Дело № 2 – 2795/2017 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 августа 2017 года гор.Пермь
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
Федерального судьи Толкушенковой Е.Ю.,
При секретаре Трушниковой Е.В.,
С участием представителя истца Рубцовой А.В., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Дурандиной Р.С. - Хайдарова С.Ш., действующего на основании ордера,
представителя ответчика нотариуса Мокрушиной О.В. - Мауль О.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента земельных отношений администрации города Перми к Юсуповой Г. С., Дурандиной Р. С., ВРИО нотариуса Пермского городского нотариального округа Пьянковой Е.В. о признании свидетельств о праве на наследство, выданных Юсуповой Г. С. и Дурандиной Р. С., недействительными, признании соглашения о разделе наследственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, признании отсутствующим право аренды Дурандиной Р. С. по договору № аренды земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Юсуповой Г.С., Дурандиной Р.С., ВРИО нотариуса Пермского городского нотариального округа Пьянковой Е.В. о признании свидетельств о праве на наследство недействительными, признании соглашения о разделе наследственного имущества недействительным, признании отсутствующим право аренды земельного участка. В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между департаментом земельных отношений администрации города Перми, с одной стороны, и гр.А., с другой стороны, был заключен договор № аренды земельного участка <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома. Пунктом 8.1. договора предусмотрено, что договор прекращает свое действие в случае смерти Арендатора - физического лица.
ДД.ММ.ГГГГ гр.А. умер.
ДД.ММ.ГГГГ выданы Свидетельства о праве на наследство по закону в отношении Дурандиной Р. С. (№) и Юсуповой Г. С. (№).
Согласно указанным свидетельствам наследниками имущества гражданина гр.А. являются в 1/2 (одной второй) доле: гражданка Юсупова Г. С. и Дурандина Р. С..
Наследство, на которое в указанных долях выдано настоящее свидетельство, состоит из прав и обязанностей по Договору № аренды земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>.
Наследуемые права и обязанности по договору аренды принадлежали наследодателю на основании договора № аренды земельного участка для строительства, заключенного наследодателем с Департаментом земельных отношений администрации города Перми ДД.ММ.ГГГГ на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, прошедшего государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации: №, Распоряжения начальника департамента земельных отношений Администрации города Перми № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно соглашению о разделе наследственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 1165 ГК РФ произведен раздел наследственного имущества: в собственность Дурандиной Р. С. перешли права и обязанности по договору № аренды земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>.
В соответствии с выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ за Дурандиной Р. С. зарегистрировано право аренды на земельный участок.
Договором определено дополнительное условие прекращение договорных отношений - смерть арендатора.
Таким образом, договор № аренды земельного участка прекратил свое действие с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, право аренды не могло перейти к наследникам.
Согласно ст.1165 ГК РФ наследственное имущество, которое находится в общей долевой собственности двух или нескольких наследников, может быть разделено по соглашению между ними.
Так как право аренды земельного участка не вошло в состав наследственной массы, то и в отношении указанного имущества не подлежало заключение соглашение о разделе наследственного имущества.
В настоящее время зарегистрировано право аренды земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> за Дурандиной Р. С..
Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется как способами, перечисленными в ней, так и иными способами, предусмотренными законом.
Согласно пункту 1 статьи 9 ГК РФ, устанавливающему, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с Решением Пермской городской Думы от 24.02.2015 № 39 «Об утверждении Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми», департамент наделен полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками на территории города Перми.
Таким образом, в настоящее время нарушены права Департамента по распоряжению земельным участком, так как именно Департамент обладает правами по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании изложенного просит признать свидетельство о праве на наследство по закону № в отношении Юсуповой Г. С. недействительным; признать свидетельство о праве на наследство по закону № в отношении Дурандиной Р. С. недействительным; признать соглашение о разделе наследственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ недействительным; признать отсутствующим право аренды Дурандиной Р. С. по договору № аренды земельного участка, находящегося по адресу<адрес>.
Представитель истца в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в иске.
Ответчик Юсупова Г.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, с иском не согласна.
Ответчик Дурандина Р.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием представителя, с иском не согласна.
Представитель ответчика Дурандиной Р.С. – Хайдаров С.Ш., в судебном заседании с иском не согласен, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Ответчик нотариус Мокрушина О.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием представителя, исковые требования не признает.
Представитель ответчика нотариуса Мокрушиной О.В. - Мауль О.А., в судебном заседании с иском не согласна, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со ст. 1115 ГК РФ местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (статья 20).
В соответствии с положениями статьи 62 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариус по месту открытия наследства в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает заявления о принятии наследства или об отказе от него.
В силу ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1162 ГК РФ свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом.
Положения пункта 1 статьи 1153 ГК Российской Федерации, рассматриваемые в системе действующего правового регулирования, в частности во взаимосвязи с частью первой статьи 72 "Условия выдачи свидетельства о праве на наследство по закону" Основ законодательства Российской Федерации о нотариате N 4462-1 от ДД.ММ.ГГГГ говорят о том, что нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, состав и место нахождения наследственного имущества и иные обстоятельства.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ст. 1142 ГК РФ).
Судом установлено, что гр.А. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Наследниками первой очереди по закону на имущество, оставшееся после смерти гр.А. являются: дочь – Дурандина Р. С., дочь – Юсупова Г. С..
ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющей обязанности нотариуса Пермского городского нотариального округа Мокрушиной О.В. – Пьянковой Е.В., выданы свидетельства о праве на наследство по закону на имя Дурандиной Р. С. на ? долю имущества, на имя Юсуповой Г. С. на ? долю имущества гр.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Наследство, на которое в указанных долях выданы настоящие свидетельства, состоит из прав и обязанностей по Договору №И аренды земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>.
Наследуемые права и обязанности по договору аренды принадлежали наследодателю на основании договора №И аренды земельного участка для строительства, заключенного наследодателем с Департаментом земельных отношений администрации города Перми ДД.ММ.ГГГГ на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, прошедшего государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации: №, Распоряжения начальника департамента земельных отношений Администрации города Перми № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.1165 ГК РФ наследственное имущество, которое находится в общей долевой собственности двух или нескольких наследников, может быть разделено по соглашению между ними. К соглашению о разделе наследства применяются правила настоящего Кодекса о форме сделок и форме договоров. Соглашение о разделе наследства, в состав которого входит недвижимое имущество, в том числе соглашение о выделении из наследства доли одного или нескольких наследников, может быть заключено наследниками после выдачи им свидетельства о праве на наследство. Государственная регистрация прав наследников на недвижимое имущество, в отношении которого заключено соглашение о разделе наследства, осуществляется на основании соглашения о разделе наследства и ранее выданного свидетельства о праве на наследство, а в случае, когда государственная регистрация прав наследников на недвижимое имущество была осуществлена до заключения ими соглашения о разделе наследства, на основании соглашения о разделе наследства.
ДД.ММ.ГГГГ между Дурандиной Р.С. и Юсуповой Г.С. заключено Соглашение о разделе наследственного имущества, согласно которому в собственность Дурандиной Р. С. перешли права и обязанности по договору № аренды земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним арендатором по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка с кадастровым номером № является Дурандина Р. С. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения о разделе наследственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на отсутствие оснований для включения в наследственную массу права аренды земельного участка в связи с прекращением действия договора аренды №И по причине смерти арендатора (наследодателя).
Согласно пункту 2 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное.
Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора.
Пунктом 4.1. Договора № аренды земельного участка для строительства от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 8.1. вышеуказанного Договора аренды, настоящий договор прекращает свое действие в случае ликвидации Арендатора - юридического лица и смерти Арендатора - физического лица, за исключением случаев строительства, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и наследования прав и обязанностей по договору в пределах срока его действия.
Как следует из содержания договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, его заключение не обусловлено личными качествами арендатора гр.А. Несмотря на то, что договором определено условие прекращения договорных отношений – смерть арендодателя, вместе с тем исключение составляет, в том числе, случай наследования прав и обязанностей по договору в пределах срока его действия.
Таким образом, ограничений в части перехода прав по данному договору к наследникам арендатора в случае смерти последнего договор не содержит.
Исходя из изложенного, после смерти арендатора гр.А. его права и обязанности по договору аренды земельного участка, в силу статей 617, 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации перешли к его наследникам – Юсуповой Г.С., Дурандиной Р.С., а впоследствии по Соглашению о разделе наследственного имущества – к Дурандиной Р.С.
При разрешении заявленных Департаментом земельных отношений администрации г.Перми требований, суд исходит из того, что к Дурандиной Р.С. после смерти гр.А. в порядке универсального правопреемства перешли в числе права на наследство и имущественные права по договору аренды, договор №И аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом был оформлен и зарегистрирован в соответствующих органах, срок действия не истек, а потому в силу положений действующего законодательства данное право подлежало включению в состав наследства, в связи с чем у нотариуса отсутствовали основания для отказа в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону.
Согласно положениям статей 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Недоказанность обстоятельств, на которые истец ссылается в обоснование своих требований, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела доводы истца об отсутствии у Юсуповой Г.С., Дурандиной Р.С. в порядке наследования права аренды земельного участка по договору №И, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между департаментом земельных отношений администрации города Перми и гр.А., на основании которого нотариусом выданы свидетельства о праве на наследство по закону, а в дальнейшем заключено Соглашение о разделе наследственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ, не нашли своего подтверждения, и оснований для признания оспариваемых свидетельств и соглашения недействительными не имеется.
Суд считает, что все доводы в обоснование иска не основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных судом при рассмотрении спора по существу, связаны с неверным толкованием положений действующего законодательства, а также опровергаются собранными по делу доказательствами.
Кроме того, общие правила, касающиеся формы, порядка и условий выдачи свидетельств о праве на наследство по закону, в данном случае соблюдены в полном объеме. Оспариваемые свидетельства о праве на наследство по закону удостоверены нотариусом. Договор № аренды земельного участка, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между департаментом земельных отношений администрации города Перми и гр.А., не признан недействительным, не признан незаключенным на момент смерти наследодателя. Доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов истца выдачей оспариваемых свидетельств о праве на наследство по закону, суду не представлено.
Оценивая доказательства в совокупности, учитывая изложенное выше, и, принимая во внимание, что при выдаче наследникам умершего гр.А. свидетельств о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, все обязательные условия, регламентируемые действующим законодательством, были соблюдены, правовые основания для признания недействительным свидетельств о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют, поскольку право аренды земельного участка на день открытия наследства принадлежало наследодателю, суд считает, что оснований для признания свидетельств о праве на наследство по закону, соглашения о разделе наследственного имущества недействительными не имеется, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для признания отсутствующим право аренды Дурандиной Р.С. по договору № аренды земельного участка, поэтому в удовлетворении требований департамента земельных отношений администрации города Перми следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Департамента земельных отношений администрации города Перми к Юсуповой Г. С., Дурандиной Р. С., ВРИО нотариуса Пермского городского нотариального округа Пьянковой Е.В. о признании свидетельств о праве на наследство, выданных Юсуповой Г. С. и Дурандиной Р. С., недействительными, признании соглашения о разделе наследственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, признании отсутствующим право аренды Дурандиной Р. С. по договору №И аренды земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Ю.Толкушенкова