Дело № 2-725/2022
24RS0041-01-2021-004792-05 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2022 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Киселевой Е.Ю.,
при секретаре Горнакове А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Красноярска к администрации Октябрьского района г. Красноярска, ООО «Красноярский агропромышленный холдинг» о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Красноярска обратился в суд с иском к администрации Октябрьского района г. Красноярска, ООО «Красноярский агропромышленный холдинг» о возложении обязанностей ликвидировать несанкционированную свалку мусора площадью 2205 кв.м. расположенную на земельном участке с кадастровым номером У по адресу: Х пер. телевизорный, 6А, путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных отходов на специальный полигон.
Требования мотивировав тем, что прокуратурой района при проведении проверки с участием специалиста ДМИЗО администрации Х установлено, что на земельном участке У по адресу: Х, пер. Телевизорный, 6а находятся свалки строительного мусора, состоящие в том числе из обломков бетонных блоков, лома кирпича, металлоконструкций, деревянных конструкций, пластиковых пакетов - свалка мусора площадью 2592 кв.м. Данная свалка мусора не ликвидирована на указанном земельном участке на протяжении длительного периода времени.
Прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска в адрес администрации Октябрьского района г. Красноярска внесено представление от 26.03.2021. Согласно ответу администрации района от 27.04.2021 земельный участок с кадастровым номером У ранее был предоставлен в аренду ООО «Красноярский агропромышленный холдинг», администрацией района принимаются меры к понуждению организации ликвидировать свалки на данном земельном участке.
Вместе с тем, в настоящее время свалка мусора не ликвидирована, на момент проведения проверки срок договора аренды земельного участка у ООО «Красноярский агропромышленный холдинг» истек.
В связи с образованием указанных свалок мусора, бездействием со стороны администрации Октябрьского района г. Красноярска, непринятием мер по ликвидации указанных свалок мусора нарушаются требования природоохранного законодательства и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Скорнякова Ю.В., исковые требования поддержала в полном объеме, по обстоятельствам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации октябрьского района г. Красноярска - Шенфельд Е.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что земельный участок с кадастровым номером У, на основании договоры аренды от 26.01.2016 № 16-74, предоставлен Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в целях завершения строительства административно-хозяйственного складского здания хранения готовой молочной продукции ООО «КрасАгроХолдинг», сроком до 29.08.2019. Ввиду наличия на земельном участке объекта незавершенного строительства возврат земельного участка не производился.
До настоящего времени договор аренды не расторгнут, ООО «КрасАгроХолдинг» продолжает пользоваться земельным участком. Договором аренды предусмотрено, что арендатор должен следить за недопущением захламления земельного участка. В связи с ем, полагает, что надлежащим ответчиком по делу будет являться ООО «КрасАгроХолдинг», в связи с чем, в удовлетворении исковых требований к администрации Октябрьского района г.Красноярска просит отказать.
Представитель ответчика ООО «КрасАгроХолдинг» А1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что Общество не имело возможности осуществлять на предоставленном земельном участке какие либо строительные работы, на момент предоставления земельного участка в аренду, свалка уже существовала.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой, непредсказуемы для окружающей среды и ответственности за нарушение законодательства в области oxpаны окружающей среды.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территории осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду с учетом ближайших и отдаленных экологических последствий эксплуатации планируемых к строительству объектов капитального строительства и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия.
Статьей 51 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, согласно которой отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировка, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
При этом запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами, к которым относится в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды также определены статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» согласно которой к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007г. № 46-р утверждено Положение об администрации района г. Красноярска согласно которому администрация района в городе Красноярске является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города.
В соответствии с п. 2.2.3 Положения об администрации района г. Красноярска в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством районная администрация: содействует наиболее эффективному и рациональному функционированию объектов городского хозяйства на территории района; осуществляет контроль за соблюдением правил благоустройства, содержания территорий и строений физическими и юридическими лицами; организует работу и выполняет функции муниципального заказчика по ликвидации несанкционированных свалок, вывозу мусора, собранного Трудовыми отрядами Главы города.
В судебном заседании установлено, что согласно выписке из ЕГРН МО г. Красноярск принадлежит земельный участок площадью 14549 кв.м. с кадастровым номером У по адресу: Х
20.09.2016 г. между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и ООО «КрасАгроХолдинг» заключен договор аренды № 1124 земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:722 расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, пер. Телевизорный, 6а., общей площадью 14 549 кв.м. в целях завершения строительства административно-хозяйственного складского здания хранения готовой молочной продукции с кадастровым номером 24:50:0100234:749, сроком действия до 29.08.2019.
Земельный участок передан по акту приема-передачи 15.12.2015 г. по договору аренды от 26.01.2016 г. № 74.
При проведении проверки, прокуратурой района, с участием специалиста ДМИЗО администрации г. Красноярска установлено, что на указанном земельном участке находятся свалки строительного мусора, состоящие, в том числе из обломков бетонных блоков, лома кирпича, металлоконструкций, деревянных конструкций, пластиковых пакетов - свалка мусора площадью 2 205 кв.м. Данная свалка мусора не ликвидирована на указанном земельном участке на протяжении длительного периода времени.
Прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска в адрес администрации Октябрьского района г. Красноярска внесено представление от 26.03.2021. Согласно ответу администрации района от 27.04.2021 земельный участок с кадастровым номером У ранее был предоставлен в аренду ООО «Красноярский агропромышленный холдинг», администрацией района принимаются меры к понуждению организации ликвидировать свалки на данном земельном участке.
02.09.2021 г. ООО «Красноярский Агропромышленный Комплек» привлечено к административной ответственности, за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 5.1 Закона Красноярского края «Об административных правонарушениях» от 02.10.2008 № 7-2161.
Вместе с тем, в настоящее время свалка мусора не ликвидирована, на момент проведения проверки срок договора аренды земельного участка у ООО «Красноярский агропромышленный холдинг» истек, вместе с тем, земельный участок в установленном законом порядке арендодателю не передан, ООО «Красноярский Агропромышленный Комплекс» не утрачен интерес к спорному земельному участку, что подтверждается наличием спора в Арбитражном суде Красноярского края о заключении договора аренды на указанный земельный участок.
Согласно условиям договора аренды № 1124 ООО «Красноярский Агропромышленный Комплекс» принял на себя обязанность не допускать захламления земельных участков в результате своих действий и действий третьих лиц по использованию предоставленного земельного участка (п.4.4.13), своевременно выполнять обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению… (п.4.4.14)
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что именно на ООО «Красноярский Агропромышленный Комплекс» была возложена обязанность по содержанию и уборке земельного участка с кадастровым номером У, поскольку обществом своевременно не приняты меры по ликвидации указанной свалки мусора, чем нарушаются вышеперечисленные требования природоохранного законодательства и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, исковые требования подлежат удовлетворению, а обязанность по ликвидации свалки мусора подлежит возложению на ООО «Красноярский Агропромышленный Комплекс».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Красноярска к администрации Октябрьского района г. Красноярска, ООО «Красноярский агропромышленный холдинг» о возложении обязанностей удовлетворить частично.
Обязать ООО «Красноярский агропромышленный холдинг» ликвидировать несанкционированную свалку мусора площадью 2205 кв.м. расположенную на земельном участке с кадастровым номером У по адресуХ, путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных отходов на специальный полигон.
В удовлетворении исковых требований к администрации Октябрьского района г. Красноярска отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Копия верна.
Председательствующий: Е.Ю. Киселева
Мотивированное решение изготовлено 04.07.2022г.