть 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица- от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток; на юридических лиц- от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, возникающие при вредных воздействиях на атмосферный воздух.
Объективная сторона правонарушений, квалифицируемых по ч.1 указанной статьи выражается в незаконном выбросе вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Субъектами ответственности по ч.1 статьи, являются граждане и должностные лица предприятий и организаций, индивидуальные предприниматели и юридические лица, по вине которых могут совершаться выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него в отсутствие специального разрешения либо в нарушение его условий.
Субъективная сторона правонарушений может заключаться как в умысле, так и неосторожности.
Из Приказа Управления образованием администрации МР « Ижемский» № 60 от 10 сентября 1997 года следует, что директором МБОУ «Кипиевская СОШ» назначена Ануфриева Н.Н..
Поскольку субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ является в том числе и должностное лицо, суд находит, что директор МБОУ «Кипиевская СОШ» может быть привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное вышеуказанной статьей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Поскольку в ходе плановой выездной проверки 05 февраля 2016 года было установлено, что должностное лицо- директор МБОУ «Кипиевская СОШ» Ануфриева Н.Н. допустила по адресу: Республика Коми, Ижемский район, с. Кипиево, ул. Чупрова д. 95а эксплуатацию стационарного источника (котельной) без разработанного проекта нормативов предельно допустимых выбросов, без получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без проведения инвентаризации выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух, тем самым нарушив требования ст. 14,22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», правомерно привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Ее вина в правонарушении доказывается Актом проверки от 05 февраля 2016 года № 5-ижм-эко, Протоколом об административном правонарушении от 05.02.2016 года и не оспаривается самим должностным лицом.
Материал по делу об административном правонарушении был рассмотрен уполномоченным на то должностным лицом, в установленные законом сроки привлечения к административной ответственности.
Копия протокола по делу об административном правонарушении вручена, о чем свидетельствует подпись Ануфриева Н.Н. в протоколе по делу об административном правонарушении.
Копия постановление о назначении административного наказания направлена в адрес должностного лица.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело не допущено.
Наказание должностному лицу назначено в соответствии с пунктами 1,2 ст.4.1 КоАП РФ, минимальное, в пределах санкции ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ с учетом всех смягчающих наказание обстоятельств.
Применить в отношении заявительницы п. 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ и назначить ей штраф в размере менее минимального размера административного штрафа не представляется возможным, поскольку минимальный размер штрафа санкции ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ для должностного лица составляет 40 000 рублей, а не 50 000 рублей, при котором возможно снижение административного штрафа.
Учитывая изложенное, по имеющимся в деле доказательствам, оцененным в порядке ст. 26.11 КоАП РФ, суд каких-либо оснований для отмены или изменения вынесенного постановления не находит и оставляет его без изменения, а жалобу Ануфриева Н.Н. без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.2 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Ижемского района Чистякова В.И. от 05 февраля 2016 года о привлечении должностного лица- директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кипиевская средняя общеобразовательная школа» Ануфриева Н.Н. к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей оставить без изменения, а жалобу Ануфриева Н.Н. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вручения копии решения в Верховный суд Республики Коми, через Ижемский районный суд.
Судья Т.И. Засыпкина