Дело № 2-629/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2018 года г.Заринск
Заринский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего В.А. Жукова,
при секретаре Н.О. Киреевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ильиных Алексея Анатольевича к Министерству финансов Российской Федерации, ОП по Залесовскому району МО МВД России «Заринский», МО МВД России «Заринский», Министерству внутренних дел Российской Федерации в лице Главного Управления МВД России по Алтайскому краю о компенсации морального вреда, связанного с ненадлежащими условиями содержания под стражей,
УСТАНОВИЛ:
Гражданское дело по иску Ильиных Алексея Анатольевича к Министерству финансов РФ, ОП по Залесовскому району МО МВД России «Заринский», МО МВД России «Заринский» о компенсации морального вреда, связанного с ненадлежащими условиями содержания под стражей поступило в Заринский городской суд по подсудности из Залесовского районного суда Алтайского края.
В обосновании заявленных требований истец ссылается на то, что находился под стражей в ИВС с. Залесово Залесовского района Алтайского края в период с декабря ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ года. Условия содержания в камерах не соответствовали требованиям закона. Не соответствовала площадь камеры количеству содержащихся в них лиц из расчета 4 кв.м на одного заключенного. Не соответствовали осветительные приборы. Температурный режим в камерах был ниже положенной нормы 18 градусов. Отопительные приборы, вентиляционная система фактически не работала. Питание было раз в сутки, из приготовленных из некачественной пищи блюд, непригодный к употреблению. Отсутствовал санузел. Истцу причинен моральный вред в виде нравственных страданий, которые выразились в душевных переживаниях, ощущении неполноценности, ущемлении неимущественных прав. Камеры находились в антисанитарных условиях. На стенах была плесень, постоянная сырость. В камерах обитали мыши, клопы, пауки, вши. Никаких мер к их выведению администрация ИВС не предпринимала. В камере не было вентиляции. Кроме того, в камере в камере отсутствовал санузел, стояли бочки. В камере отсутствовал стол, не было полного освещения, вместо кроватей стояли металлические нары, не было холодной, горячей воды, постельное белье, одеяло, матрац, подушка не выдавались. В камерах содержалось от 5 до 7 человек. Не оказывалась должным образом медицинская помощь. Истец просит взыскать с надлежащего ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда 150000 руб.
Определением Заринского городского суда Алтайского края от 11.07.2018 к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
О дне судебного заседания истец извещен надлежащим образом. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы не предоставляют лицам, отбывающим по приговору суда наказание в исправительных учреждениях, право на личное участие в разбирательстве судами их гражданских дел (по которым они являются истцами, ответчиками, третьими лицами или другими участниками процесса). Уголовно-исполнительный кодекс Российской федерации предусматривает возможность этапирования осужденных из мест лишения свободы в следственные изоляторы лишь для участия в судебных разбирательствах по уголовным делам (ст. 77.1 УИК РФ). Следовательно, суды не имеют возможности этапировать указанных лиц к местам разбирательства гражданских дел с целью обеспечения их личного участия в судебных заседаниях. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. В ранее предоставленном отзыве, указали о необходимости отказать в удовлетворении исковых требований Ильиных А.А., просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика МО МВД России «Заринский» в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в ранее представленном отзыве.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, в представленных возражениях просит в удовлетворении заявленных требований истцу отказать в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствие представителя МВД России, ГУ МВД России по Алтайскому краю.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст.3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдании в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В соответствии со ст.53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения ущерба, его размер, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. При этом, по общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В связи с этим обязанность доказать факт причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам, а также незаконность действий (бездействия) органа государственной власти, либо его должностного лица, в рассматриваемом случае возлагается на истца. Более того, истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями (бездействием) и возникновением у него морального вреда.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Согласно ст.17 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее – Закон) подозреваемые и обвиняемые имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей, на материально - бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях, пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка;
Статьи 22, 23, 24 вышеназванного Закона закрепляют, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации; им создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Из искового заявления следует, что Ильиных А.А. содержался в ИВС с. Залесово в период с ДД.ММ.ГГГГ года.
Приказом ГУ МВД РФ по Алтайскому краю № 315 от 14.07.2011 ОВД по г. Заринску реорганизован путем присоединения к нему с 01.09.2011 ОВД по Заринском району Алтайского края и ОВД по Залесовскому району Алтайского края. ОВД по г. Заринску переименован в МО МВД РФ «Заринский».
Из возражений представленных МО МВД России «Заринский» следует, что истец не представил достаточных доказательств нарушения его прав. Исковое заявление не содержит сведений об обращении истца в период его содержания в ИВС в уполномоченные органы по поводу нарушения его законных прав и интересов. Считают, что обращение истца в суд по истечении 19 лет с момента его содержания в ИВС ОВД по Залесовскому району является злоупотреблением права, поскольку не сохранились письменные доказательства, а именно: книги учета лиц, содержащихся в ИВС, срок хранения которых составлял 10 лет, а также иные письменные доказательства со стороны ответчика. А соответственно факт нахождения истца, в указанный в иске период не доказан и ничем не подтвержден. Истцом не представлены доказательства наличия препятствий для своевременной защиты своих нарушенных прав.
Впервые норма об оснащении камеры изолятора временного содержания санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности была закреплена в Правилах внутреннего содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950. В период ДД.ММ.ГГГГ года действовали Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные приказом МВД России от 26.01.1996 № 41.
Также считают, что санитарный узел, оборудованный в соответствии с требованиями вышеуказанных правил в виде бочка для оправки естественных надобностей, не может считаться оборудованным с нарушениями.
Технический паспорт ИВС ОВД по Залесовскому району за период ДД.ММ.ГГГГ года отсутствует, ввиду истечения срока хранения документов.
Считают, что само по себе нарушение личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
В спорный период действовал Приказ МВД РФ от 26.01.1996 №41, которым были утверждены правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. Согласно п.п. 3.1, 3.2. Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 26.01.1996 №41, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом (при наличии соответствующих условий); постельными принадлежностями, постельным бельем; столовой посудой на время приема пищи. Камеры ИВС оборудуются: столом, санитарным узлом, краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком, урной для мусора. Не реже одного раза в неделю им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
Согласно п. 2.15 Правил размещение подозреваемых и обвиняемых в не приспособленных для этих целей помещениях запрещается. Их размещение в камерах производится с учетом личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
Пунктом 6.2 Правил закреплена обязанность подозреваемых и обвиняемых:
- соблюдать порядок содержания в ИВС, установленный федеральным законом и настоящими Правилами;
- выполнять законные требования администрации ИВС;
- соблюдать требования гигиены и санитарии;
- соблюдать правила пожарной безопасности;
- бережно относиться к имуществу ИВС;
- проводить уборку камер и других помещений ИВС в порядке очередности;
Согласно техническому паспорту административного здания по адресу: <адрес>, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, данное здание введено в эксплуатацию в <данные изъяты>
Согласно справке МО МВД России «Заринский» от 18.06.2018 срок хранения книги учета лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Залесовскому району согласно п. 349 приказа МВД России от 30.06.2012 № 655 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения», составлял 10 лет.
Срок хранения бухгалтерских документов- хозяйственных договоров, согласно п. 246 приказа МВД России от 30.06.2012 № 655 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел РФ, с указанием сроков хранения», составлял 5 лет.
На основании вышеизложенного, на хранении в архиве Группы делопроизводства и режима Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Заринский» данные документы отсутствуют, в связи с их уничтожением.
Из ответа ФКУ СИЗО № 1 УФСИН России по Алтайскому краю на запрос суда следует, что по имеющимся учетным данным отдела специального учета ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю Ильиных А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы не содержался.
Из ответа прокуратуры Залесовского района на запрос суда от 16.07.2018 следует, что в прокуратуру района заявления от Ильиных А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по вопросам ненадлежащих условий содержания в ИВС Залесовского РОВД не поступали. Нарушений условий содержания в ИВС Залесовского РОВД в указанный период не было установлено.
Согласно информации ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю от 20.07.2018 на запрос суда, сведения о прибытии в СИЗО-2 г. Бийска и убытии из СИЗО-2 г. Бийска в ИВС Залесовского РОВД Ильиных А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.
Из информации регионального банка данных ГУ МВД России по Алтайскому краю следует, что в региональном банке имеются сведения о привлечении Ильиных А.А. в ДД.ММ.ГГГГ, следующая информации об аресте его ДД.ММ.ГГГГ. Информации о задержаниях и арестах за ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
В связи с тем, что документы, касающиеся работы ИВС Залесовского ОВД за ДД.ММ.ГГГГ годы уничтожены за истечением сроков хранении, то доводы истца о его ненадлежащем содержании в ИВС Залесовского ОВД не могут быть подтверждены или опровергнуты какими-либо письменными доказательствами.
Обратившись в суд с настоящим иском спустя продолжительный период времени (прошло 19 лет) истец лишил себя права ссылаться на доказательства (журналы, акты и.т.д.), которое могли бы подтвердить обоснованность его требований.
В связи с этим, учитывая специфику спорных правоотношений, обязанность доказывать факт причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам в результате незаконных действий (бездействий) органа государственной власти, либо его должностного лица, в том числе сам факт, сроки и длительность содержания именно в ИВС Залесовского РОВД в данном случае возлагается на истца. Ответчик же должен доказывать отсутствие своей вины в создании ненадлежащих условий содержания в ИВС.
Как видно из вышеприведенных документов, информации о помещении Ильиных А.А. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ в ИВС Залесовского РОВД не имеется. Сведений об этапировании истца в указанный период из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Алтайскому краю, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю также не имеется.
Как уже отмечалось выше, вся документация, касающаяся содержания в ИВС лиц, которая велась в рассматриваемый период времени, уничтожена, за истечением сроков хранения. В этой связи доводы истца о периоде его содержания в ИВС Залесовского РОВД не могут быть признаны достаточными доказательствами, подтверждающими данный факт.
Поскольку относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами не подтвержден факт содержания истца в ИВС Залесовского РОВД в оспариваемый период, то и оснований для удовлетворения его требований у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ильиных Алексею Анатольевичу отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Заринский городской суд.
Судья Заринского
городского суда В.А. Жуков