Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1083/2020 ~ М-1015/2020 от 25.05.2020

Дело № 2-1083/2020

УИД 13RS0023-01-2020-002232-71

РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

г. Саранск 28 августа 2020 года

Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Догоровой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Абдулловой А.Х.,

с участием в деле:

истца Кривова Д. В., его представителя – адвоката Черновой О. И., действующей на основании ордера № 8 от 15 июня 2020 года,

ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия, его представителей Сероглазовой А. В., действующей на основании доверенности № 25 от 12 мая 2020 года, Федотова Г. Ю., действующего на основании доверенности № 35 от 10 июня 2020 года,

ответчика Федеральной службы судебных приставов, его представителей Сероглазовой А. В., действующей на основании доверенности № 26 от 12 мая 2020 года, Федотова Г. Ю., действующего на основании доверенности № 35 от 10 июня 2020 года,

ответчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Республиканская клиническая больница № 1», его представителей Тихоновой О. А., действующей на основании доверенности № 5 от 16 июня 2020 года, Луконькиной М. В., действующей на основании доверенности № 4 от 16 июня 2020 года,

прокурора – помощника прокурора Ленинского района г.Саранска Князькиной Т. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривова Д. В. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия, Федеральной службе судебных приставов, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница №1" о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе в прежней должности, признании незаконным решения и медицинского заключения о выявлении заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу, признании незаконным решения о невозможности принятия на государственную службу, возложении обязанности назначить на должность и заключить контракт, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

установил:

Кривов Д.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия, ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница №1", с последующим его уточнением, о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе в прежней должности, признании незаконным решения и медицинского заключения о выявлении заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу, признании незаконным решения о невозможности принятия на государственную службу, возложении обязанности назначить на должность и заключить контракт, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указал, что он был принят на работу в УФССП России по Республике Мордовия с 19 марта 2004 года на должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела оперативного дежурства (ГБР) УФССП РФ по РМ. 17 января 2020 года ответчиком УФССП России по РМ в его адрес было направлено уведомление №13909/20/727 о переходе Федеральной службы судебных приставов на иной вид государственной службы в связи со вступлением в силу Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и сокращении замещаемой им должности федеральной государственной гражданской службы с 1 мая 2020 года.

20 февраля 2020 года он обратился с заявлением о желании поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов межрайонного отделения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов УФССП России по Республике Мордовия.

1 апреля 2020 года ему было вручено уведомление 13909/20/6156 за подписью Руководителя ТО УФССП РФ по РМ ФИО7 о том, что он не соответствует требованиям к состоянию здоровья сотрудников ОПИ РФ и по его заявлению о желания поступить на службу в органы принудительного исполнения РФ не может быть принято положительного решения в силу части 3 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. №328-Ф3.

Приказом №190-к от 28 апреля 2020 года служебный контракт от 18 ноября 2005 года был с ним расторгнут и он уволен с федеральной государственной гражданской службы с 30 апреля 2020 года в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части 1 и частью 3.1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

С приказом об увольнении №190-к от 28 апреля 2020 года он не согласен, считает его незаконным и необоснованным, так как был нарушен порядок увольнения. В нарушение Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» истцу не были предложены все имеющиеся в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы. Более того, его должность с 1 мая 2020 года фактически сокращена не была. Из уведомления Федеральной службы судебных приставов России от 17 января 2020 года №13909/20/727 следует, что он будет освобожден от занимаемой должности гражданской службы и уволен в случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органов принудительного исполнения, не позднее 30 июня 2020 года, однако, о конкретной дате увольнения его никто за 2 месяца не уведомлял.

Результаты медицинского освидетельствования ГБУЗ РМ «Республиканская клиническая больница № 1» от 26 марта 2020 года в отношении него считает недостоверными, ввиду нарушения процедуры медицинского освидетельствования и отсутствия у него заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.

По мнению истца, медицинское освидетельствование должно было быть проведено в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральном медико-биологическом агентстве, а не в ГБУЗ РМ «Республиканская клиническая больница № 1», специалисты которой не обладают достаточной квалификацией.

Неправомерными действиями ответчика вследствие незаконного увольнения, отказа в принятии на работу, ему причинен моральный вред, который выражается в физических и нравственных страданиях в связи с лишением конституционного права на труд, а в последствии, на достойное пенсионное обеспечение, а также возможности получать причитающиеся ему выплаты.

По указанным основаниям, с учетом уточнения заявленных требований, просит признать Приказ №190-к от 28.04.2020 года об увольнении Кривова Д.В. незаконным; восстановить его на прежней работе в УФССП России по Республике Мордовия с 01.05.2020 года в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела оперативного дежурства (ГБР) УФССП РФ по РМ; признать незаконными решение по результатам прохождения медицинского обследования комиссией и Медицинское заключение ГБУЗ РМ «Республиканская клиническая больница № 1» от 26.03.2020 года о выявлении у него заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации; признать незаконным решение Руководителя ТО УФССП РФ по РМ ФИО7 от 01 апреля 2020 года 13909/20/6156 о невозможности принятия в органы принудительного исполнения Российской Федерации; обязать назначить его на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в органах принудительного исполнения Российской Федерации в силу ч.3 ст. 92 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.10.2019 N 328-ФЗ и заключить с ним контракт без условия об испытании; взыскать в его пользу с Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия средний заработок за время вынужденного прогула с 01.05.2020 года по день восстановлении на работе в размере 152 264 рубля; взыскать в его пользу с Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Определением суда от 24.08.2020 года к участию в деле привлечена в качестве ответчика Федеральная служба судебных приставов.

В судебном заседании истец Кривов Д.В. и его представитель – адвокат Чернова О.И. исковые требования поддержали по основаниям указанным в иске.

Представители ответчиков УФССП России по Республике Мордовия и Федеральной службы судебных приставов Сероглазова А.В. и Федотов Г.Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в возражениях на исковое заявление.

Представитель ответчика ГБУЗ Республики Мордовия «Республиканская клиническая больница № 1» Тихонова О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку у комиссии врачей на тот момент были достаточные основания для вынесения решение о наличии заболевания у Кривова Д.В., препятствующего прохождению им службы в службе судебных приставов, поскольку у него было выявлено заболевание характеризующиеся повышением артериального давления.

Представитель ответчика ГБУЗ Республики Мордовия «Республиканская клиническая больница № 1» ЛуконькинаМ.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом.

Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, показания свидетелей, заключение эксперта, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Приказом УФССП России по Республике Мордовия от 30 марта 2006 года № 193 Кривов Д.В. переведен на должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (группы быстрого реагирования) специализированного отдела (дежурной части) Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия, где работал по момент увольнения.

01.01.2020 года вступил в законную силу Федеральный закон от 01.10.2019 № 328 - ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении вменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №328-ФЗ).

Указом Президента Российской Федерации от 18.11.2019 № 555 «Об установлении предельной штатной численности работников органов принудительного исполнения Российской Федерации» установлена предельная штатная численность работников территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, в том числе сотрудников органов принудительного исполнения и федеральных государственных гражданских служащих.

Приказом ФССП России от 01.01.2020 № 41 утверждены и введены в действие с 01.05.2020 структура и штатное расписание Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия.

В силу п. 2 ст. 92 Закона № 328-ФЗ гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Порядок медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения, и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации. Перечень таких заболеваний устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки. Перечень отдельных должностей, при замещении которых проводятся психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверка уровня физической подготовки, а также порядок их проведения определяется руководителем федерального органа принудительного исполнения.

Гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", до 1 января 2020 года, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"(п. 13 ст. 92 13 Закона № 328-ФЗ).

Приказом УФССП России по Республике Мордовия от 28.04.2020 года № 190-К служебный контракт от 18 ноября 2005 года, заключенный с Кривовым Д.В. расторгнут, и он освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (группы быстрого реагирования) специализированного отдела оперативного дежурства УФССП России по Республике Мордовия и уволен с федеральной государственной гражданской службы 30 апреля 2020 года в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части 1 и частью 3.1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 63), при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона РФ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии с частью 2, 4 статьи 31 названного Федерального закона о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (часть 5 той же статьи).

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. (часть 6 статьи 31 Федерального закона РФ N 79-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что 30 января 2020 года Кривова Д.В. ознакомили с уведомлением от 17 января 2020 года УФССП России по РМ №13909/20/727 о переходе Федеральной службы судебных приставов на иной вид государственной службы в связи со вступлением в силу Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и сокращении замещаемой им должности федеральной государственной гражданской службы с 1 мая 2020 года. Ему было разъяснено, что он вправе изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации и в срок не позднее 29 февраля 2020 года проинформировать об этом руководителя структурного подразделения Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия.

20 февраля 2020 года он обратился с заявлением о желании поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов межрайонного отделения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов УФССП России по Республике Мордовия.

На основании выданных ему направлений он прошел проверку уровня физической подготовки и тестирование государственных гражданских служащих специализированного отдела оперативного дежурства УФССП России по Республике Мордовия на знание законодательства Российской Федерации и государственного языка Российской Федерации (русского языка), а также мероприятия по профессиональному психологическому отбору, что подтверждается результатами тестирования и не оспаривается ответчиком.

1 апреля 2020 года ему было вручено уведомление 13909/20/6156 за подписью Руководителя ТО УФССП РФ по РМ ФИО7 о том, что он не соответствует требованиям к состоянию здоровья сотрудников ОПИ РФ и по его заявлению о желания поступить на службу в органы принудительного исполнения РФ не может быть принято положительного решения в силу части 3 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. №328-Ф3.

Согласно акту от 22.04.2020 года Кривову Д.В. предложено получить перечень вакантных должностей, предлагаемых для замещения с 01.05.2020 года (письмо от 17.04.2020 года № 13909/20/7030-ЮМ) и поставить личную роспись в ознакомлении и выражении волеизъявления на согласие либо отказ от замещения предложенных вакантных должностей государственной гражданской службы. Кривов В.Д. получил перечень вакантных должностей, предлагаемых для замещения с 01.05.2020 года (письмо от 17.04.2020 года № 13909/20/7030-ЮМ). Однако поставить личную подпись в ознакомлении и выражении волеизъявления на согласие либо отказ от замещения предложенных вакантных должностей государственной гражданской службы отказался. Настоящий акт составлен и подписан ФИО5, ФИО6 и ФИО4.

Из показаний свидетеля ФИО5 следует, что 22.04.2020 года Кривову Д.В. было предложено 5 вакантных должностей, которые были перечислены в уведомлении от 17.04.2020 года. Кривов Д.В. уведомление получил, от предложенных должностей он не отказывался, но от подписи отказался.

Свидетель ФИО4 суду показал, что 22.04.2020 года он дежурил, примерно в обеденное время пришел Кривов Д.В. ФИО5 вынесла уведомление Кривову Д.В., зачитала ему его и попросила расписаться. Но Кривов Д.В. ушел и сказал, что подумает.

Свидетель ФИО6 суду показал, что 22.04.2020 года Кривов Д.В. приходил знакомиться с уведомлением, но от подписи отказался. Забрал один экземпляр уведомления и сказал, что подумает. От предложенных должностей он не отказывался.

Из уведомления от 17 января 2020 года УФССП России по РМ №13909/20/727 о переходе Федеральной службы судебных приставов на иной вид государственной службы в связи со вступлением в силу Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и сокращении замещаемой им должности федеральной государственной гражданской службы с 1 мая 2020 года следует, что Кривову Д.В. было разъяснено, что он вправе изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации и в срок не позднее 29 февраля 2020 года проинформировать об этом руководителя структурного подразделения Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия. При отсутствии вакантных должностей в Федеральной службе судебных приставов либо в случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, вы будете освобождены от занимаемой должности гражданской службы и уволены с гражданской службы в соответствии с п. 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не позднее 30.06.2020 года.

Вместе с тем Кривов Д.В. Приказом УФССП России по Республике Мордовия от 28.04.2020 года № 190-К уволен с федеральной государственной гражданской службы 30.04.2020 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что работодатель, уволив Кривова Д.В. с 30.04.2020 года, нарушил двух месячный срок с момента вручения уведомления о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы с предложением занять все имеющиеся вакантные должности гражданской службы. Кроме того, в судебном заседании установлено, что Кривов Д.В. не отказывался от предложенных ему вакантных должностей.

Приказом ФССП России от 01.01.2020 № 41 утверждены и введены в действие с 01.05.2020 структура и штатное расписание Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия.

Согласно справке о проведении организационно-штатных мероприятий в УФССП России по Республике Мордовия, связанных с переходом ФССП России на иной вид государственной службы от 27.08.2020 года, государственные гражданские служащие специализированного отдела оперативного дежурства, в котором замещал должность истец Кривов Д.В., в результате организационных мероприятий уволены с государственной гражданской службы только 31.05.2020 года, то есть фактически эти должности сокращены именно 31.05.2020 года.

Поскольку штатное расписание, в котором отсутствовала должность, занимаемая истцом вступало в действие только 01.01.2015 года, а фактически должность сокращена только 31.05.2020 года, оснований для расторжения трудового контракта с истцом 30.04.2020 года, то есть в период, когда его должность еще существовала в штате, у ответчика не имелось.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что увольнение истца до истечения двухмесячного срока после уведомления о предстоящем сокращении и в период, когда должность, занимаемая истцом, еще имелась в штатном расписании, является существенным нарушением порядка увольнения и является безусловным основанием для признания приказа об увольнении Кривова Д.В. незаконным и основанием для восстановления истца на работе в прежней должности.

В этой связи исковые требования Кривова Д.В. о признании Приказа УФССП России по Республике Мордовия №190-к от 28.04.2020 года об увольнении Кривова Д.В. незаконным и восстановлении его в УФССП России по Республике Мордовия с 01.05.2020 года в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела оперативного дежурства (ГБР) УФССП РФ по РМ подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст.65 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Согласно п.4 ч.2 указанной статьи медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения, и сотрудников в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются руководителем федерального органа принудительного исполнения. Порядок прохождения военно-врачебной экспертизы гражданами, поступающими на службу в органы принудительного исполнения, и сотрудниками и порядок профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения определяются Правительством Российской Федерации.

По результатам военно-врачебной экспертизы военно-врачебной комиссией дается заключение о годности граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения, и сотрудников к службе в органах принудительного исполнения по следующим категориям:

А - годен к службе в органах принудительного исполнения; Б - годен к службе в органах принудительного исполнения с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к службе в органах принудительного исполнения; Г - временно не годен к службе в органах принудительного исполнения; Д - не годен к службе в органах принудительного исполнения ч. 5,6 ст. 9 Закона № 328-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. № 1891 в соответствии с частью 2 статьи 92 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" утверждены Правила медицинского освидетельствования федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации; форма медицинского заключения о наличии или отсутствии заболевания, препятствующего федеральному государственному гражданскому служащему Федеральной службы судебных приставов поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.

Согласно п. 2 указанных Правил медицинское освидетельствование лиц, поступающих на службу, проводится по направлению органа принудительного исполнения в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральном медико-биологическом агентстве (далее -организации, осуществляющие медицинское освидетельствование) с осуществлением взаимных расчетов по медицинскому освидетельствованию между Федеральной службой судебных приставов и организациями, осуществляющими медицинское освидетельствование.

Согласно п.3 указанных Правил при отсутствии организаций, осуществляющих медицинское освидетельствование, по месту службы медицинское освидетельствование лиц, поступающих на службу, проводится по направлению органа принудительного исполнения в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту нахождения структурных подразделений органа принудительного исполнения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по терапии, неврологии, офтальмологии, хирургии, кардиологии, психиатрии, оториноларингологии, клинической лабораторной диагностике, функциональной диагностике, рентгенологии (далее - медицинские организации), при наличии заключенных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В судебном заседании установлено, что Кривов Д.В. 20 февраля 2020 года обратился с заявлением о желании поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, в связи с чем работодателем был направлен на медицинское освидетельствование в ГБУЗ Республики Мордовия «Республиканская клиническая больница № 1», с которым был заключен государственный контракт на оказание услуг медицинского освидетельствования федеральных государственных гражданских служащих от 26.02.2020 года.

Согласно протоколу № 473 от 26.03.2020 года комиссией в составе заместителя главного врача по КЭР Тихоновой О.А., заместителя главного врача по амбулаторно-поликлинической работе ФИО3, врача профпатолога ФИО1 принято решение врачебной комиссии: на основании данных объективного осмотра кардиолога, терапевта, Приказа Министерства юстиции РФ № 331 от 27.12.2019 года «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения РФ», принято решение о наличии заболевания у Кривова Д.В., препятствующего федеральному государственному гражданскому служащему ФССП поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, а именно заболевания, характеризующегося повышенным кровеносным давлением.

На основании данного решения в УФССП России по Республике Мордовия направлено медицинское заключение от 26.03.2020 года о наличии у Кривова Д.В. заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.

Согласно карты амбулаторного больного, Кривов Д.В. был осмотрен в ГБУЗ РМ «Республиканская клиническая больница № 1» врачом терапевтом, врачом-неврологом, врачом-офтальмологом, врачом-хирургом, врачом-кардиологом, врачом-оториноларингологом.

Согласно медицинскому заключению ГБУЗ РМ «Мордовская республиканская клиническая психиатрическая больница» от 17.03.2020 года у Кривова Д.В. отсутствует заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.

При проведении медицинского осмотра врачом кардиологом выявлена артериальная гипертензия I- II стадии, не годен на момент осмотра к службе. Рекомендовано: проведение ЭХО с целью уточнения диагноза и лечения.

При проведении медицинского осмотра врачом терапевтом выставлен диагноз гипертоническая болезнь I- II стадии под вопросом. Рекомендовано дообследование. Выявлено наличии заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы принудительного исполнения.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО1, врач профпатолог, член врачебной комиссии суду показала, что Кривову Д.В. был выставлен диагноз артериальная гипертензия I-II стадии с учетом повышения давления, кардиограммы и повышенного глазного давления. В данном случае было проведено частичное обследование, для установления точного диагноза необходимо дообследование. Кривову Д.В. не говорили, что необходимо принести результаты дообследования. На тот момент не могли выставить Кривову Д.В. диагноз – здоров, поскольку давление на момент осмотра было повышенным.

Свидетель ФИО2, врач кардиолог, суду показала, что Кривову Д.В. был выставлен предварительный диагноз – не годен на момент осмотра в связи с повышением давления, и рекомендовано проведение дополнительных исследований. Ему говорили, что для установления точного диагноза необходимо результаты дополнительных обследований, а именно УЗИ сердца, СМААД, окулист, УЗИ почек. В какой срок необходимо предоставить эти обследования ему не говорили.

Таким образом, при проведении медицинского освидетельствования ГБУЗ РМ «Республиканская клиническая больница № 1» точного диагноза Кривову Д.В. не выставлено (диагноз предположительный).

Согласно заключению комиссионной судебно-медицинской экспертизы № 057 от 18 августа 2020 года ответить на поставленный вопрос имелись ли у истца Кривова Д.В. на момент медицинского освидетельствования 26 марта 2020 года заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы принудительного исполнения РФ не имеется возможности, поскольку необходимо пройти всесторонне стационарное обследование, однако в представленных медицинских документах соответствующих сведений нее содержится.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что врачебная комиссия ГБУЗ РМ «Республиканская клиническая больница № 1» преждевременно, без достаточных для того медицинских данных о состоянии здоровья Кривова Д.В., пришла к выводу о наличии у него заболевания, препятствующего прохождению службе в органах принудительного исполнения, в виду чего исковые требования Кривова Д.И. о признании незаконными решение по результатам прохождения медицинского обследования комиссией и Медицинское заключение ГБУЗ РМ «Республиканская клиническая больница № 1» от 26.03.2020 года о выявлении у него заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации подлежат удовлетворению.

Кроме того, в нарушение п. 2 Правил медицинского освидетельствования федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов, изъявивших желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, ответчик направил на медицинское освидетельствование Кривова Д.В. в ГБУЗ «Республиканская клиническая больница № 1», в то время как в Республике Мордовия имеется Военно-врачебная комиссия отдела подготовки и призыва граждан на военную службу Военного комиссариата Республики Мордовия.

Кривов Д.В., получив уведомление от 01.04.2020 года 13909/20/6156, о невозможности принять положительного решения по заявлению об изъявлении желания поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в виду не соответствия требованиям к состоянию здоровья, 24.04.2020 года обратился к ответчику с заявлением о несогласии с медицинским заключением и просьбой направить его на повторное освидетельствование. Однако ему было отказано в этом и соответственно отказано в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации. Чем также были нарушены права Кривова Д.В. при проведении организационно-штатных мероприятий в связи с переходом Федеральной службы судебных приставов на иной вид государственной службы.

В силу ч. 1 ст. 9 Закона № 328-ФЗ в число квалификационных требований к должностям в органах принудительного исполнения, устанавливаемых отдельно для должностей младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах принудительного исполнения или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников, необходимым для исполнения обязанностей по замещаемой должности.

В силу п. 2 ст. 92 Закона № 328-ФЗ гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения.

Согласно положениям статьи 19 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень уполномоченных руководителей и иных должностных лиц, наделенных правом рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения, и принятия по ним решений, утверждается федеральным органом принудительного исполнения.

Уполномоченный руководитель в течение трех месяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинского освидетельствования и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору (часть вторая).

По результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы принудительного исполнения, с учетом заключения военно-врачебной комиссии о годности к службе в органах принудительного исполнения, результатов проверки уровня физической подготовки, результатов проверочных мероприятий и психофизиологических исследований, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений: заключить с гражданином контракт с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона; допустить гражданина к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения; заключить с гражданином контракт без условия об испытании; отказать гражданину в допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах принудительного исполнения и (или) приеме на службу в органы принудительного исполнения.

О принятом в соответствии с частью четвертой данной статьи решении уполномоченный руководитель сообщает в письменной форме гражданину в десятидневный срок со дня принятия соответствующего решения.

Согласно п. 4 протокола заседания оперативного штаба УФССП России по Республике Мордовия от 30 марта 2020 года Кривов Д.В. по результатам рассмотрения документов не соответствует требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, установленным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2019 года № 331 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации», в связи с чем не смогут поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в силу ч. 3 ст. 92 Федерального закона от 01.10.2019 года № 328 –ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (основание принятого решения – медицинское заключение от 26.03.2020 года, выданное ГБУЗ РМ «Республиканская клиническая больница № 1» о наличии заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации).

На основании чего Руководителем Управления ФИО7 было направлено в адрес Кривова Д.В. уведомление от 01.04.2020 года 13909/20/6156, которое истец просит признать незаконным.

Поскольку вышеуказанное решение было принято коллегиально на заседании оперативного штаба и на основании имеющегося на тот момент медицинского заключения о наличии у Кривова Д.В. заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения Руководителя ТО УФССП РФ по РМ ФИО7 от 01 апреля 2020 года 13909/20/6156 о невозможности принятия в органы принудительного исполнения Российской Федерации.

Также суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований истца о возложении обязанности назначить Кривова Д.В. на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в органах принудительного исполнения Российской Федерации в силу ч.3 ст. 92 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.10.2019 N 328-ФЗ и заключить с ним контракт без условия об испытании, поскольку на данный момент не имеется медицинского заключения о наличии либо отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.

Довод истца Кривова Д.В. о том, что он должен быть уволен по новому Федеральному закону от 01.01.2020 № 328-ФЗ по состоянию здоровья, а не по Федеральному закону от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» суд находит не состоятельным, поскольку на новый вид службы Кривов Д.В. еще не был принят.

На основании статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с которой, в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, который также принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца средний заработок за вынужденный прогул за период с 01.05.2020 года по 28.08.2020 года.

Согласно статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Рассчитывая размер среднего заработка, подлежащего взысканию, суд принимает во внимание справку о среднедневном заработке истца за 12 месяцев до увольнения, представленную ответчиком, так как к ней представлен расчет этой суммы, которая составляет 1836 руб. 86 коп. в день.

Таким образом, средний заработок за вынужденный прогул за указанный период составит 148 785 рублей 66 копеек (1836 рублей 86 копеек x 81 рабочих дней).

Вместе с тем, определяя сумму среднего заработка, подлежащую взысканию, суд учитывает, что средний заработок за вынужденный прогул подлежит взысканию с ответчика с зачетом суммы, начисленной истцу в связи с увольнением в размере 139737 рублей 16 копеек (выходное пособие). Соответственно взысканию подлежит 9 048 рублей 50 копеек (148 785 рублей 66 копеек - 139737 рублей 16 копеек).

Согласно части 16 статьи 70 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены нормами Трудового кодекса Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 9 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Принимая во внимание, что истец уволен незаконно, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца компенсация морального вреда.

Учитывая характер причиненных истцу физических и нравственных страданий, степень вины ответчика, переживания истца в связи с незаконным увольнением, а также требования разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать в пользу истца Кривова Д.В. компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

Согласно части первой статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственная пошлина взимается в доход бюджета муниципального образования (местный бюджет) по месту нахождения суда, принявшего решение, то есть в бюджет городского округа Саранск.

Исходя из размера удовлетворенных исковых требований, суд находит, что с Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия в доход бюджета городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей, согласно следующему расчету: 400 руб. (при цене иска менее 20000 рублей) + 300 (требование о восстановлении на работе) + 300 (требование о компенсации морального вреда).

Исходя из удовлетворенных исковых требований, суд находит, что с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Республиканская клиническая больница № 1» в доход бюджета городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Кривова Д. В. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия, Федеральной службе судебных приставов, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница №1" о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе в прежней должности, признании незаконным решения и медицинского заключения о выявлении заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу, признании незаконным решения о невозможности принятия на государственную службу, возложении обязанности назначить на должность и заключить контракт, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать незаконным Приказ Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия №190-к от 28.04.2020 года об увольнении Кривова Д. В. с федеральной государственной гражданской службы с 30 апреля 2020 года в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части 1 и частью 3.1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Восстановить Кривова Д. В. в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отдела оперативного дежурства (ГБР) УФССП РФ по РМ с 01.05.2020 года.

Признать незаконными решение по результатам прохождения медицинского обследования комиссией и Медицинское заключение ГБУЗ РМ «Республиканская клиническая больница № 1» от 26.03.2020 года о выявлении у Кривова Д. В. заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.

Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия в пользу Кривова Д. В. компенсацию за вынужденный прогул в размере 9 048 рублей 50 копеек (девять тысяч сорок восемь) рублей 50 копеек, компенсацию морального вреда в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части иска Кривова Д. В. отказать.

Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница №1" в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия Е.Ю. Догорова

Мотивированное решение суда изготовлено 1 сентября 2020 г.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия Е.Ю. Догорова

1версия для печати

2-1083/2020 ~ М-1015/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кривов Дмитрий Васильевич
Прокурор Ленинского района г.Саранска
Ответчики
Федеральная служба судебных приставов
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия
ГБУЗ РМ "Республиканская клиническая больница № 1"
Другие
Чернова Ольга Ивановна
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Догорова Евгения Юрьевна
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
25.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2020Передача материалов судье
28.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2020Подготовка дела (собеседование)
22.06.2020Подготовка дела (собеседование)
22.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2020Судебное заседание
26.06.2020Судебное заседание
24.08.2020Производство по делу возобновлено
25.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Судебное заседание
01.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее