РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Судья Советского районного суда <адрес> Омарова М.А.
С участием: истицы Дибирдадаевой М.Г.
Представителя Правительства Республики Дагестан Курбаналиева Ю.М.
Представителей Минстроя РД Сираджова Б.Р., Ибрагимова М-А.М.
Представителя Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» Магомедова А.И.
При секретаре Джалаловой Д.Д.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Дибирдадаева М. Г. в интересах Дибирдадаева А.Р. обратилась в суд с иском к Правительству Республики Дагестан, Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан, Минстрою РД, Администрации <адрес> о признании Дибирдадаева А.Р. нуждающимся в получении жилья, в связи с заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, обязать Правительство РД предоставить Дибирдадаеву А.Р. отдельное жилое помещение, обязать Администрацию Главы и Правительства Республики Дагестан сформировать жилищный фонд для обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма и передать Минстрою РД для обеспечения Дибирдадаева жильем, обязать Администрацию <адрес> и <адрес> принять необходимые меры по оказанию содействия в формировании жилищного фонда для обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении условиях для обеспечения жильем Дибирдадаева А.Р., в соответствии с Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ за №.
УСТАНОВИЛ:
Дибирдадаева М. Г. в интересах Дибирдадаева А.Р. обратилась к Правительству Республики Дагестан, Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан, Минстрою РД, Администрации <адрес> о признании Дибирдадаева А.Р. нуждающимся в получении жилья, в связи с заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, обязать Правительство РД предоставить Дибирдадаеву А.Р. отдельное жилое помещение, обязать Администрацию Главы и Правительства Республики Дагестан сформировать жилищный фонд для обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма и передать Минстрою РД для обеспечения Дибирдадаева жильем, обязать Администрацию <адрес> и <адрес> принять необходимые меры по оказанию содействия в формировании жилищного фонда для обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении условиях для обеспечения жильем Дибирдадаева А.Р., в соответствии с Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ за №. Указав в обосновании иска на то, что в соответствии со справкой освидетельствования лиц, выданной Бюро медико-социальной экспертизы № ДД.ММ.ГГГГ Дибирдадаеву А. Р., родившемуся ДД.ММ.ГГГГ, установлена первая группа инвалидности, ОСТД третьей степени, причина инвалидности — инвалидность с детства, инвалидность установлена бессрочно.
В соответствии с решением врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер» следует, что Дибирдадаев А. Р., 1971 года рождения, освидетельствован на ВК ГКУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер» и сделано заключение, что на основании постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ больной страдает хроническим психическим расстройством и имеет право на отдельную жилую площадь (квартиру). Инвалид первой группы, шизофрения по №
В соответствии со справкой, выданной ГКУ РД «Республиканский психоневрологический диспансер» Дибирдадаев А. Р. находится на диспансерном учете как инвалид с детства по поводу 1 группы с диагнозом «Глубокая умственная отсталость, болезнь Дауна». Решением Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Дибирдадаев А. Р. признан недееспособным вследствие психического расстройства. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П в связи с тем, что судом Дибирдадаев А. Р. признан недееспособным, и на основании заявления, Дибирдадаеву А. Р. назначена опекуном Дибирдадаева М. Г.. Из акта проверки жилищных условий, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, следует, что семья, где проживает Дибирдадаев А. Р., нуждается в улучшении жилищных условий.
Согласно справке, выданной ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» филиал по <адрес>, за Дибирдадаевым А. Р. объекта недвижимости (индивидуальное жилье, домовладение, квартира) не значится. Дибирдадаев А.Р. является инвалидом первой группы - шизофрения по №, согласно решению суда является недееспособным, жилищные условия, где он проживает, не соответствуют необходимым условиям для проживания граждан, больных тяжелыми формами хронических заболеваний и, согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» за ним не значится объекта недвижимости.
Истица Дибирдадаева М.Г. в интересах Дибирдадаева А.Р., в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик представитель Правительства Республики Дагестан Курбаналиев Ю.М. исковые требования посчитал необоснованными, указывая на то, что согласно ч. 1 ст. 72, ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Также считает, что истец не указывает на основания, предусмотренные в законе №, а ссылается на общие основания, указанные в нем. Истец просит оказать содействие в формировании жилищного фонда для обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма и передачи сформированного жилищного фонда Минстрою РД для обеспечения Дибирдадаева А.Р. жильем в соответствии с Законом РД от ДД.ММ.ГГГГ №. Считает, что из существа иска не следует, в каком порядке истец просит предоставить ему жилье как инвалиду, нуждающемуся в улучшении жилищных условий в порядке очередности или как инвалид, страдающий тяжелыми формами хронического заболевания.
Законоположения, регулирующие правоотношения в области предоставления жилья категориям граждан страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний разъяснены постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-П по делу о проверке конституционности ст.ст. 4, 5 и п. 5 ст. 14 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», некоторые аспекты которого разъяснены Конституционным Судом РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-Р.
Конституционный Суд «РФ указал, что абз. 6 п. 3.4 мотивировочной части данного Постановления не может рассматриваться как позволяющий возлагать на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязанность по осуществлению полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств, за счет собственных средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно абз. 6 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Статья 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ является по своему характеру отсылочной нормой и применяется в системной связи с иными положениями того же федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Реализация нормы, изложенной в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которая устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, невозможна без учета ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ М 181-ФЗ, а равно как и применение положений ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ. осуществляется в системной связи со ст. 57ЖКРФ. Но применение в системной связи названных положений закона и норм жилищного законодательства не изменяет порядок и условия его реализации, в том числе и внеочередной порядок предоставления жилья гражданам страдающим тяжелыми формами хронических заболевании.
Если гражданин, болеющий тяжелыми формами хронических заболеваний встанет на учет на основании ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, то ему предоставляется жилье как инвалиду, нуждающемуся в улучшении жилищных условий в порядке очередности исходя из времени принятия его на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении из жилищного фонда Республики Дагестан с правом на дополнительную жилую площадь, в том случае, если он страдает тяжелой формой хронических заболеваний, но если такой гражданин станет на учет в качестве гражданина, страдающего тяжелыми формами хронического заболевания, то в таком случае ему надлежит предоставить жилье по договору социального найма вне очереди из жилищного фонда Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ гражданин имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как по основанию, предусмотренному п. 5 ст. 14 ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ», так и по другим основаниям, предусмотренным ЖК РФ, иным федеральным законом, указом Президента РФ, законом субъекта РФ, может быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по своему выбору по одному из этих оснований или по всем основаниям, в том числе, если гражданин болен заболеванием, входящим в перечень, установленный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Внеочередное предоставление гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний отдельных жилых помещений не входит в установленный п. 2 ст. 26.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ) перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
В связи с этим, полномочия по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, которые не входят в перечень, предусмотренный п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ, входят в круг полномочий Российской Федерации, эти полномочия могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. В отношении граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний кроме Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» других законов не принято, но даже в нем соответствующие полномочия с выделением необходимых для этого материальных и финансовых средств в установленном порядке не переданы субъекту РФ, в связи с чем полномочия по предоставлению жилья данной категории граждан относится к Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 130 Бюджетного кодекса РФ, субъекты РФ, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, в том числе автономные округа, в состав которых входят муниципальные образования, являющиеся в очередном финансовом году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований за счет бюджетов краев, областей, начиная с очередного финансового года, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Федеральное законодательство содержит прямой запрет на финансирование полномочий, не отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации, для тех субъектов, которые не могут обеспечить их финансирование за счет собственных доходов (без учета межбюджетных трансфертов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда РФ и жилфонда субъекта РФ) возможно только при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения, (абз. 3 п. 2.1. Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О). Конституционный Суд РФ в п. 2.2. определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, разъясняя смысл ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ указал, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного (жилищного фонда РФ и жилищного фонда субъекта РФ), так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличие же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. В разъяснениях Конституционного Суда РФ указали, что предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и, что условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан. В целях сохранения единства судебной практики просили учесть, что по такого рода исковым заявлениям были приняты судебные решения об отказе в удовлетворении соответствующих требований. Сослались на решение Федерального суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда РД от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении искового заявления Абдуллаева А.С. в интересах Мустафаева Т.А., Гусейнова А.К., Гусейнова Г.А. и др. об обязании Правительства РД сформировать жилищный фонд социального использования, отказано.
Считают, что на Правительство РД не может быть возложена обязанность по обеспечению предоставления по договору социального найма отдельного жилого помещения Дибирдадаеву А.Р. за счет материальных и финансовых средств Республики Дагестан.
Представители Министерства строительства Сираджов Б.Р., Ибрагимов М-А.М., архитектуры и ЖКХ РД по <адрес> исковые требования не признали пояснив, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу.
Представитель Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» Магомедов А.И. исковые требования Дибирдадаевой М.Г. не признал пояснив, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу.
Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд находит иск не обоснованным и подлежащим оставлению без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что согласно ч. 1 ст. 72, ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 17 вышеназванного Федерального закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Следует отметить, что истец не указывает на основания, предусмотренные в законе №, а ссылается на общие основания, указанные в нем. Так, истец просит оказать содействие в формировании жилищного фонда для обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма и передачи сформированного жилищного фонда Минстрою РД для обеспечения Дибирдадаева А.Р. жильем в соответствии с Законом РД от ДД.ММ.ГГГГ №. Из существа иска не следует, в каком порядке истец просит предоставить ему жилье как инвалиду, нуждающемуся в улучшении жилищных условий в порядке очередности или как инвалид, страдающий тяжелыми формами хронического заболевания.
Однако необходимо учесть, что законоположения, регулирующие правоотношения в области предоставления жилья категориям граждан страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний разъяснены постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-П по делу о проверке конституционности ст.ст. 4, 5 и п. 5 ст. 14 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», некоторые аспекты которого разъяснены Конституционным Судом РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-Р.
Так, Конституционный Суд «РФ указал, что абз. 6 п. 3.4 мотивировочной части данного Постановления не может рассматриваться как позволяющий возлагать на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязанность по осуществлению полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств, за счет собственных средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Следует отметить, что согласно абз. 6 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Статья 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ является по своему характеру отсылочной нормой и применяется в системной связи с иными положениями того же федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Реализация нормы, изложенной в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которая устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, невозможна без учета ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ М 181-ФЗ, а равно как и применение положений ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ. осуществляется в системной связи со ст. 57ЖКРФ.
Однако применение в системной связи названных положений закона и норм жилищного законодательства не изменяет порядок и условия его реализации, в том числе и внеочередной порядок предоставления жилья гражданам страдающим тяжелыми формами хронических заболевании.
Существенным по делу является то, что если гражданин, болеющий тяжелыми формами хронических заболеваний встанет на учет на основании ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, то ему предоставляется жилье как инвалиду, нуждающемуся в улучшении жилищных условий в порядке очередности исходя из времени принятия его на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении из жилищного фонда Республики Дагестан с правом на дополнительную жилую площадь, в том случае, если он страдает тяжелой формой хронических заболеваний, но если такой гражданин станет на учет в качестве гражданина, страдающего тяжелыми формами хронического заболевания, то в таком случае ему надлежит предоставить жилье по договору социального найма вне очереди из жилищного фонда Российской Федерации.
Так, согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ гражданин имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как по основанию, предусмотренному п. 5 ст. 14 ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ», так и по другим основаниям, предусмотренным ЖК РФ, иным федеральным законом, указом Президента РФ, законом субъекта РФ, может быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по своему выбору по одному из этих оснований или по всем основаниям, в том числе, если гражданин болен заболеванием, входящим в перечень, установленный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Вместе с тем, необходимо учесть, что внеочередное предоставление гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний отдельных жилых помещений не входит в установленный п. 2 ст. 26.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ) перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. В связи с этим, полномочия по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, которые не входят в перечень, предусмотренный п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ, входят в круг полномочий Российской Федерации, эти полномочия могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. В отношении граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний кроме Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» других законов не принято, но даже в нем соответствующие полномочия с выделением необходимых для этого материальных и финансовых средств в установленном порядке не переданы субъекту РФ, в связи с чем полномочия по предоставлению жилья данной категории граждан относится к Российской Федерации.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 130 Бюджетного кодекса РФ, субъекты РФ, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, в том числе автономные округа, в состав которых входят муниципальные образования, являющиеся в очередном финансовом году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований за счет бюджетов краев, областей, начиная с очередного финансового года, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, федеральное законодательство содержит прямой запрет на финансирование полномочий, не отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации, для тех субъектов, которые не могут обеспечить их финансирование за счет собственных доходов (без учета межбюджетных трансфертов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Между тем, следует отметить, что предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда РФ и жилфонда субъекта РФ) возможно только при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения, (абз. 3 п. 2.1. Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О).
Конституционный Суд РФ в п. 2.2. определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, разъясняя смысл ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ указал, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного (жилищного фонда РФ и жилищного фонда субъекта РФ), так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличие же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
Вышеназванные разъяснения Конституционного Суда РФ показали, что предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и, что условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
На правительство РД не может быть возложена обязанность по обеспечению предоставления по договору социального найма отдельного жилого помещения Дибирдадаеву А.Р. за счет материальных и финансовых средств Республики Дагестан.
При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований Дибирдадаевой М.Г. Правительству Республики Дагестан, Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан, Минстрою РД, Администрации <адрес> о признании Дибирдадаева А.Р. нуждающимся в получении жилья, в связи с заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, обязать Правительство РД предоставить Дибирдадаеву А.Р. отдельное жилое помещение, обязать Администрацию Главы и Правительства Республики Дагестан сформировать жилищный фонд для обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма и передать Минстрою РД для обеспечения Дибирдадаева жильем, обязать Администрацию <адрес> и <адрес> принять необходимые меры по оказанию содействия в формировании жилищного фонда для обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении условиях для обеспечения жильем Дибирдадаева А.Р., в соответствии с Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ за № следует отказать, поскольку заявленные требования не основаны на законе.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Дибирдадаевой М. Г. в интересах Дибирдадаева А.Р. к Правительству Республики Дагестан, Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан, Минстрою РД, Администрации <адрес> о признании Дибирдадаева А.Р. нуждающимся в получении жилья, в связи с заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, обязать Правительство РД предоставить Дибирдадаеву А.Р. отдельное жилое помещение, обязать Администрацию Главы и Правительства Республики Дагестан сформировать жилищный фонд для обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма и передать Минстрою РД для обеспечения Дибирдадаева жильем, обязать Администрацию <адрес> и <адрес> принять необходимые меры по оказанию содействия в формировании жилищного фонда для обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении условиях для обеспечения жильем Дибирдадаева А.Р., в соответствии с Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ за № - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной формулировке.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Омарова М.А.